Грачи

Иван Паластров
Я каждое утро выхожу на балкон своего дома.  Живем мы на седьмом этаже девятиэтажки.  Вокруг стоят дома, как говорят хрущевки, в четыре этажа. Все дома ниже, чем моя лоджия, и мне видно почти весь район.  Район у нас засажен кленами и березами, которым уже по многу лет. Клен от возраста весь какой-то кривой и кособокий, а вот березы стоят стройные и достигают в высоту до девятого этажа. Зимой, когда нет листвы, крыши домов видны как на ладони, а летом их скрывает листва. Когда-то давно поселились у нас на березах грачи, несколько семей.  Берез в округе было много, а грачи выбрали несколько берез, которые стояли  недалеко друг от друга, а на остальных почему-то не селились. Каждую весну, ранней весной, когда еще только начинает таять снег, прилетают первые грачи. Это разведка. Они несколько дней отдыхают в старых гнездах и летят дальше на свою родину.  Я узнаю о прилете грачей только утром.  Еще не выходя на балкон, я уже слышу, как они кричат, "Грачи прилетели, - говорю я своей жене, - значит пришла весна."
Но эти грачи не наши, они улетают, наши прилетают только через неделю.  Прилетают и сразу становится шумно от их крика, они деловито осматривают свои гнезда и начинают делать ремонт.  На тех березах, где гнезда, грачи веточек не ломают, а отлетают на соседние и клювом обламывают тонкие ветви берез.  Обломив веточку, они ее бросают на землю и отламывают следующую, так несколько раз.  Затем слетают на землю, подбирают все, что наломали и уносят к себе в гнездо.  При этом все время противно кричат.
Но вот гнезда отремонтированы,  грачи садятся на кладку яиц и на высиживание птенцов. В это время их не слышно, то есть они не кричат.  Кричать начинают только уже их птенцы, когда немного оперятся, но летать еще не могут. Они все время просят есть, даже тогда, когда уже вылетят из гнезда. Они все равно выпрашивают у родителей еду. В этот период они так орут, что уши закладывает. 
Но вот подходит время отлета грачей на юг, на зимовку и все затихает.  Однажды утром выходишь на балкон, а во дворе стоит тишина. Вначале я не понимаю, чего-то не хватает, а потом до меня доходит - нет грачиного крика, грачи улетели.  Значит пришла осень.