26. Российский менталитет

Любовь Горбатенко
В своих интервью, например, журналу "Шаг-наркостоп" № 1(3), 2001, директор Московского научно-практического центра профилактики наркомании, заместитель главного психиатра по наркологии г. Москвы Евгений Алексеевич Брюн говорит о том, что "бороться с наркоманией без серьезной научно-идеологической основы, тесно привязанной к российскому менталитету, к культуре народа, невозможно" (беседу вел журналист Михаил Петухов).
В чем же суть российского менталитета? В чем особенности и многообразие российской культуры? Как  можно привлечь все это к борьбе с эпидемией наркомании в России?
О российском менталитете можно встретить много разноречивых мнений. "Пьянство - это и есть основа российского менталитета!" - говорят иногда обыватели. Для нас в этом вопросе всегда был и остается непререкаемым авторитетом известный ученый, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. "Можем ли мы характеризовать народ по его недостаткам? Ведь когда пишется история искусств, в нее включаются только высшие достижения, лучшие произведения. По произведениям посредственным или плохим нельзя построить историю живописи или литературы. Если мы хотим получить представление о каком-либо городе, - пишет он в своей книге, - мы ознакомимся, прежде всего, с его лучшими зданиями, площадями, памятниками, улицами, лучшими видами, "городскими ландшафтами". О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет". Дмитрий Сергеевич обращает внимание на такие черты русского характера, как доброту, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства.
Для нас Дмитрий Сергеевич - человек самой высокой духовной жизненной планки. Так же относятся к нему и многие молодые. Самый молодой среди авторов этой книги, признался, что всегда с огромным вниманием смотрел передачи о нем и любил слушать его правильную неспешную русскую речь: "От него исходила какая-то внутренняя доброта. Что-то необыкновенно человечное было во всем его облике, в его манере говорить, общаться с другими. В каждом слове - мудрость. Именно мудрость, а не желание поучать".
Возьмем за основу книгу Дмитрия Сергеевича Лихачева "Письма о добром и прекрасном", изд. "Детская литература", Москва, 1989 г. Эта книга должна стать настольной книгой любого российского учителя, да и вообще любого российского человека, как, например, она стала для нас. Для тех, у кого нет этой книги, мы приведем некоторые выдержки из нее. Думаем, что каждый прочитавший их, захочет приобрести эту книгу и никогда потом с ней не расстанется.
Дмитрий Сергеевич для бесед с читателями выбрал форму писем: "В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто". Две маленьких фразы. Что они несут в себе из понятия российского менталитета? В них заключены основные черты российского народа - доброта, доброжелательность, дружелюбие. И заметьте, мы написали не слово "русского", а "российского". Потому что тем, кому по работе или во время отпуска часто приходилось бывать в Дагестане, Адыгее, в Белоруссии, в Чувашии, Мордовии, в Сибири, на Дальнем Востоке и в других районах нашей необъятной страны (да простят нас те, кого мы не назвали в отдельности!), знают, как дружелюбен наш российский народ.
А теперь задайте себе вопрос. Из добрых ли чувств люди привозят в нашу страну наркотики и распространяют их? Любой ответит, что делается это из корыстных, антигуманных соображений. И понимание этого уже есть шаг вперед. Ибо это означает, что распространение наркотиков не вписывается в рамки российского менталитета. Даже Родион Раскольников в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание" думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он будет потом делать добрые дела.
Все юноши и девушки, хоть раз побывавшие на дискотеках или в ночных клубах, как правило, расскажут вам о хорошей охране этих развлекательных мероприятий, и о необыкновенной атмосфере "доброжелательности" среди ее посетителей. Вся атмосфера создана такой, чтобы у человека ослабли чувства самоконтроля. Все идет по отработанной схеме, и каждый пришедший обязательно (за деньги, или бесплатно) получит свою дозу. Но вспомните знакомую всем истину: "Бесплатным сыр бывает только в мышеловке!" Не доброжелательность руководит теми, кто дает первый раз бесплатный наркотик. Они постараются сделать так, чтобы в тот же вечер или ночь человек расплатился чем-нибудь за это зелье.
Распространителям наркотиков нужны только деньги. Ради них они готовы убить все молодое население России. "Жадность, - это забвение собственного достоинства, - пишет А.С. Лихачев. - Это жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая. Это - забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим".
