25. Темы для проведения классных занятий

Любовь Горбатенко
Темами для проведения классных занятий может стать материал любого раздела этой книги. Наметим наиболее актуальные темы. В некоторых случаях мы кратко изложим материал темы, в других дадим только ее название. Прочитав книгу и зная специфику группы, преподаватель сможет хорошо подготовиться и добиться желаемого результата. Мы не будем давать название тех разделов, содержанием которых можно дополнить указанный в теме материал. Оставим это на усмотрение преподавателя. Хорошо, если в начале такого занятия преподаватель выяснит отношение присутствующих к материалу этой темы (хотя бы путем голосования). После проведения занятия нужно повторить эту процедуру. Тогда станет ясной эффективность проведенного занятия.
Приведем пример из работы нашего РРОД «Остановим наркотики!». Во время беседы с депутатом Госдумы России Михаилом Васильевичем Емельяновым по вопросам, касающимся проблем наркомании, он попросил нас выступить в качестве экспертов на семинаре «Наркотики, зависимость. Как не оказаться в их власти, как освободиться?», организованном немецким Фондом либеральных клубов Фридриха Наумана, где было запланировано выполнение присутствующими трех проектов. Один из них касался легализации «легких» наркотиков, и М. В. Емельянова это беспокоило. Другим экспертом по нашей просьбе стал ведущий психолог Ростовского наркодиспансера Александр Георгиевич Дунаев. В начале работы двухдневного семинара за легализацию «легких» наркотиков выступала треть присутствующих, среди которых были школьники, студенты, корреспонденты и т.д. По схеме работы этого семинара нам – экспертам давали очень мало времени. Тем не менее, нам удалось убедить присутствующих в том, что разделение на «легкие» и «тяжелые» наркотики условно, что все наркотики наносят непоправимый вред организму, различие только в динамике развития болезни. В конце работы семинара ни один человек не захотел выполнять проект, связанный с легализацией «легких» наркотиков. Значит, наша работа в качестве экспертов не прошла даром.

      Тема 1. Механизм действия наркотических веществ на организм человека.

Ученые говорят, что с первого приема наркотика в организме человека взаимосвязанно развиваются два процесса.
Первый процесс связан с тем, что биомембрана («находка эволюции») находится в жидкокристаллической фазе. При алкоголизме биомембрана разжижается. При употреблении сильных наркотиков типа героина образуются неразрушаемых в условиях живого организма биокомплексы, что приводит к кристаллизации биомембраны и к невозможности прохождения нервного импульса. Процессы поперечных сшивок молекул и частичной кристаллизации биомембран сходны с процессами старения организма. Далее наблюдается распад биомембран, «самопереваривание» клеток. Возникают аутоиммунные (организм борется с собственной тканью) заболевания типа СПИДа, приводящие к инфекционным заболеваниям и ранней смерти.
Второй процесс связан с тем, что в процессе эволюции в организме человека создан уникальный механизм приспособления (адаптации) к внешним изменениям. Этот механизм включает в себя гомеостаз и саморегуляцию функциональных систем организма. Уже первый прием наркотика (большее по сравнению с терапевтической дозой количество незнакомого организму вещества) вызывает, по мнению ученых нейрокибернетиков, состояние «токсикационного стресса». Возникают адаптационные реакции в виде небывалой активации мозга, синтеза нуклеиновых кислот и формирования  структурного следа памяти. При систематическом приеме наркотика изменяется гомеостаз организма, что означает приобретение организмом наркотической зависимости. Формируется пространный след долговременной эмоциональной памяти на состояние эйфории. И даже если человек прошел длительное лечение и реабилитацию и избавился от наркотической зависимости, каждый раз в условиях стресса или незначительного алкогольного опьянения память будет «подбрасывать» ему воспоминания об испытанном им положительном эмоциональном состоянии эйфории, тем более, что в результате уменьшения выработки собственных эндоморфинов, человек теперь постоянно находится в состоянии депрессии. Это делает наркоманию практически неизлечимой болезнью, несущей генетические изменения.
 
