Я прониклась любовью к казачьей песне..

Ольга Камоско
 «Я прониклась любовью к казачьей песне..»
(о руководителе фольклорного народного ансамбля «Казачья Вольница»
                О.Камоско г.Белогорск

         

     С Валентиной Петровной Ткачук мы познакомились в 1996 году на  одном из концертов в Доме офицеров г. Белогорска.  Ее удивительные рассказы о Кубани, где она прожила пять лет и окунулась в самобытный быт и культуру этого народа, и незабываемые слова « Я прониклась любовью к казачьей песне так, что приехав в Белогорск,  захотелось создать, что-то необычное, неповторимое как казачий язык. Собрать вместе людей, которые не просто поют, но и любят народную песню, понимают ее красоту, а также ценят культурное достояние…» мы приняли как толчок к действию. 
       Первый коллектив был создан из работников культуры, которые действительно любил  народную песню, и не были равнодушны  к казачьей песне. Ведь в казачьей песне много живости, удали, задора- это именно то, что нам нехватает в сегодняшней жизни. Разговорившись выяснили  что большинство из нас  –переселенцы или потомки переселенцев.   
      Вместе дружно придумали ансамблю название «Казачья Вольница», и закрутилась гастрольная жизнь: выступления на городских праздниках, в селах Белогорского района.  Областной праздник «Играй, гармонь» в с.Ивановка, для «Казачьей вольницы»  был первый серьезный экзамен на профессионализм и зрелость.   Как мы гордились, что нам выпала честь петь и изучать историю  и культуру этого самобытного вольного народа.  Ну а Валентина Петровна стала бессменным руководителем этого  ансамбля. Она высококвалифицированный специалист с 35 летним стажем работы в культуре. Прекрасной души человек. В этом мы убеждаемся постоянно, при каждой встрече, будь это репетиция, концерт или просто задушевная беседа за чашкой чая.            
       Строгий отбор репертуара, кропотливая  работа над каждой песней или голосовой партией и при этом веселый коммуникабельный характер. Все это органично переплетается в ней  как в руководителе и просто хорошем человеке.
       На протяжении всей жизни Валентина  собирательница песенного фольклора. Одержимая любовь к песне, к народному творчеству собрала вокруг Петровны (так ласково мы ее называем) таких же любителей и пропагандистов песенной культуры. И мы, первый коллектив  давно заняты своей непосредственной работой, любим, приходить в ее дружный коллектив, на их творческие посиделки, попеть задушевные казачьи и русские народные песни.  И на душе становится хорошо и светло.
        Неиссякаемую энергию участники ансамбля получают  у художественного руководителя Валентины Ткачук- человека  творчески одаренного, профессионала своего дела.  Всю свою беспредельную любовь к  песенному творчеству Валентина Петровна с трепетом передает участникам ансамбля. Ту самую «путевку» в жизнь, по словам Петровны, ей дали два человека- преподаватель по аккордеону амурский композитор Гертруд Васильевич Пиджуков и директор культпростветучилища г.Благовещенска Борис Яковлевич Каценеленбоген.
       В настоящее время искусство ансамбля пользуется успехом в своем городе и области. Казачьи народные песни горячо полюбились жителям и гостям города, района и области.  Это с ее «легкой»  руки Валентины Ткачук,  они зазвучали на всю Амурскую область и далеко за ее пределами .
      В 1998 году  атаман Белогорской станицы В.П.Горосов вручил коллективу грамоту на казачий чин. Ансамбль был зачислен в списки Белогорской станицы Амурского Войскового казачьего общества с правом ношения казачьей формы с соответствующими данному чину знаками отличия. В этом же году коллектив принял участие в творческом концерте, посвященном 140-летию образования Амурской области.
      1999 год- был ознаменован участием народного ансамбля  в международном фестивале «Амур-река дружбы» в г.Благовещенске.   
       Главным событием 2000 года для  ансамбля стало участие коллектива в юбилейных торжествах село Албазино- 350 лет назад на берегу реки Амур казаками было открыто первое русское поселение. Эта поездка надолго останется в памяти каждого участника ансамбля.
       Коллектив познакомился с другими ансамблями, а в краеведческом музее Албазино встретились с основателем музея Агрипиной Дорохиной, она рассказала  о том, что песенная традиция казаков Дальнего Востока глубокими корнями уходит в историю общекозачьего фольклора, в котором образно преломилась история российского государства, быт и нравы его населения. Вместе тем на нее  наложили  свой отпечаток местные особенности и обычаи.
