24. Обратная связь. Анализ мнения молодых

Любовь Горбатенко
В одно из занятий после просветительской беседы студенты колледжа анонимно написали свои мнения по поводу наркомании. Некоторые студенты листки не сдали. Это - их право. Мы получили 14 листков с очень интересной информацией. Студенты шести групп, в которых мы проводили просветительские беседы, слушали нас с большим интересом, рассказывали истории из собственной жизни. В одной чисто мужской группе дружно подняли руки и сказали, что все курят марихуану. Нас это сильно огорчило.
В двух листках были рецепты приготовления наркотического зелья из бурьяна, растущего в каждом дворе. 7 пунктов приготовления, а в конце было написано «результат на лицо», и нарисовано ужасное лицо с перекошенным ртом, сведенными к носу зрачками, с волосами, вставшими дыбом. На втором листке то же самое было дано в последовательности рисунков. Что куда сыпать, как варить, и что потом будет.
Подростки из малообеспеченных семей находят в своем дворе какие-то травы, варят их в молоке и испытывают нечто, похожее на наркотическое опьянение. Самый молодой из нашей группы сказал, что это – самое страшное, что могут сделать с собой подростки. Они умирают потом в токсикологических отделениях или с необратимыми повреждениями мозга навсегда остаются в психиатрических клиниках. Так ли это? Печальный вывод заключается в том, что таким ребятам не нужны наркодельцы. Нужно лечить  их души и потом помочь им найти занятие с перспективами на будущую работу.
Приведем без редактуры все без исключения мнения студентов.
Мнение первое: «Большинство людей поддаются на соблазн различных наркотических веществ. Многие люди обращаются к наркотикам из-за плохой жизни, или просто, чтобы расслабиться и забыться, как бы уйти из реальной жизни. А многие колются и курят по причине того, куда они попали, т.е. от общества. Вы скажете, что это не так. Если человек не хочет, его никто не заставит. Я соглашусь, но и опровергну, т.к. многие люди слушают то общество, в котором мы находимся.
Конечно, нужно предотвратить эту зависимость от самого себя в первую очередь, и от общества. Если человек начинает бросать все это дело, то ему нужно находиться в том месте, где нет такого соблазна, или людей, которые являются сторонниками приема наркотиков. Многие люди после лечения увлекаются спиртными напитками, т.к. сразу не могут бросить все это дело. А ведь спиртные напитки, тоже своего рода наркотик. Вот говорят «алкаши» - это люди, которые живут только водкой, ради нее, и только для нее. Не едят, а пьют, пьют, и еще раз пьют. Так и наркоманы.
Даже дети соблазняются этими вещами. Они тоже хотят что-то испытать, но потом привыкают. Может быть, они хотят поставить себя выше других: «Вот я попробовал, значит, я – такой…». А на самом деле, это – глупо.
Каждый человек получает хоть меленькую долю, т.к. в данное время почти во всех лекарствах есть хоть 1% наркотика, который помогает человеку выжить. Если так рассуждать, то наркотик в какой-то мере даже полезен, но не в большой дозе. Хотя даже небольшая доза опасна для жизни человека, не употребляющего эти вещи.
Многие не употребляют наркотики, потому что у них в семье или у знакомых есть наркоман. Они видят, как он или она сами мучаются и как от этого страдают их семьи,  их родители. Ведь наркоманы – это непредсказуемые, неконтролируемые люди. Они наносят своим близким не только физическую, но и душевную боль. Они выносят все, что можно, из дома своего и из чужих квартир, т.е. воруют.
Я – против наркомании!!!
Дети должны увидеть эти ужасы своими глазами, но не испытать на себе, тогда они точно не выберут эту сторону жизни».
Мнение второе: «Наркомания – как проблема человечества. В нашем мире, в наше время из 100% населения Земли примерно 40% наркоманов и тех, кто зависит от наркотических веществ. Наркотик действует на человеческий мозг и организм. Наркотик как бы тормозит электрические сигналы, подаваемые от мозга, который является блоком для импульсов. Когда наркоман колется, его мозг и организм перестраиваются. Организм становится очень слабым и калечным. Весь иммунитет исчезает, сопротивляемость организма от внешних факторов очень сильно ослабляется. Если наркоман не подпитывает свой организм наркотиками, у него начинается «ломка». Это – когда в мозгу начинает ломаться этот блок. При этом наркоман испытывает сильные боли и тягу к наркотику.
Мне кажется, что наркомания начинается с детей, которых оставили родители, или когда у него родители ссорились и дрались, пили, или тоже были наркоманами. Ребенок думает, что его спасение или в алкоголе, или в наркотиках. Мне кажется, чтобы ребенок не стал наркоманом, его надо воспитывать с самого малого возраста, и окружать его любовью и лаской. Наркоманы – это люди, обделенные любовью и заботой матери.
Наркоманы – это злые и замкнутые в себе люди. Надо бороться с наркоманией правительству и самим нам, и не поддаваться искушению попробовать первый раз».
Мнение третье: «Я считаю, что у каждого человека должно быть свое мнение на различные ситуации. Каждый человек сам для себя выбирает дорогу, которая ему нравится. Мне не хочется принимать наркотики. Для меня очень много значит моя семья. Если вдруг со мной что-нибудь случится, то я, в первую очередь, сделаю больно моим родным.
Если человек принимает наркотики, значит, он потерял смысл жизни. Или наоборот, человек стремится себя изменить, и считает, что ему в этом могут помочь наркотики.
А как бороться с наркоманией, я даже не знаю. Возможно, это – неизлечимая болезнь нашего человечества».
Мнение четвертое: «Моя точка зрения: Я считаю, что большинство молодых людей попадают под употребление наркотиков из-за слабой поддержки родителей (мало внимания), несформировавшегося мировоззрения, неустойчивого самомнения. Большое влияние на людей оказывает общество, телевидение.
Я считаю, что человек должен сам выбирать свой путь. И разумный человек выберет нормальную жизнь, жизнь без зеленого змея, жизнь с положением в обществе, уважением и пониманием людей».