Открытость, хлебосольство и гостеприимство - вот "три кита", три основные черты характера российского народа. Вспомните сталинские годы, когда целые народы увозили в эшелонах в разные районы страны. При стесненных условиях жизни тех лет никто не оставался на улице. А сколько беженцев-армян приняла Россия после известных событий в Азербайджане? Сколько переселенцев из Средней Азии, из Чечни и из других республик Кавказа и Прибалтики приняла Россия теперь, когда условия жизни большей части народа ничем не лучше, чем в годы военные?
Зададимся вопросом, из хлебосольства ли или из гостеприимства подростка приглашают в чей-то дом, где ему впервые в виде бесплатного угощения дают наркотик? Нет, это делают не из добрых чувств, а из желания зарабатывать потом на болезни и смерти этого подростка  деньги. И потому эти люди куда хуже Родиона Раскольникова, который совершаемому им убийству пытался найти благопристойное оправдание. Это угощение не имеет ничего общего с исконным российским хлебосольством и не вписывается в рамки российского менталитета.
"Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, - пишет Д.С. Лихачев в своей книге, - а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках - ничего не увидите".
В своем седьмом письме Д.С. Лихачев спрашивает сам себя: "Что объединяет людей?" И сам отвечает: "Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом".
"Этажи заботы" - это тоже часть российского менталитета. В американском обществе старики живут отдельно, а молодежь с 18-ти лет часто выставляют из дома, чтобы те привыкали к самостоятельности. Это сложилось исторически и связано с большим материальным достатком семьи. В России семья старается держаться вместе. В покупках квартиры, мебели, машины, родители помогают детям, если даже им за тридцать.
А теперь задайте себе вопрос, способен ли наркоман позаботиться о немощных родителях или о своих детях? Нет! Потому что к определенной морали, к таким высоконравственным чувствам, как сострадание, человек приходит сознательно. У наркомана сознание выключено. Он отдал свою жизнь в управление бессознательному. Его ведет "автопилот". В начале этого жизненного "полета" у него еще остаются воспитанные семьей и обществом нравственные принципы, которые он автоматически выполняет. Но болезнь прогрессирует, и теперь его заботит только то, чтобы вовремя достать деньги на наркотик.
Д.С. Лихачев сказал удивительно правильную мысль: "Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества". Эта фраза применима к проблеме наркомании в России: "Нельзя за короткое время остановить эпидемию наркомании, но позаботиться о своем друге или о члене своей семьи, помочь ему - можно. Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто". Та часть российского менталитета, которую Д.С. Лихачев назвал "этажи заботы", может помочь нам в борьбе с этим страшным злом. Не могут быть так быстро забытыми культивированные в России чувства дружбы, взаимопомощи. Мы думаем, что они еще сыграют свою положительную роль в борьбе с наркоманией.
Главное в процессе употребления наркотиков – желание получить «кайф», т.е. удовольствие. Поговорим об удовольствиях.
Именно желание вызвать у себя ощущение удовольствия приводит к употреблению наркотика на первой стадии наркомании. Существуют физиологически обусловленные «наградные» механизмы, результат действия которых воспринимается человеком как ощущение удовольствия, наслаждения. Различные религии и культуры по-разному относились к этому вопросу. «Страданиями душа совершенствуется!» - так укоряет православие тех, кто хочет прожить жизнь в одних удовольствиях. Но некоторые культурологические теории относятся к этому по-другому. Существует древнее и глубоко законспирированное мистическое учение «Каббала», влияние которого испытывали такие русские мыслители, как В. Соловьев, Н. Бердяев. В этом учении считается, что вся жизнь человека подчинена стремлению получать удовольствия, и непонимание этого ведет к тяжелым, с их точки зрения, последствиям. По их мнению, удовольствия делятся на пять основных групп. Самую низшую группу составляют удовольствия от владения собственным телом. Выше стоят удовольствия, даваемые семьей, общением с друзьями. Еще выше – удовольствия от власти. Четвертая группа – это удовольствия, связанные с учебой человека, с его способностью постигать новое. И, наконец, наивысшим видом удовольствий в этой теории считаются удовольствия духовной жизни, удовольствия, связанные с поиском смысла жизни. Можно соглашаться с этим или нет, но, на наш взгляд, это лучше и честнее – признаться в том, что все мы ищем возможности получать удовольствие, то ли с помощью вкусной еды, то ли от общения с друзьями, или другим образом. В период «коммунистического строительства» нам говорили о том, что хорошо будет потом, может быть, нашим детям. Но это никого не устраивало, и режим рухнул.