      Тема 2. Последствия единичного приема наркотика.

Очень важно знание тех патологических процессов и тех последствий, которые могут наступить после единичного приема наркотика. На этом приеме строится маркетинговая политика наркодельцов. “Не бойся! Это – совершенно безвредно! Ничего плохого не произойдет!” Что же говорит наука?
При единичном приеме наркотика образуются неразрушимые в условиях живого организма биокомплексы. Они проникают в биологические мембраны, которые кристаллизуются или разжижаются (алкоголем). Происходит нарушение контакта нейронов, прекращается передача нервного импульса. Клетки гипертрофируются, увеличиваясь в размере, и погибают. Однако число таких “повреждений” невелико, некоторые изменения – обратимы. Если более не принимать наркотики, все это ухудшит здоровье, оставит след в памяти, нарушит кое-где нервный контакт, но не  очень существенно. Человек сможет продолжать учиться или работать.
Более разрушительное действие может вызвать при первом приеме наркотика  адаптационный процесс. Когда возникает угроза нарушения гомеостаза, возникает стадия тревоги, призыв к мобилизации всех защитных сил организма. Может развиться общий адаптационный синдром, который является проявлением стресс-реакции. Возможно, с момента рождения человека это была самая страшная встряска для всего организма, едва не закончившаяся его гибелью. При действии малознакомых (наркотик принимается впервые) или экстремальных (для достижения эйфории нужно принять большую дозу вещества) факторов происходят общие адаптивные реакции в виде активации мозга и общего адаптационного синдрома. Все формы адаптации объединяются в один целостный приспособительный акт. Происходит восприятие и обработка поступающей информации, синтез  нуклеиновых кислот. Так формируется след памяти даже при единичной пробе наркотика. Советуем родителям и учителям особое внимание обратить на возможные симптомы адаптационного процесса. При  первых приемах наркотиков это – процессы, связанные с небывалой активацией мозга: головокружение, тошнота, рвота, мышечная дрожь, бледность, связанная с сужением поверхностных сосудов, слишком длительный сон (режим “охранительного торможения”), желудочно-кишечные боли. Если подросток уже неоднократно принимал наркотик, то адаптационный синдром может выражаться в уменьшении веса. Любой из этих симптомов должен стать  поводом для того, чтобы сделать соответствующий анализ на наличие наркотических веществ. Возможно, Вам удастся узнать о первом приеме наркотиков и предотвратить развитие  практически неизлечимой болезни. Не пропускайте первых симптомов адаптационного процесса при наркомании!

      Тема 3. К какому типу заболеваний относится наркомания?

Обсуждение с подростками этой темы очень важно. При этом можно рассмотреть наркоманию с точки зрения всех ее аспектов, указанных в книге. Можно начать с точки зрения шведского ученого Нильса Бейерута о том, что наркомания – не болезнь, а сложившаяся потребность, которая приобрела силу и характер инстинктивного влечения.
Все сходятся в том, что наркомания относится, прежде всего, к числу психических болезней, а наркоман - к числу психически больных людей, то есть к числу людей, которые не могут владеть своими психическими функциями. Знание только этого может отвратить от наркотиков тех, кто, повинуясь веянию моды или желанию получить сомнительное удовольствие, добровольно рискует навсегда перевести себя из разряда физически и психически здоровых людей в разряд психически больных с подорванным здоровьем. Для подростков это – важный аргумент против даже единичных проб наркотиков. Почему наркоманию относят к психическим болезням?
Наркомания относится к числу психических болезней потому, что с самой первой пробы наркотика в организме происходят нарушения всех основных психических функций. Динамика этих нарушений изменяется по мере развития болезни. Но часть нарушений остаются с человеком на всю жизнь. Даже если он всего несколько раз попробовал наркотики, оказались отрезанными некоторые пути для прохождения нервного импульса, ухудшилась память, восприятие, мышление, понизились его способности. Это все – нарушения психических функций. Это – начало психических заболеваний.
Если наркозависимый человек прошел дезинтоксикацию, лечение, реабилитацию, все равно в его мозгу остался структурный след памяти, то есть след, изменяющий структуру мозговой ткани. Даже через несколько лет после всего этого незначительное воспоминание, встреча со старыми друзьями, приход на ту же дискотеку, небольшое алкогольное опьянение или просто стресс, и в памяти всплывут воспоминания вместе со всевозможными объединениями функциональных систем. Человеку станет плохо, у него может подняться температура, начнутся легкие симптомы «ломки». А ведь память – это одна из важнейших функций психики. Следовательно, наркомания – психическая болезнь, с момента первого приема наркотика, когда состояние эйфории нарушает сознание, и до конца жизни, когда человеку приходится систематически бороться с воспоминаниями, снова и снова призывающими его к приему наркотика. Нужно сделать так, чтобы этих воспоминаний было меньше, то есть порвать с теми друзьями, по возможности изменить место жительства, круг интересов, избегать стрессов и любых форм опьянения, включая алкоголь. Все это – трудная задача. Поэтому наркотики лучше не пробовать!               

