Русский вопрос -1. Русские есть

Ардавазд Гулиджанян
 Когда идут споры о судьбах и перспективах России, когда я пишу о партии соседей, об электоральных или гражданских сегментах, когда  на выборах политтехнологи ищут социально-профессиональные сети для опоры, когда даже пишут или говорят о межнациональном мире в стране – все, как правило, молчат про самую большую общность россиян – русских.

"Маргинальная" тема.

Ругаемая и опасная.

И только Жириновский как-то однажды на  выборах выпустил биллборды «Хорошо русским – хорошо всем». Выпустил ненадолго. Видимо, попросили снять. Но они были. У нас запрещены национальные и религиозные партии. Все сделано для того, чтобы про русский вопрос никто не говорил, а если заговорит, то он, понятное дело, «плохой», он «раскачивает лодку» и делает другие вещи, которые приличным людям делать нельзя.

Зато легко можно найти в интернете массу текстов про то, что русских вообще нет, что это такие ленивые-забитые-послушные-и-прочие люди, с которыми и в одной-то стране жить стыдно. Но живут. Как-то живут и мучаются, надо полагать. 
Так вот. Русские есть – их почти 85%, если прибавить к ним и русско-говорящих, то есть тех, кто, кем бы он ни был по паспорту, другого языка не знает и другую культуру не ищет.
 
Мало того – русские не просто есть, это их страна!

Мои фамилия-имя-отчество исключает полностью корысть и необъективность в этом вопросе. Возвращаясь к лозунгу Жириновского, хочется добавить, что, скорее всего, так и есть, в самом крайнем случае – если русским хорошо – хорошо 85% россиян. Это, знаете ли, не слабая цифирь. Настолько, что она мешает, уверен, кое-кому жить, только ведь страшно. Да. И мне тоже. Я – нерусский.

 Потому и пишу. Пишу много лет. И эта длинная серия статей началась еще в 90-е годы именно с этой темы. Сколько я с тем пор уже читал про национальные российские традиции – и не счесть. Только вот никто их не хочет формулировать или собрать вместе. Говорить, что нам они важны, – это сколько угодно.

Русские националисты – это же их тема – погрязли в пучине споров про то, что же есть русские: славяне-язычники, которых поработили христиане, наоборот -  православные,  триединство русских, украинцев и с белорусов или, например, исключительно чистые по крови, синеглазые и светловолосые наследники  Руси…
Но есть наука этнология – она, в своем классическом варианте, имеет достаточно эффективный инструментарий для  определения национальной принадлежности. Общность культуры, языка и прочего, а так же то, что Гумелев называл комплиментарностью: умение отделить своего от чужого. Самоидентификация. Самоопределение. «Мы – русские», и потом все остальное… и остальные. И в этом контексте – сразу - если мы говорим о русских, украинцах и белорусах, – то это разговор о трех народах, которые долго жили вместе, в одной стране, с одной верой и, кстати, одним языком веры, а теперь вот живут в разных странах, и это другая, новая страница их жизни.
У сегодняшних проблем Росси много причин, и я тоже о них много и долго писал и пишу, но главная из них – разобщенность русских (http://www.proza.ru/2007/01/06-189. У нее много причин, которые находятся в истории СССР. Все те претензии, которые предъявляют советской власти народы СССР и даже страны Варшавского пакта, русские могут предъявить даже в большей степени, чем все остальные. Быть хребтом погибшей и к тому же чужой империи – тяжелая ноша. Особенно, если в стране до сих пор власть принадлежит советской элите и ее наследникам (подробнее здесь). Плохая власть – это следствие, пока русские не являются субъектом власти в своей стране.
 Если разобраться, у русских никогда не было своего государства. Вначале нация формировалась из разных, отдельных славянских племен и их княжеств, потом это была страна православных, где главным определяющим фактором было вероисповедание, а не национальность.

