Есть ведь всё-таки дорога от любви к любви

Виталий Бабич
Недавно в Минске известный дуэт сценаристов, на счету которых несколько популярных фильмов, провели мастер класс по сценарному мастерству на основе законов драматургии. Появилась хорошая возможность сравнить эту концепцию реализма с оптимализмом (http://www.proza.ru/2014/11/06/483). Сравнивая и замечая грань между этими двумя методами, я вспомнил про известную песню Константина Никольского «От любви к любви». Что ж, её текст, как раз и ведущий от реализма к оптимализму, станет отличным помощником в таком анализе.

                РЕАЛИЗМ
                (сюжет построен на противоречиях и конфликтах)

НИКОЛЬСКИЙ:  От вопроса до ответа
                Чеpез пропасти невзгод,
                По ветру иль против ветра,
                То назад, а то вперед.

                От истока до итога,
                То в довольстве, то в нужде,
                То за богом, то от бога.
                Вслед блуждающей звезде.

СЦЕНАРИСТЫ: Драматургия – это теория конфликта. Чехов говорил: «В моих пьесах люди сидят за столом и пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».

НИКОЛЬСКИЙ:  Из причудливых сплетений
                Чувств и мыслей, дел и слов,
                Из уступок и ступеней,
                Из развилок и узлов.

                Вниз и вверх крутополога
                Вся в обмане, суете,
                Всех достанет нас дорога
                От беды к беде.

СЦЕНАРИСТЫ: Герой начинает двигаться к цели, потому что что-то делает его несчастным, нарушается его обычный ход жизни. На героя давит конкретная угроза.

НИКОЛЬСКИЙ:  Сколько можно, Боже правый,
                Убиваясь и горя,
                Кто во имя, кто во славу
                Всё впустую, всё зазря.

                Понапрасну, словом красным
                Мы дела свои вершим.
                Понапрасну пламень ясный
                Во спасение души.

СЦЕНАРИСТЫ: Всё, что видите между героем и целью, – и есть фильм. И это должно быть захватывающим, непростым. Иначе нечего будет смотреть. Антигерой мешает главному герою – создаёт для него препятствия.

НИКОЛЬСКИЙ:  По одной дорожке бродим:
                Этот слеп, а этот зряч.
                Жизнь – не жизнь, а что-то вроде
                В свете призрачных удач.

                Память в дрожь, судьба на ветер,
                Мысль кругами по воде.
                Всё на свете, всё на свете
                От беды к беде.


                ОПТИМАЛИЗМ
           (акценты смещаются к позитиву: радость, гармония, счастье)

НИКОЛЬСКИЙ:  Может кто-то, я не знаю
                Смысл иной во всем постиг.
                Может, истина иная
                Всех помирит и простит.

                Пусть терпение продлится
                До скончания веков,
                Пусть запомнят наши лица
                У последних берегов!

СЦЕНАРИСТЫ: История заканчивается тогда, когда с героем происходит бесповоротное, необратимое изменение. Он даже может погибнуть, а его тема – победить. Бывает так, что контртема положительного антигероя (например, духовное выше материального) побеждает над темой отрицательного главного героя (материальное выше духовного).

НИКОЛЬСКИЙ:  Каждый день – подарок неба
                Каждый миг – игра судьбы.
                Стань таким, каким ты не был
                Иль останься тем, кем был.

СЦЕНАРИСТЫ: Зритель, как правило, на стороне добра и света.

НИКОЛЬСКИЙ:  В вечный путь, не зная срока
                Сам себя благослови
                Есть же где-нибудь дорога
                От любви к любви

Какие можно сделать выводы?

1. Счастье в движении от «беды к беде» если и ощущается, то только как короткая передышка между конфликтами и проблемами. С этой точки зрения, беды для человека концептуальнее – важнее «призрачного» счастья.

2. Произведение искусства, созданное на основе конфликта (реализм), показывает счастье как цель, но эта цель чаще всего вне основного «кадра», постигать загадочное счастье – не специфика реализма. И тем самым – не прямым, но косвенным образом – авторы реалистичных творений усиливают зависимость человека от конфликтов.

3. Произведения, в основе которых движение от «счастья к счастью» (оптимализм) выходит на первый план – а из жанров это, в основном, пока только рассказы/миниатюры и стихи (в литературе), а также песни (в музыке) – открывают пространство для иной динамики, разгадывая загадки непризрачного счастья от индивидуального (конкретный случай или герой) к общему (закономерности): http://www.proza.ru/2014/10/09/1071. И тем самым – уже не косвенным, а прямым образом – показывают, что человек, развивающийся оптимально, может и должен быть выше конфликтов и вытекающих из них противоречий, обретая независимость от этого груза.


Р.S. Только будет лишним винить человека в том, что он не оптималист. До оптимализма надо созреть, пройдя через огонь и медные трубы реализма. Кстати, сам термин «реализм» уже устарел: с той точки зрения, что жизнь человека – это, по большому счёту, совмещение разных реальностей (виртуальный мир, сновидения, художественное творчество и т.д.). И одна из них – динамика состояния счастья.