      Тема 4. Можно ли снять состояние стресса с помощью курения табака, приема алкоголя, наркотика?

У современных молодых людей очень много реальных проблем. Зачастую они находятся в состоянии постоянного стресса и думают, что этот стресс можно снять курением табака, употреблением алкоголя, или наркотика. По мнению ученых нейрокибернетиков, прием наркотика (табак, алкоголь – тоже считаются наркотиками) является для организма сильнейшим токсикологическим стрессом.  «Вылечить» эмоциональный стресс токсикологическим стрессом невозможно! Возникают устойчивые, с трудом поддающиеся лечению депрессивные состояния.
В этой теме следует уделить внимание рассмотрению понятий эмоций, формированию положительных и отрицательных эмоций, существованию в головном мозгу зон, ответственных за положительные и отрицательные эмоции. Оказывается, положительные эмоции не накапливаются, а отрицательные – накапливаются, приводя к устойчивому состоянию стресса. Преподаватели валеологии могли бы научить школьников путем выполнения различных дел (после выполнения каждого, даже незначительного дела в мозг отправляется «рапорт» о выполнении, который равносилен положительной эмоции) «разбивать» накопившиеся глыбы отрицательных эмоций, которые иначе перерастают в устойчивый стресс. Только интересная, завлекающая человека работа способна снять устойчивое состояние стресса. Так утверждается в теории.
Нельзя жить в состоянии постоянного стресса. Эти состояния тоже запоминаются на функциональном уровне и могут привести к актам суицида. Со стрессом нужно бороться!

      Тема 5. Наркопровоцирующие факторы.

      Тема 6. Удовольствия.

      Тема 7. Свобода и творчество.

      Тема 8.Существует ли в России эпидемия наркомании?
 
      Тема 9. Три уровня существования человека: Жизнь – Сознание – Дух.

      Тема 10. Является ли курение наркоманией? Аргументы против курения.

«Токсикомания, наркомания – группа заболеваний, причиной которых является привычное злоупотребление веществами, вызывающими кратковременное, субъективно положительное психическое состояние» (БМЭ). Следует знать, что уже давно в понятие наркомании включены алкоголизм и курение табака (согласно нашему опросу около 40% подростков об этом не знают).
При табакокурении, как и при любой другой наркомании, параллельно и взаимосвязано развиваются два процесса. Это – патологический процесс, связанный с действием на организм человека никотина и других отравляющих веществ, и адаптационный, приводящий к возникновению зависимости от табака. По сравнению с патологическим процессом, например, при морфинизме, при табакокурении он развивается медленнее и приводит к онкологическим болезням, а иногда и к смерти.
Подростки, курящие табак, легче начинают курение марихуаны, а потом переходят к употреблению тяжелых наркотиков. В США объявлена война табакокурению. Курящего человека могут не принять на работу, отказав ему под благовидным предлогом.
Говорят, если подросток не начал курить в школе, возможно, он уже никогда не будет курить.
Существуют целые программы борьбы с курением.

