Ответ Монаху88

Елена Новичкова
"Художественная литература - пустая трата времени" - какая мысль?! А главное свежая, хотя нет, второй свежести.
Помнится ещё госпожа Простакова подвергала сомнению пользу географии, мол извозчик сам довезёт куда надо.
Так и вы примитивно-утилитарно подходите к художественной литературе.
Так и всё искусство можно списать к пустому развлечению, не имеющему никакой практической пользы.
Всё это уже было и до вас.Вы откатываетесь далеко назад в ваших рассуждениях. Только малограмотные, ограниченные люди могут подходить к искусству,(что является художественная литература) как к безделушки, не имеющей никакой пользы.
А ведь и живопись,и скульптура,и театр, а после и литература ведут свою генеологию от веры в бога, от обрядов, песнопений, от устных сказаний, от былин.И можно считать предтечей всей литературы Библию и Жития святых.Соединение религиозной литературы и устного народного творчество и дало нам светскую художественную литературу.
Символично - "в начале было слово и слово было бог"и в начале художественного слова был тоже бог.
Недаром в первые годы советской власти  всех классиков хотели свалить на свалку истории вместе с верой в бога и считали русский фольклор, с их сказками о бездельниках и Иванах - дураках вредными и бесполезными для молодых строителей коммунизма.Но то было простительно для малограмотных ультра революционеров и эпатирующей ищущих свой путь в ИСКУССТВЕ, (которое в принципе они не отвергали) молодёжи,т.с. детская болезнь левизны.
Чувствовали безбожные революционеры, что в сказках,  закодирована христианская нравственность и вера в добрую волю божью, что они отвергали в принципе.А ведь там везде писано твори добро, добром воздастся, творишь зло, зло и получишь.И всё же вернули нашим детям эти сказки ведь кодекс строителя коммунизма удивительно совпадал с христианской моралью и что юмор сказок это доказательство от противного.
Да и сам лежебока Емеля не совсем ленивец, ведь был он ловким рыбаком,раз сумел руками щуку выловить. Да и добрый малый - отпустил рыбину и не стал после, как у золотой рыбки просить несусветное, а сам полюбив, любви же попросил.
А Иван дурак не дурачок вовсе, а прозван так за свою малолетство и неопытность, за наивность и доверчивость, доброту и бескорыстие.Настоящий русский характер не способный  подличать и верно исполняющий свой долг.За то бог ему и воздал должное.
Христианская мораль прослеживается в сказках русских.Все они вселяют веру в победу добра над злом, а если и берёт верх зло,так это не надолго, всё равно добру победить.
Сказки...Разве это не предтеча художественной литературы для детей, что призвана нести подрастающему поколению -доброе, светлое, вечное, давать им первые образцы добра и зла, коварства и обмана,учить их распознавать подвох,давать пример смекалки и находчивости.Даром, что выдумка, "сказка лож,да в ней намёк,добрым молодцам урок".
А в чём урок, в чём польза художественной литературы, что тоже,если не сказка, то вымысел, но замешанный на концентрате правды жизни, правды характеров,правды событий?
Благодаря художественной литературе можно обогатить свои знания по истории и географии,не путём накопления сухих фактов а через сюжет , через переживания участников событий, подключая эмоциональную память, создавая иллюзию присутствия в том месте в то время, давая объёмную картину видения прошлого, подключая не только ум, но и сердце. Так рождается любовь к истории страны, к её людям - героям так рождается и воспитывается патриот.
Художественная литература -это воспитание чувств, тот духовный опыт, что приобретает подросток, проживая судьбы героев, невольно ставя себя на их место и делают с ними выбор. На примере других учит он учится делать выбор.
Правда, научить нельзя, можно только научится,а умные люди учатся на чужих ошибках, что бы не совершать своих.А есть пословица- "не в коня корм",но хорошая книга всегда своего читателя.
Книга, художественная литература - это необходимая духовная пища для человека разумного, а не для счётчика денег и утилитарной пользы.
Воспитание чувств,духовное обогащение, познание жизни во всём его многообразии предыдущих поколений,прикосновение к мучительному духовному поиску истины, нравственного смысла в жизни.Не хлебом единым...
Художественная литература, а не духовная жвачка дешёвого чтива- дамских романов и детективов в дорогу, дабы убить время (убить время своей жизни- убить жизнь)а высокий образец искусства слова, чем славится наша классика, чему мы можем учится неустанно - хорошему русскому языку и это ещё одна элементарная польза от неё, не говоря уже об образчике души русской, её любви к родине, к ПРИРОДЕ, стремлению к гармонии с божьим творением.
Бог нет ли его и никогда не было, умер ли он.А если и не был, то стоило его выдумать, как сказал классик.Бог - это нравственный постулат, нравственный стержень, тот идеал человека, к которому ему вечно стремится, как к недостижимому горизонту, но сам путь к нему свят.
Вся мировая художественная литература являет пример этого пути во всём его многообразии и отклонений.И если искренно и страстно описан это путь, этот духовный поиск,тем интересней нам о нём читать, а читая, мы проходим этот путь и сами.
Духовную связь поколений осуществляет художественная литература,чтоб не "порвалась связь времён".
И язык произведения  играет здесь сакральную, связующую роль.
Недаром классическое европейское воспитание зиждилось на изучении латыни.