Потом был СССР, где все были атеисты и все были советские, а культура была «национальной по форме, социалистической по содержанию».  Бывшие соседи и сотоварищи по СССР строят свои национальные государства, которые, кстати, не очень жалуют русских, отличают, стало быть, как-то, а в России опять идет спор о том, если ли русские, какие они, и как бы так без них обойтись в строительстве светлого российского будущего.
Это невозможно. Или эта страна будет страной русских, в самом цивилизованном смысле этого слова… Ведь Франция, Германия, Польша, Чехия, Швеция и далее по Европе и другим частям цивилизованного мира – государства национальные, так же как и бывшие советские республики. Кстати, так везде и всегда и было. Историческая логика. Империи распадаются на национальные государства, потом долго или не очень между собой воюют, а потом  начинают торговать, общаться и создавать Евро- и прочие союзы. Я буду часто повторять эту мысль в других статьях, так или иначе, но она настолько важна для понимания, что пропустить ее никак нельзя.
Да. Важно. Многонациональность – она присуща не только России, во многих местах есть автономии или те, кто их хочет, но как-то все живут. Кстати, федеративная Германия – это федерация земель, населенных немцами. И что она – страна немцев, тоже ни у кого вопросов не вызывает, даже сейчас, когда среди граждан этой самой страны полно людей иных вер или национальностей, опять же, кстати, их не меньше чем в России.

Так вот, вернемся: или Россия станет страной русского народа, или России не будет. Только не дождутся. Один есть вариант - другого нету. И это тоже историческая логика.

Русские - субъект государственности этой страны.
Русские и союзные с ним народы.

И пока русские в силу исторических причин не стали в России субъектом, ничего хорошего здесь не получится. Ни реформ, ни подъема экономики – ьничего. «Стопудовый камень на шее, рановато, парни, купаться».

Кто такие русские? Это те, про кого пел «хранитель времени сбора камней» последний русский гений А.Башлачев, про кого поет К.Кинчев, или БГ, пишут писатели, режиссеры снимают фильмы. И давнишний советский еще «Андрей Рублев», и вполне нашего времени - «Остров». Там все есть. И про то, как «жрали снег с кашею березовой и росли вровень с колокольнями», как «век жуем матюки с молитвою», а «на своем поле как подпольщики», и про то, что «пора вернуть это землю себе», и про «семя орды» и про «ярмо басурман» и про то, кто там «точит топоры» и чего боится.

Российские традиции -  это русские традиции.

• «Любовь к своей Родине – России, ее природе, истории и культуре, а значит, и уважение в них роли Православия
• Любовь к своей малой Родине
• Уважение к другим религиям, пусть и снисходительное иногда
• Уважение к труду
• Уважение к родителям и вообще к старшим
• Забота о младших
• Любовь к своей семье и семейные ценности, как жизненный приоритет
• Стремления к справедливости
• Миролюбие
• Решительность и мужество в защите своих ценностей
• Готовность к подвигу»

Кавычки, потому что цитата, писал проект несколько лет назад, для одной политической организации. Но неважно для чего, просто вариант.

 О русских.

Они миролюбивы, они стараются избежать конфликтных ситуаций и борьбе предпочитали уход, когда есть куда уходить. Но если уходить уже было некуда, постоять за себя могли.
Они коллективисты, но одиночества не боятся, и уйти жить в лес одному, вполне по-русски.
Русская идея – справедливость. Справедливость и мерило жизни, и цель, и высшая ценность.
Русская мечта – все и сразу. А если пока нет, то можно и подождать, и не париться некоторой неустроенностью сегодняшнего дня.

Русская вера – допускает наличие земного рая. Град Китеж. Это, в общем, ересь, если по-православному, но красивая. Этим в свое время воспользовались большевики. «Мы наш, мы новый мир…». «Новый мир» – справедливый, сами, рай на земле – это по-русски. Правильный размер. Социализм был некоторое время очень органичен.

Русские традиции – это во многом и то, что сейчас считают советскими традициями, и без них не выстояла бы советская империя. Не хватило бы ей своей собственной – классовой – энергии.  Но об этом чуть погодя. СССР – важная и отдельная тема. 