      Тема 11. Аргументы против легализации «легких» наркотиков.

В СМИ звучат призывы к легализации в России «легких» наркотиков. Но в развитии наркомании и наркотической зависимости много общего для «легких» и «тяжелых» наркотиков. Это общеизвестное деление на 4 фазы интоксикации по И.Н. Пятницкой. Это – 16 последовательно сменяющихся симптомов при гашишизме (Э. А. Бабаян, 1988).
Сейчас 70% подростков начинает курить в школе. При легализации легких наркотиков они будут курить марихуану. При курении же так легко перейти границу, приводящую к передозировке. Готовы ли мы к тому, что наши дети будут умирать на наших глазах? Готовы ли наши больницы к тому, чтобы ежедневно принимать большое количество подростков? Имеется ли у нас столько машин скорой помощи? Или под программу легализации «легких» наркотиков нужно закупать огромное количество машин скорой помощи, строить новые специализированные больницы?
Люди, потребляющие гашиш, неспособны сосредоточиться (расстройство восприятия, мышления и сознания). Как преподаватели смогут осуществлять педагогический процесс? Сейчас кое-где в колледжах России наблюдается 100% вовлечение молодежи в курение марихуаны. Но во многих странах мира (США, Швеция) с этим успешно борются.
Происходит ослабление контроля над собственным поведением. Готовы ли мы к массовым всплескам связанной с этим преступности? Нарушение представлений о пространстве, времени, ужас перед шумом. Готовы ли мы к всплеску ничем другим не обусловленных случаев самоубийств?
Известен феномен повышения внушаемости при гашишизме. Не потому ли всплывают вопросы легализации «легких» наркотиков? Возможно, наш народ просто хотят «зомбировать», чтобы потом легче было решать политические и финансовые вопросы.
При употреблении марихуаны происходит медленная, но необратимая деградация личности, возникают тяжелейшие психические расстройства, вплоть до слабоумия. Из-за адаптационных процессов развивается наркотическая зависимость, возникают поперечные сшивки молекул смолы с белковыми молекулами организма, необратимая полимеризация и дальнейшая гибель биомембран. Многие пути для прохождения нервного импульса оказываются отрезанными, идет «самопереваривание» погибших клеток. Развиваются аутоиммунные заболевания, приводящие к инфекционным заболеваниям и ранней смерти. Хотим ли мы этого своим детям?
Происходит угасание эйфорического эффекта, и для его возобновления курильщики анаши смешивают анашу с  «тяжелым» наркотиком. То есть легализация «легких» наркотиков предполагает последующее тайное употребление «тяжелых» наркотиков.
Мы думаем, что легализация «легких» наркотиков есть добровольное нанесение вреда земной цивилизации, будущему человечества.

      Тема 12. Молодежь должна заботиться о земной цивилизации.

Школьное образование в России должно быть дополнено вопросами о глобальных проблемах человечества. Человек в своей повседневной жизни должен думать о том, не наносит ли его деятельность вред земной цивилизации в целом. Например, борьба против применения фреона привела к уменьшению озоновых дыр в атмосфере Земли. Не связано ли такое огромное количество наводнений в Европе в 2002 году с глобальным потеплением?
В школьное образование должна быть включена программа по валеологии. Подросток должен знать, какие естественные процессы происходят в его организме, чем обусловлено старение организма. Сюда же можно включить и просветительские лекции о механизме действия наркотиков. В тех странах мира, где понимают, что наркомания – хроническое возвратное заболевание, и добиваются снижения числа наркозависимых в несколько раз, называют первой ступенью любой антинаркотической программы ее просветительскую часть. Хорошо, если бы эти занятия были решены в виде интерактивных игр.
В США стратегия национальной программы борьбы с наркотиками предусматривает движение в двух направлениях. Во-первых, это - борьба с предложением, т.е. ограничение доступности наркотиков. Во-вторых, это – просветительская работа среди молодежи, цель которой – снижение спроса на них. Просветительская профилактическая работа должна проводиться постоянно, так как приходят новые поколения молодежи, и маркетинг наркотических веществ не стоит на месте. Там учат детей и подростков находить в жизни радости, исключающие прием наркотиков, укрепляют институт семьи, пробуждают любовь к своему краю, приобщают к труду.
В учебном сборнике Европейского Молодежного Центра «Все различны – все равны», изданном в 2001 году в Страсбурге и посвященном работе с молодежью, написано, что «самым эффективным участником данного процесса является сама молодежь, когда она берет на себя воспитание друг друга. Начинайте с того, что молодежь уже знает, с выяснения их мнения и опыта, и на этой основе ищите и открывайте вместе с ними новые идеи и новый опыт. Групповые занятия повышают их способности, способствуют развитию личности каждого. Через групповые занятия молодежь может сделать конкретные выводы, касающиеся вопросов употребления наркотиков. Важно помнить, что подобные занятия – это ключ, который открывает двери к совместному обучению на основе обмена мнениями и опытом, на основе открытия новых сторон действительности, на основе создания новых альтернативных подходов к проблеме наркомании.
В зависимости от возраста, навыков и интересов молодежи в различных группах можно разработать свою собственную программу, исходя из методики постепенного нарастания сложности разбираемых тем».