Мнение пятое: «Я к наркотикам отношусь отрицательно. Наркоманов не люблю, так как они все – лживые люди, способные на любой обман, предательство ради своей даже небольшой выгоды.
Чтобы ребенок не пришел к наркомании, нужно, чтобы с самого раннего возраста его окружали люди, негативно относящиеся к наркотикам, и презрительно – к наркоманам. Но что-либо запрещать ребенку нельзя, так как у него появится сильное желание пойти против запрета».
Мнение шестое: «Вопрос наркомании в наши дни очень актуален! Я думаю, что наркотики не исчезнут никогда. Но я думаю, что меня этот вопрос не коснется. Просто мне 18 лет, но я рассуждаю о жизни более реально!
Здесь играет свою роль и воспитание, т.е. в какой семье ты вырос. А еще больше влияет то общество, в котором ты все время вращаешься!!!
Я пробовал курить коноплю. Да это в каком-то смысле хорошо (в смысле состояния, в котором ты находишься).
Те люди, которые обеспечены, или малолетки, они просто хотят новых ощущений. Они даже не задумываются о последствиях.
 Я общался с очень серьезными наркоманами. Я видел в их глазах, в их лицах такой ужас. У некоторых спрашиваем: - «Почему»? Они говорят: - «Это не мы такие, это – жизнь такая». Им в кайф улететь куда-нибудь, и не думать: - «А что же будет завтра»? Они просто думают, что это – их судьба. Это – так и должно быть.
А почему бы не подумать о хорошей семье, о работе, вообще о жизни? Мои родители никогда не говорили со мной о наркотиках. Я думаю, что нужно больше общаться со своими детьми. Но не говорить, что нельзя. Это «нельзя» влияет очень сильно!
Как еще бороться, я не знаю. Я думаю, что каждый человек на Земле может осознать, понять сущность этой проблемы. Даже на последней стадии наркомании можно это сделать»!!!
Мнение седьмое: «Я считаю, что наркомания возникает из-за того, что, во-первых, многие дети, которые воспитывались в детдомах (потому что они лишены в жизни всего, у них нет веры в жизнь). Во-вторых, из-за того, что есть дети, которые рано теряют родителей, или теряют очень дорогого человека. У этих детей, или людей начинает нарушаться психика, происходит отрешение от мира. Жизнь становится просто безразличной. В третьих, к наркомании приобщаются дети, которые растут в богатых семьях. Они все имеют, очень избалованы, не имеют никаких преград в жизни. Большинство из них считает, что им все можно в жизни.
Для некоторых людей наркотики – это развлечение, это – удовольствие (они просто не ведают, что они творят). Иногда человек хочет исправить свою ошибку, но это – очень тяжело (но возможно).
Еще хочу сказать, что это происходит потому, что люди очень доверчивы и легко втягиваются в плохие компании, из которых уже выхода нет.
У меня тоже были случаи, когда мне не хотелось жить, но, прежде всего, я начинала обращаться к Богу. Я просила, чтобы он мне помог, чтобы он меня образумил…. Прежде всего, нужна Вера в то, что кто-нибудь придет на помощь, и что-нибудь случится, после чего жизнь изменится в лучшую сторону. Бывают ситуации, после чего в душе теряется Вера во все. Но если после каждого раза начинать курить или пить, или принимать наркотики, то вообще не стоит жить на свете!
Для того чтобы не вовлекались в наркоманию, нужно, прежде всего, с детства объяснять детям, что это не приведет ни к чему хорошему. А еще, в школе и в других учебных заведениях проводить больше разговоров на классных часах о том, как это все влияет на людей, и что будет с тем, кто принимает наркотики».
Мнение восьмое: «Наркотики – это яд! Человек со временем портит свое здоровье. Если человек принимает наркотик около 1 года, его можно спасти, а если больше, то нет.
Сигареты тоже считаются наркотиком, но его действие проявляется со временем, не сразу. А настоящие наркотики проявляются почти сразу, после 1 - 3 приемов. 
До 1990 года наркомания почти не существовала, потому что в то время правительство почти не покупало зарубежных товаров. А когда СССР разрушили, в Россию хлынули зарубежные товары, в том числе и наркотики.
У нас существует уже около 30% наркоманов из всего населения. До 1998 года наркоманов всерьез не принимали. А после 1998 года увидели, что наркоманов очень много, и если не принять срочных мер, то буквально через 10 лет от России ничего не останется. В США борьбу с наркотиками начали еще до 2-й мировой войны, а Россия эту борьбу только начинает».
Мнение девятое: «Наркоманию я считаю глобальной проблемой. Я приехала из маленького города. И, когда я возвращаюсь туда, мне просто становится страшно. В больших городах это не слишком заметно. А в глубинке все это – на виду. Я знаю среди моих сверстников очень многих, кто этим занимается. Пользуясь их жаргоном, «у них один раз в неделю «слет», где продают наркотики, и делает уколы медсестра». Все об этом знают, но никто ничего не предпринимает.
Когда я приехала сюда, то здесь уже с этой проблемой стали вести борьбу. Так, например, в нашем техникуме провели урок против наркомании. Я считаю, что это – очень правильно, т.к. если на это закрывать глаза, то наше общество придет к полной деградации. Но здесь проблема не в том, колоться, или нет. Почему человек пробует наркотики? Осуждать общество или государство, мне кажется, - это глупо. Я знаю много случаев, когда молодые люди из благополучных семей стали наркоманами. Что их побуждает к этому? Я не понимаю. Я считаю, можно оправдать человека, который делает это от безысходности. Хотя на Земле нет таких задач, которые не решались бы.
Вероятнее всего, человек начинает сам себя жалеть. Ему хочется новых ощущений, и он начинает искать. А сейчас наркотик очень доступен.
 Как с этим бороться? Каждый человек должен решить для себя сам. А если твой близкий человек попал в эту ситуацию, ему нужно помочь. Но я знаю один случай, когда парень стал наркоманом. Его семья ему очень помогала, платили сумасшедшие деньги за лечение, уговаривали его, просили. А результат - он покончил жизнь самоубийством.