       Устное народное творчество является колоритным источником для изучения роли казачества в истории своей Родины, т.к. оно в своем своеобразии его судеб, его быта и культуры принадлежит истории русского народ.   Песни и поэзия выступала в роли мощнейшего средства  воспитания лучших качеств казачьего духа.  Узнали о том, что исследованием фольклора амурских казаков занимался известный русский лингвинист  М.К.Азадовский. Среди казачества на Амуре наиболее распространенными были песни, связанные с героической историей казачества России и его амурского отряда.  Это исторические, разбойничьи, военные, рекрутские и особенно популярные среди сибиряков «тюремные» песни. Своими корнями песни Амурских казаков уходили к песнопению своих предков – выходцев  из забайкальского казачьего войска, а также основывались на общеказачьих традициях. Большой вклад в изучении устного народного творчества амурских казаков внес видный дальневосточный ученый краевед Г.С.Новиков-Даурский. В его песенную копилку вошли записи казачьих песен, проживающих на Амуре, песни об участии казаков в первой мировой войне, войне с японцами, а так же цикл  бытовых, свадебных припевок и частушек.
      Интересно было узнать и   путешествиях  по Амуру в 60-е годы Х1Х века, когда  русские исследователи С.В.Максимов и Н.М. Пржевальский отмечали, что песня в селениях была большой редкостью. В основном песенная традиция была  вызвана к жизни потребностью воспевать мужество и героизм казачества, в освоении края, защите его рубежей, а так же отражать картины повседневной жизни, т.е. героико-патриотическая тематика прославления военного подвига, истории продвижения и закрепления русских на Дальнем Востоке, романтики первопроходства
         Юбилейный 2000 год стал для коллектива «вершиной» его творческой деятельности. Концерты на 80-летие с.Лиманное, фестиваль п.Серышево, Казанка, Свободненский космодром, где  на одном дыхании, казаки и казачки поведали зрителям в песнях о давно минувших днях.
       За развитие и сохранение казачьей культуры Валентна Петровна приказом Атамана Союза казаков России от 20 ноября  2000 года была награждена почетной  медалью в честь 10-летия    Союза Казаков России, 145-  летия Амурского казачества.
         Ярким носителем казачьей певческой культуры является фольклорный народный ансамбль «Казачья Вольница».  Валентина Петровна постоянно  пополняет свой репертуар историческими, старинными и современными казачьими песнями. В его репертуаре  несколько сотен песен и наигрышей  донских, кубанских, запорожских, уральских, сибирских, волжских, амурских казаков. Собрана и оформлена картотека пословиц, частушек. Поговорок, прибауток, побасок. Весь этот материал используется при подготовке концертных программ.
            В программу вводятся игровые и обрядовые моменты, сценические миниатюры, плясовые блоки для активизации зала.
           Ансамбль постоянно ищет новые направления в своей творческой деятельности – одно из них театрализованное представление «Праздник в станице», который был написан в стихотворной форме В.П. Ткачук. Представьте, действие праздника проходило на стадионе, весь ансамбль, а также казаки Белогорского казачьего войска во главе с атаманом Горосовым выехали на стадион на лошадях и нарядно украшенных повозках. Сцена была  преображена в казачью избу, где гостей встречали с хлебом-солью казак с казачкой. В театрализации были использованы лучшие концертные номера ансамбля, элементы старинных игр амурских казаков, эпизоды казачьего быта и народные обряды. Совместный выставочный проект «Казачий быт амурских казаков» с музеем,  помогает коллективу объединить творчество песенное с творчеством декоративно-прикладного искусства, это помогает легче донести до слушателя всю самобытность казачьей песни. Исполняя произведения былых времен, ансамбль знакомит своих слушателей с духом, которым была проникнута вся вольная жизнь казаков. Представляя песни, мелодии, стихи и былины, фольклорный коллектив является подходящим инструментом, в руках истории с помощью которого, возрождается их былая слава. Например, песню «Православная» каждом концерте ансамбля зритель приветствует стоя, на столь велико содержание и исполнение этой песни, народные игровые песни в исполнении ансамбля предстают перед нами наполненные живым человеческим дыханием и энергией. Украшением концертных выступлений ансамбля являются песни: «Черноморец иде», «А я чернява», «Белогорски казаки», «Шашку бери».
         « Казачья Вольница» отличается самобытной обособленностью казачьей культуры. Ведь долгом казачества на Руси было в первую очередь- это служба своему Отечеству.  С юных лет  маленькому казаку прививалось особое отношение  к своей Отчизне и в то же время строгая служебная стать, конечно же, нашли свое отражение в народном фольклоре казаков. 
« Русь! Смотри какую силу казаки маят,
за тебя сойти в могилу каждый будет рад.
Разольются песен звуки храбрых   казаков
Про великие заслуги дедов и отцов,
Про Азовское сиденье, вечную войну,
Про Сибири покоренье и тоску в плену .»