      Тема 13. Право подростков на информацию и свой выбор.

Подростки - психологически сложная возрастная группа. Они не любят готовых решений, они хотят владеть информацией и делать выбор самостоятельно. Поэтому должен быть применен комплексный подход, включающий в себя положение, которое имеется и в «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» Минобразования РФ (Концепция КАПР). Это – ПРАВО ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА НА ИНФОРМАЦИЮ!
Долгосрочная просветительская постоянно действующая программа профилактики наркомании должна «максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы  и возможности образовательных учреждений» (Концепция КАПР). Согласно этой программе учителя, преподающие различные предметы, в качестве примеров могут рассматривать элементы механизма действия наркотических веществ (просветительская задача). Учителя гуманитарных специальностей должны способствовать возрождению ценностных ориентиров, т.е. включать в свою работу творческие сочинения и дискуссии о семье, о друзьях, о родном крае (аксиологический подход).
Такая долгосрочная программа должна быть постоянно действующей, так как во всем мире уже поняли, что наркоманию можно рассматривать как хроническое, возвратное заболевание общества, что на смену подросшему поколению приходят новые и новые поколения молодежи, и маркетинг наркотических веществ тоже развивается. В США стратегия национальной программы борьбы с наркотиками предусматривает движение в двух направлениях. Во-первых, это - борьба с предложением, т.е. ограничение доступности наркотиков. Во-вторых, это – разъяснительная работа среди молодежи, цель которой – снижение спроса на них, т.е. уменьшение потребления наркотиков, а также алкоголя и табака.
Чтобы обеспечить подростку право на собственный выбор, освоение этого материала должно проводиться через дискуссии, интерактивные игры.

      Тема 14. Музыка и наркотики.

      Тема 15. Ускоренное старение при наркомании.

      Тема 16. Психологические отклонения при наркомании.

      Тема 17. Почему так трудно излечить наркоманию? Феномены наркомании.