Честно сказать, как бороться, я не знаю. Но мы должны больше знать, постоянно говорить об этом. Наркомания – это очень плохо. А бороться – нужно обрезать доступность наркотика, но продажность людей этому мешает.
Поэтому нужно учить детей с раннего школьного возраста, что это – плохо, и очень вредно для него самого. А выбор делать он должен сам. Я решила для себя, что это мне совсем не нужно. Ведь жизнь всего одна, и не нужно её тратить на какую-то глупость, о которой можно жалеть, или из-за которой нельзя будет увидеть белого света.
И пусть человек, если ему предложили, и он решил попробовать, задаст себе вопрос: - «А зачем»?»
Мнение десятое: «Я считаю, что курение анаши – это нормально. Она помогает расслабиться, снять стресс. Слышал такую вещь, что при лечении астмы врачи приписывали анашу слабого действия, она прочищала легочные пути, становилось  легче дышать. Я считаю, что анашу курить можно. А к употреблению кокаина, героина, и всего прочего отношение у меня отрицательное, и я это сам никогда не буду употреблять.
Детям это можно попытаться вдолбить еще с раннего возраста, но это не всегда получается, пока они сами этого не попробуют. А там он будет сам решать, употреблять ему наркотики, или нет. Я же своим детям разрешу только попробовать анашу, но не более того.
Если человек колется, это считается последним делом.
Я считаю так!»
Мнение одиннадцатое: «Что запомнилось из занятия о наркомании? Из занятия мне запомнилось лишь то, что я уже давно знала. Этот урок стал подтверждением моим предположениям о вреде наркомании человеческому организму.
Наркомания – это фактор распущенности, незанятости молодого населения.
Для близких людей наркоманов самое страшное – это ощущать свою вину в том, что их сын, (муж, брат, любимый) стал человеком, принимающим наркотики, человеком, находящемся в шаге от смерти. Ведь, на самом деле, гораздо труднее и больнее людям, находящимся рядом с наркоманом. У этих людей – постоянное чувство вины, боли,  отчаяния, тоски и утраты…
Наркоманы – больные люди, нуждающиеся в срочной медицинской и психологической помощи.
По моему мнению, занятия, проводимые в учебных заведениях, не приведут к снижению наркотической зависимости, и числа наркозависимых».
Мнение двенадцатое: Наркомания в жизни студента. Акции «Жизнь без наркотиков», проводимые в учебных заведениях, для многих не проходят бесследно. Многие задумываются над этой темой, делают для себя выводы. Ведь мы находимся сейчас в таком возрасте, когда хочется всего попробовать, выделиться из общества, проявить себя. Но эти акции несовершенны. Нужно проводить их чаще, и, как я считаю, методом убеждения».
Двенадцать мнений…. Двенадцать апостолов…Хорошая аналогия?
Проанализируем эти мнения: Почему студенты колледжа называют такой высокий процент наркотизации общества (30%, 40%)? Неужели это то, что они наблюдают вокруг себя? Может быть, ведь в одной из групп нам сказали, что все 100% её студентов курят анашу. Много заблуждений, чувствуется действие мифологии о безвредности курения марихуаны, о её лечебных свойствах. Поэтому на занятиях следует уделить внимание рассмотрению вреда от курения табака, как первого этапа приобщения к наркотикам, и особое внимание – последствиям употребления «легких» наркотиков.
Подкупает искренность, чистота. Даже те, кто курит анашу (считая, что это – полезно для здоровья), думают о семье, о детях, о том, как будут их воспитывать. Знают, что детей нужно воспитывать в любви и ласке, что это поможет им в жизни. В прошедших до этого занятиях больший упор делался на объяснение механизма действия наркотиков. Они же  больше обращаются к категориям нравственным. Они как будто интуитивно чувствуют главное в борьбе со спросом на наркотики. Пишут о смысле жизни, о заботе о родных, даже о чувстве вины перед наркоманами. «А, почему бы ни подумать о хорошей семье, о работе, вообще о жизни, ведь жизнь всего одна, и не нужно её тратить на какую-то глупость». Еще они хотят верить в то, что в нужный момент кто-нибудь придет на помощь, и что-нибудь случится, после чего жизнь изменится в лучшую сторону. Переживают за Россию, боятся, что наше общество придет к полной деградации. Все-таки, в этих записях незримо присутствует чисто российский менталитет! Чувствуется что-то доброе, идущее из глубин поколений! Нас очень тронули эти маленькие заметки!
Приведем статистические данные, полученные нами во время проведения занятий. Первая группа вопросов была задана студентам колледжа перед проведением беседы о механизме действия на организм человека наркотических веществ, последующей интерактивной игры и дискуссии.
 
Вопросы
Да
Нет
Не знаю
1. Считаете ли Вы, что достаточно информированы в вопросах негативного воздействия наркотиков на организм человека?
84%
16%
0
2. Хорошо ли информированы в этих вопросах Ваши преподаватели?
31%
53%
16%
3.  Хорошо ли информированы в этих вопросах Ваши родители?
63%
21%
16%
4.  Сумеют ли Ваши родители понять, что Вы приняли наркотик?
74%
26%
0
5. Ущемлено ли в этом вопросе Ваше право на правдивую  информацию?
20%
80%
0
6. Хотели бы Вы владеть большей информацией в этих вопросах?
68%
32%
0
7. Имеете ли Вы доступ к материалам по этим вопросам в сети Интернет?
5%
95%
0
8. Считаете ли Вы, что единичные пробы наркотиков не приносят организму никакого вреда?
16%
79%
5%
9. Входят ли курение и алкоголизм в более общее понятие «наркомания»?
63%
37%
0
10. Наносят ли ущерб здоровью употребление «слабых» наркотиков?
100%
0
0
11. Наносят ли ущерб здоровью употребление «сильных» наркотиков?
100%
0
0
12. Сразу ли проявляется вред от употребления наркотиков?
42%
58%
0
13. Наносит ли вред интеллектуальному уровню человека употребление «слабых» наркотиков?
69%
21% 
10%
14. Наносит ли вред интеллектуальному уровню человека употребление «сильных» наркотиков?
