Клиническая смерть или другие состояния

Николай Панов
На следующий год после развала Советского Союза, в наш город из - за границы, приехал мой родной брат с семьёй. Первый визит они нанесли к нам. Ну, как водится по русскому обычаю, вечером посидели за столом, выпили на радостях по стопочке - другой водки за встречу, да поговорили допоздна, от души. Утром мы встали, как говорится "ни в одном глазу", позавтракали. Брат с семьёй оправился навещать других родственников, а я прилёг на диван и включил телевизор. Жена в это время хлопотала на кухне, а дети пошли поиграть во дворе. Мы жили на четвёртом этаже и с нашего балкона двор был, как "на ладони". Я проводил их глазами до детской площадки и стал смотреть концерт по телевизору. Самочувствие было отличное и ничего не предвещало никакой беды...

Минут через двадцать, вдруг, спонтанно возникла острая боль в животе. Боль, так быстро усиливалась и перемещалась по кишечнику книзу, что я подумал: "Диарея или в простонародье, понос! С чего бы, вроде ничего такого, не съел?" Однако, в такой ситуации раздумывать было некогда, и я стремглав рванул в туалет. Только успел снять штаны и расположиться на унитазе, как боль в животе стала такой нестерпимой, что у меня померкло всё в глазах...

Очнувшись, я ощутил острую боль в правой ключице. Открыл глаза и не могу понять, где я и, что со мной. Голова уткнулась в водопроводный вентиль, по щеке стекает струйка крови. В правое плечо часто ударяется, что  - то острое. Оказывается, это вязальная спица. Она несколько раз вонзается в моё плечо, прокалывает кожу и из раны начинает течь кровь. Боль в плече усиливается и я пытаюсь рукой отодвинуть спицу от раны. Наконец, за дверью слышу голос жены. Она мне, что - то громко кричит, но я не могу разобрать, что именно. Пытаюсь ей, что - то сказать в ответ, но у меня ничего не получается. Замечаю, что спица просунута в щель под дверью. Я толкаю её с силой назад, за дверь. Жена, видимо сообразила, что я очнулся, перестала колоть меня спицей и начала стучать кулаком в дверь. Наконец, слышу её голос: "Открой, дверь! Открой, дверь!" Приподнимаюсь и открываю защёлку. Жена сидит за дверью на полу и плачет. Через какое - то время она успокоилась, помогла мне встать и дойти до кровати.

- Давай, вызовем скорую, - говорит жена. - Ты, минут двадцать, был в "отключке". Вдруг, это инфаркт. Он, ведь, сам собой не проходит. Приступ, снова, может повториться.

- Какая скорая! Я же лётчик, меня спишут сразу, - пытаюсь переубедить жену. - Давай не будем спешить, подождём немного. Да, и сердце у меня, вроде бы не болит. Немного полежу, а там посмотрим. Подстанция "Скорой помощи" рядом, они через три минуты приедут. Давай, пока, не будем беспокоить врачей.

Жена поддалась на мои уговоры и не стала звонить по "03". На мой вопрос о том, что со мною произошло, она ответила, что услышала сильный удар в дверь туалета. Видимо я, когда потерял сознание, начал падать с унитаза головой вперёд, и сильно ударился о дверь, а потом лбом, ещё, сильнее "упёрся" в водопроводный вентиль. От "контакта" с вентилем на лбу появилась ссадина и шишка с синяком. Жена, поняв что я потерял сознание, взяла длинную вязальную спицу и, через узкую щель под дверью, начала приводить меня в чувства. Способ, хотя, и был примитивный, но реанимация получилась эффективной.

Немного погодя, мне стало лучше и я, поднявшись с кровати, стал прохаживаться по комнате. Живот, как - будто не болел, вовсе. На лбу была огромная ссадина, которую обработали йодом, чтобы не кровоточила, отчего её пощипывало. Да, ныла рана на плече, тоже обильно смазанная йодом. В остальном всё было в полном порядке и я решил выйти на балкон покурить. Не успел выкурить до конца сигарету, как с детской площадки во дворе донёсся крик дочери. Пришли мальчишки с соседнего дома и стали отбирать у маленьких детей игрушки. Жена, побросав дела на кухне, побежала во двор защищать и успокаивать наших детей...

