Незабываемый отпуск 1978-го года

Серафима Лежнева Голицына
   Фотография из интернета: "Гурзуф. Вид со скалы на Адалары вблизи пионерлагеря "Артек".

   Вниманию читателя представлено два варианта этого рассказа.


   1. Незабываемый отпуск 1978-го года.

   Отпусков в полном смысле этого слова - с поездкой, новыми впечатлениями, морем, и тому подобными радостями, в моей жизни было два. Решила написать про второй, и последний. А потом я всегда отдыхала на даче, с грядками, грибами, купанием, со своими родителями, с мужем, а потом - с сыном.
   Лето 1978 года. Мы, три подруги, приехали в Гурзуф. Море! Южная природа! Солнце! И мы совсем ещё девчонки, нам по 21-му году.
   Первую неделю отпуска занял проливной дождь. Выходили из дома только в магазин, плащей и зонтиков не взяли, по дорогам и с гор неслись бурные потоки воды.
   Вот и погожий денёк. Конечно, на пляж! Выбрали "дикий" пляж под скалами, около пионерлагеря "Артек". Плаваем, резвимся, я заплыла дальше всех. Нежданно - негаданно небо потемнело, начался сильный дождь, огромные волны. Хочу доплыть до берега - и не могу. Выползаю на берег, и меня тут же "слизывает" волной и утаскивает обратно в море. И так много раз. Успела потерять силы и наглотаться воды в море, когда сквозь завесу дождя увидела, что от берега ко мне плывёт парень в ластах и синей резиновой шапочке на голове.
   - Плывём к волнорезу!, - крикнул он мне. Вместо ответа я ушла под воду - сил, чтобы плыть, у меня уже не было. Парень лёг на спину, положил меня, выловив из волны, к себе на грудь, и, работая ластами, доставил меня и себя к волнорезу, выступающему в море довольно далеко. На бетонную сушу вылезали по металлической лестнице, встроенной в дальний от берега край волнореза. Вылезли. А я дышать не могу: в горло, в лёгкие набилось много воды, пока тонула.
   Парень сел на корточки, положил меня животом к себе на колено... Так я, частями, выплёскивала из себя воду.
   Уже на берегу, где люди прятались от ливня под уступом скалы, обмотавшись мокрыми "подстилками" для пляжа, познакомились. Моего спасителя звали Саша Дерюгин, от оказался москвичом. У Саши два друга, у меня две подруги. Компания складывалась удачно: три девушки и три парня.
   В тот же вечер решили отметить моё "второе рождение". Купили каких-то продуктов, сухого вина, и плясали весь вечер под кассетный магнитофон у ребят в "Пастушьей хижине", так они назвали маленький домик в самой высокой части Гурзуфа, который они сняли по совету друзей.
   Тут я хочу немного оправдаться. Возможно, мы все выпили в тот вечер слишком много вина. По вкусу вино местного Винзавода похоже на сок, и совсем не пьяное. Я была вечерницей, это значит, утром работаешь, вечером - учишься. В выходные -  баня, стирка, уборка и зубрёжка на следующую неделю. В "компаниях", как таковых, мне ещё бывать не приходилось, за исключением дней рождения родственников и подруг.
   Танцуем у входа в "хижину", которая стоит на верхушке горы, всё отлично. Почему-то я не заметила ухода сначала одной пары наших общих друзей, затем - другой. Танцуем вдвоём с Сашей. Он позвал меня в "хижину" "чего-нибудь выпить". Пить действительно очень хотелось. И почти сразу я оказалась под Сашей на кровати. Это не были мальчишеские поцелуи, он хотел бОльшего, и сразу. А я - девица... Что делать? Саша - крепкий парень, и рост у него приличный. Мы боролись изо всех сил. Сарафан на мне был разорван, ощущение, что я вся избита. Так я в первый и последний раз в своей жизни поняла, что значит, когда тебя насилуют.
   Меня спасла хитрость. Попросила отпустить меня в туалет, и вместо туалета как рванула с лесистой горы вниз... В черноте южной ночи, не зная направления, куда мне надо, на высоких каблуках... Бежала вниз по горе почти зажмурившись, всё равно ничего не было видно, думала: "Только бы не расшибить себе голову об какое-нибудь дерево!" Выбежала из леса около Винзавода, и по шоссе, почти наугад, добиралась до нашего дома в Гурзуфе. Ориентиром служили неяркие огни ночного приморского городка.
   Утром вернулись подруги, и поругали меня за то, что я ушла с вечеринки, не дождавшись их.
   Дальше мы отдыхали: купались, загорали, ездили на экскурсии. У подруг были какие-то парни, свидания, после случая в "хижине" мне уже не хотелось знакомиться с парнями в то лето.
   А в последний день отпуска, когда мы пошли "попрощаться" с морем, спускаясь со скалы по козьей тропке, я оступилась, и полетела вниз... Снова, уже в третий раз за этот отпуск, меня спасла от смерти случайность - я зацепилась подолом длинной пляжной юбки за небольшой сучковатый куст на скале. Потом осторожно нащупала ногой маленький уступ, и как-то сумела взобраться по скале наверх.
   Возвращаясь с моря в этот последний день своего отпуска, я сказала себе:
   - Всё, дорогая, порезвилась, и хватит. Жизнь полна опасностей, случайности могут не спасти тебя в следующий раз. Если ты ещё соберёшься в отпуск в какие-то экзотические места с морями и скалами, рядом с тобой должен быть надёжный защитник, твой муж. А иначе ты либо погибнешь, либо сопьёшься, либо... пойдёшь по рукам.
   В конце ноября 1978-го года я вышла замуж. Это было первое в моей жизни предложение руки и сердца, и я почти сразу приняла его. Очень не хотелось снова тонуть, срываться со скалы, подвергаться насилию.
   Наверное, тот год был для меня не слишком удачным. Но это уже другая история. Через три года я вышла замуж во второй раз и родила сына, которому завтра исполнится тридцать три года.
12.05.2015.21:50.