100%
0
0
15. Случалось ли Вам наблюдать, как человек, начиная употреблять наркотики, испытывал трудности в учебе?
63%
32%
5%
16. Наносят ли вред «сексуальному потенциалу» человека употребление «слабых» наркотиков?
32%
53%
15%
17. Наносят ли вред «сексуальному потенциалу» человека употребление «сильных» наркотиков?
85%
0
15%
18. Остается ли след в памяти человека после единичной пробы  наркотика?
84%
5%
11%
19. Остается ли след в памяти человека после систематического употребления «слабых» наркотиков?
84%
11%
5%
20. Остается ли след в памяти человека после систематического употребления «сильных» наркотиков?
100%
0
0
21. Возникают ли генетические изменения после единичных проб наркотика?
37%
63%
0
22. Возникают ли генетические изменения после систематического употребления наркотика?
84%
16%
0
23. Считаете ли Вы, что значительное вовлечение молодежи в наркоманию связано с потерей обществом ценностных ориентиров?
90%
10%
0
24. Может ли человеку в его борьбе с собственной наркотической зависимостью помочь глубокая любовь?
63%
26%
11%
25. Может ли человеку в его борьбе с собственной наркотической зависимостью помочь любовь к близким и забота о них?
58%
37%
5%
26. Могут ли человеку в его борьбе с собственной наркотической зависимостью помочь его увлечения, творчество?
57%
37%
6%
27. Может ли человеку в его борьбе с собственной наркотической зависимостью помочь любовь к будущей специальности и желание получить потом хорошую работу?
21%
73%
6%
28. Могут ли человеку в его борьбе с собственной наркотической зависимостью помочь его друзья?
42%
58%
0
29. Хотели бы Вы, чтобы большая часть Ваших занятий даже по серьезным дисциплинам проходила в интерактивной форме?
100%
0
0
30. Интересна ли Вам Ваша учеба?
78%
22%
0
31. Собираетесь ли Вы после окончания учебы работать по специальности?
45%
42%
12%
32. Собираетесь ли Вы после окончания колледжа продолжать учебу?
80%
12%
8%
33. Есть ли в нашем обществе место таким духовным ценностям, как Благо, Добро, Красота, Сострадание, Истина, Справедливость?
79%
21%
0
34. Имеют ли для Вас большое значение такие ключевые слова, как «Родина», «мать», «дом», «любовь», «совесть»?
100%
0
0
35. Связано ли курение и начало употребления наркотиков?
35%
57%
8%
36. Связано ли употребление алкоголя и начало употребления наркотика?
50%
42%
8%
37. Связано ли, по Вашему мнению, посещение дискотек, ночных клубов и начало употребления наркотиков?
44%
48%
8%
38. Способствует ли современная музыка более беззаботному началу употребления наркотиков?
8%
87%
5%
39. Считаете ли Вы, что сама молодежь может помочь в вопросах первичной профилактики, с выяснения мнений и опыта, с открытия нового опыта и новых идей, например, во время групповых занятий?
71%
16%
13%
40. Считаете ли Вы, что распространение наркомании в России имеет характер эпидемии?
85%
9%
6%
41. Считаете ли Вы, что молодое поколение растет в состоянии постоянного стресса?
92%
8%
0
42. Знаете ли Вы, что для преодоления накопления отрицательных эмоций и их перехода в устойчивый стресс нужно находиться все время в состоянии занятости?
83%
9%
8%
43. Знаете ли Вы, что информация о каждом выполненном Вами деле направляется в Ваш мозг, и, подобно положительным эмоциям, «разбивает глыбу стресса»?
65%
28%
7%
44. Считаете ли Вы, что веками создаваемая культура русского народа может остановить эту эпидемию?
43%
42%
15%
45. Можно ли считать, что сообщество наркоманов (а их по России несколько миллионов, и их число растет!) создало свою подкультуру?
71%
24%
5%
46. Считаете ли Вы, что вся жизнь человека (подсознательно, или сознательно) подчинена стремлению получать удовольствия?
95%
5%
0
47. Нужно ли бороться с «искушением» получать от всего удовольствия?
40%
55%
5%
48. Согласны ли Вы с укором православия в адрес тех, кто хочет жить в одних удовольствиях: «Страданиями душа совершенствуется!»?
24%
72%
4%
49. Считаете ли Вы, что короткий период получения удовольствий от употребления наркотиков лучше заменить продолжительным периодом получения удовольствий от творческой работы?
93%
0
7%
50. Знаете ли Вы, что в процессе творческой работы в организме человека вырабатываются собственные эндоморфины (собственные наркотики, которые не вредят организму, а, наоборот, продляют его жизнь)?
45%
47%
8%
51. Считаете ли Вы, что в нынешних условиях в борьбе за самосохранение необходима духовная мобилизация всего нашего общества?
71%
29%
0
52. Сумеет ли российский народ в борьбе с наркоманией подтвердить, что особенности русского бытия в переломные периоды истории состоят в том, что «русский долго запрягает, но быстро ездит»?
61%
22%
17%
53. Часто ли Вы смотрите в небо, и понимаете, как оно красиво?
93%
7%
0
54. Радует ли Вас наш хорошеющий с каждым днем город?
81%
12%
7%
55. Радует ли Вас донская природа?
82%
18%
0
56. Окружают ли Вас дома и в колледже простые и добрые люди?
78%
5%
17%
57. Могут ли друзья остановить человека в его употреблении наркотиков?
56%
44%
0
58. Должны ли они это делать?
85%
15%
0
59. Есть ли у Вас Друзья, которые ради Вас решились бы на многое?
56%
44%
0
60. Можете ли Вы доверить свои тайны кому-нибудь в семье?
68%
32%
0
61. Можете ли Вы доверить свои тайны своим друзьям?
91%
9%
0

Вторая группа вопросов была задана студентам после проведения беседы о механизме действия на организм человека наркотических веществ, последующей интерактивной игры и дискуссии.

Вопросы
Да
Нет
Не знаю
1. Почерпнули ли Вы что-то новое из лекции о механизме действия наркотиков на организм человека?
