Хочу верить! сценарий

Стефания Лемберг
                Здравствуйте!
 Сегодня мы собрались здесь с вами для того, чтобы поговорить о жизни и творчестве омской писательницы  Р. А. Абубакировой. К сожалению, ее уже нет среди нас, она умерла совсем недав¬но, умерла на своем творческом взлете. Она многого не успела. Остались незавершенными несколько ее произведений, остались нереализованными многие ее планы, но все-таки она успела подарить нам ряд замеча¬тельных произведений, среди которых повести "Круг" (другое название «Хочу верить»), "Родня", рассказы. Памяти Раисы Абубакировой мы посвящаем наш сегодняшний разговор.

      ***
Паду, как лист с березы томной,
Сорвавшись с ветки в листопад,
И мир, печальный и огромный,
Увидит мой прощальный взгляд,
Мое страданье и смятенье,
И в этот гибельный закат
Услышу: "Смерть- преображенье
В иное что-то: в листопад,
В слиянье полное с землею,
В движение жизни, в новый рост,
В другую форму непокоя,
В иную разновидность грез".
И я поверю в этот шепот,
В берез спасительную речь,
И жизнь, и свой духовный опыт
Надеясь в новое облечь.

Нет, наверно, на земле человека, который легко примирился бы со смертью друга. Вот и мы не хотим верить в смерть Раисы Абзаровны. Она жива в своих книгах, в них - се душа, ее чувства, ее мысли, а в нашей памяти и любви к ней - ее бессмертие. И нам так захотелось познакомить вас с этим замечательным человеком, та¬лантливой писательницей, что мы решили здесь, сегодня, сейчас создать книгу о ней, со страниц которой в ваши сердца шагнул  и остался там навсегда ее образ. Образ, который мы создавали по кусочкам, собирая крупицы судьбы и характера писательницы со страниц ее произведений, со слов ее друзей.
                ГЛАВА 1. БАЙСТРЮЧИХА
Становиться писательницей Раиса Абзаровна не собиралась. Даже мысли такой не имела. Но так уж повернулась судьба. Писать она начала довольно поздно, в 34 года, поднакопив и знаний, и жизненного опыта. И во всех ее произведениях звучат воспоминания о детстве.. «Все мы родом из детства», - сказал поэт.  Каждый из нас проносит через всю жизнь свои воспоминания о детстве. У кого-то они  окрашены в золотистый солнечный цвет, наполнены радостью узнавания мира, первыми  обидами и разочарованиями.
Детство Раисы Абубакировой  было именно таким, полным тоски и чувства одиночества:
«Бывает рожденье проклятьем… Я лечу, не различая дороги. Тугой комок больно ударяет в спину.
- Вот она, байстрючиха! Лови ее… У-лю-лю-лю! И тогда во мне закипает неизвестная яростно-жгучая сила. Я хватаю длинную хворостину… и с мстительным наслаждением хлещу по мальчишеским головам.
- Дерется, зараза! Погоди, байстрюк, мы тебя поймаем…
В меня летят камни и ошметки засохшей грязи…
Байстрючиха. Я еще не знала, что означало это слово, но поняла: именно оно выделило меня в неравное  с другими детьми положение… Накрепко засело во мне это слово… И  вот однажды… я перелистывала в библиотеке словарь и вдруг со страницы закричало знакомое слово, снова настиг меня мальчишеский голос. «Байстрюк – вор, вероятно, от бастард, выродок, пригульный, небрачнорожденный!». Не подозревая о существовании словаря, я интуитивно уловила одинаковый смысл этих слов: давить…
Да, бывает рожденье проклятьем…»

И как тут не замкнуться в себе, не обозлиться, не разоби¬деться на весь мир, когда с первых дней жизни тебе оказывается знакомым чувство сиротства и одиночества среди людей. Но ее еще неокрепшая душа не умела таить в себе зла, она была также чиста и доверчива, как цветок на лугу. Эта душа была рождена для любви, она любила весь мир и он отвечал ей тем же.

