16. Золотое сечение. Пятая книга о пропорциях чело

Евгений Черносвитов
Хотелось случайно коснуться руки
Тебя за собой в свои сны увести
И, встретить с тобой утро нового дня
Меланхолия

А, может быть, мы в параллельных мирах
Построили замок на наших мечтах
И ты был на все готов ради меня
Но я

Припев:
'Нет', - скажу я тебе в ответ
А хочется крикнуть 'Да!'
Остаться с тобой навсегда
Навсегда

'Нет', - снова скажу в ответ
А хочется крикнуть 'Да!'
И сердце сжимается
Нет, Да. Нет, Да

Холодные ветры поют за окном
Но сердце мое полыхает огнем
А тело немеет, и свет пеленой
Если ты со мной

Однажды в стране, где сбываются сны
Мы, за руки взявшись, дойдем до звезды
И мир поменяется с этого дня
Но я

Припев.

«Меланхолия» — резцовая гравюра на меди Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «Меланхолия» одна из наиболее таинственных его работ. Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I».
   …О «Меланхолии 1» Дюрера написано очень много. Есть составные части сюжета гравюры, в интерпретации которых все авторы, в том числе и наши современники, схожи: «…выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий…» Точно также многих интригует цифра «1». Есть интерпретаторы, не принимающие во внимание педантичность и скрупулезность в работах Дюрера, и, вместо «!» считают, что он «небрежно написал «1». Такие же ценители Дюрера приписывают ему небрежность в исправлении некоторых цифр в магическом квадрате. В «Мастерские гравюры» Дюрер ставит Меланхолию на первое место. Отсюда цифра «1».
Известны взгляды Платона и Аристотеля о меланхолии. Великие философы (а не врачи), считали, что особая возбудимость меланхоликов, будучи патологической, вызывает психические болезни, а будучи нормальной или незначительно болезненной, «стимулирует развитие разума и остроту чувств». Платон развил теорию „божественного безумия“, которое он считал высшей, доступной лишь избранным, формой прозрения.
По словам Аристотеля, „все выдающиеся люди, отличившиеся в философии, в государственных делах, в поэзии или изобразительном искусстве, – меланхолики, некоторые даже до такой степени, что страдают от нездоровья, вызванного черной желчью“. Кстати, Дюрер тоже считал себя меланхоликом.
 
 
Магические квадраты пришли в Европу с Востока около 3000 лет до новой эры. Европейцев с магическими квадратами познакомил в 15 веке византийский писатель Э. Мосхопулос. Первым квадратом, придуманным европейцем, считается квадрат А. Дюрера, который мы выделили из гравюры. Набор аксессуаров «Меланхолии» скорее всего случайный и поэтому не следует его интерпретировать. Гравюру нужно воспринимать в целом. Важна ее формула, а не то, что ее составляет. Точно также магический квадрат следует воспринимать, как присутствие «магии математики» в тяжелом психическом недуге…
   Если ссылаться на наше время, то все мы сумасшедшие. Нужно ли это иллюстрировать? Но, увы, «Меланхолия» Альбрехта Дюрера не о нас. И вообще ни о каком времени, когда социум охвачен «летучими» психическими эпидемиями. Кто хочет прочитать о психических эпидемиях и криминальных толпах, пожалуйста: https://sites.google.com/site/echernosvitov/crowds )
Психических болезней, для которых, как для души, в теле нет места, всего три. И здесь «меланхолия» стоит на первом месте. По научному (клиническому) это МДП – маниакально-депрессивный психоз. Отсюда, и Платон, и Аристотель, и Дюрер смешивали в одном понятии «меланхолия» разные периоды тяжелого циклического заболевания. Посмотрите на глаза женщины. Это глаза не депрессивной больной, а – маниакальной. В маниакальном состоянии больные, страдающие МДП, буквально летают! Поэтому женщина с крыльями…
На втором месте находится SCH – первые три латинских буквы шизофрении.
 На третьем месте так называемая генуинная эпилепсия. Сколько гениев в разных сферах деятельности, страдали этим заболеванием. Напомню четыре великих фигуры: Цезарь, Наполеон, Суворов, Достоевский…
   Эти психические заболевания объединяются одним словом – эндогенные. То есть, внутреннего происхождения. И – все! Всякими методами с той поры, как медицина стала научной, пытаются различными способами найти «мозговой» субстрат этих заболеваний. И, даже суперсовременными методами ничего не находят. Благо, что все-таки раскрыта тайна психотропных препаратов, благодаря которым нельзя, конечно, вылечить больного МДП, шизофрении и эпилепсии, но можно подобрать ему комплекс препаратов и доз, чтобы неизлечимый больной мог полноценно жить и творить… Если честно, то «полноценно» лучше взять в кавычки.
   …Здесь нужно подчеркнуть, что понимание пропорций человека Витрувием, Леонардо да Винчи и Дюрером только внешне схоже. Возможно, «Меланхолию», а, значит, и шизофрению и эпилепсию можно вычислить. А, дальше, вернувшись к двум непонятым гениям – Фибоначчи и Луи Пастеру (я имею в виду, прежде всего его стереохимии), чуть-чуть изменять пропорции человека. Глядишь, и Аполлон бодрой походкой пойдет по Парижским мостовым и по булыжникам Красной Площади…