Мария Якунчикова

Вера Авдеева 2
  Это  рассказ  о  маленьком  путешествии,  совершённом  мной  вокруг  моего   московского  дома.

Большинству   людей   некогда   обернуться  по  сторонам.  Они,  хотя и движутся по жизни  "внешней", но довели её до автоматизма:  проснулся, пошёл  на  работу,  вернулся, посмотрел  новости.
     "Внутренняя" жизнь часто  слабо  связана  со  "внешней". У  каждого  своя  система  координат. Бывают моменты, когда связь этих двух систем        (внутренней  и  внешней) усиливается.  Например,  во  время  путешествий. Тогда
"внутренняя  жизнь"  легче  прорывается  во "внешнюю".  Многие  люди  даже  не  понимают,  почему  они  так  счастливы  во  время отпуска.  А  это произошла   встреча  двух систем, начинающих работу по организации вашего счастья.
      Но  здесь  речь  не  о  путешествиях. Я  живу  в  Черёмушках.  Через  наш   квартал протекает  речка  Коршуниха. Речка  давно  убрана  в  трубу, а на  поверхности остались только пруды.  Один  из  прудов находится  рядом  с моим  домом, а  ещё  два  - за  забором  большого  закрытого  института ИТЭФ. 
Институт  располагается  в  бывшей   усадьбе  семьи   Якунчиковых  "Черёмушки".
   На  территорию   института  никого  не  пускают.  А  там  и  усадебный  дом,  и  храм,  и  парк.  Трамвайчик  №26  каждый  день  возит  меня  на  работу   мимо  парадного  въезда  в  усадьбу.  Башенки  въездных  ворот, флигели  для  прислуги,  старые  деревья - только они остались не  огороженными  забором  института.
Посетить  усадьбу очень  хотелось. Познакомившись в  провинциальных  российских   музеях с  картинами  Марии  Васильевны  Якунчиковой,  естественно было  бы  побродить по аллеям  парка, так  знакомого  ей. 
   Другой  дом   Якунчиковых в  Пречистенском  переулке  в  Москве, занят  теперь  посольством  Заира.  Спроектировал его знаменитый Вильям Валькот – русский архитектор, который строил в Москве в 1899-1908 годах.
И этот московский дом  мог  бы  рассказать нам  многое о своих владельцах.
Конечно,  туда  не  пускают.  Ведь  там  посольство.
   Заглянула  в  интернет.  Нашла  "Введенское".  Это загородная  усадьба  Якунчиковых  рядом  со  станцией  "Звенигород", которую  я даже однажды  посетила (лет  30 назад). Правда,  тогда  я  никакого  представления  о  художнице  Марии  Якунчиковой  не  имела.
И  раньше,  и  теперь  в "Введенском" - закрытый санаторий. Так просто  по  аллеям  не  погуляешь.
    Бедная  Маша  Якунчикова,  прожившая   очень  короткую  жизнь (1870-1902)  и  похороненная  в  Швейцарии, не  удостоилась  на  родине  никакой  памяти. 
    Я  живу  в  300 метрах от  дома,  где  жила  великая  художница  Серебряного  века,  участник  объединения  "Мир  искусства", значимость  творчества которой  скрывается  от  широкого  круга  любителей   русской  живописи. 
    Однажды я  всё таки  взяла  фотоаппарат   и  пошла  с  ним по  окрестностям,  выбирая  для  кадра  всё,  что  имеет   возраст  от  ста  лет и  старше.   Забралась я  и  в  бывший  сад  Якунчиковых,  где  есть  ещё  старые  пни  и  столетние  деревья.  Это  помогло  мне  как-то  увязать  своё  " внешнее"  и  "внутреннее",  уделить  внимание  тому, что  меня повседневно  окружает. Стало  лучше  на  душе.
  О  Маше  Якунчиковой,  дочери  российского  мецената,  можно  почитать  в  интернете.  Там   же  найдёте  материалы  о  её   родственных  связях  с  русской  культурой.
   
 
12.6.15