«Я чувствовала, что мне нравится  и песня не пойманного жаворонка, и желтые  крохотные звездочки «куриной слепоты», и треск сверчков, и жуки, дремлющие на согнувшихся под  их тяжестью травах… Я собирала цветы и пела без слов, и песня моя не выбивалась, не нарушала общего хора – видела по тому, как доверчиво вскакивали на ноги кузнечики и карабкались по рукам букахи.  Наверняка я тогда была по-настоящему счастлива и не знала об этом. Вероятно, счастье – это чувство гармонии с окружающим тебя миром, полноты которой мы достигаем, как ни странно, лишь в детстве».

***
Вечерами, когда
Приходила из стада корова,
Мать доила ее,
И звенело в ведре молоко,
А комолая, стоя
Под ветхим соломенным кровом,
Все вздыхала о чем-то своем
Глубоко-глубоко.

Рядом я обреталась
С солдатскою кружкой помятой,
С той, что дядя  у  нас
В свой последний приезд позабыл.
Источало ведро
Теплый запах пырея и мяты,
И казалось, весь мир,
Как и я, в  ожидании был.

В детстве всегда почему-то верится, что впереди нас ждет самое большое, самое необыкновенное счастье. И мы рвемся вперед, туда - за леса, за моря, за горы, мы хотим побыстрее вырасти, повзрослеть, стать большими, когда все уже можно, только нельзя одного - вернуться назад. "Я росла, познавала жизнь, и с познани¬ем происходило нелепое: гармония разрушалась и, чем дольше я жи¬ла на свете, тем быстрее, тем безжалостнее рвались нити, связую¬щие меня с окружающими. Мне кажется, возвратись я сейчас туда -и, некогда доверчивые, сверчки и жуки смолкнут, затаятся, почуяв близкую опасность.  В природу надо приходить чистым, как лист бумаги, надо приходить на равных… Бог мой, как часто приобретаемый опыт и знания оборачивались негативной стороной, что я порой сожалею, зачем даны мне память и разум…».


                ГЛАВА 2. СКИТАНИЯ

Да, девочка росла. И чем старше она становилась, тем дальше оказывалась от природы, и тем сильнее тянуло ее к людям. А люди по-прежнему были жестоки и гнали ее от себя. И даже родная семья отторгала ее.
            ***
Деревня спит открыто и глубоко.
Горланят молодые петухи.
Встает заря над склонами востока.
Деревья предрассветные тихи.
И дума нарастает бесконечно,
И каждый миг тревогою объят,
Спешит судьба
    путем куда-то Млечным,
    и на нее созвездия глядят.
Сорвусь - сгорю за дальними стогами
У чьей-нибудь любови на виду,
и конь заржет и полетит кругами,
ловя губами яркую звезду.
И что-то на земле должно случиться взамен сгоревшей на небе звезды...
Я женщина, мне б в птицу превратиться, минуя день и час своей беды.            
Мне б свить гнездо поодаль от жилища,
И вырастить любимого птенца.
Какая ночь!
Друг дружку души кличут,
Не распознав родимого лица.

Возможно, именно в такую ночь будущая писательница поки¬нула родную деревню. Правда, ее нашли и вернули. Она снова сбе¬жала. Ее снова вернули. Ей шел тогда четырнадцатый год. К тому времени она окончила 7 классов. Начала работать в колхозе. Перепробовала все мыслимые профессии и даже выучилась на тракториста. Через два года она не выдержала. Опять подалась в город, завербовавшись на стройку.
Вскоре с группой добровольцев она отправляется в Ташкент, строить город заново после землятресения.
Приобретя на стройке профессию каменщика, она много строила, объездив практически всю страну. И всюду, где ни бывала, училась. На разных курсах приобретала все новые и новые специальности. В вечерней школе пополняла свое образование. И, конечно же, о многом мечтала. Например, хотела побывать в Швеции. Мечтала о морской романтике, даже устроилась на судно, но быстро разочаровалась. Снова вернулась на стройку.
С 1972 года она живет в Омске, работает каменщицей, и даже не подозревает о том, что этот сибирский город коренным образом изменит ее жизнь, что именно в нем случится с ней чудо, которого она так долго ждала в детстве. Но об этом попозже.
               