Удовольствия нужны для того, чтобы человек чувствовал себя комфортно. Но нужны нормальные, естественные удовольствия. Это - интересная работа, успехи и увлечения, отдых, путешествия, спорт, музыка, танцы, секс с любимым человеком, праздники. К этому можно добавить вкусную еду и покупку красивых вещей, комфортные условия жизни и общение с друзьями. Главное, чтобы эти удовольствия не перерастали в пороки, чтобы им на смену не приходили страшные страдания и смерть, как при наркомании.
Коснемся еще аспектов культуры и ценностей в человеческой жизни, чтобы более подробно рассмотреть, как эти понятия могут помочь нам в борьбе с наркоманией.
«Ни один человек не существует сам по себе. Люди – это и страна, в которой они родились, и ферма, и городская квартира, где они учились ходить, и игры, в которые они играли детьми. Это - еда, которой их кормили, школа, где их  обучали. Это - спорт, которым они увлекались, поэты, которых читали, и Бог, в которого верили». Так пишет о культуре английский писатель Уильям Сомерсет Моэм в своем романе «Острие бритвы». И под этим простым и мудрым высказыванием мог бы подписаться любой человек.
Культура – это не только балет и опера, музыка, книги и другие виды интеллектуальной деятельности. Культура – это все мелочи нашей жизни. Это – ее ценности и система поведения, позволяющая осмысливать окружающий мир. Чтобы более глубоко вникнуть в понятие культуры, нужно изучить многие стороны нашей жизни. Что в нашем обществе определено, как «хорошо» и «плохо»? Как формируются семьи и какова их структура? Какие традиции сохранились, и что пришло в наше общество недавно? На каких языках говорим? Как воспринимаем время? Что считаем важным в отношениях между мужчиной и женщиной? Кто обладает властью и как она получена? Какова роль религии, и какова наша реакция на другие культуры? Кто владеет правом на достоверную информацию, и имеется ли обратная связь с народом? Что считается смешным, и от чего плачут?
Различие между культурами связаны с теми усилиями, которые каждое общество делает в процессе выживания. Влияние имеют географический, социальный, исторический и другие аспекты жизни общества. Все мы рождаемся в рамках какой-то культуры и сразу приобщаемся («социализируемся») к ней. Дети учатся понимать и использовать знаки и символы, значение которых различно в разных культурах. В детские годы источником духовной жизни человека является мир вещей, их причинно-следственная зависимость. В годы отрочества перед ним открывается "мир идей", все подвергается внутренней оценке и переоценке. Родители  и семья, школа, друзья и средства массовой информации, в особенности телевидение способствуют приобщению к культуре. В зрелом возрасте каждый человек представляет собой смесь культуры, своих собственных индивидуальных черт и опыта. В дальнейшем идет процесс обогащения культуры человека, если он живет в контакте с двумя и более культурами, если он владеет  несколькими языками.
Мы, жители южной столицы России, можем гордиться тем, как разнообразна культура нашего края. Можем гордиться и тем, что достигли межкультурного общества, в котором веками спокойно уживаются различные национальные, этнические и религиозные группы, поддерживающие открытые отношения взаимодействия и взаимно признающие образ жизни и ценности друг друга. Такова же ситуация практически по всей России.
Но в рамках любой культуры есть люди, не соответствующие обычным нормам, составляющие подкультуру: сексуальные меньшинства, религиозные и молодежные группировки. Они имеют право на существование, если не нарушают законов. Можно ли сообщество наркоманов считать подкультурой? Или это – эпидемия болезни, типа чумы, холеры, сибирской язвы, страшной болезни,  уносящей жизни молодых и прекрасных? Как может повлиять на эту беду то, что есть в багаже у каждого народа, в каждой стране, в каждой семье, то, что народ создавал веками, его культура?
Очень важна мораль, религия. В США, например, большинство ее граждан - глубоко верующие люди. Каждый человек там принадлежит какой-то религиозной общине. «Церковь» для них - это не только здание. Это - сообщество людей с похожими взглядами на жизнь, на мораль. Хотя и зданиям церквей там можно позавидовать. Они красивы, просторны, с удобными сидениями, где на спинке впереди стоящего сидения откидывается столик, на который можно положить книгу или тетрадь. А в специальном кармане находится несколько книг с молитвами, песнопениями. Зал наполовину пуст. Церковь всегда готова к пополнению.
Американцы начинают ходить в церковь с детства, с родителями, там же находят нередко себе спутника жизни. Священник для них - близкий друг. Религия помогает им в бизнесе. «Бизнес невозможен без глубокой веры. Русские этого еще не понимают», - говорили они нам. В проблемах подросткового возраста им тоже помогает церковь, вера. Введением государственных программ, содействием церкви, общественных организаций, ежедневной работой в школах, колледжах и институтах США они свою ситуацию с наркоманией стабилизировали.
