Извечное упорство Часть. 1 Первые мозоли

Александр Исайченко
               
        О трудовых мозолях, - я узнал не понаслышке.

   Сразу, после окончания школы, пошел на судоремонтный завод и оформился учеником столяра. Но первый рабочий день провел не в цеху.

    Пожилая сотрудница отдела кадров, собрав новичков, повела нас за территорию
 завода. По старой традиции, всех, - желающих трудиться на заводе, сначала
 подвергали проверке на так называемую «прочность».

    Каждому вручили брезентовые рукавицы, лом и лопату, и показали фронт работ.

   Целый месяц, я копался в земле. Горели ладони, ныли руки и ноги, но траншеи мы сдали в срок.
   
     Всё та же сотрудница, привела меня в цех и представила рослому парню в солдатской форме.

  Это и был бригадир столяров. По привычке в армии, - он прочитал мне лекцию о том, что можно,  и что нельзя, а затем провел в заточную мастерскую.
 
     - Пока не освоишь заточку инструмента, чтобы лезвие сбривало волос на руке,
- к работе не допущу , - пробасил владыка.

        Правда, очень быстро показал: как устанавливать защитный стеклянный экран и включать агрегат. Пару раз провел стамеской по крутящемуся наждаку и отключил его.

        - А вот на этих оселках, - он показал мне на два прямоугольных каменных бруска, - доведешь жало инструмента до остроты  бритвы.

                Всё понятно!

     И, оставив несколько старых  стамесок и строгальный нож рубанка, - ушел.
       
    - Да, - подумал я,- лихое начало! Может, пока не поздно, бросить эту затею с ученичеством! Толком ведь не показал, как заточить стамеску,  чтобы она была острой  как бритва!

   Да и учиться здесь не хочется, - посмотрел я на валявшиеся повсюду окурки, на осыпающиеся стены, - просто какая-то помойка.

         Настроение совсем упало.

        Уже, гораздо позже, - я узнал, что у этой заточной, - не было настоящего хозяина.

   Она принадлежала нескольким цехам и располагалась в небольшой пристройке между ними.
  Создавать график уборки, - никто не решался, потому что нужно было постоянно передавать дежурство, с одной смены на другую.

   Начальство, кроме инженера по технике безопасности, - сюда не заглядывало, а рабочие, когда и заходили, по необходимости, - не жаловались. Вот так она и существовала.

        Действительно, слесарная мастерская не вызывала  меня желания чему-то учиться.
    Небольшое подслеповатое помещение был похоже на подвал.

    Три больших электрических заточных агрегатов располагались вдоль наружной стены. К каждому из них была подведена труба вытяжной вентиляции, которая, уже под потолком, - сливалась в единую трубу большего размера. 

   За станками слегка просматривалось окно. Правда, через него свет не проходил, потому  что оно было покрыто толстым слоем грязи.

   Я стоял и думал, - что же делать?
   
  В такой остановке, - не хотелось не только что-то делать, но даже находиться.

  Еще раз прошелся по полу, положил свои стамески на металлический стол и задумался:

  - А, может, стоит здесь навести порядок! 

   Мысль понравилась, но вспомнив о старшине, - засомневался.

   А вдруг бригадир упрекнет, что я полез не в свое дело.
 
     - Ну и пусть ругает, - решительно произнес я, - а в этой грязи, - я работать не буду!

   Надел брезентовый фартук и вооружился малярным скребком.

    – Начну, пожалуй, с окна!
   
     Но очистить его изнутри, мне не удалось, - вся грязь собралась снаружи.

   Я обошел корпус цеха и с трудом обнаружил его.

   Около окна стоял огромный корпус вентилятора с электродвигателем.

   Хорошо, что они были закрыты защитным экраном.

  Густо растущая вокруг полынь, - заполонила всё вокруг,  и вентиляционный кожух был похож на заблудившего динозавра.

   С трудом, взобрался на выступ фундамента цеха, и скребком стал срезать накопившуюся грязь.

  Оказывается, наждачный абразив, который вентиляционным потоком  воздуха, - выбрасывался при заточке инструмента, плотным слоем накрыл стекло окна.

   Я убрал его, веником из полыни, - протер стекла и поправил сдвинутое на бок колено  вытяжного патрубка: через эту щель и просыпалась абразивная крошка прямо на стекла.
        Вернувшись обратно, - я не узнал бывший полуподвал.

   Теперь в помещении заточной мастерской, -  стало намного светлее.