        Участники ансамбля стараются максимально точно следовать старым традициям казачьего пения, бережно сохраняя распев и диалект оригинала. В концертных программах Ансамбля постоянно звучат, известные русские народные и украинские песни разных жанров (воинские, походные, плясовые, протяжные, былинные, песни, духовные стихи  казаков, шуточные, лирические и др., в том числе  былины и частушки. Выступление коллектива дает возможность широкой публике насладиться настоящими казачьими песнями, увидеть старинный свадебный обряд выкупа невесты.  На самом деле это не просто обряд - это целое интерактивное театрализованное действо с песнями, танцами, шутками, и играми. Казачий фольклорный ансамбль в корне отличается от многих других фольклорных ансамблей.  Коллектив старается сохранить и передать архаичное хоровое звучание народных песен, но в   тоже время адаптировать его для современного слушателя путем смешивания с современным ритмом и аранжировкой. Кроме того, подлинное звучание достигается благодаря широкому применения целого ряда старинных народных инструментов, которыми артисты мастерски владеют. В их числе – гармонь, балалайка, гитара, бубен и др. 
        «Казачья Вольница» - это народный ансамбль – он постоянный участник городских и областных праздников, народных гуляний, дней города, области, частных мероприятий и других праздников!  Народный казачий ансамбль – это незабываемый праздник, говорят белогорцы.
        Но, пожалуй, самое большое богатство коллектива - это его участники. Неутомимые
 энтузиасты песенного творчества: Клавдия Белоус, Любовь  Пеленко, Нина Лысяк, Любовь Попенко, Николай Болдырев, Николай Понасенко,  семья Чередник, семья потомственных амурских казаков Третьяковых и др. Мужчины – украшение коллектива.
       Численность ансамбля - 30 человек. Каждый участник коллектива - яркая неординарная личность , талант. Замечательно-то, что рядом с молодыми поют «ветераны» с многолетним песенным стажем, кто начинал  и создавал самодеятельные коллективы города, такие как: участники городского народного хора, народного театра. В коллективе нет возрастных ограничений.  Сплав молодости и зрелого опыта – залог творческого успеха ансамбля. Казачья Вольница- коллектив творческих людей, носителей традиционной русской культуры. Своей целью определяет: возрождение и укрепление национальных культурных ценностей в частности  песенных традиций казачьего фольклора. Он является Лауреатом 1-го Международного фестиваля «Амур- река Дружбы», Лауреатом Международного фестиваля «Баудоки», проходившем в Южной Корее, Лауреатом фестиваля национальных культур, Лауреат 1 степени краевого фестиваля «Казачий круг», проходивших в г.Уссурийске, Регионального фестиваля национальных культур народов Дальнего Востока  «Мы все- одна семья», участие в телевизионной  программе Заволокиных «Играй, гармонь любимая» и др.
        Но как говорится: Песня песней, а жизнь заставляет Ткачук В.П. не только учить вокалу, но и решать много административно-хозяйственных вопросов, связанных с пошивом костюмов. Организацией гастролей и просто поиском средств для существования коллектива. Валентина Петровна  поддерживает контакты с казачьими подразделениями и структурами в разных регионах страны, творческими объединениями и союзами, ведет разностороннюю деятельность по сохранению бесценных сокровищ народного творчества и казачьего фольклора. 
       Имея честный и добросовестный характер и свою  принципиальную жизненную позицию, Валентина Петровна не стесняется встречаться с руководителями разного ранга – областного уровня или будь то чиновник из городского аппарата управления. Она умеет убедить и доказать свою правоту. И вместе с тем никогда не отказывает в помощи другим.
      Есть у  Петровны идея: совместно с Амурским казачьим войском создать в городе Белогорске  центр казачьей культуры.  В августе 2002 года коллектив получил Гранд из федерального бюджета по линии министерства культуры в размере 150 тыс.руб. на которые был выпущен буклет,   приобретена обувь и другие атрибуты необходимые для работы коллектива.
Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это  одна из важнейших задач современного  русского общества, которая требует  бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклорных народных обычаев, обрядов, праздников традиционного декоративно- прикладного и изобразительного  искусства – актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно представляют основу народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности и духовности, раскрывает душу народа, его истинные достоинства и особенности.   Традиционная культура и фольклор, ровно,  как и язык, несут в себе этническую характерность. Одежда, речь, песня и пляска оказываются признаками, дающими возможность определить с первого взгляда или с первого звука, « какого ты роду- племени, какого ты отца-матери». Научится владеть языком фольклора – значит стать достойным преемником опыта наших предков. Передать все богатство нашего наследия новым поколениям – значит обеспечить продолжение традиций в будущих веках.
 И дай Бог, чтобы и впредь сиял истинный казачий девиз: « Мы были! Мы есть!   Мы будем!»