Остается только пожалеть, что в России отсутствует основная национальная идея, национальная гордость, что церковь боится оторваться от своих догм, стать современнее, что она далека от народа. Пожалеть о том, что настоящей молодежной политики нет ни в правительстве, ни в церкви. Фактически молодежь в России никому не нужна!
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П назвал нравственным терроризмом то, как некоторые средства массовой информации и деятели шоу-бизнеса прямо или косвенно ведут пропаганду наркотиков (журнал "Шаг-наркостоп",  № 1(3), 2001 год). Он заметил, что корни наркомании лежат в культе удовольствий, ненасытной жажде все новых наслаждений. Эту проблему невозможно решить без преодоления того нравственного кризиса, в котором сегодня оказался наш народ, и без помощи Божьей: "Некогда Бог сказал своему народу: "Жизнь и смерть предложил я тебе. Благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое". Мы обязаны вместе остановить это зло, дабы здравый смысл и стремление к духовному совершенству возобладали над помраченным дурманом рассудком".
Обратимся еще к философской теме «свободы», так важной в книге по рассмотрению различных аспектов наркомании. В демократическом обществе человек свободен в своем выборе. Что он выберет? Наркотики или творчество? Жизнь или смерть?
По мнению известного русского философа Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948), свобода сама по себе трагична, ведь добро не заслуживает признания, если на коварных весах свободы оно не уравновешено своим антиподом злом. В этом заключается трагедия свободы, которую с небывалой глубиной постиг Достоевский.
Достоевский был правдивым, а следовательно, жестоким художником именно потому, что не обрекал человека на заранее заданное добро, не снимал с него бремени свободы  и тем самым возлагал на него огромную личную ответственность. Оказывается, что абсолютная свобода, равнозначная своеволию, ведет не только к ограничению свободы других, но и к новым формам тирании.
Вместе с процессами демократизации пришло ощущение свободы. Но люди, забывшие за 70 лет о религии и морали, не знали, что делать с обретенной свободой. И свобода переросла в своеволие. Преступления, отсутствие ответственности перед близкими, и перед теми, кто от тебя зависит. Все эти процессы стали нарастать как снежный ком! Особенно это коснулось молодых с их неокрепшими  характерами.
Бердяев признает свободу величайшей человеческой ценностью, но подчеркивает, что свобода - нелегкое бремя, крест, так как принятие решений неизбежно связано с постоянным риском и личной ответственностью.
Рассмотрим эти сложные философские выводы Бердяева применительно к нашей теме. Наш российский подросток взрослеет в переходном обществе, раздираемом противоречиями. Религия возвращается в общество медленно. Ни родители, ни учителя, из души которых вытравили представления о религии, не могут помочь ему в обретении веры. Подросток получает свободу, не получив духовной опоры. Это и есть по Бердяеву первая свобода. Сколько соблазнов стоит на пути молодых! Если они начинают пробовать наркотики, то попадают в ловушку. Наркотики затуманивают сознание, не дают ему возможности выйти на уровень второй свободы, свободы вне зла, в добре, в избрании истины, в вере и в творчестве.
Еще Бердяев уверен, что «со свободой связана тема о человеке в творчестве. Все действительно новое в мире возникает через творчество, то есть посредством свободы, коренящейся в небытии. Творчество означает прирост, создание того, чего еще не было в мире. Лишь из бездонной свободы возможно создание нового.
Творчество – вот прекрасный путь получения удовольствий естественным путем! При этом в организме человека вырабатываются эндоморфины (собственные наркотики, которые не вредят организму, а наоборот, продляют его жизнь). Находиться все время в состоянии занятости – вот как можно преодолевать накопление отрицательных эмоций и их переход в устойчивый стресс. Творить – это не обязательно писать картины или книги. Творчески можно относиться к любой работе.
Каждому человеку, столкнувшемуся с этой бедой и выстоявшему в борьбе с ней, нужно дать обещание Богу в том, чтобы помогать другим. Наш народ всегда умел объединяться перед лицом большой беды. " Идет война народная, священная война!" - пора нам вспомнить строки этой песни.
Особенность русского бытия в переломные периоды истории в том, что «русский долго запрягает, но быстро ездит!». Призовем наше общество к духовной мобилизации, к созиданию и к борьбе за самосохранение! Наша культура, та культура, которой нет ни в одной стране мира, поможет нам в преодолении эпидемии наркомании.