93%
0
7%
2. Хотели бы Вы прослушать лекцию о механизме действия курения?
73%
22%
5%
3. Хотели бы Вы прослушать лекцию  о механизме действия алкоголя?
75%
25%
0
4. Считаете ли Вы, что разъяснение человеку механизма действия наркотиков сможет удержать его от начала их употребления?
81%
6%
13%
5. Согласны ли Вы с тем, что молодежь не любит навязываемых ей  решений, она хочет владеть информацией и сама делать выбор?
100%
0
0
6. Проходит ли бесследно первая проба наркотических веществ?
13%
87%
0
7. Одинаково ли действие наркотиков на людей с различными хроническими заболеваниями?
0
93%
7%
8. Считаете ли Вы, что первая проба наркотика может сильно подорвать здоровье?
9%
78%
13%
9. Считаете ли Вы, что первая проба наркотика может оставить след в памяти?
82%
13%
5%
10. Считаете ли Вы, что первая проба наркотика может пробудить дремавшие ранее генетические и психические заболевания?
86%
14%
0
11. Считаете ли Вы, что первая проба наркотика может привести к смерти?
100%
0
0
12. Заметны ли после первого приема наркотика проявления адаптационного процесса?
81%
7%
12%
13. Могут ли родители, владея этой информацией, заподозрить своего ребенка в первом приеме наркотика?
92%
0
8%
14. Могут ли они определить это точно?
83%
14%
3%
15. Хотели бы Вы, чтобы беседы о здоровье человека (в том числе и о механизме действия наркотиков) пронизывали все ваше обучение?
88%
12%
0%
16. Интересна ли для Вас форма проведения антинаркотического занятия в виде интерактивной игры и открытой дискуссии?
100%
0
0
17. Хотелось ли Вам прослушать курс занятий по аспектам наркомании для использования этого в жизни, при воспитании будущих детей?
96%
0
6%
18. Хотелось ли Вам прослушать курс занятий по аспектам наркомании, чтобы потом в составе группы из 3-х - 5-ти человек участвовать в проведении подобных занятий в различных учебных заведениях?
75%
21%
4%
19. Смогли бы Вы назвать увлечения и занятия, которые могли бы стать для молодежи альтернативой употребления наркотиков?
100%
0
0
20. Хочется ли, по Вашему мнению, кому-либо из молодых добровольно попасть в разряд психически больных людей?
0
100%
0
21. Обратимы ли изменения в организме при однократном приеме наркотиков?
81%
12%
7%
22. Обратимы ли изменения в организме при многократных и систематических приемах?
9%
85%
6%
23. Прочны ли биокомплексы молекул организма с молекулами наркотических веществ?
71%
6%
23%
24. Повреждается ли структура клеточных мембран при проникновении в них биокомплексов с молекулами наркотических веществ?
84%
7%
9%
25. Можно ли в условиях живого организма расплавить закристаллизовавшуюся в результате приема наркотика биомембрану?
0
84%
16%
26. Знаете ли Вы, что микрокристаллы образуются в организме и при атеросклерозе?
100%
0
0
27. Связано ли стремительное старение человека, систематически употребляющего наркотики с тем, что процессы поперечных сшивок молекул и кристаллизации биомембран, сходны с подобными процессами, проходящими при естественном старении организма?
88%%
0
12%
28. Заметны ли на первой стадии наркомании симптомы патологического процесса?
21%
76%
3%
29. Может ли организм после длительного периода приема наркотиков вернуться в первоначальное состояние?
24%
67%
7%
30. Возможно ли полное выздоровление после приобретения наркотической зависимости?
24%
65%
9%
31. Имеются ли среди Вашего ближайшего окружения (в Вашей учебной группе или в Вашей компании) люди, употребляющие наркотики?
100%
0
0

Думаем, что лучше проанализировать ответы на весь комплекс вопросов вместе.
Сначала студенты колледжа считают, что они хорошо информированы о механизме действия наркотиков, но хотели бы знать об этом больше. После занятия они говорят, что узнали много нового. Они не считают, что от них скрывают информацию, но обоснованную информацию они получают не часто, и хотели бы иметь такую информацию о механизме действия наркотиков, табака, алкоголя. То есть они хотят владеть такой информацией и делать выбор самостоятельно.
Большая часть студентов колледжа считает, что преподаватели плохо информированы в вопросах механизма действия наркотиков. О родителях они думают лучше. Свои тайны они скорее доверят друзьям, чем кому-то из членов семьи. Хотя у них - хорошее отношение к семье, дому. Очень много хорошего о нашей молодежи можно прочитать между строк этого теста.
К сожалению, это - подростки из малообеспеченных семей, они не имеют доступа к сети Интернет. Работа с компьютером могла бы стать тем увлечением, которое «убрало» бы с улицы большую часть наших подростков.
Итак, эпидемия вошла в заключительную стадию. Контакт с теми, кто употребляет наркотики, есть у каждого подростка! Все зависит от того, сумеет ли общество помочь этим подросткам противостоять соблазну, или те, кто лоббирует легализацию «легких» наркотиков, кто распространяет их среди молодежи, будут эффективнее. Тогда распространение наркомании в России перейдет из эпидемического типа в культуральный, как это произошло с алкоголем.

Такой же срез мнений подростков можно найти на официальном сервере Правительства Москвы www.mos.ru.   Это - результаты исследования распространенности наркомании и токсикомании в 2001 году в среде несовершеннолетних жителей и мигрантов Москвы. Интересна статья И.Муравьевой «Промедление в борьбе с наркоманией смерти подобно». Информация представлена Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, центром "Дети улиц", ВНИИ МВД РФ.
Самим несовершеннолетним было предложено написать, что требуется предпринять для снижения остроты проблемы наркотиков в городе Москве.
Наибольшее число предложений касалось антинаркотической пропаганды (26 %),  необходимости запрета показа кино- и видео продукции, демонстрирующей употребление наркотиков, и проведения специальных уроков, акций протеста, посвященных этой проблеме: «Нужно ввести в школах какой-либо специальный предмет, помогающий подросткам понять, во что они ввязываются, начиная принимать наркотики». «Показывать не то, как плохо наркоманам, а то, как хорошо тем, кто не употребляет наркотики».
