и сложного человеческого счастья!

Лариса Маркиянова
                "...и сложного человеческого счастья!"

               Часто поздравительно - пожелательные речи звучат примерно так: «Поздравляем Вас с …(тем-то). Желаем Вам здоровья, успехов в труде…(того-сего) и простого человеческого счастья!».
               Простое человеческое счастье… Ага! Прямо сейчас! Не существует в этом мире ничего сложнее и труднодостижимее, чем это самое ПРОСТОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ! Много ли вы знаете в своем окружении людей абсолютно счастливых? Уверена – нет, если они вообще есть. Если не принимать во внимание людей душевнобольных (с нашей точки зрения, потому что вполне допускаю, что это мы, люди рационального и практического склада, которых большинство, и есть душевнобольные, а они как раз намного здоровее нас душой), так вот, если не учитывать душевнобольных, большая часть которых зачастую беспричинно счастлива, то счастливых среди нас – раз, два и обчелся. И состояние счастья никак не зависит от размеров сумм на банковских счетах, от финансовой стабильности человека или того, на какой социальной ступени он находится. Все это дает уверенность, приносить всяческое удовлетворение (моральное, нравственное, физическое), но не счастье.
                Ох уж это счастье… Понятие неопределенное, зыбкое, таинственное. От чего оно зависит? С чем связано? Откуда вдруг возникает и куда исчезает – не понятно. А вы говорите: простое. Куда там. Нет ничего сложнее. Разве что любовь. Но счастье и любовь – близнецы. Причем – сиамские. То есть неразлучные. Вот, пожалуй, я и нашла сама же ответ на свой вопрос «от чего зависит счастье?». Оно напрямую зависит от любви, от любви в самом широчайшем его смысле, а не только то, что мы обычно имеем в виду – любовь между мужчиной и женщиной. Человек, живущий в состоянии любви к другому человеку, к себе, к родине, к миру, к самой жизни, вообще в состоянии любви – уже счастлив. Но, во-первых, таких умеющих любить, не так уж и много. А, во-вторых, так много наслаивается в нашей повседневной жизни разнообразных хлопот, забот, дел и делишек, проблем, всяческих болячек, условий, условностей и еще много чего, что за всем этим как-то упускается главное.
                Спрашивается: а к чему я тут накрутила-навертела, замутила всю эту философию про сложность счастья?  А к тому, что моя жизненная ситуация заставила меня задуматься на эту тему.

                Мы с мужем Юрием вместе без малого двадцать лет. Срок солидный. Сын Иван – вот только закончил первый курс медфака, и дочь Инга - школьница. Хорошая, дружная семья, в которой все друг друга любят, и друг другом дорожат. И для каждого из нас наша семья – самая большая жизненная ценность. Еще три дня назад я, ни секунды не сомневаясь, готова была поклясться в этом. Сегодня – нет. Не готова. Более того, сегодня я точно знаю, что для мужа Юрия я не единственная женщина. Как оказалось, у него имеется возлюбленная по имени Анна. Близкая подруга Ритка проинформировала. Так сказать, раскрыла мне глаза. Зараза такая. Кто просил ее. Лучше бы я так и жила дальше в счастливом неведении. А теперь вот вторую ночь не сплю, вторые сутки не ем, думаю, переживаю, жить не хочу. А жить надо. Кто сына и дочь будет на ноги ставить? Тем более, что Юрию теперь не до них. Может, он скоро вообще из семьи уйдет к этой Анне, в новую жизнь, в которой не будет места не только мне, но и нашим детям. Очень даже возможно. Родят свое дитя, и все внимание Юрия переключится на новую семью, полностью окунется в новое счастье, стерев из памяти прошлое. Но думается мне, вернее, надеется, что это просто временное увлечение. Ой-ёй… Не было заботы…
                Нет, думать и рассуждать я начала потом. Сначала – шок. Потом – рыдания. Потом – уныние. А уж потом, когда страсти-мордасти внутри меня поутихли, я стала способной рассуждать. И рассуждения мои были горьки: как ни крути, а мужа я упустила. А ведь он мой единственный во всех смыслах – и единственный в моей жизни мужчина, и моя опора жизненная, мой главный советчик, моя жилетка. Вот! Вот оно! Не слишком ли часто я прибегала к нему со своими болячками и проблемами: «Ах, Юрочка, меня руководство зажимает! Ах, коллега обидела! Кошелек потеряла! Сон плохой видела! Ох, голова болит с утра! Ох, настроение плохое. Ах!.. Ох!..» Кому нравится слушать нытье, успокаивать, утешать? Не злоупотребляла ли я его терпением? А дома?.. В одном и том же вылинявшем халатике изо дня в день, не накрашенная, зачастую с неприбранной головой. Вот и результат.  Хотя… Для истинной любви такие мелочи, как линялый халат и нечесаная голова – пустяки. Ведь мать любит свое дитя и грязным, и с побитыми коленками, как и любящая жена любит мужа и больного, и несчастного. Более того, чем грустнее и несчастнее муж, тем горячее женина любовь и желание поддержать, обогреть, приласкать. Но это мать и жена. Мужчины любят глазами, сволочи такие. Козлы! Вот пусть теперь и любит Юрий ту, Анну. Надо же! По имени, должно быть, подбирал себе полюбовницу – жена Анна, и эта зараза тоже Анна, чтобы случайно не оговориться.
