Направление развития активной материи

Александр Шевкопляс
Материи присущи движение и изменение, превращение одних состояний в другие и совершенствование. Развиваясь, материя приобретает всё более сложную структуру. Можно выделить следующие этапы развития материи:
• возникновение неорганической материи;
• возникновение активной формы материи -  живых организмов;
• возникновение сообществ – взаимодействующих групп организмов;
• образование биоценоза —  единой динамической, способной к саморегулированию системы взаимодействующих организмов.

Жизнь качественно превосходит неорганические формы существования материи в отношении динамики протекающих превращений, многообразия и сложности химических компонентов.
Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем структурной и функциональной упорядоченности в пространстве и во времени.
В живых системах происходит непрерывная работа против сил, рассеивающих их вещество и энергию.

Жизнь зародилась как самосохраняющийся химический процесс, который идёт активно, с затратой полученной извне энергии. Активная материя обменивается с окружающей средой энергией, веществом и информацией, и имеет цель: поддержание,  самовоспроизведение и развитие информационно зафиксированной специфической структуры. Эта цель реализуется системой управления организмом путем направленного психофизиологического стимулирования  его активности.

Побуждения аналитической системы организма, вызывающие его активность, направлены на удовлетворение его потребностей. Мотивы возбуждения деятельности организма заложены в программу работы  его нервной системы, представляющей собой комплекс для восприятия, переработки информации и управления действиями этого материального образования.
Мотивация  реализуется действиями исполнительной системы организма, которая большей частью действует автоматически. Цель, которую реализует исполнительная система организма – удовлетворение желания аналитической системы.
Цель жизни живых существ - изменение материи в соответствии со своими желаниями для существования и развития своего вида.   
 
Вопрос о смысле жизни может пониматься и как её предназначение и как субъективная оценка прожитой жизни. Этот вопрос составляет одно из главных мировоззренческих понятий, которые пытается определить философия, теология и художественная литература. Биологические основы этого вопроса исследуются в психологии.
Результат жизни многих поколений живых существ проявился в усовершенствовании  организма каждого вида существ и их взаимоотношений с окружающей средой. Этот результат определяет их смысл жизни.
Система управления живого существа воспринимает сигналы о состоянии своего организма и состоянии окружающей среды, строит модели своего взаимодействия и оценивает их соответствие идеальному информационному шаблону, ищет способы улучшения своего состояния и лучшие варианты взаимодействия с окружающей средой.
Развитие активной материи идёт по пути использования всё большего количества поступающей информации и построения более сложных моделей отношений с окружающей средой.
Информация - это структурированный объем данных, отражающий и определяющий виды и взаимосвязи строения и совокупности свойств объектов информации, их изменений и комбинаций.
Поведение организма в соответствии с информационным шаблоном развилось в результате естественного отбора вследствие умения живых существ сохранять ценную информацию и передавать её потомству.
Для того чтобы приспособиться к повторяющимся внешним воздействиям, организм варьирует отношения с миром, корректируя своё поведение и собственное устройство.
Усваивая совместно с типовым раздражителем способы эффективного реагирования, организм превращает их в готовые к применению информационные программы действий (рефлексы). Усвоенная программа действий включается автоматически  в ответ на создавшуюся стандартную ситуацию. Она начинает действовать ещё до того, как включается разум.
Например,  многократно повторяя опыт применения эффективных действий, приобретаются  такие условные рефлексы, как:  прямохождение, управление велосипедом или автомобилем, производственные навыки. 
По мере приобретения жизненного опыта в головном мозге животных и человека складывается система из таких условно рефлекторных связей. Накопление опыта делает каждое новое поколение живых существ более эффективным в типовой среде.
С каждым новым поколением живых существ растет количество накопленных знаний и сложность решаемых задач. Эволюционное развитие мозга живых существ позволяет им приобретать больше возможностей для информационного отражения и анализа окружающей среды и всё больше приспосабливаются к ней.
Развитие нервной системы и появление сознания позволило каждой особи более точно сформулировать своё представление о желанной реальности и, преобразовывая его в смысловые ощущения, определять более точные условия задачи для необходимого им изменения материи.
Совокупность словесных обозначений помогает анализировать жизнь, и люди, у которых более развито левое полушарие мозга, более склонны к логическому анализу, они рассудительны и легко оперируют понятиями, а другие (с развитым правым полушарием) впечатлительны, мыслят образами и имеют богатую фантазию.
Появление слов, способов исследования и моделирования жизни, с их помощью сделало для человека возможным  формулировать желания  детально и точно, обоснованно и быстро.
Успешные сценарии реагирования живые существа запоминают для последующего быстрого применения. Наблюдаемый эффективный способ действий копируют и запоминают другие особи этого вида. Этот опыт эффективных действий в различных ситуациях  закрепляется социумом как общепринятый шаблон поведения.
Правильные действия повышают вероятность  выживания.   Поведением животных, большей частью, управляют проверенные и усвоенные информационные программы  реакций, включающиеся в ответ на непосредственные раздражители. 
Организм совершенствует собственные возможности путём запоминания и сравнения своих реакций.
Уровень осознанности существа определяет уровень его свободы в подчинении или неподчинении рефлексу. 
Уровень свободы определяет творческую составляющую участия организма в изменении материи, а инстинкт, с мотивационной стороны,  представляет собой стандартный эффективный механизм для удовлетворения  потребностей.
Стереотип эффективных действий является общепринятым способом удовлетворения потребности собственными силами. 
Определение индивидуального набора потребностей создаёт возможность формулирования индивидуального набора целей и достижения индивидуального набора  желаемых  свойств результата деятельности.
Можно сказать, что возможность определять индивидуальный набор потребностей даёт возможность индивидуального счастья вместо общепринятого среднестатистического. 
Современное человечество во всех сферах своей деятельности собирает информацию об окружающей среде, уделяет большое внимание систематизации, анализу и синтезу знаний о действительности. В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, уточняющее представления о мире.
Развитие цивилизации, строящееся на всё более эффективном  и системном научно-исследовательском подходе, формирует новый более результативный этап информационного взаимодействия человека с реальностью.
Сегодня информация и знания являются производственным ресурсом. Научные разработки стали главной движущей силой экономики, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Эзотерическая модель устройства мира предполагает, что мир представляет собой единое целое, развивающееся по алгоритму расширяющегося течения массива информации.
Наше сознание не воспринимает взаимодействие с информационным полем, отчего нам сложно представить этот информационный мир.
Живой мир непрерывно изменяется и развивается. При этом всё живое сохраняет информацию о своём предыдущем состоянии и выстраивает информацию об улучшении своего взаимодействия с окружающей средой.
Подчиняется ли это течение изменений материи чьей-то воле? Если это так, то какой в этом течении событий высший смысл?
Смысл жизни в творческом усовершенствовании материи (как части информационного развивающегося массива) в соответствии с мотивацией, заложенной эволюцией живых организмов.
Имеет ли смысл течение изменений в материи и её совершенствование, как информационный процесс,  для поля, которое знает всё обо всём? Возможно, этот смысл в том, что мы -  энергоинформационные сущности, являющиеся частью информационного массива, который когда-то возник, и развивается, становясь сильнее, сложнее и совершеннее.
Источники:  «Живая Материя»   статья о книге "Выбери себе судьбу".
Александр Шевкопляс