По этой еще советской привычке с русским вопросом поиграть любят, когда кончаются другие темы и порох. Еще «товарищ Сталин» говаривал: «Ми рюсские». И сейчас коммунисты у нас – блин, русские патриоты,  либеральные демократы – записные патриоты, и  партия власти регулярно обращает свой начальственный взор в этом направлении. Даже я писал еще в 2007 проект для «Единой России». Тема уже тогда была давно моя, многие про это знали, и вот писал ведь. Ничего не меняя, выкладываю здесь аргументационную часть текста, у него специфическая стилистика, читатели, сами понимаете, особенные, но, тем не менее, вот. Одна оговорка: я поставлю значки в тексте и прокомментирую потом кое-что.

«Русский проект ЕР
Предложения

Актуальность

«Русский вопрос» приобретает все большую актуальность. Растет число научных конференций разного уровня, номенклатура художественной и около научной литературы, выступлений в СМИ, заявлений политических и общественно значимых деятелей, посвященных русскому вопросу. Политические организации, взявшие за идеологию решение проблем (в той или иной степени) русского народа, приобретают все большую популярность, растет число и самих организаций и их сторонников. Выступления этих организаций и их лидеров приобретают все более острый характер и все большие масштабы. «Русский вопрос» выходит на политическую арену Российской Федерации и становится фактом и темой политической жизни. Актуализация Русского вопроса продолжается и может приобрести угрожающие политической стабильности страны масштабы.

Основные тезисы русских националистов:

Русские отстранены от власти и экономики в России (1)
В России грядет (или уже есть) засилье инородцев, как российских (чеченцев, дагестанцев и т.д.), так и из стран СНГ.
Власть не выражает интересов русского народа, не отстаивает интересы России на международном уровне, она коррумпирована, т.е. продажна и служит интересам внешних врагов России, целью которых является уничтожение и страны и народа.
Анализ результатов многих социологических исследований позволяет сделать некоторые выводы.

 Значительная часть населения чувствует себя ущемленной в жизненно важных вопросах:
• уверенность в завтрашнем дне (работа по специальности с достойной зарплатой не далеко от дома, собственное жилье, обеспеченная старость и т.д.),
• будущее детей (разрыв между средним и высшим образованием, растущая стоимость последнего, трудоустройство молодых, гарантии безопасной службы в вооруженных силах),
• личная безопасность (проблема адекватной медицинской помощи, а так же, если ты ни в чем не виноват, тебя не уволят с работы, не посадят в тюрьму, не убьют на улице и т.д.).

Устройство сегодняшней жизни не представляется большинству населения справедливым. То есть они считают, что принцип по которому честный, умный и трудолюбивый должен жить лучше, чем жулик, дурак и лентяй, не работает в России.
Значительное большинство считает возможным существования некоего антирусского заговора, направленного на уничтожение России и русского народа. СМИ часто подтверждают это в публикациях, изобличающих американские и прочие планы с подобными целями.

Значительному большинству очевидно, что Россия постепенно становится все более нерусской по своему этническому составу, и что мигранты играют все большую роль в экономике и  других сферах жизни.

 Русские не могут сформулировать, что такое быть русским, это касается всех слоев населения, даже взглянув на программы политических борцов за права русских, становится очевидно, что разночтения в том, кого они защищают, подчас диаметрально противоположны.

Предпосылки появления русского вопроса так же кроются в наследии советской эпохи. Все цветные революции носили ярко выраженный националистический антирусский характер, так же как и политика стран Прибалтики, ушедших из-под политического российского влияния сразу после перестройки.

Все народы СССР после распада озаботились возрождением своего национального наследия: традиций, языка (лозунг президента Украины Ющенко «Люби Украину, думай по-украински» – яркое тому подтверждение).

Проблемы национального возрождения решали и решают многие народы России. И только русские на государственном уровне пока не приступили или не вполне приступили к решению этой задачи. (2)

Поэтому тема возрождения национальных традиций русского народа и защиты его интересов вполне логична и обоснована.