                От Ритки я знала, что эта самая разлучница Анна работает инструктором в фитнес-клубе. Очень мне захотелось на нее посмотреть. Просто посмотреть, с собою сравнить, насколько она лучше меня и чем лучше. Понятно, что молода и стройна, иначе не работала бы в фитнес-клубе. Но все же – насколько моложе и красивее меня?
                И я пошла в фитнес-клуб «Цитрус». Типа, имеется желание позаниматься, но не уверена, подойдет ли мне клуб или подойду ли я ему.
                «Цитрус» оказался не далеко от нашего дома – минут пятнадцать ходьбы. Только вошла, как ко мне тут же метнулась администратор клуба, молоденькая девчушечка: «Здравствуйте! Меня зовут Ирина. Рады видеть вас у нас!» Знала бы зачем я явилась, вряд ли бы так радовалась. Ну, я ей свою легенду излагаю, типа, имеется такое неопределенное желание, но нет уверенности, сумею ли я, в силу своего возраста и слабой физическое подготовки и прочее… «Ой, вы что! – радостно щебечет девчушка, - К нам ходят дамы и очень возрастные. А вы такая молодая. Все у вас получится. Давайте я вам наши залы покажу, с инструкторами поговорите». «А давайте. Очень мне поговорить с ними хочется».
                И повела меня Ирина сначала в один зал, потом в другой, потом в третий. Вот в третьем зале и познакомила меня администратор Ирина с инструктором Анной: «Очень опытный инструктор - Анна. Рекомендую».
                - Добрый день! – жизнерадостно улыбнулась мне Анна, сверкая на меня большими синими глазами и энергично пожимая руку, - Добро пожаловать к нам, в «Цитрус»!
                - А я еще как-то не уверена, - неуверенно сказала я, окидывая внимательным взором фигуру инструктора и поникнув внутренне от того, что увидела. Что тут скажешь – хороша. Высокая, почти на голову выше меня, стройная до невозможности, талия осиная, ноги не меньше метра длиной, гибкая, как лоза. Даже взглядом ощущаешь какая она подтянутая и упругая, словно мяч туго накаченный. Я уже не говорю про возраст: ей лет на восемь-десять меньше, чем мне. В общем, я перед нею, как стоптанный валенок перед лебедем. Черным лебедем. Потому как инструктор Анна, несмотря на начало мая, загорела словно эфиопка, а туго обтягивающие черные лосины и открытая маечка еще больше подчеркивают ее ровный красивый загар. А я после зимы цвета перебродившей сметаны или больной лейкемией мокрицы.
                М-да. Мне бы повернуться и уйти, а я словно в параличе стою и пялюсь на нее, как на картину в музее.
                - Ничего! – хохочет Анна, поняв мое состояние, - Лиха беда начало! Записывай ее, Ириша, в мою группу. Буду лепить из нее красотку. Вас как зовут? Тоже Анна? Прекрасно! Стало быть, тезки! Так вот, Анна, с этой минуты вы – моя Галатея, а я ваш Пигмалион. Прямо сейчас и начнем. Нет с собою спортивной одежды? Ничего! У нас имеется в запасе кое-что на случай если кто-то забыл дома форму. Ирина, подбери Анне что-нибудь и на ноги тоже. Через пять минут я вас жду здесь!
