Недавно в Минске известный дуэт сценаристов, на счету которых несколько популярных фильмов, провели мастер класс по сценарному мастерству на основе законов драматургии. Появилась хорошая возможность сравнить эту концепцию реализма с оптимализмом (http://www.proza.ru/2014/11/06/483). Сравнивая и замечая грань между этими двумя методами, я вспомнил про известную песню Константина Никольского «От любви к любви». Что ж, её текст, как раз и ведущий от реализма к оптимализму, станет отличным помощником в таком анализе.
РЕАЛИЗМ
(сюжет построен на противоречиях и конфликтах)
НИКОЛЬСКИЙ: От вопроса до ответа
Чеpез пропасти невзгод,
По ветру иль против ветра,
То назад, а то вперед.
От истока до итога,
То в довольстве, то в нужде,
То за богом, то от бога.
Вслед блуждающей звезде.
СЦЕНАРИСТЫ: Драматургия – это теория конфликта. Чехов говорил: «В моих пьесах люди сидят за столом и пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».
НИКОЛЬСКИЙ: Из причудливых сплетений
Чувств и мыслей, дел и слов,
Из уступок и ступеней,
Из развилок и узлов.
Вниз и вверх крутополога
Вся в обмане, суете,
Всех достанет нас дорога
От беды к беде.
СЦЕНАРИСТЫ: Герой начинает двигаться к цели, потому что что-то делает его несчастным, нарушается его обычный ход жизни. На героя давит конкретная угроза.
НИКОЛЬСКИЙ: Сколько можно, Боже правый,
Убиваясь и горя,
Кто во имя, кто во славу
Всё впустую, всё зазря.
Понапрасну, словом красным
Мы дела свои вершим.
Понапрасну пламень ясный
Во спасение души.
СЦЕНАРИСТЫ: Всё, что видите между героем и целью, – и есть фильм. И это должно быть захватывающим, непростым. Иначе нечего будет смотреть. Антигерой мешает главному герою – создаёт для него препятствия.
НИКОЛЬСКИЙ: По одной дорожке бродим:
Этот слеп, а этот зряч.
Жизнь – не жизнь, а что-то вроде
В свете призрачных удач.
Память в дрожь, судьба на ветер,
Мысль кругами по воде.
Всё на свете, всё на свете
От беды к беде.
ОПТИМАЛИЗМ
(акценты смещаются к позитиву: радость, гармония, счастье)
НИКОЛЬСКИЙ: Может кто-то, я не знаю
Смысл иной во всем постиг.
Может, истина иная
Всех помирит и простит.
Пусть терпение продлится
До скончания веков,
Пусть запомнят наши лица
У последних берегов!
СЦЕНАРИСТЫ: История заканчивается тогда, когда с героем происходит бесповоротное, необратимое изменение. Он даже может погибнуть, а его тема – победить. Бывает так, что контртема положительного антигероя (например, духовное выше материального) побеждает над темой отрицательного главного героя (материальное выше духовного).
НИКОЛЬСКИЙ: Каждый день – подарок неба
Каждый миг – игра судьбы.
Стань таким, каким ты не был
Иль останься тем, кем был.
СЦЕНАРИСТЫ: Зритель, как правило, на стороне добра и света.
НИКОЛЬСКИЙ: В вечный путь, не зная срока
Сам себя благослови
Есть же где-нибудь дорога
От любви к любви
Какие можно сделать выводы?
1. Счастье в движении от «беды к беде» если и ощущается, то только как короткая передышка между конфликтами и проблемами. С этой точки зрения, беды для человека концептуальнее – важнее «призрачного» счастья.
2. Произведение искусства, созданное на основе конфликта (реализм), показывает счастье как цель, но эта цель чаще всего вне основного «кадра», постигать загадочное счастье – не специфика реализма. И тем самым – не прямым, но косвенным образом – авторы реалистичных творений усиливают зависимость человека от конфликтов.
3. Произведения, в основе которых движение от «счастья к счастью» (оптимализм) выходит на первый план – а из жанров это, в основном, пока только рассказы/миниатюры и стихи (в литературе), а также песни (в музыке) – открывают пространство для иной динамики, разгадывая загадки непризрачного счастья от индивидуального (конкретный случай или герой) к общему (закономерности): http://www.proza.ru/2014/10/09/1071. И тем самым – уже не косвенным, а прямым образом – показывают, что человек, развивающийся оптимально, может и должен быть выше конфликтов и вытекающих из них противоречий, обретая независимость от этого груза.
Р.S. Только будет лишним винить человека в том, что он не оптималист. До оптимализма надо созреть, пройдя через огонь и медные трубы реализма. Кстати, сам термин «реализм» уже устарел: с той точки зрения, что жизнь человека – это, по большому счёту, совмещение разных реальностей (виртуальный мир, сновидения, художественное творчество и т.д.). И одна из них – динамика состояния счастья.