   Вариант 2-ой, более короткий.

                Незабываемый отпуск 1978-го года.

   Мы, три подруги, работающие студентки-вечерницы, накопили за год денег, и отправились отдыхать в Гурзуф. Три дня на дорогу поездом туда, три - обратно, всего три недели отдыха у Чёрного моря, о котором так мечтали весь год. 
   Всю первую неделю шёл сильнейший ливень, было холодно, ни тёплой одежды, ни плащей, ни зонтов мы с собой не взяли. Сидели дома: по дорогам и с гор неслись потоки дождевой воды, превратившиеся в реки, на "грунтовке", ведущей к ближайшему магазину, грязи было по колено.
   "Когда же начнётся хорошая погода?" - думали мы. Ведь в Крым мы приехали для того, чтобы вдоволь накупаться, загореть под жарким южным солнцем, отдохнуть и набраться сил для работы и учёбы. Так прошла первая из трёх недель нашего отпуска.
   В первый погожий денёк отправились на пляж под скалами вблизи пионерлагеря "Артек". Я заплыла дальше всех, внезапно потемнело небо, начался сильный ветер, дождь, шторм, я никак не могла выбраться на берег. Как только мне удавалось  доплыть до него и попытаться выползти на камни пляжа, тут же огромная волна накрывала меня с головой, и тащила обратно в море. Выбилась из сил, нахлебалась воды, стала тонуть. Меня спас парень, поплывший ко мне с берега в ластах. Вдвоём с ним мы вылезли на волнорез, а я дышать не могу - воды наглоталась слишком много. Парень присел на корточки, положил меня животом к себе на колено. Так, толчками, выходила из меня морская вода.
   Уже на берегу познакомились. Мой спаситель назвался Сашей, он приехал из Москвы с двумя друзьями. Получилась хорошая компания: три парня и три девушки.
   В тот же вечер мы отмечали у ребят моё "второе рождение". Они жили в маленьком домике в самой высокой части Гурзуфа, на вершине горы. Пили сухое вино разлива местного "Винзавода", казавшееся совсем не пьяным, танцевали под кассетный магнитофон около "Хижины пастуха", так они назвали свой домик, снятый по совету друзей.
   Я плясала с Сашей около магнитофона, вынесенного на небольшую площадку перед домиком, не обратив внимания на то, что со временем из всей компании на импровизированной "танцплощадке" нас осталось только двое - он и я.
   Саша позвал меня в "хижину" "попить чего-нибудь". Пить очень хотелось, но ничего, кроме бутылок с местным "сушняком", в домике не было. Меня почему-то не удивило, что в тесной аскетичной обстановке "хижины" друзей стало просторнее. Куда-то исчезли две разложенные раскладушки с бельём, остались только кровать и ящик из-под овощей, служивший обеденным столом.
    Глотнув виноградного вина "За спасение утопающих", я очень быстро оказалась лежащей под Сашей на кровати. Первая и последняя в моей жизни попытка изнасилования. А я - девица. Мы боролись ни на жизнь, а на смерть, сарафан на мне был весь изорван, я чувствовала себя совершенно избитой, и эти мокрые пьяные губы, такие отвратительные...