Итак, человек прошел такие этапы излечения от наркомании, как  дезинтоксикация, потом сумел выдержать многие месяцы восстановления нового гомеостаза, при котором по внутренним средам организма уже не должны циркулировать наркотические вещества, как этого требовал гомеостаз при наркомании, прошел курс реабилитации. Изменилось в лучшую сторону его поведение, практически он стал прежним, таким, каким был до приобщения к наркомании. Что же осталось в его организме от болезни наркомания? Почему 95% из числа тех, кто смог пройти все это, начинают снова принимать наркотики? Существует ли физиологическая обусловленность этого феномена?
Физиологическая обусловленность того, что человеку трудно полностью преодолеть наркоманию, действительно существует. После каждого приема наркотиков массивный выброс стрессорных гормонов активизирует метаболизм и приводит к синтезу в центральной нервной системе нуклеиновых кислот. Так формируется структурный след памяти. При повторных стрессах он разрастается в целую матрицу памяти. Обратите внимание на слово структурный. Значит, там изменилась структура ткани. И ее нелегко потом восстановить, может быть, даже невозможно.
Образующиеся для восстановления первоначального гомеостаза и для борьбы со стрессом различные объединения функций организма в функциональные системы, а также матрица памяти на все эти объединения и являются как раз основным препятствием на пути «освобождения от гнета» пристрастий.
«Зависимость приобретает силу и характер инстинктивного влечения», - говорит шведский ученый Нильс Бейерут. И мы согласны с ним. В самый разгар болезни поведенческими актами наркозависимого управляет гомеостаз, который требует непрерывного присутствия в организме человека наркотических веществ. Это инстинктивное желание даже сильнее, чем жажда или голод.
После дезинтоксикации, после длительного реабилитационного периода это желание уже не присутствует постоянно. Но все мы знаем, как наша память безо всяких наших усилий иногда «подбрасывает» нам те или иные воспоминания нашей жизни. Это может происходить во сне, и человек видит «наркотические» сны. Это может произойти наяву. Причиной этого будет, скорее всего, испытанное накануне состояние стресса. Это называется актуализацией патологического влечения. Например, из-за стресса создалась ситуация, чем-то напоминающая ту, при которой организм в борьбе с изменением гомеостаза формировал новые функциональные системы и отправлял информацию о них в память. Теперь он достает готовую «обойму» решений, сохранившуюся в памяти. Это работает как закрепленный инстинкт. И организм на физиологическом уровне требует наркотика. Подробно об этом написано в разделе, посвященном лечению наркомании.
В ходе реабилитации нужно избегать состояний стресса, даже небольшого употребления алкоголя (это – токсикологический стресс!). Человек должен быть все время в состоянии занятости. «Отчет» о каждом, даже маленьком, выполненном им деле, автоматически отправляется в мозг и засчитывается там как положительная эмоция. Так «разбиваются» глыбы отрицательных эмоций, которые могут привести к формированию устойчивого стресса. Стремление к положительным эмоциям, занятость, занятость и еще раз занятость – вот единственный способ войти в те 5% людей, которые после реабилитации не стали снова принимать наркотики!
Начиная пробовать наркотики, подростки должны понимать, почему они действуют как «ловушка», из которой уже практически невозможно выбраться.
На вопрос, излечима ли наркомания, ученые отвечают по-разному. Все зависит от того, на какой стадии болезни начато лечение. Вероятность ее возобновления существует всегда. Поэтому наркотики лучше не пробовать!

      Тема 18. В чем сходство и различия пристрастий, включая наркоманию?

