15 ЦЕХ

Валерий Широков
 Пятнадцатый цех был заготовительным. Там отпиливали заготовки от болванок, и рубили металл на огромных гильотинах. Под моим шефством были пилы. Диаметр пильного диска был примерно, метра полтора. В тисках зажимали  огромные болванки сантиметров по тридцать в диаметре, и пила сама автоматически  шинковала эту болванку на блинчики. Причём   было совершенно, наплевать, из какого материала была болванка, титан, сталь, нержавейка – пила медленно, но верно отгрызала блинчик.  Однажды одна из таких пил, сломалась. Меня  как самого умного, отправили в помощь. Самое странное , что я хоть и повозился, но починил эту махину. Управляющая схема представляла, из себя шкаф, набитый реле. Огромный альбом со схемами, и ни каких описаний. Откуда- то из памяти вылезли все те знания по схемотехнике релейных схем, что давали в институте. Давали поверхностно, но как ни странно, оказывается, это отложилось в памяти. В итоге я всё же вычислил больную релюшку. В награду за мной закрепили ещё и пятнадцатый цех. Пилы, словно почуяв помощь,  сразу начали ломаться. До этого их десять лет никто не чинил, и не обслуживал. Не мудрено, что контакты реле давно износились. Так, что работали эти станки из последних сил.
Но, это всё предъистория. Однажды, в цеху произошло ЧП. Весь цех был пьяный. Особых праздников, не было, спирт, был вроде на месте, у мастера в сейфе. Но работники, были невменяемые, еле держались на ногах, и весь цех был пьян. От  каждого благоухало перегаром, и воздухе,  пахло спиртным. На другой день история повторилась. Никто вроде не отлучался на обед за проходную, но весь цех опять был пьян в стельку. Мастер сбился с ног, борясь с этим поветрием. В воздухе по-прежнему пахло спиртным. В итоге мастер по запаху всё же нашёл спиртовый источник  цеха.
Оказывается, у одного из работников жена родила сына. Этот работяга, на радостях, и поил весь цех. Самагонный аппарат был пристроен у него в кабинке. Всё было устроено на высшем уровне, подведены провода для подогрева браги, охлаждение, слив воды. Правда пахло брагой, но рабочие объясняли, мастеру, что это пахнет портянками. Слесаря выгнали. Но этот аппарат, нашли только на третий день поисков. Самое забавное, что перед входом в 15-й цех, висел огромный плакат, с портретом Ленина. Ильич улыбался и на транспаранте было написано,- верной дорогой идёте товарищи. Пятнадцатый цех , как мог, претворял в жизнь этот лозунг.
 Вообще, на заводе работали талантливые люди, но их таланты никто не ценил. В перестройку, все старались заработать, как могли. Естественно и тащили с завода всё, что можно было вынести. Охранники были в доле.
 Однажды, до директора дошло, что с завода идёт левая продукция. На заводе, кто-то делает фары, для Жигулей.  КАК!!! Провели расследование, да был слесарь, который сделал специальный штамп. Из простого листа, выдавливал отражатель для фары Жигулей. В  13- ом цехе покрывал хромом и продавал. Вердикт директора, выкинуть штамп на помойку. Слесаря уволить. То, что простой слесарь, сумел создать самостоятельно штамп, правильно подобрать металл, термо-обработать, директора не впечатлило. Этот слесарь заменил собой сразу целый отдел. И технологов, и разработчиков. Притом, что завод отчаянно искал пути, на чём бы заработать. Приближалась Горбачёвская перестройка.
Помню, завод выпускал продукцию  для населения. Сервировочные столики. Изящная тележка на колёсиках, четыре  откидывающихся полочки,  на которые можно было поставить тарелки, бутылки, стаканы, и всё это легко и плавно переместить в нужное место. Эти столики продавались в магазине, но их особо никто не брал. Но тащили их с завода правдами и не правдами. Почему? А просто умельцы,  тащили эти заводские столики, дома расписывали под хохлому, и палех. И этот сервировочный столик превращался в произведение искусства. На  барахолке, их отрывали с руками. А заводские, чёрные, так и стояли в магазинах.