   Мне, домашней девочке, которая только и знала, что работать и учиться с утра до вечера, а в выходные - ходить в баню, стирать, убираться и заниматься зубрёжкой на следующую неделю, ещё не приходилось бывать в компаниях и знакомиться с парнями. Саша был намного выше и крупнее меня, мне было с ним не справиться, а слов моих он не слышал.
   Спасла неожиданная идея: я сказала, что мне срочно нужно в туалет, который находился в некотором отдалении от домика. Саша пошёл за мной, но я попросила его отойти шагов на десять, "потому, что стесняюсь". Ночь на юге такая тёмная, что и в двух шагах ничего уже не видно.
   Мимо дощатой будки туалета я рванула со всей мочи вниз по довольно крутой горе, поросшей хвойным лесом. В черноте южной ночи, на каблуках, я летела вниз по горе, не зная направления, куда мне надо, думая только о том, чтобы не расшибить свою глупую голову об какое-нибудь дерево. Выбежала из леса около "Винзавода", и долго, ориентируясь на неяркие огни города, шла по шоссе в Гурзуф.
   Утром вернулись подруги, и поругали меня за то, что я убежала с вечеринки, не дождавшись их. Мой сарафан, сшитый бабушкой к лету, был безнадёжно загублен, с неудовольствием смотрела я на синяки у себя на руках и ногах, болела вздувшаяся губа. В общем, на пляже после той вечеринки я чувствовала себя не вполне уютно.
   Погода стояла замечательная, хотя для нас, северян, непривычно жаркая, даже ночью не становилось прохладнее. Но ведь мы приехали на юг именно ради этой жары. Загорали, купались, ездили на экскурсии.
   Вечерами мои подруги уходили на свидания. У меня не было желания встречаться с парнями после той ночи в "хижине". Девчонки посмеивались надо мной, особенно по поводу случая, когда мне, по их словам, удалось "выйти сухой из воды".
   В последний день отпуска мы пошли прощаться с морем. Спускаясь с горы по козьей тропке, я оступилась, и не полетела со скалы вниз на каменистый пляж только благодаря случайности: моя длинная ситцевая юбка зацепилась за какой-то низенький сучковатый куст, растущий на скале.
   ...Бесконечная шоссейная дорога маршрутного троллейбуса тех лет, везущего нас  до аэропорта в Симферополе. Думаю о том, что никогда больше не поеду "дикарём" в столь экзотические места без надёжного защитника, своего будущего мужа.
   "А иначе, - мысленно говорила я себе, поглядывая на подруг по учёбе в институте, ни на шутку загулявших в том отпуске, - ты либо утонешь, либо свалишься с какой-нибудь очередной скалы и разобьёшься вдребезги, либо сопьёшься, либо пойдёшь по рукам...".
   Осень после отпуска в Гурзуфе была беспокойной. Одна из моих подруг готовилась делать аборт, другая в перерыве между работой и началом занятий в институте ездила на уколы в КВД. Я отделалась лёгким испугом.
   В конце ноября достопамятного 1978-го года я вышла замуж за парня, который предложил мне руку и сердце. Наверное, тот год был не очень-то удачным и для меня.
   Через два года, о которых не хочется вспоминать, я встретила человека, который впоследствии стал моим вторым мужем, и у нас с ним родился сын.
   Правда, "в экзотических местах" мне с тех не удалось побывать ни разу, и к тому было множество причин. Но это, как говорится, уже другая история.
14.05.2015.16:29.