   И даже солнце пыталось  заглянуть ко мне в гости. Появилось даже желание включить один из агрегатов, но, взглянув на грязный лоток с водой, - успокоился.

 Лоток с водой висел под защитным экраном. Видимо в нем охлаждались затачиваемые сверла, резцы или другой инструмент.

 Я открутил крепежные болты на всех агрегатах и снял лотки. В умывальнике отмыл их и вернул на место.
 
      Еще раз осмотрелся. Теперь мое рабочее место  было готово, но неприятно было смотреть на  потрескавшиеся стены и потолок, ржавые трубы вентиляции.

        - Как давно они просят побелки и покраски, - ощутил я их страдания. 

            - Хорошо  бы им помочь, но у меня нет ни известки, ни краски.
      

    С такими грустными мыслями  вышел на улицу и присел на лавочку около двери.

   Мимо  меня проходил какой-то высокий, солидный человек, - в костюме и галстуке.

   Увидев меня, он направился в мою сторону:
   
   - Чем занимаемся, молодой человек? – задал он неожиданный вопрос.
 
   Я встал и снял фартук:

      - Получил приказ от своего бригадира, - отчеканил я, - научиться затачивать режущий инструмент так, чтобы он брил!

      - Серьезное задание,даже очень, - улыбнулся прохожий, - а почему ты такой хмурый и грязный?
   
     - Да, вот хотел навести порядок в этой заточной, - признался я.

    – Неухоженная она, - даже жалко.

   Окно, - я, правда, уже привел в порядок, а вот освежить стены известью и покрасить краской вентиляционные трубы, - не смогу. Нет ни того, - ни другого.

        Глаза прохожего округлились:

      - И кто же тебя надоумил наводить порядок на заводе? – вдруг спросил прохожий.

      - Это я по собственной инициативе, - смущенно признался я, - не люблю темноту и грязь!

       Прохожий неожиданно кашлянул, как будто в его горле запершило, а потом попросил показать помещение.

   Минут пять он осматривал его, как говорят с головы до ног, а затем пожал мне руку:
 
    - Не ожидал, что подрастающая молодежь способна на такое!

   Спасибо, дорогой, за науку, помощь и заботу!

   Серьёзный подход у тебя к работе! Молодец!  Как звать и сколько времени работаешь у нас?   
   
  - Дорохов, я, а зовут Геннадием, - скромно ответил я. Если считать и месяц работы на траншеях, - то получится  сорок дней.

  А в цеху, - первая неделя.
    
  Прохожий еще раз хмыкнул носом и удалился.

  А я сидел и думал:
 
    - Чего это я с ним разговорился? Персона кажется важная! Как бы, не влетело мне!

       Каково же было моё удивление, когда на следующий день, около заточной, - я увидел целый строй отряд.

   Люди крутились как пчелы около улья. Одни размешивали известь и заправляли  емкости для опрыскивания, другие тянули шланги, третьи размешивали краску.

  Я не выдержал и подошел к одному, явно не рабочему:
 
   - А что здесь происходит?

    - Да вот директор завода дал мне взбучку за состояние заточной!
  Поручил срочно произвести ремонт помещения, побелку и окраску, - признался тот.
 
  Скоро нагрянет!
   
   - Кто же это ему накапал?- подкинул я вопрос прорабу.
   
   - Да он тут сам вчера побывал! Устроил нам такой разнос!
   
   - А я еще ни разу не видел директора! Как его зовут? – не удержался я.
   
   - Зовут его Иван Ивановичем, он такой высокий, представительный! – почему-то с грустью  ответил прораб. Может и выгнать с работы!
    

    И тут, наконец, до меня дошло: я же вчера беседовал с самим директором завода! 

   Стало как-то не по себе, - может и уволить! Но меня-то за что!
   
    Следующий день я провел в цеху, - ждал, когда в заточной мастерской высохнет побелка и краска! А заодно и нагоняй от бригадира.

   Несколько раз наведывался в пахнущее краской помещение и возвращался обратно.   
   Бригадира, - не было. 
   

   Но на третий день, рано утром, я сразу направился в отремонтированное помещение.

   Около него уже стояла легковая машина.

   Иван Иванович вышел из заточной и улыбнулся мне:
 
   - Принимай дружок своё заведение! Желаю удачи на трудовом поприще!

      Я засиял от гордости и смущенно произнес:

     - Спасибо большое Вам! Теперь точно освою заточку!