Вторым по популярности (24,2 %) был назван путь повышения эффективности деятельности правоохранительных органов. Сюда включались предложения:
- по повышению заработной платы сотрудникам правоохранительных органов;
- по наведению порядка в этих органах (борьба с коррупцией, соблюдение законов, вежливое обращение с гражданами);
- по ликвидации наиболее «горячих» точек сбыта наркотиков.
Подростки обращали внимание на важность создания большего количества наркологических клиник, в которых лечение проводилось бы на добровольной, и на принудительной основе, с преимущественным оказанием бесплатных и анонимных услуг.
По мере взросления процент подростков, предпочитающих медицинские меры, уменьшался. Если среди учеников 8-х классов указанный приоритет составляет более четверти ответов, то к 11-му классу опускается до 16,7%. Это, скорее всего, объясняется негативным личным опытом или неудачным опытом друзей и знакомых.
Противоположная картина вырисовывается по отношению к ужесточению уголовного наказания за преступления, связанные с наркотиками. Если в 8-м классе этим мерам отдают предпочтение 13,4% подростков, то к 11-му классу этот показатель увеличивается до 21,7%. Это свидетельствует об отражении в душах молодого поколения (по мере осознания несовершеннолетними происходящих социально-экономических и политических процессов в России и Москве) ожесточенных настроений в обществе.
Необходимость введения смертной казни для торговцев наркотиками нашли возможным 6% детей от общего числа опрошенных. Общее же количество несовершеннолетних, оправдывающих ужесточение уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, составило приблизительно 20%.
Юноши и девушки не забыли и о необходимости повышения контроля над провозом наркотиков в страну извне, ужесточения таможенных правил и тщательного досмотра пассажиров и их багажа на железнодорожных вокзалах и в аэропортах.
Обращает на себя внимание глубоко гуманная позиция некоторых молодых людей по вопросу снижения остроты наркопроблемы. «Считаю, что, - пишет учащаяся 9 класса, - люди должны стать приветливее и заботливее, т. к. часто случается, что человеку не с кем поговорить, и он находит утешение в наркотиках...».
Присутствует позиция личной ответственности перед проблемой наркотиков. <Все зависит от нас самих>! Лишь <собственная голова на плечах способна уберечь от этой беды...> - убеждены 6,5% опрошенных молодых людей.
О том, что семья, родительское воспитание и контроль могут стать гарантом отстраненности детей от приема наркотиков, заявили около 9% участников проведенного исследования. 1% подростков не верят в решение проблемы наркотиков в наши дни.
 Рекомендации исследователей: основные направления профилактики злоупотребления наркотиками несовершеннолетними представляются следующим списком профилактических мер по контролю над незаконным оборотом и злоупотреблением наркотиками несовершеннолетними города Москвы.
В области работы коммуникативных каналов информации:
· формирование посредством коммуникативных каналов информации - периодической печати, теле- и радиопередач, театра, вернисажей и т.п. городской общественной морально-психологической атмосферы, направленной на установки здорового образа жизни молодых поколений столицы Российской Федерации, преодоление равнодушного отношения взрослых к проблеме наркомании и токсикомании несовершеннолетних. Нужно решить вопрос о создании общественного научно-методического Центра по координации региональной информационной политики в области антинаркотической пропаганды в структуре Правительства Москвы;
· проведение регулярных встреч администрации города с творческими коллективами писателей, журналистов, деятелями театра, кино и других видов искусства. Цель мероприятий - разработка, внедрение и постоянная модернизация антинаркотической стратегии прямого и косвенного воздействия коммуникативных каналов информации на формирование у молодежи и мигрантов столицы установок на здоровый образ жизни. В рамках указанных мероприятий желательны:
- систематические выступления известных политиков, спортсменов, писателей, поэтов, певцов, актеров кинематографа и театра, деятелей искусства, культуроведов и др. перед различными аудиториями молодежи города, включая учебные заведения, детские дома, открытые площадки, теле- и радиопередачи и т.п.;
- организация регулярных ежегодных конкурсов на лучшую форму антинаркотической пропаганды:
-         песню;
-         театральную пьесу;
-         литературное произведение (по жанрам: фантастика, детектив, история и т.д.; и форме: проза, стихотворение);
-         мультфильм;
-         телерубрику (телепередачу);
-         радиорубрику (радиопередачу) и пр.
-         носимую одежду (бейсболку, майку) с антинаркотической символикой;
-         плакат  антинаркотической направленности и др.;
· налаживание практики трансляции по московскому телевидению (в т.ч. кабельному) и радиовещанию, в прессе громких судебных процессов по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, гражданским делам по фактам лишения наркоманов родительских прав и т. п.
В области административных усилий:
· разработку, принятие и практическую реализацию региональной правительственной целевой Программы профилактики наркомании;
· эффективное взаимодействие и координацию всех субъектов региональной антинаркотической деятельности;
· усиление поддержки организаций, участвующих в профилактике наркомании несовершеннолетних, со стороны властей города;
· укрепление материальной базы профилактической деятельности;  надежное финансовое обеспечение антинаркотической политики, которой требуется придать целевое материально-техническое обеспечение на региональном уровне. Финансирование предлагается осуществлять из системы внебюджетных фондов, аккумулируемых за счет благотворительных и меценатских отчислений;
· повышение информированности граждан об антинаркотической деятельности органов государственной власти;
· подготовку кадров для работы в области профилактики наркомании несовершеннолетних.