                ГЛАВА 3. ЛЕНИНГРАД
(Звучит песня А. Розенбаума «Я люблю возвращаться в мой город…»)

У каждого человека есть такое место на земле, где он чувс¬твует себя совершенно особенно. Зачастую это бывает родная земля, где он родился и вырос. Но иногда случается и так, что родным становится то место, где провел лучшие годы своей жизни.
Для Раисы Абзаровны Абубакировой таким местом стал Ленинг¬рад. Не раз на страницах ее произведений мы встретим  этот город и всегда нам будет казаться, что он живет и чувствует вместе с писательницей, разделяя ее горести и заботы.
Ленинград для Абубакировой – это, прежде всего, город счастья, неразрывно связанный с ее первой любовью.
"Первый город - он действительно был самым красивым, моя пер¬вая любовь, так и оставшаяся последней, самой целомудренной, "- так говорит Абубакирова о Ленинграде в своем монологе "Круг", и не ясно, обращены ли эти слова к городу или к любимому - настоль¬ко тесно сплелись эти два образа.
Ощущение счастья  льется со страниц книги, едва речь заходит о малейшем предмете по каким-либо причинам, вызывающим в сознании писательницы ассоциации с Ленинградом.
«Чудесные яблоки ленинградских садов, крупные, ароматные, они щедро брызгали соком, едва зубы впивались в них. Больше мне не доводилось есть таких яблок. Я тогда поняла, почему осень зовут золотой: не только из-за пожелтевшей листвы, осенью все светло-желтое – и солнце, отдававшее летний жар, и воздух, и сады».
В дальнейшем в ее скитаниях по жизни воспоминания о Ленинграде были спасительным островком первозданной чистоты духа, к которой она всегда безотчетно стремилась.
«Я уходила из Эрмитажа, унося с собой свет. С годами он потускнел, точно лампа, которую забыли вовремя протереть, раздробился на слабые расплывчатые кружки, с упорством неоновых огней, пробивающихся сквозь ночную мглу».
В самые трудные, переломные моменты своей жизни, она обращается как будто с молитвой к этому божеству своей юности, прося духовного очищения и помощи на нелегком своем пути.
«Как мне пробиться, Венера, к тебе через мою пустоту и возродить в себе то, что утратила? Помоги мне, укрепи меня, ослабевшую, и научи снова любить…».
Финальные строки монолога «Круг» еще раз говорят о том значительном месте, которое занимал Ленинград в личной судьбе Абубакировой. Эти слова звучат как девиз – настолько они полны внутренней силы и жажды духовного поиска.
«Я-мать, в муках рождающая этот город, моего Сына, моего зверя,  и нам вместе искать в себе истину».