В разделе, касающемся эпидемии наркомании мы столкнулись с мнением очень маститого датского ученого Нильса Бейерута, много лет эффективно влияющего на наркополитику в Европе. По его мнению, «истинная зависимость является заученной, сложившейся потребностью, которая приобрела силу и характер инстинктивного влечения. Теоретически наркомании сродни таким состояниям, как страсть к азартным играм, клептомания и пиромания». Нам приходилось сталкиваться с профилактическими антинаркотическими программами, широко использующими кажущуюся полную аналогию все видов пристрастий. Хотелось бы разобрать этот вопрос с точки зрения наших представлений о протекании механизма становления наркомании. Это необходимо, иначе упомянутые нами программы могут вместо пользы принести вред.
Итак, физиологически в основе любого пристрастия лежит состояние стресса. Это может быть психологический стресс, как в случаях пристрастия к азартным играм, клептомании, пиромании и т.д. Иногда к таким пристрастиям относят безмерное увлечение просмотром сериалов. В случае наркоманий, токсикоманий в основе пристрастия лежит токсикологический стресс. В разделе, касающемся физиологических аспектов наркомании, мы описывали ряд физиологических процессов, проходящих в организме при стрессе. Это - выброс стрессорных гормонов.* Это – адаптационные процессы. При помощи активации мозга происходит восприятие и обработка поступающей информации, а массивный выброс стрессорных гормонов активизирует метаболизм и приводит к синтезу в центральной нервной системе нуклеиновых кислот. Так формируется след памяти. При повторных стрессах он разрастается в целую матрицу памяти. Массивный выброс стрессорных гормонов приводит к интенсивному распаду белка и к некрозу клеточных мембран. В ходе эволюции такие процессы происходили и происходят непрерывно. Скорее всего, из-за этого вымерли когда-то динозавры. Они не смогли приспособиться к новым условиям. Итак, стресс является тем общим, что объединяет все виды пристрастий. Образующиеся для борьбы со стрессом различные объединения функций организма в функциональные системы, а также матрица памяти на все эти объединения и являются как раз основным препятствием на пути «освобождения от гнета» пристрастий.
Это важно знать тем, кто только собирается попробовать наркотик. Лучше не пробовать его, чтобы не попасть в плен такого пристрастия. Те, кто уже попал в этот плен, должны знать, что их борьба с пристрастием будет продолжаться всю оставшуюся жизнь, так как еще не научились избирательно по «желанию клиента» удалять из памяти отдельные фрагменты. Хотя такие работы проводятся путем введения человека в коматозное состояние. Но это смертельно опасно для здоровья человека, и дает трудно-предсказуемые результаты.
В чем же отличие наркоманий от других пристрастий? Даже люди, совершенно не знакомые с физиологией, расскажут об этих различиях. Для наркозависимых частыми являются состояния нарушенного сознания, они быстро стареют, у них снижается иммунитет на инфекционные болезни, начинаются аутоиммунные заболевания, типа СПИДа, и они очень рано умирают. Почему это происходит?
Это происходит потому, что ко всем тем негативным последствиям стресса, которые тоже вызывают и распад белка, и некроз биомембран, добавляются негативные явления, связанные с введением в организм человека  молекул наркотических веществ. В разделах, касающихся основных идей книги и физиологии, мы говорили о первом патологическом процессе при наркомании, связанном именно с наличием в организме молекул наркотических веществ. Это – поперечные «сшивки» молекул наркотика с молекулами организма с помощью полухимических связей. Именно они ответственны за эффекты изменения сознания. Это - изменение агрегатного состояния биомембраны (кристаллизация, разжижение, полимеризация), связанная с этим невозможность прохождения нервного импульса, и развитие дальнейшей патологии. Обо всем этом можно прочитать в указанных выше разделах.
Таким образом, стратегия реабилитационных мер после лечения наркомании должна включать в себя борьбу с пристрастиями. Думаем, что эта стратегия еще недостаточно разработана. Используют метод переключения пристрастий. В этом методе стараются переключить пристрастие на другое, полезное для общества. Хорошо, если бы новым пристрастием такого человека стала его работа. Думаем, что в ходе реабилитации нужно избегать состояний стресса. Как это сделать, мы уже говорили.
Стратегия профилактической работы с теми, кто  не принимает наркотики, состоит, во-первых, в просветительской работе. Во-вторых, это та же самая борьба со стрессом, борьба за положительные эмоции, добываемые естественным путем. А это – занятость, занятость и еще раз занятость теми делами, которые приносят положительные эмоции.

      Тема 19. Интерактивная игра «За – против»

      Тема 20. Жидкокристаллическое состояние биомембран. Его роль в
                протекании процессов при наркомании.

      Тема 21. Какой бизнес можно начать молодым в условиях нашего города?

      Тема 22. Собственные эндоморфины (эндорфины). Их роль в организме
                человека.

Они уменьшают боль.
Они вызывают такое же чувство удовольствия, как и наркотики, только при их выработке не наступает привыкания. (А может быть и наступает? Ведь все увлеченные люди тоже «зацикливаются» на своих увлечениях.)
Люди творческие живут дольше, чем обычные.
Выработку эндоморфинов используют в своих колдовских делах шаманы, колдуны. И у них тоже бывают передозировки собственными эндоморфинами.
При развитии наркомании собственные эндоморфины перестают вырабатываться. Жизнь человека становится серой и мучительной. Это – как будто расплата за химические удовольствия.
В этой теме нет устоявшихся точек зрения, так как эндоморфины были открыты только в 70-х годах 20-го века. Тем интереснее может быть беседа!
 