В области наркологии:
· реальное создание эффективной, материально и технически обеспеченной системы лечения и социальной реабилитации несовершеннолетних, больных наркоманией и токсикоманией;
· регулярное диспансерное обследование несовершеннолетних на предмет выявления наркомании и токсикомании, СПИДа и ВИЧ- инфекции;
· сочетание государственной бесплатной и платной наркологической помощи несовершеннолетним наркоманам. По качеству бесплатная (государственная, благотворительная, конфессиональная и иная) медицинская помощь лицам, страдающим наркоманий и токсикоманий, СПИДом и ВИЧ-инфекцией, должна быть не ниже, чем оказание подобных услуг частными медицинскими предприятиями;
· создание сети городских (центрального и окружных) телефонов доверия для детей, зависимых от наркотиков;
· адресная медицинская, социальная, психологическая и иная, сопряженная с наркологией, помощь детям, больным наркоманией и токсикоманией;
· расширение практики внедрения новых методов наркологического лечения детей, доказавших свою эффективность. Эта деятельность должна носить строго законный характер;
· более интенсивное подключение возможностей религиозных конфессий к лечению детей-наркоманов (токсикоманов);
· подготовка, тиражирование и бесплатное распространение литературы (буклетов, брошюр, напоминаний и т. п.) по актуальным проблемам профилактики наркомании, правового регулирования вопросов наркологии и др. Этому профилактическому мероприятию больший эффект придаст выпуск печатных изданий от имени мэра столицы и Правительства Москвы. Такая же адресность антинаркотической пропаганды была бы уместной в виде текстов на обложках тетрадей школьников и других категорий учащейся и студенческой молодежи;
В области защиты детей:
· ужесточение социального и административного контроля над лицами, чье поведение на почве злоупотребления одурманивающими препаратами связано с нарушениями правопорядка, посягательством на права и свободы детей, вовлечение подростков в антиобщественную и другую противоправную деятельность. В этих целях рекомендуется создание системы Попечительских Советов, включение в их состав авторитетных личностей. Их роль заключается в социальной адресной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от посягательств со стороны взрослых, больных наркоманией (токсикоманией), других девиантных групп детей;
· активное включение подростков в региональную антинаркотическую политику. В этих целях создать следующие механизмы реализации права ребенка на непосредственное участие в жизни общества:
- детские социальные проекты антинаркотической направленности (форумы, собрания, <круглые столы>, выставки и т.п.);
- представительство несовершеннолетних в законодательных и исполнительных органах города по вопросам разработки и проведения антинаркотической политики (через взрослых членов их организаций);
- акции и диалоги подростков с политиками на темы детской наркомании (например, дни вопросов и ответов);
- создание собственных консультативно-экспертных советов при различных муниципальных, административных, ведомственных органах, ведающих вопросами профилактики наркомании несовершеннолетних;
- обсуждение разрабатываемых и принимаемых проектов антинаркотических нормативных документов в детских парламентах, думах;
- изучение и обнародование детского общественного мнения через специализированные детские и взрослые СМИ.
· информирование несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов о возможности получения правовой, материальной, медицинской, психологической и социальной помощи, а также оказание им немедленной (экстренной) помощи;
· выработка рекомендаций по здоровому образу жизни и информирование детей о мерах, позволяющих несовершеннолетним избежать вовлечения в наркоманию;
· создание благоприятных условий для воспитания подростков в семье, школе;
· повышение социального, в т. ч. попечительского контроля над формами лечения наркоманий;
· качественная наркологическая помощь неблагополучным семьям, лицам из маргинальных слоев и мигрантам;
· меры, направленные на ресоциализацию несовершеннолетних наркопреступников, особенно подростков-рецидивистов;
·  укрепление доверия и взаимного уважения между взрослыми гражданами, детьми и правоохранительными органами; между населением города и Правительством Москвы;
· выработку у государственных служащих, занятых в этой работе, установки на сотрудничество с населением, государственными структурами и ассоциациями;
· ориентацию антинаркотической деятельности на защиту несовершеннолетних и учет криминологических проблем, сосредоточение внимания на причинах, лежащих в основе незаконного оборота и злоупотребления наркотиками детьми, сотрудничество с населением по месту жительства;
· повышение осведомленности населения о проблемах коррупции в сфере наркобизнеса;
· информирование населения об органах, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, и обеспечение возможностей контактов с этими органами.
· информирование граждан о мероприятиях по предупреждению наркопреступности и профилактики наркомании среди подростков, которые осуществляются в городе;
В области правовой, правоохранительной и миграционной политики:
· формирование электронного носителя (базы данных) региональной законодательной системы профилактики наркомании и токсикомании;
· разработка правовой базы, адекватной перечисленным ниже направлениям профилактики наркомании несовершеннолетних, в частности:
      - четкого нормативного определения функций государственных структур, общественных организаций и других социальных институтов, занятых в профилактике наркомании несовершеннолетних;
      - прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц, участвующих в легальном обороте наркотиков;
      - составление регионального свода законов в области гражданско-правового, семейно-правового, трудового, административно-правового, таможенного, уголовно-правового и иного нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся профилактики наркомании детей, юрисдикционного преследования родителей и лиц их заменяющих, допустивших просчеты в воспитании детей, замеченных в потреблении наркотиков и др.;
· ориентация правоохранительных органов г. Москвы на активное выявление и ликвидацию формирований организованной наркопреступности, предупреждение и пресечение фактов склонения (вовлечения) несовершеннолетних к потреблению одурманивающих препаратов;
· контроль доступа к лекарственным нарко- и сильнодействующим препаратам;
· контроль над перемещением наркотиков;
· исправность технических средств контроля и сигнализации, средств немедленной связи с милицией по месту легального оборота наркопрепаратов;
· поддержание в должном состоянии зданий, средств общественного транспорта, освещенности улиц;
· проведение общегородского ликбеза для родителей о проблеме детской наркопреступности и др.