                ГЛАВА 4. МАКСИМАЛИСТКА

Всю жизнь Раиса Абзаровна искала истину - истину жизни, истину самой себя. В ней постоянно шла напряженная духовная работа. Духовная работа, не дающая покоя, лишающая сна, породившая на свет художника в широком смысле слова.
Подобно Достоевскому, Р. Абубакирова заставляет биться читателя над разрешением общечеловеческих вопросов своих героинь. "Господи, зачем муки, страдания? Зачем все то, что неловко слеплено из не¬осуществимых желаний, хаоса, грязи? - восклицает Галина Донцова, главная героиня повести "Круг". - Вот она - настоящая жизнь: в крепости заскорузлых стволов, в аромате цветов, в легкости чис¬того облака. Вот она, жизнь, прекрасная в первозданности; беречь лишь ее и не пытаться лепить нечто новое, ломая и уродуя, и она подарит великую радость".
Или другая ее героиня, Клавдия, из повести "Родня" мечтает о том, "чтоб человек не только сытым и богатым стал, а чтоб он разумом дотягивался до звания человека. "До чего серо мы живем! Ладно бы хлеба не было, хлеба досыта, а все из нашей серости вылезть не можем".
Герои Абубакировой наделены и критическим умом, и обостренным чувством справедливости. Им свойственно какое-то непостижи¬мое стремление принести с собой в мир спасение. Причем, их мысли не замыкаются на спасении личном, они радеют за счастье всех людей: "Зачем хочу я молиться, словно одна несу бесконечную вину за все. Не я же громоздила революции, устраивала жестокие общества, придумывала гильотину и лагеря... Отчего же, видя в какой - нибудь кафешке убогого старика с жалкой заискивающей улыбкой подчищающего объедки с тарелок, я внутренне содрогаюсь и прячу глаза? В чем моя вина? "
Согласитесь, не так уж часто мы с вами встречаем людей, способных взвалить на свои плечи вину всего мира. Такие люди равны по своей духовной силе Христу, таковы герои Абубакировой.
Однажды, в одном из интервью с писательницей, журналисты задали ей вопрос: " Почему Вы наделяете своих героинь таким максимализмом? И как Вы сами относитесь к проявлению подобного качества у людей в реальной жизни?"
Вот как на это ответила Раиса Абзаровна: "Мои героини, прежде всего, стараются порядочно поступать с людьми и, думаю, вправе ожидать по отношению к себе того же. Они ничего нового не выдумывают, просто пытаются возродить хорошо забытое старое: вернуть духовные ценности на их законные места, пробудить досто¬инство в человеке, уважение к слову и к себе. Я - за такой максимализм".
И если Достоевский писал, что мир спасет красота, то Раиса Абубакирова всем своим творчеством говорит: "Мир спасет душевная щедрость и доброта".
" Я выучу все колыбельные и вспомню древние сказки, лишь изменю в них конец: "стали они жить- поживать да добра наживать. " Кто-то понял это буквально. Я сочиню другой конец и буду его напевать: "стали они жить да добро дарить, и было людям с ними светло, а им с народом тепло!" - и в этих словах вся Раиса Абзаровна.

                ГЛАВА 5. НАЧАЛО

Раиса Абубакирова всю жизнь сама лепила себя. Много училась. Много читала. Много страдала. Тяжелый физический труд для любой другой женщины стал бы непреодолимой преградой к творчеству, для нее - нет. Слишком велика была в ней жажда познать саму себя, "дотянуться до звания человека. " И судьба, долго испыты¬вая ее, послала ей, наконец, счастливый случай.
Работая на омских стройках, Раиса Абзаровна вечерами ходила заниматься в театральную студию. Там, в народном театре, ей и другим самодеятельным актерам было поручено написать по небольшому рассказу. Она написала целую ученическую тетрадь. Ее рассказ понравился. И Раиса Абубакирова была приглашена на писательский семинар, который начал свою работу 29 января 1980 года.
Вскоре, в газете "Омская правда", были опубликованы первые рассказы никому не известной тогда писательницы: "Хлеб" и "Квартира".
Повесть "Родня", появившаяся в печати через 2 года, стала для ее автора судьбоносной. Вот как об этом вспоминает сама Раи¬са Абзаровна в "Автобиографии": "В 1984 году с повестью "Родня" поехала в Москву на совещание молодых писателей. В заключитель¬ной речи Сартакова повесть была названа в числе лучших. Совещание дало мне рекомендацию в Литературный институт им. Горького. Поступила в том же году ".
Она учится в Литературном институте на заочном отделении и одновременно работает на стройке. По вечерам пишет. После тяжелой рабочей смены ломит руки, болят ноги, ноет спина. Иногда ей хочется все бросить, прийти домой и отдыхать вечерами, но какая-то сила как магнитом притягивает ее к письменному столу, и вновь всю ночь напролет она сидит, склоненная над листом, реали¬зовывая свои творческие замыслы.


                ГЛАВА 6. ЕСЕНИН
  ***
Люблю стихи без заголовков.
Они загадочны чуть-чуть...
От первой строчки до концовки
Идешь, улавливая суть.
Идешь, как в дом, где не бывал ты,
Куда ведет тебя поэт.
И нет ни грохота, ни гвалта,
Прозрачной заданности нет.
Хотя еще не представляешь,
Какой там будет поворот,
А все ж идешь.
И понимаешь,
Что автор правильно ведет...