Это дает основание предположить, что влияние «русского вопроса» на политическую жизнь России будет расти, и его идеология будет носить  исключительно антагонистическую направленность в отношении власти Российской Федерации. (3)

Идеология

Ставший национальным проект сбережения нации и в предложении А.И.Солженицына был не только биологическим проектом (т.е. механическое увеличение численности населения), а должен был быть подкреплен его духовной частью – «сбережение души нации», то есть возрождение национальных традиций, культуры и национальной консолидации. 

Национальное возрождение народов СССР происходило по огульным антисоветским сценариям, который вряд ли приемлем для русских, часть менталитета которых сделала коммунистическую диктатуру мягче и добрее(4), но все равно осмысление советского периода истории является ключевым в национальном самосознании. Многие русские национальные традиции в СССР были пресечены, в том числе и чуть не погибло православие, по мнению многих экспертов - основа русскости. Проект национального возрождения русских включает в себя осмысление, а потом  разделение русского и советского с последующим исключением советского сегмента из русского национального самосознания, то есть его десоветизацию.

Серия научных форумов, посвященных теме национального возрождения русских, с осмыслением и публичным обсуждением проблем «что есть русский», «русский – советский», «русский - православный», «русский и россиянин» и т.п.
Государственная поддержка фабрики производства новых идеалов, включающих в себя производство национально ориентированных культурных продуктов массового потребления: художественные, документальные и мультипликационные фильмы и сериалы, поддержка национальной музыки и костюма, через учреждение фестивалей и конкурсов региональных и федеральных, для взрослых и детей. Конкурсы на ниве литературы и публицистики, посвященных этой проблематике.

 Через негосударственные фонды поддержка православной церкви, школ, приютов, особенно на селе и в малых городах России.

Поддержка партией преподавания урока православной культуры в школе. И закон, и разъяснительная работа, возможно, через первички и СМИ. Так как эта страна православной культуры, все, кто в ней живет, эту культуру знать должны. При этом желающие могут исповедовать ту религию, которую считают нужным, это не ущемление свободы совести - это стремление к сохранению национальных традиций.
Русские – подавляющее большинство населения Российской Федерации, и потому, строго говоря, политика в интересах большинства населения и есть политика в интересах русского народа.

Поэтому ЕР необходима хорошо пропагандируемая политика в интересах большинства населения РФ.

Законы, направленные на защиту трудящихся от произвола предпринимателей.
Закон о нравственной цензуре, как защита нравственности и духовных традиций россиян.

Законы, направленные на поддержку развития малого и среднего бизнеса.
Инвестиционные проекты в регионах.

 А так же ряд мер, направленных на кардинальное решение проблемы коррупции и чиновничьего произвола. Эти меры должны повлечь за собой ряд громких скандалов с судами, тюрьмой и конфискацией имущества коррупционеров.
Корректировка национальных проектов.

Логика проекта

Цель – перехватить у националистов повестку дня. Решить или начать решать проблемы, действительно значимые для национального возрождения, и внедрение в массовое сознание русских осознание себя хозяевами страны.

 Постановка проблемы: русский вопрос есть, и его надо решать, без русских нет России.

Проект начинается с дискуссии, с научных форумов и публичного обсуждения этой проблемы с позиции: это страна основана русскими, и у русских нет другой страны.
Национальное возрождение русских  - как национальный проект. В нем обязательные разделы: работа с диаспорами, возвращение эмигрантов, льготы эмигрантам первой и второй волны.

Выход на политику в интересах большинства, обсуждение предлагаемых в Думе проектов от партии, в партийных первичках.

Принятие необходимых законов, проведение основных мероприятий.

Как вариант. Объявить день России «Днем национальной культуры народов России». Национальные костюмы, фольклорные коллективы на улицах городов и сел страны должны символизировать равенство и  возрождение культуры и традиций. (5)
В каждой русской семье должен быть свой национальный гардероб, свадьбы в русском стиле должны стать модными и т.д.
 
Темы в повестку

Международный заговор против России.
Нравственная цензура, как форма сбережения народа. Пропаганда безнравственности усугубляет демографическую катастрофу.
Сбережение нации – не биологический проект.
Русский и советский, что общего, в чем разница.
То же про православного и русского.
Повышение статуса русского народа в Конституции, например, внести в конституцию маленькую поправку типа не «народы России», а «русский и союзные с ним народы».
Политика в интересах большинства – политика в интересах русского народа.