· налаживание в ЦВИНП ГУВД г. Москвы проведения обязательного тестирования вновь поступающих детей на предмет наличия в биологических средах мигрантов (кровь/ моча/ слюна) следов одурманивающих препаратов;
· организация в ЦВИНП карантинного корпуса, спецшколы и спецПТУ в целях более углубленной социальной реабилитации несовершеннолетних мигрантов;
· в соответствии с правовыми договоренностями между государствами-участниками СНГ в обязательном порядке привлекать бюджетные средства стран Содружества:
- для транспортировки несовершеннолетних иностранных граждан мигрантов (бродяг) на Родину;
     - для содержания ребенка на время его нахождения в ЦВИНП;
В области мониторинга и оценки наркоситуации:
· создание постоянно действующей электронной системы научно-информационного обеспечения региональной антинаркотической политики. Отсутствие таковой в г. Москве не позволяет сформировать объективную картину городской наркоситуации в молодежной и взрослой среде. В этих целях необходимо проведение ежегодного мониторинга, организуемого на междисциплинарной и межведомственной основе. Данное мероприятие включает в себя:
· проведение регулярных криминологических и социологических обследований, направленных на сбор, анализ и оценку информации о наркоситуации в Москве;
· анализ данных об изменении параметров регистрируемой наркопреступности и криминальной активности лиц из групп риска;
· изучение осведомленности населения о программе предупреждения наркопреступности и профилактики наркомании, доверия к ее полезности;
· оценка степени доверия между населением, Правительством Москвы и правоохранительными органами, готовности граждан и государственных служащих участвовать в деятельности по предупреждению развития наркомании;
· распространение результатов этих исследований, их публичное обсуждение с целью улучшения содержания мониторинга, корректировки хода его выполнения, а также программных документов, поддерживаемых этим мероприятием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Проведенное исследование позволило выявить наиболее актуальные проблемы незаконного оборота наркотиков и наркомании несовершеннолетних:
1) распространенность злоупотребления наркотиками затронула все слои населения города, в которых обитают дети; 2) продолжается переход <черного> рынка наркотиков на более сильнодействующие препараты; 3) не снижается рост вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот и потребление наркотиков; 3) возрастает интенсивность участия в наркобизнесе и наркомании несовершеннолетних мигрантов; 4) отсутствуют хорошо налаженные связи взаимного информирования и доверия между взрослыми гражданами, детьми, учебными заведениями и правоохранительными органами; 5) обнаружен высокий уровень виктимизации подростков от наркотиков, страха родителей перед наркоманией и обоюдная неудовлетворенность антинаркотической деятельностью учебных заведений, правоохранительных органов, иных служб города.
Необходимо создание комплексной системы предупреждения наркомании среди несовершеннолетних жителей и мигрантов г. Москвы, в которую должны войти как государственные органы, так и граждане. Требуется специальная подготовка кадров для осуществления регулярной профилактической работы, правильное понимание целей и задач предупредительной деятельности, стимулирование желания сотрудничать с другими участниками профилактики и гражданами в деле взаимного обмена информацией, мониторинга выполнения предупредительных мероприятий, оценки нужд и потребностей населения в сфере пресечения незаконного распространения наркотиков.
Получены крайне важные данные. 248 000 человек из числа учащейся молодежи Москвы в возрасте до 22 лет хотя бы раз в жизни употребляли различные одурманивающие вещества. 70% школьников старших классов проводят свободное время на улицах, в подъездах и на дискотеках. Только 5,3% из них находят для себя полезные занятия в кружках по месту учебы. Около 38% несовершеннолетних пациентов наркодиспансеров -  знакомы с героином, в то время как 12 лет назад этот показатель имел нулевое значение. От 28 до 30 тысяч беспризорных, в основном мигрирующих через Москву, из которых на текущий год прогнозируется порядка 100 человек ВИЧ инфицированных.
Эти цифры позволяют составить картину не только степени и глубины поражения наркоманией и другими болезнями среды несовершеннолетних, но и причины, которые побуждают молодежь употреблять наркотики, бросать школу и бродяжничать».
Что можно сделать, объединив усилия государственных и гражданских структур?
1. Кому-то в Правительстве, в Госдуме нужно заниматься проблемой малых городов. Примерно так, как сейчас довольно успешно занимаются проблемой занятости населения. Стоит перенять опыт Китая, который своими товарами «завалил» весь мир. Зачем покупать китайские швейные изделия? Мы можем сами пошить их в России. Швейному делу можно учить еще в школе, как это делали раньше. Это не сложная профессия. Сейчас эмигранты из разных стран едут к нам, чтобы в подпольных цехах шить для нас примитивные швейные, обувные, кожаные, меховые, трикотажные изделия. Несколько стран вокруг России кормятся тем, что одевают, обувают ее граждан. Этот огромный бизнес может освоить наша молодежь. Зачем России отдавать такой прибыльный бизнес в чужие руки, оставляя свою молодежь без работы? Возможно, что такой бизнес дал бы России не меньше доходов, чем нефть. Но это должна быть государственная политика!
2. Прежде всего, нужно подумать о возрождении принципов молодежной политики. В странах Закавказья, например, возрождают скаутское движение.
3. Использовать программу привлечения неформальных подростковых лидеров. (См.  программу ЦПН Санкт-Петербурга). Принцип программ – «Молодежь для молодежи».
4. Борьба с предложением наркотиков должна быть эффективной. Любую наркоточку нужно «убирать» после первого же сигнала.
5. Программы первичной профилактики наркомании должны начинаться с  просветительских, универсальных  постоянно действующих программ с интерактивными занятиями.
6. Сделать бесплатными анализы на содержание наркотиков.
7. Запретить свободную торговлю наркосодержащими препаратами.
8. Следить за тем, чтобы на улицах наших городов и сел не прорастала конопля.
9. Проводить периодические облеты полей, где сейчас вдали от любопытных глаз имеются хорошо ухоженные поля конопли и опийного мака.
10. Нужно лечить души наших детей, иначе они могут травиться и разновидностями бурьяна, который растет в любом дворе.
11.  Очистить весной наши дворы, засадить их цветами, как это мы видим в Германии.
12. Привлечь умельцев для работы с подростками, возродить ремесленные промыслы.
13. Ввести серьезное преподавание в школе валеологии (включая вопросы о механизме действия наркотиков).
14. Ввести в школе серьезное преподавание экономики с разработкой местных проектов, например, по проектированию экологически чистых ветряных мельниц, которые раньше были в каждом казачьем дворе, или проектирование рыбных хозяйств в Азовском районе.
Молодежь должна быть занята, ее руки должны быть востребованы. Она должна быть активной и учиться самостоятельно находить себе место в жизни.