                Вот так вот и началось наше с Анной «сотрудничество». Я приобрела абонемент на месяц и каждый день сразу после работы стала ходить в зал, словно на вторую смену. Хорошо, что Юра с работы приходит поздно, он не должен был знать, что я начала ходить на фитнес, а то мог бы догадаться что к чему. А он не должен знать, что я знаю про его похождения. Мне бы сначала самой разобраться что к чему, прежде чем принимать окончательное решение. Решение принять, конечно, надо. Но какое? Меня ужасала одна только мысль о расставании с мужем. Он часть меня. Остаться без него для меня равнозначно стать глубоким инвалидом, как без рук или без ног. И дело даже не в том, что я во многом завишу от него. Дело в том, я просто не мыслю своего существования без него. Нет. За мужа я буду бороться, драться до последней капли крови. Но чтобы победить, надо знать врага в лицо, надо выяснить в чем его сила и в чем его слабость.
                Слабостей, как оказалось, у Анны нет. То есть вообще. Вы не встречали в своей жизни идеальных людей? Тогда поезжайте в фитнес-центр «Цитрус» и спросите там Анну. И пред вами предстанет совершенно идеальная во всех смыслах женщина – умная, эрудированная, красивая, обаятельная, спортивная, улыбчивая, доброжелательная, всегда в отличном настроении и в прекрасной форме. И чем больше я ее узнавала, тем грустнее и печальнее становилась. Нет, этот орешек мне не по зубам. Я никогда! никогда! не сумею не только стать лучше ее, но хоть чуть-чуть быть на нее похожей. Более того, я чувствовала, что и сама поневоле подпадаю под ее обаяние, симпатизирую ей. С ее стороны я тоже ощущала ответную симпатию ко мне.
                - Почему все время грустная такая, а? – участливо спросила меня Анна через несколько занятий. Мы уже перешли на «ты». Вроде как подружились.
                - А чего радоваться, когда у мужа на стороне интимная связь завелась? – вырвалось у меня.
                - Вон что, - задумалась Анна, - А знаешь, я всегда и в любой ситуации стараюсь найти позитив, что-то положительное. Вот и в твоем случае можно сказать, что тебе повезло. Да, да, именно так. Чего смотришь удивленно-обиженно? Если бы не измена мужа, ты бы никогда не пришла в фитнес-зал. Ведь так? И мысли такой бы не возникло, а если бы и возникла, то сто причин нашла бы, чтобы не приходить. А теперь тебя сюда пригнала обида на мужа и явное или подспудное желание стать лучше, совершеннее, чтобы муж снова обратил на тебя внимание, и чтобы утереть нос сопернице. Ведь так?
                Я тяжко вздохнула – тебе утрешь, как же. Сглотнула горькую тягучую слюну и печально кивнула: так.
                - Отлично! Обещаю тебе, подруга, мы с тобою обязательно вернем твоего гуляку! Только придется хорошо потрудиться. Ты готова?
                Я опять кивнула.
                Так мы с Анной вдвоем начали трудиться над возвратом моего блудного мужа в лоно семьи посредством моего совершенствования. Надо сказать, что тренером она оказалась жестким, требовательным, временами просто беспощадным, гоняющим меня до седьмого пота.  Когда я обессиленная буквально падала на пол или спортивный коврик, Анна кричала надо мною:
                - Ты хочешь вернуть мужа?
                Я выкрикивала в ответ: «Да!» Иногда, когда уже совсем не было сил: «Нет». Не зависимо от этого Анна твердо говорила: «Тогда подъем! И вперед!».

                Так прошел месяц. Я продлила абонемент еще на месяц. На занятиях, глядя на себя в зеркальную стену, я уже не ужасалась своей неуклюжести и неприглядности. Разумеется, до Анны мне было как до луны, но и результаты были явно на лицо: я заметно постройнела, ушел живот, почти убрались толстые складки с боков и спины, даже походка изменилась – стала летящей, легкой.
                - Молодец, - похвалила меня как-то после очередного занятия Анна, - но только если ты думаешь, что этого достаточно для достижения твоей цели, то глубоко ошибаешься. Счастье – дело трудное.
                - А что еще надо? – поинтересовалась я.
                - Мужчины дорожат уютом, ценят комфорт. Ты как, хозяйка хорошая? Готовить умеешь, любишь?
                - Думаю, что да, умею. По крайней мере, мужу всегда нравилось. А ты? Ты хозяйка хорошая?
