23. Педагогические рекомендации

Любовь Горбатенко
На сайте НИИ наркологии Минздрава РФ www.niinarc.com имеется статья специалистов этого института «Современные подходы к профилактике зависимости от наркотических средств и психотропных веществ» (Н. Сирота, В. Ялтонский).   «Профилактика зависимости от наркотических средств и психотропных веществ представляет собой стратегию, направленную на снижение факторов риска данного заболевания, либо на усиление факторов, понижающих восприимчивость к болезни».
Первичная профилактика наркомании имеет целью предупредить начало употребления наркотиков лицами, ранее их не употреблявшими.
Вторичная профилактика наркомании направлена на тех, кто пробовал наркотики и имеет начальные признаки формирующейся зависимости от наркотиков.
Третичная профилактика наркомании направлена на тех, кто зависим от наркотиков.
Авторы статьи дают перечень различных подходов к профилактике наркомании.
«Подход, основанный на распространении информации о наркотиках.
Подход, основанный на эмоциональном обучении.
Подход, основанный на роли социальных влияний.
Подход, основанный на формировании жизненных навыков.
Подход, основанный на деятельности, альтернативной потреблению наркотиков.
Подход, основанный на укреплении здоровья.
Интегративный подход позволяет одновременно использовать знания о наркотиках и последствиях их употребления, развивать мотивации на укрепление здоровья, формировать жизненные навыки, навыки разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, обучать навыкам противостояния давлению среды, защиты себя и своих друзей в ситуациях, связанных с возможным употреблением наркотиков. Используются спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби и т.д. Формируются системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля. Недостаточная эффективность антинаркотических программ в современных условиях связана с недостатком теоретически строго обоснованных моделей; отсутствием достаточного количества апробированных техник; неточным определением предмета (объекта) воздействия и т. д.».
Мы используем в своей работе интегративный подход, считая, что проблемы наркомании нужно рассматривать в свете глобальных проблем человечества.
Любую антинаркотическую программу нужно начинать с просветительской беседы. После нее в аудитории проводится интерактивная игра, затем - активная дискуссия.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ЗА - ПРОТИВ».
Любую молодежную группу, или коллектив учителей, в котором полезно провести репетицию этого занятия, нужно разбить на две части. "Единомышленники" должны быть территориально близки, должны совещаться. Выступать можно индивидуально. Половина присутствующих находит аргументы за употребление наркотиков, вторая половина - против.
Это примерно такой же диалог, как диалог между теми, кто уже пробовал наркотики, или кто их распространяет, и теми, кто не хочет их пробовать. Внимательно прочитав книгу, преподаватель должен быть уверен в том, что не даст одержать "верх" аргументам "за наркотики". Кроме того, он должен сильно заинтересовать группу, это очень важно.