Проблемы

Проблемы, по сути, три.

 Возможно, сам проект вызовет истерику в либеральных кругах, как в России, так и за ее пределами. Но чем больше проект будут ругать в этих кругах, тем больше он будет нравиться большинству населения России.

Заявленная в нескольких выступлении В.В.Путина задача на строительство российского народа и его идеологии. Такая задача стоит в повестке, но ее нельзя решить, перескочив через проблему этнической консолидации русского народа, составляющего подавляющее большинство населения России.

Значительное большинство современной российской элиты – это элита советская. И ей свойственен весь спектр шаблонов мышления и поведения, а так же некие мировоззренческие устойчивые представления, от которых придется отказываться, что, безусловно, вызовет и недопонимание, и критику, и противодействие. Однако, задача выживания должна поставить все точки над «и», так как в России все равно будет прорусская и русская элита, вопрос только в том, кто будет этой элитой.»
Такой вот текст. Его читали, те, кому положено, я знаю.

Обещанные комментарии:
1. Ну, это известное развлечение всех националистов. Считать количество и соотношение русских, нерусских среди миллиардеров, миллионеров и т.д. Я уверен, что власть в России оккупационная, но… дело не в паспорте. Это про советский - русский.  Про это написано мной столько, что, кажется, я только об этом и пишу с середины 90-х годов.

2. Тем, кто не живет в национальных республиках, может показаться, что ничего такого нет. А есть. Достаточно просто походить по сайтам Татарстана, Башкирии, Якутии и т.д. И все там найдется. За прошедшие годы национальные языки, почти забытые в СССР, резко повысили свой статус. Переписывается история, путь вхождения в местную элиту для русских становится все труднее и т.д. и т.п. Знаю не понаслышке о том, сколько сил потратили работники Администрации Президента РФ, чтобы как-то усмирить национальный пыл местных элит и направить его в более лояльное к Москве и русским русло. 

3. Создается впечатление, что никакого антагонизма нет. Но в масс-медия эта тема вообще табу. И, понятно, что Крым, Новороссия отвлекли от внутренних проблем и националистов, не думаю, что надолго. Одного факта того, что часть русских националистов воевали на стороне Украины в Новороссии, неужели не достаточно?
 
4. После войны многое изменилось в идеологии именно потому, что во время войны советскому правительству пришлось вспомнить и про русских, и про православие, и вернуть не только погоны в армию, но и имена, «святых(!) Александра Невского и Дмитрия Донского, «классово чуждых» графа Суворова и князя Кутузова». И это, кстати, возмущало белую эмиграцию, в том числе и чтимого сейчас Ивана Ильина.  «Кодекс строителя коммунизма», переписанные христианские заповеди как нравственная основа общества еще недавно жившего с утверждением «сын за отца не отвечает», и собиравшие массовые мероприятие с призывом «Убить как бешенных собак!»  –  это серьезный поворот в сторону гуманизма.

5. Просто до сих пор завидую праздникам песни в Прибалтийских республиках конца СССР, сотни тысяч людей, всех возрастов в национальных костюмах. Думаю, вклад этих праздников в национальное сплочение этих народов переоценить трудно.

 Столько лет прошло, только… «вы всё между ложкой и ложью, а мы всё между волком и вошью». И «снаружи все еще пусто, а внутри по-прежнему тесно». Как будто так на роду написано. 

Только ни фига не написано.
 
Историческая, этнологическая логика неумолима. Идет процесс национального самоопределения, идет в сердцах и головах, на страницах, экранах или мониторах. Расставляются акценты, определяется степень близости.  Кто брат, кто друг, кто сосед, кто просто прохожий, а кто и враг.

И самоопределение русских происходит по нескольким векторам. Русские и советские. Русские и все остальные, в том числе и украинцы с белорусами. Русские и россияне.  О каждом из векторов стоит поговорить отдельно.

Продолжение следует.