       Мастерскую было не узнать: стены сверкали белизной, а агрегаты – краской.

     Под потолком появились пять новых плафонов.
    
    - Вот теперь другое дело, - с восторгом оглядывался я, - стало светло, тепло и мухи не кусают,- вспомнил я отцовскую поговорку. Достал брезентовый фартук и включил агрегат. 
      
   Целый рабочий день, опасаясь вращающегося с большой скоростью наждачного

круга, я подбирал углы заточки. По искрящемуся пучку срезаемого металла,

определял форму режущей фаски лезвия. Но окончательная заточка лезвия на оселках

не  удавалась, - инструмент не сбривал волос на локте руки.  И так, - и сяк, - я

пытался  создать остроту лезвия, но металл не брил. И всё же мое упорство не

прошло даром, - причину этого явления я всё же разгадал. Правда, не сам лично, - 
помог человек.


      Однажды, когда я потел над правкой жала лезвия, в  заточную мастерскую заглянул пожилой столяр.

   Я его уже как-то видел в цеху. 

  Увидев идеальный порядок в некогда заброшенной мастерской, - очень обрадовался.

  Выкурив сигарету, - он стал поправлять затупившееся лезвие  широкой стамески на агрегате. 

 После каждого прохода по наждаку, он опускал стамеску в воду и выдерживал некоторую паузу.

  Я не выдержал и спросил его:
 
  - Так легче затачивать металл?

   - Нет мой дорогой,- это элементарная закалка метала, - ответил столяр. Без охлаждения металла в воде, теряется прочность стали.
 
     Теперь мне всё стало ясно. И после каждой заточки стамески, я охлаждал её жало в воде.  К моему удивлению, - лезвие начало сбривать волос.

     Курсы ликбеза закончились.  Теперь мне уже не нужна была заточная мастерская. Мне нужен был бригадир, что продемонстрировать навыки заточки.

  А он всё время мотался между цехом и объектами на кораблях, и всячески уклонялся от разговора:

     - Мало еще прошло времени, чтобы ты освоил мастерство за
точки! – рычал он на ходу.

       Мне его оговорки надоели и я расхрабрился:

       - Или принимайте инструмент или отправляйте на работу!

      Старшина остолбенел! Еще никто с ним так не разговаривал!

      Я протянул ему заточенную стамеску.

    Но бывшего старшину на мякине не проведешь!
   
   Порыскав по верстакам, он нашел  стамеску с забитым жалом и приказал при нем заточить её.

  Я спокойно взял её и отправился в заточную. Быстро и аккуратно  выправил

   лезвие, а затем, вручную, на оселках, - довел жало  до требуемого качества. 

    Прошло не более  пяти минут.

   Старшина подозрительно посмотрел на стамеску и усомнился в качестве заточки. 
 
   - Хочешь обмануть армейца! – с ухмылкой произнес он.  - Даже на себе  не проверил!   

    - Качество заточки должно быть отменное,- скромно и спокойно ответил я.

       Старшина задрал на рукаве гимнастерку, смочил густую волосатую растительность водой и посмотрел на меня:

     - брить?
    

   Конечно, эта сцена не могла произойти без кучи любопытных глаз соседей по цеху.

   Они с ехидцей наблюдали за нами.
 

   - Можно и побрить, - махнул я рукой.

     Старшина, - небрежно, провел лезвием стамески вдоль по заросшей волосом руке

и все увидели чистую от волос полоску кожи. Всё еще не веря своим глазам, -

посмотрел локоть на просвет.

   На  выбритой коже руки, - не было … ни единого волоска.

  Какой-то столяр, из числа неверующих в молодых, подбежал к нам и, взял стамеску в руки и провел по своей сухой руке.

   Заточенное лезвие стамески и тут оказалось на высоте. Качество               

заточки было отменное.

   Бригадир сначала посмотрел на часы, с удивлением покачал головой и потряс

часами. Но они не думали стоять.

  Видя, что парнишка всем им дал приличную фору, - хлопнул меня по плечу и

посмотрел на окружившую нас  толпу зевак:


    - Кое-кому  надо бы у него поучиться!  Молодец!  Моя школа! Завтра приступишь к работе, - как и все!   


       В качестве подарка за прилежность и старание, он вручил мне свой легкий и

простой фанерный сундучок для переноски  различного столярного инструмента.


           продолжение: http://www.proza.ru/2015/06/21/923