Смертельные раны М. И. Кутузова

Николай Калмыков
                Невероятно, но факт. Великий русский полководец 
                М.И.Кутузов дважды был ранен в голову и оба ранения
                медики оценивали как смертельные, несовместимые с   
                жизнью. Но Михаил Илларионович после этих сквозных
                пулевых ранений  не только возвращался в боевой строй,
                но в общей сложности почти сорок лет продолжал вести
                интенсивную жизнь, связанную с напряженной мыслительной 
                деятельностью. За эти годы  ему удалось выиграть немало 
                крупных сражений, одержать знаменательную победу в
                Отечественной войне 1812 года.

            Генерал-аншеф князь Василий Михайлович Долгоруков-Крымский, главнокомандующий Крымской армии, в донесении Екатерине II о сражении под Алуштой 24 июля 1774 года доносил, что среди раненых – 29-летний подполковник Голенищев-Кутузов. «…Сей штаб-офицер получил рану пулей, которая, ударившись между глазу и виска, вышла напролет в том же месте на другой стороне лица».

           Врачи никаких шансов на спасение не давали. А вот императрица оказалась прозорливей. «Надобно беречь Кутузова; он у меня будет великим генералом», -  заявила она и подписала указ об отправке офицера на лечение в Австрию. И когда к удивлению австрийских врачей «безнадежный русский подполковник» выжил и встал на ноги, весть об этом облетела многих европейских медиков.

            Через 14 лет, 18 августа  1788 года, во время сражения у крепости Очаков ранение практически повторилось. Сохранилось описание этого ранения. «Пуля прошла навылет из виска в висок позади обоих глаз мимо мозга. Сей опасный сквозной прорыв нежнейших частей и самых важных по положению височных костей, глазных мышц,  зрительных нервов, мимо которых на волосок прошла пуля,  после лечения  не оставил никаких последствий. Все думали, что он умрет, но Кутузов выжил и вылечился скоро».

             Подчеркнем: эту рану Михаила  Илларионовича лечили в госпиталях близ Очакова. Приведем еще одно свидетельство – главного хирурга армии Миссо: «Кутузов остался жив после двух ран, смертельных по всем правилам науки медицинской. Если бы мы сами не были свидетелями, то сочли бы рассказ о ранах Кутузова сказкой». И далее – вывод: :«Должно полагать, что судьба назначает Кутузова к чему-нибудь  великому…» Великое - это, вне сомнения, война 12-го года.

            Добавим, что и после второго не менее страшного ранения  зрение  не было потеряно,  глаз лишь несколько «искосило». Потому повязка на правом глазе фельдмаршала, надо понимать, – обычный  вымысел.  Нет ни одного прижизненного портретного изображения полководца с повязкой.  Кутузов с повязкой – это художественный прием кинематографистов, к примеру,  в фильме «Гусарская баллада».