(Звучит песня на стихи Есенина "Не жалею, не зову, не плачу...")

"Над окошком месяц, под окошком ветер; Облетевший тополь серебрист и светел..."
Эти есенинские строчки, давно ставшие любимой народом песней, Раиса Абубакирова включила в одну из своих повестей. Героиня слышит эту песню по радио. Слова и мелодия невольно будоражат ее душу. Песня заставила вспомнить девушку о ее первой, безответной любви, принесшей ей столько горя.
Этот эпизод в повести "Круг" не случаен. Поэзия С. Есенина была особо любима писательницей. И кто знает, сколько вечеров она сама проплакала у радиоприемника, засльшав знакомые строки.
Что же так трогало Раису Абубакирову в есенинских стихах? Может быть, она любила в них задушевность, нежность, какую-то по-детски чистую грусть? Может быть, вспоминала свою родную деревню, оплакивая несбывшиеся  надежды на счастье. Может быть, в эти минуты в ее душе особенно обострялась тоска по человеческому теплу, которого она так рано лишилась? Кто знает! Но кажется нам, что именно есенинские стихи  наиболее созвучны  строю ее души, что именно они наиболее точно отражают весь сложный путь ее духовного поиска – путь потерь, разочарований, побед, и всеобъемлющей любви к жизни.
(Звучит песня на стихи Есенина «Мне осталась одна забава…»).

         
                ГЛАВА 7. ДРУЗЬЯ
   ***

Мне так с тобой спокойно и светло,
И слов корящих говорить не нужно.
Душа к душе стремится – это дружбы
Над нами простирается крыло.

И не страшна разлука мне теперь,
Пусть даже трудным будет ожиданье.
Отныне в мире существует дверь,
Открытая для нового свиданья.


Когда погибают звезды, их свет еще долгие годы льется на нас с небес. Когда умирает человек, в сердцах людей остается память о нем.
Друзьями Раисы Абубакировой были омская поэтесса Г. Б. Кудрявская, актриса омского драматического театра Н. В. Надеждина, журналистка омского радио И. А. Шпаковская, омские писатели А. Э. Лейфер и В. Мурзаков.
Н. В. Надеждину Раиса Абубакирова называла не иначе, как сестрой, настолько они были близки духовно. Именно Надежде Владимировне она посвятила свой очерк "Сестры", с радостью и восторгом рассказывая об этом удивительном человеке, с которым ей всегда было легко.
Валерий Мурзаков волею судьбы стал литературным наставником Раисы Абубакировой. Именно он оказался тем человеком, который смог разглядеть в ее первом, еще неумелом рассказе проблеск таланта. Именно он пригласил ее на писательский семинар, с которого и начала творческий путь Раиса Абзаровна.
Галина Борисовна Кудрявская познакомилась с Раисой Абубакировой незадолго до ее смерти, когда писательница была уже тяжело больна. Галина Борисовна не только поэт и прозаик, но еще и врач по профессии. И в самые трудные месяцы жизни Раисы Абзаровны она была рядом с ней: как врач, как друг, как исповедник.

                ПОСЛЕСЛОВИЕ

Сегодня мы не ставим в нашей книге заключительной точки.
Надеемся, что, познакомившись с произведениями Раисы Абубакировой, вы дополните ее  новыми страницами, написанными теперь уже вами.

В литературно-музыкальной композиции были использованы отрывки из произведений Раисы Абубакировой (повести «Круг», «Родня», Автобиография»), а также стихотворения сибирских поэтов:
Марины Кузнецовой (Стефании Лемберг) (г. Омск),
Николая Черкасова (г. Барнаул)
Валерия Шамшурина (г. Горький)
Ивана Ягана (г. Курган),
Нелли Закусиной (г. Новосибирск).

Прозвучали отрывки из музыкальных произведений:
Л. ван Бетховена «Лунная соната»,
Д. Ласта « Одинокий пастух»,
Песни на стихи С.Есенина в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» и А. Малинина, песня А. Розенбаума «Я люблю возвращаться в мой город», а также музыкальные пьесы в исполнении оркестра под управлением Эннио Моррикконе.