                - Я-то? – рассмеялась Анна, - Видишь ли, подруга, раньше в этом не было нужды. Семьи нет, а я сама не прихотлива. Сейчас, правда, ситуация изменилась – появился у меня человек один. Пока не свободен, правда. Но это дело времени. Если я пойму, что он мой человек, то сделаю все, чтобы получить его в единоличное пользование. Я девушка упертая. Да и пора уже как-то определяться, возраст все же.
                - Значит, ты пока еще не поняла твой этот человек или нет, – уточнила я.
                - Да, не определилась еще окончательно. Мне с ним хорошо, но это еще мало что значит. Хорошо может быть со многими, когда просто встречаешься, а вот найти человека для жизни очень сложно. Да и он явно колеблется, рвется между двух огней.
                После этого разговора я несколько воспряла. Ясно, что пока у них еще ничего не ясно. Анна тем временем изо всех сил продолжала помогать мне в моей ситуации.
                - Ты пока не заводи никаких откровенных разговоров. Не провоцируй окончательный разрыв. Он ведь сейчас как на двух плотах стоит: левая нога на одном, правая – на другом. Ему и так трудно, только посочувствовать по-человечески. А если ты начнешь ставить вопрос ребром, припирать к стенке, тем самым вынудишь принять окончательное решение, к которому он еще не готов. И, скорее всего, это решение будет не в твою пользу. Либо он как бы останется с семьей, но тайком все равно будет бегать налево. Тебе оно надо? – Я отрицательно мотала головой: не надо! – То-то же. А потому ты типа ничего не знаешь. А сама между тем создавай изо всех сил дома атмосферу уюта, тепла. Он что любит? Пироги? Вот! И пеки ему каждый день пироги! С капустой, с мясом, с картошкой, с грибами, с яблоками, да хоть с макаронами… Вари борщи, лепи домашние пельмени. Обязательно что-нибудь новенькое изобрази – в интернете каких только рецептов не найдешь. И дома чтобы чистота, музыка звучит красивая, цветы в вазе стоят. А ты сама вся такая красотулечка, глаз не отвести. Мы фигуру твою еще подтянем, подточим, осанку еще выпрямим, но без новых нарядов не обойтись. И на лице улыбка всегда. И внимание, и бесконечная забота: «Что-то вид у тебя уставший, отдохни, приляг, а я тебе подушечку под головку сейчас подложу и на подносике кофе с твоими любимыми пирожочками принесу». И ничем не выдавай свою грусть-тоску, мужики не любят проблем и негатива, они от этого инстинктивно бегут. Так что: и вечный бой, покой нам только снится! Ты меня, подруга, внимательно слушай. Я ведь по образованию психолог.
                И я слушала внимательно. И не только слушала. Я все в точности делала, как меня Анна учила. По совету Анны я попыталась взглянуть на все глазами Юрия, встать на его место. И поняла, что ему, пожалуй, потруднее моего приходится. С одной стороны – новая любовь окрыляет, новизна чувств и все такое, а с другой – как ни крути, а получается, что ты подлец и предатель, нож наточил и готов подлым образом исподтишка нанести удар своим самым близким людям, которые тебе бесконечно доверяют и ни сном, ни духом. А Юра не подлец и не предатель, он обычный полигамный мужик, так устроенный матушкой природой. И надо ему просто помочь в трудный момент, а не отталкивать от себя.
                Временами меня охватывал гнев, раздражение, обида. Козел он! Сволота! Подлюга! Пока жена колотится, всю себя вкладывает в семью, он, кобель такой, по девкам шастает. Урод!
                - Да, подлюга и козел, - кивала мне Анна, когда я после занятия делилась с ней своими мыслями, - Кобель и есть. А что делать. Приходится с этим считаться. Они вообще иначе устроены, чем мы. Мы как замуж выходим, начинаем всю себя вкладывать в семью, в детей. Они, конечно, тоже вместе с нами гнездо строят как могут, но свое предназначение помнят твердо – мужик до тех пор мужик, пока интереса к бабам не потерял.
                - Была бы президентом, издала бы указ: женился, родил двоих детей и сразу на кастрацию. В приказном порядке!
                - Хорошо, что ты не президент, - хохочет Анна, - никакими указами природу не перешибешь. Да и не женились бы они тогда никогда. Их и сейчас в ЗАГС затащить проблема из проблем.