Когда рухнула Горбачёвская перестройка, к власти пришёл Ельцин. Опять пошли разговоры в СМИ, что у нас не выпускаются товары народного потребления, а выпускается  военная продукция. Не знаю, кто из высоких министров, додумался до того, что надо помогать сельскому хозяйству. И это главное. Наш приборостроительный завод обязали, создать что- нибудь, этакое грандиозное , в помощь сельскому хозяйству. Ну, сделали сепараторы, и крупорушки (для дробления зерна), но требовалось, что – то грандиозное. ЦКБ ( центральное конструкторское бюро) родило грандиозный проект. Автоматизированные бороны. Когда трактор тащил эти бороны за собой, зубья этих борон, совершали сложнейшее движение, в двух плоскостях, и разбивали комья земли. За это отвечали два мотора, которые устанавливались на бороне. По сути это были два вибратора, которые заставляли зубья вибрировать и двигаться в двух плоскостях.
 Как раз, на завод приезжал Ельцин. Ему и хотели похвастаться, этим чудом сельскохозяйственной мысли. Ельцин приехал, выступил на фоне этих автоматизированных борон, и уехал. Правда, провёл какое-то совещание с директором. Пообщался с героем социалистического труда. Спросил у него какие проблемы у завода. Этот, работяга,  выдал: – НЕ МОГУ КУПИТЬ МАШИНУ, А БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ НЕТ. Ельцин потом ему лично прислал  Волгу. Чтобы у мужика не было проблем. Проблемы завода, его, похоже, не особо интересовали.
Я  потом, поинтересовался, как прошли испытания этих чудо борон. – Отлично!! ОНИ ДОЕХАЛИ ДО КОНЦА ПОЛЯ И РАЗВАЛИЛИСЬ ОТ ВИБРАЦИИ. Вот, что происходит, когда  людей, не видавших в глаза сельхозтехнику, заставляют проектировать эту технику. 
 Когда Ельцин,  проходил через проходную на завод, на вахте стоял тот самый принципиальный охранник. Ну, Ельцина он задерживать не стал. Как у него на это ума хватило? А вот нашего знаменитого депутата, Мананникова, не пустил. Не смотря, на все его права, и депутатскую  и сенаторскую неприкосновенность. А  Ельцину,   было абсолютно наплевать. Он пробыл на заводе не больше получаса. Нужно пояснить, Мананников, вылез во времена перестройки, на жёсткой критике коммунистов. Да ещё сидел в тюрьме, при них. Коммунисты, уже задрали всех! Как ни странно, но помогла ему кричалка. ЛУЧШЕ СЛАДКИХ ПРЯНИКОВ , ДЕПУТАТ МАНАННИКОВ. Его избрали  в думу, когда эта кричалка проникла в народ. А вот на завод он  не смог попасть, не смотря на все свои сенаторские полномочия. Потом, когда вся перестройка развалилась, он пристроился в помощники к Горбачёву. Одно время Горбачёв,  пытался ещё раз пролезть в президенты. Мананников , приезжал агитировать. Результат печальный, за Горбачёва проголосовало 0,5 % населения. Какой, удар по самомнению! Великий Горби.
 А завод постепенно катился к своему развалу. Сейчас половина зданий сдана в аренду или продано. Один соседний завод  вообще снесли, на его месте торговый центр. Другой завод, тоже в  арендах , и продажах.  Народ на заводе, обнаглел, до того, что стал тащить с завода всё, что плохо лежит.  В том числе и основную военную продукцию. Знакомый из общаги, рассказывал, что умыкнули два танковых прицела ночного видения. Один даже умудрились продать новому русскому на катер. А что удобно. Ночью плывёшь по Обскому морю, и видишь брёвна топляки. Второй продать не успели. Милиция нашла. Правда, ни по каким документам, эти прицелы нигде не числились. Сейчас совершенно спокойно можно купить прицел ночного видения на охотничье ружьё, в магазине завода. Бедные звери. О времена, о нравы!