          Аргументы "за"                Аргументы "против"               
1. Принимая наркотики, я получаю "кайф"!
Эйфория длится несколько минут. Потом несколько часов будет очень плохо. А у наркозависимых плохое самочувствие может длиться месяцами, годами. Они уже не могут испытывать удовольствий. Для них самое главное – хоть ненадолго избавиться от мучений!
2. Я хочу быть уверенным,  раскованным. Это мне может дать только наркотик.    
Но уже через пару часов после приема, когда
пройдет эйфория, ты будешь выглядеть просто отвратительно!
3. В это время я уже дома и меня никто не видит.    
При употреблении наркотиков идут такие же процессы, как и  при старении организма. Ты что, хочешь преждевременно постареть?
4. Я живу так, как хочу, мне никто не указ. Хочу - принимаю наркотики!               
Тебя используют. А я не хочу, чтобы меня
использовали. Выращивают опий, а на вырученные
деньги организуются террористические акты.
5. Если попробовать один, раз, ничего не случится.
Пробовать нельзя вообще. Умереть можно и в       первый раз от передозировки.
6. Но один, два, три приема наркотика не приносят вреда!
При первых приемах возникают мозговые явления – головокружение, тошнота, рвота, мышечная
дрожь. По этим признакам родители
запросто могут узнать о первом приеме наркотика.               
7. Ну и что, проспится, и будет, как огурчик! В организме ведь ничего не изменилось!
Ты не прав! При первом же приеме в организме возникает стресс-реакция, синтез нуклеиновых  кислот, появляется структурный след памяти. Из-за этого следа невозможно преодолеть наркоманию. 
8.Это - неправда! Это было бы заметно!
Долгое время в организме скрыто идет патологический процесс. Образуются поперечные сшивки молекул, кристаллизуются биомембраны. Клетки погибают. Организм начинает работать на пределе.
9. Говорят, после приема некоторых наркотиков хорошо мыслишь?
Наплыв мыслей -  на первых порах. Потом – мыслишь  все хуже и хуже. Сам планируй свою жизнь и учись думать.
10. Прими перед экзаменом, быстро запоминается!
Да ты, вообще, потом можешь ничего не вспомнить. Амнезия может быть! И надолго.
11.Я обычно стеснительный. После приема наркотика - прямо оратор!
В такой компании никто никого не слушает. И несешь ты сплошную чушь! Развивай свое ораторское искусство естественным путем.   
12.Пробуй разные наркотики,  не будет привыкания.
Разовьется полинаркомания, быстрее наступят более тяжелые последствия.
13.В Голландии разрешены "легкие" наркотики. Поеду жить туда!
Там уже не знают, как покончить с этой легализацией наркотиков. В страну хлынули все наркоторговцы. Пока ты соберешься туда уехать, там все запретят.
14.Но, "легкие" наркотики не так вредят, как «тяжелые».
Все наркотики вызывают глубокий патологический процесс и вызывают наркотическую зависимость.
15.Буду принимать, сколько захочу. Потом - откажусь от наркотиков.
Отказаться не так просто, развивается зависимость. При попытках отказаться от приема возникает очень тяжелый абстинентный синдром (ломка).
16.Подумаешь, зависимость! Захочу и брошу!
При стрессе память выдает воспоминания о прежних приемах наркотика, и все начинается снова.
17.Зато тем, кто уже имеет зависимость, дают бесплатно шприцы и даже наркотики.
Такой человек живет в страхе. Если он не примет вовремя наркотик, его ожидают страдания - ломка. А  метадоновую терапию используют очень редко.
18.Все творческие личности принимают наркотики!
Наркотики губят интеллект, память, способность творчески работать. Научись вырабатывать собственные эндоморфины. Это умеют делать маги, великие художники, писатели.
19.Когда этому научишься? Я хочу удовольствий сейчас.
На смену "химическим удовольствиям" приходит боль и депрессия, и люди прыгают в окошко.
20.Они думают, что они - птички. Им  - хорошо!
Они  в беспамятстве разбиваются. Найди свою любовь, секс, и ты будешь "парить в воздухе"!
21.Я всегда смогу себя контролировать.
Независимо от твоей воли изменяются поведенческие акты. Человек может даже совершить преступление.
22.Заражаются СПИДом, гепатитом. А если не «колоться», не заболеешь?
Когда  погибает слишком много клеток, и организм "самопереваривает" их, возникают аутоиммунные заболевания, протекающие так же, как и СПИД.
23.Сказки все это! Откуда это известно?
При излечении некоторых наркоманов ушли их иммунодефицитные заболевания.
24. СПИД, гепатит! Когда это будет? А пока наркоманы ходят веселые, уверенные.
Тех, кому уже очень плохо, ты просто не видишь. Они - в больницах, иногда  их отправляют на принудительное лечение.
25. Глупости! Не могут лечить принудительно?
Правовые нормы для этого есть. Их применяют обычно тогда, когда наркоман нарушает закон.    
26. Такое лечение не поможет. Человек должен сам принимать решения!
Верно. Для этого и проводятся занятия. Самое важное для вас сейчас это выработка собственного решения об отказе от приема наркотиков.


После просветительской беседы, игры, увлеченные дискуссией студенты колледжа не хотели уходить на перерыв и просили нас провести занятие по объяснению механизма действия алкоголя, курения. Дискуссию, в которой они спорят друг с другом и говорят собеседнику: «Ты видишь, какой вред наносит даже один прием наркотика! Ты ведь захочешь иметь потом нормальную семью, здоровых детей!», мы записали на диктофон.
Отказ от приема наркотика должен созреть в самом человеке не тогда, когда он его уже неоднократно принимал, а еще до первого приема. Стиль жизни и развлечений без наркотика должны стать эталоном. Это войдет в жизнь, когда в программе учителя любого предмета будут такие занятия. Не бойтесь, что это помешает выполнению вашей программы по предмету. Вы не сможете донести знания до наркотизированной аудитории. Сейчас это - самая важная задача школы, которая (поверьте тем, кто может сравнивать хотя бы со школами США) остается тем лучшим, что еще не разрушено с распадом Советского Союза. Сделайте эти занятия творческими, открытыми для споров и высказываний. Объявите конкурс на лучшее сочинение или реферат, на лучший сценарий музыкального клипа. Дерзайте и творите!
Цель написания книги состоит во внедрении долгосрочной, постоянно действующей  антинаркотической программы, согласно которой педагоги всех специальностей в качестве примеров рассматривают тот или иной материал, приведенный в этой книге.
Наркомания - особое заболевание, связанное с маркетингом наркотиков и услуг по лечению. В зависимости от профилактических мер, маркетинговые подходы будут видоизменяться и обновляться. Это - как многоголовая гидра. Поэтому содержание и направленность профилактической антинаркотической работы должна все время корректироваться и видоизменяться в динамике в зависимости от изменения наркоситуации в регионе.