                - А как у тебя? С твоим? – я делала вил, что спрашиваю чисто из вежливого любопытства, сама же замирала вся внутри в ожидании ответа.
                - Я события не тороплю. Он еще живет в семье, ко мне только в гости заходит. Так я уж его по высшему разряду встречаю – чтобы каждая встреча как Новый год.
                - А твой тоже пироги любит?
                - А кто же их не любит? Любит. Правда, я не специалист по этой части. Слушай, а ты меня научи, а? Я тебе в меру сил помогаю, а ты мне помоги.

                А потом у меня произошел срыв. Словно упали шоры с глаз, и я все увидела ясно и отчетливо. И поняла всю пустоту и тщетность моей мышиной возни. Какая глупость пытаться удержать мужа пирогами и борщами, а также собственной постройневшей талией. Невозможно поймать ураган рыбацкой сетью. Пусть уходит, улетает в новую жизнь. Наверняка Анна сумеет дать ему гораздо больше, чем я, постаревшая поднадоевшая жена, отработанный материал. А с ней он не пропадет. Она девушка мудрая и сильная. А я… Ну что ж теперь. Придется привыкать к одиночеству.
                Когда Юра вернулся домой, я лежала уткнувшись в диван в своем старом халате. Мне было бесконечно грустно, пусто и одиноко. Я думала о тщетности нашей жизни, о предательстве близких людей, о неуловимом сложном счастье, о том, что все рано или поздно уходит безвозвратно, о бессмысленности бытия. Все пустое. Все тлен в этом мире.
                - Ты чего? – озаботился муж, увидев меня, лежащую к нему спиной, - Заболела?
                - Просто устала. От всего устала. Ничего не хочу. Я ужин не готовила. Ты сходи… куда-нибудь. Поужинай там.
                Пусть идет к Анне, красивой, ухоженной, сильной, стильной, неунывающей. Пусть ест пироги, которые мы с ней испекли вместе, пьет вино с прекрасной женщиной под чудесную музыку. Пусть у них будет очередной Новый год. Я не смогу каждый день устраивать ему праздники. Я не могу каждый день и час идти с высоко поднятым над головой знаменем. Я не рассчитала своих сил. Пусть уходит. Совсем.
                Юра вышел из комнаты, притворив за собою дверь. Я тихо расплакалась, чтобы он не слышал. Потом уснула, сама не заметив как.
                - Ма, вставай, - тряс меня за плечо сын, - там отец ужин сообразил, всех к столу зовет.
                - Вы ешьте, я не хочу. Полежу. – Я и впрямь ничего не хотела. Из кухни доносились звуки передвигаемой посуды, оживленные голоса. Открылась дверь, в комнату вошел Юра. В руках он держал поднос.
                - Вот, принес тебе кофе с твоими любимым песочным печеньем. В «Смаке» купил для тебя.
        Юра ногой придвинул к дивану стул, поставил на него поднос. Сел рядом со мной. Участливо погладил меня по голове. Тронутая до глубины души этой маленькой лаской, я уткнулась головой ему в бедро, обхватила его руками. Я не заплакала, нет. Просто горячий ком в горле рос и рос и казалось, еще немного и я задохнусь.
        - Ань, ты… В общем, просто знай: ты – моя жизнь. И все.

                - Анна! Ко мне муж вернулся! То есть, остался со мною. Он меня любит. Меня! Я такая счастливая!
                Анна улыбается. Она рада за меня. А я рада за себя. Бесконечно рада. Счастье переполняет меня.
                - Что ж, все хорошо, что хорошо кончается, - говорит Анна, - мы с тобою молодцы, а ты дважды молодец. …Знаешь, а у меня наоборот – ушел от меня мужик. Сказал: «Прости, но, как оказалось, я люблю свою жену».
                - Сочувствую, - сочувствую я. Мне ее искренне жаль. Хорошая она баба, - Анечка, ты еще найдешь своего мужчину. Зачем тебе чужой? Ты же и красавица, и умница, и спортсменка!
                Мы обнимаемся.
                - Я так понимаю, что ты больше не придешь.
                - Не-а, - мотаю я головой.
                - Ну что ж. Желаю тебе здоровья, всяческих успехов, а также…
                - …такого сложного человеческого счастья, - подсказываю я, - и тебе тоже!

                11.06.2015