      Тема 21. Жидкокристаллическое состояние биомембран. Его роль в
                протекании процессов при наркомании.

      Тема 22. Какой бизнес можно начать молодым в условиях нашего города?
 
В конце года обсудите вопросы, касающиеся легализации «легких» наркотиков. Это поможет педагогу понять, насколько учащиеся усвоили материал. Ведь именно с употребления «легких» наркотиков начинается зачастую употребление наркотиков.

Знаете ли Вы:
1. …, что представляет для организма первый прием наркотика?
2. …, что ученые считают первый прием наркотика токсикологическим стрессом?
3. …, что даже после единичного приема наркотиков остается след в памяти?
4. …, по каким признакам можно понять, что человек впервые попробовал наркотик?
5. …, что индивидуальная реакция организма на первый прием будет различна?
6. …, что уже при первом приеме наркотика возможен смертельный исход?
7. …, что для успешного прохождения нервного импульса биомембраны человека должны иметь жидкокристаллическую (ЖК) структуру?
8. …, что температурный интервал существования ЖК мембраны очень узок?
9. …, что при алкоголизме ЖК биомембраны «разжижаются»?
10. …, что при морфинизме ЖК биомембраны кристаллизуются?
11. …, что при курении анаши, содержащей смолы, биомембраны полимеризуются?
12. …, что с первых приемов наркотика в организме человека начинается патологический процесс, основанный на нарушении ЖК* состояния биомембраны и на возникновении поперечных сшивок молекул наркотика и белковых молекул организма?
13. …, что параллельно с этим процессом проходит адаптационный  процесс?
14. …, что в Нидерландах люди курят марихуану в специально отведенных для этого местах под наблюдением врача? Будет ли хоть кто-то соблюдать такие правила в России?
15. …, что статистические данные по дальним последствиям длительного приема «легких» наркотиков свидетельствуют о неожиданных смертях в полном расцвете сил из-за скрытого патологического процесса, начинающегося с приемом этих наркотиков?
16. … о наличии «точечных мутаций» в структурах генных макромолекул человека, вызываемых взаимодействием молекул ДНК с молекулами смол марихуаны, а также с долгосрочными последствиями таких мутаций, с влиянием на потомство и т.д.?
17. …, что любые отклонения от исходной структуры гена, ошибки самоудвоения генетического материала ДНК, однажды возникнув, в дальнейшем точно и устойчиво воспроизводятся в дочерних нитях ДНК?
18. … о смертных случаях от передозировки, так как в случае курения марихуаны допустимая доза трудно контролируема?
19. …, что контроль поведенческими актами вызван новым гомеостазом с постоянной циркуляцией наркотика в организме человека? При ослаблении контроля наркомана над своим поведением готовы ли мы к массовым всплескам связанной с этим преступности?
20. …, что при гашишизме нарушаются представления о пространстве, времени, появляется ужас перед шумом? Готовы ли мы к всплеску связанных с этим самоубийств?
21. …, что при гашишизме расстраиваются все психологические функции организма: восприятие, мышление, сознание, деятельность, речь и другие функции? Теряются жизненные ориентиры, человеку уже не нужна любовь, семья, работа.
22. …, что при гашишизме происходит медленная, но необратимая деградация личности, связанная с поперечными сшивками полимерных молекул смол марихуаны  и молекул организма и с невозможностью прохождения нервного импульса?
23. … о повышении внушаемости при гашишизме? Не этим ли вызвано навязывание вопросов легализации «легких» наркотиков? Возможно, наш народ просто хотят «зомбировать», чтобы потом легче было решать политические и финансовые вопросы.
24. … статистические данные о том, что примерно половина курильщиков анаши переходит потом на употребление «тяжелых» наркотиков, т.е. легализация «легких» наркотиков предполагает последующее тайное употребление «тяжелых» наркотиков?