Вот, казалось бы, пример бесполезной траты времени - изучение мёртвого языка, ан нет, через этот древний язык, что лежал в основе античной цивилизации- предтечи европейской,мы будем в себе ту генетическую память человечества,о времени, когда закладывали фундамент всем наукам и искусствам.
Зная истоки, многое можно понять.
Глупо отвергать опыт прошлого и в науке и в искусстве и в языке, так как, прошлое уходя, оставляет свой отпечаток на настоящем и будущем, как оттиск реликтового животного на камне.Отвергнутое прошлое огульно и безоглядно способно вернуться щемящей ностальгией и стремлением к реконструкции.
В любом языке заложен код нации её цивилизации, художественная литература передаёт этот код и ключ  понимания  своей идентичности от поколения к поколению.
А ваш протест против художественной литературы  и в частности классики возможно идёт от противоречия между действительностью и художественным вымыслом."Над вымыслом слезами обольюсь"- А.С. Пушкин.
Полезен вымысел- он концентрат идей, мечты, что толкает человечество вперёд, не даёт засиживаться у корыта.
 Опять- "в начале было слово" слово - идея  начало любого дела. И пропагандисты всех мастей давно это поняли.Разрушить, дискредитировать слово,язык, списать в утиль литературу-превратить в манкуртов целую нацию.
К вопросу об образовании.
Сейчас как только в этой области не экспериментируют, что только доказывает всё выше сказанное на счёт поползновений на язык и культуру. А ведь язык, культура, идеи закладываются в образовании,и легче это делать в молодые мозги.Недаром студенческие волнения предваряют революции.
Топорное, тупое клишированое преподавание художественной литературы убивает её дух и смысл.Образование- это не передача информации и её загрузка в молодые мозги,а обучение навыкам разбираться  в потоке информации,умению её читать- понимать и применять.
Как применить на практике художественную литературу? Здесь утилитарный подход, как на уроках физики и химии не подходит.В процессе увлекательного раскрытия глубинного смысла художественного литературного произведения происходит в голове и душе подростка то, о чём я говорила выше, а результатом станет не оценка в аттестате, результат проявится гораздо позже в его жизни и будет он не сиюминутным.
Да формы обучения надо менять и разнообразить.
Источник вашего нигилизма тоже лежит в скучной рутине преподавания "никому не нужных сюжетов прошлой и позапрошлой жизни", что являет литература, Гораздо проще реально уметь считать баксы в кармане и знать как их заработать - вот вам и манкурт,что готов на любую работу ради денег,хоть воевать.
Форму подачи литературы надо менять, не читать бесконечные лекции, а вести беседы, обсуждения, дискуссии на тему произведения на равных с учениками,не подавать готовый вывод, а пускаться вместе с ними в увлекательное путешествие за драгоценным кладом- смыслом произведения, его идеей.
Талантливый учитель,влюблённый в своё дело не может не увлечь и не влюбить в предмет ученика.Научить думать, а не только запоминать,научить находить формулы жизни их высшей математики художественной литературы.
Вы пишите, что надо учиться у подростков "свободному мышлению"...Свобода это хорошо, но лишь бы не заносило в их порывах и тут тоже корректировка должна быть не одёргиванием, а через пример из той же литературы. Вообще склонна думать, что подростки часто бравируют своей показной свободой с поощрения некоторых взрослых, на самом деле,как в ещё не испорченных детях в них с рождения заложен барометр- что хорошо, что плохо.Они на интуитивном уровне это ощущают, не умея ни сказать, ни объяснить.Свободное мышление в них ещё не табуировано расчётом и приспособлением,чем грешат взрослые.
Помочь им в умении выражать свои чувства и мысли,утвердить их догадки своей поддержкой тоже задача педагога. А не сбивать вопросами о голодающих в Африке.Добро проявить можно и ближе, не отобрав булку у первоклассника, а угостить бутербродом его, если случайно вышиб эту булку из рук. А потом он вырастит и поможет Африке.
Банально, но всё зависит от личности преподавателя, которого тоже надо воспитать  и подготовить.Значит следует  гуманитарные науки держать не в загоне, а в идеологической надстройке общества, что всему голова, где художественная литература играет не последнюю роль.
Художественная литература - это лакмусовая бумажка здоровья общества, и отношение к её классике тоже показатель.
А что такое в вашем понимание "современная мораль- это расчёт во всём что ли.Так вы сами себе противоречите, выступая одновременно против порочной "современной морали"и ратуя за пользу( читай расчёт) во всём.
А потом, ваша проамериканская оговорочка -" парень сверху".Прокололись батенька, это явно из чужого лексикона, спалился агент оо7,он же монах88,почему не 666? Ведь в "парня сверху" вы не верите, а верите в её величество пользу, ну ещё в богиню Венеру. Да вы просто идеологический диверсант, где вы учите своих подростков и главное чему?Разрушаете наше образование изнутри лицемерно заявляя, что надо его улучшать.Чем? Оставить счёт, чтение и физкультуру? Достаточно для того что бы  прочитать, где больше платят,сосчитать баксы и растолкать локтями в очередь к корыту?
Хотите показать нам новый путь к прогрессу и гармонии с природой? Так показывал дорожку Красной шапочке волк, а потом сожрал и бабушку Красной шапочки и её саму, с её подростковой "свободой мышления".
Ах, нет, вы за точные и полезные науки?!
"...Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло.Просвещение возвышает добродетельную душу"
                Денис Иванович Фонвизин.
Польза русской художественной литературы в воспитании "добродетельной души".
И "парень сверху" за.