Оставшись один в квартире, я стал думать, что же со мной было. На инфаркт, вроде, не похоже. Сердце не болело. Опять же, выкуренная сигарета никакого вреда не причинила. Решил увеличить нагрузку. Налил в гранёный стакан водки до края и выпил залпом. "Семь бед, один ответ, - подумал я, - если инфаркт, то проявится сразу. Пока, выходной день у меня, можно и "провокацию" устроить. Хуже будет, если на полёты поставят, да в воздухе "удар" случится". Только успел закусить солёным огурчиком, как в квартиру зашла жена с детьми. Дети, невольно отвлекали её, увлечённо рассказывая про случай на площадке, а я, в этот момент, незаметно проскочил в спальню и лёг в постель. Никакого вреда моему организму водка не причинила. Значит, у меня был не инфаркт миокарды и не сердечный приступ. Тогда, что? И тут, меня осенило. А что если, это была клиническая смерть!..

Как - то по телевизору была передача посвященная клинической смерти у людей. Там, люди, пережившие клиническую смерть, рассказывали о том, что они ощутили "на том свете". Одни видели белый свет в конце туннеля, другие встречались со своими давно умершими родственниками, иные же смотрели на землю с высоты птичьего полёта. Но самое главное, нужно было успеть возвратить человека "с того света" за первые полчаса, иначе, наступали необратимые процессы в коре головного мозга и человек, если даже выживал, то становился, по сути, "овощем". Спасибо жене, что не растерялась и вовремя начала "прокалывать" моё тело спицей.

Я отчетливо вспомнил, что падал вниз с большой высоты, а вокруг были огромные холмы, покрытые зелёной растительностью. Падение было на спине, лицом вверх, замедленное, как - будто не падал, а парил в воздухе. И синие небо с редкими белыми облаками, которые опускались вниз вместе со мной. Я ещё подумал, что моё тело словно пушинка, которая медленно опускается на землю. Однако, до земли я так и не долетел. Пронзительная боль в плече заставила меня очнуться и мой полёт прервался...

С чисто научной точки зрения происходящее объясняется довольно просто: возникает гипоксия мозга, что ведёт к галлюцинациям при фактическом отсутствии сознания. Какие именно образы возникают у человека в этом состоянии - вопрос строго индивидуальный. Вероятно, раз я по профессии лётчик, то должен был летать по воздуху. Вот, я и ощутил состояние свободного полёта. И неважно в каком направлении происходил полёт, вверх или вниз, главное, что меня поддерживал воздух на весу, как пушинку. Я летел по воздуху, а не падал камнем с неба, с ускорением 9,81...

Недавно, врач, анестезиолог - реаниматолог Дмитрий Елецков из г. Волгограда, высказал по проблеме клинической смерти следующее мнение: "Тем более, люди склонны называть клинической смертью совсем другие состояния. Возможно, люди, которые якобы перенесли её, на самом деле не умирали, у них просто было синкопальное состояние, то есть обморок".

"Синкопальное состояние или обморок, - прочитал в медицинском справочнике, - внезапная кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся генерализованной мышечной слабостью, снижением постурального тонуса, нарушением сердечно - сосудистой системы (падением артериального давления, уменьшением величины пульса, часто - аритмиями) и поверхностным дыханием".

В 2009 году было дано новое определение обморока:

"Обморок или синкопальное состояние - это преходящая потеря сознания, связанная с временной общей гипоперфузией головного мозга. Обморок характеризуется быстрым развитием, короткой продолжительностью и спонтанным восстановлением сознания".

Самым важным здесь является выделение главной причины потери сознания при обмороках - преходящая общая гипоперфузия головного мозга (это слабая микроциркуляция и недостаточное кровоснабжение в головном мозге). Прежнее определение обморока было более широким и позволяло практически любой случай кратковременной утраты сознания с падением считать обмороком. 

В отношении больных людей, можно согласиться с мнением доктора Елецкова. У больных людей часто бывают обмороки. Но, как быть, если человек ни до, ни после, так называемого обморока, практически ни чем не болел; успешно проходил ежегодные медицинские освидетельствования, которые никаких признаков заболеваний у него не обнаруживали. Несколько лет после этого случая "провёл" за штурвалом самолёта, не испытывая никаких "гипоперфузных" симптомов в головном мозге во время полётов. Да, и сейчас я на своё здоровье, слава Богу, не жалуюсь. Вероятно, всё же, имела место клиническая смерть. Однако, назвать, даже, предположительно причину своей клинической смерти, не могу до сих пор. Видимо, так было угодно Богу, чтобы для меня она оставалась неразгаданной загадкой...