Информация к размышлению об Антигоне

Оксана Прудковская
Сначала нужно
Жить в согласии с собой
(Софокл)
 
          В театре немало было размышлений и разговоров при подготовке спектакля «Антигона». Мы обсуждали жанр, сюжет, характеры действующих лиц... Спорили. Но оказывается, ещё больше возникло вопросов, когда спектакль увидели зрители. Теперь, где бы мы не появлялись, слышим различные мнения. Тут есть о чём задуматься.
          Люди говорят: «Трагедия», имея в виду, что с ситуацией ничего нельзя поделать. Например, смерть человека – трагедия. Она ужасна, но избежать нельзя. Драматургический жанр трагедии о том же самом. Но со сцены она призывает узнать и подумать…
          Пьесу–трагедию в нашем театре прежде не превращали в спектакль. Когда решили попробовать, сразу выбрали самую трагическую из возможных. Абсолютно безысходную. Зачем?
          В процессе работы мы поняли, что зрителям, со стороны наблюдающим поступки героев, легче, чем самим героям, разобраться, кто прав, кто нет. У самих же действующих лиц - участников истории, не возникают сомнения. Демонстрируя разные точки зрения, жизненные позиции, каждый из них по-своему прав.
          Права Антигона. Она не собирается жертвовать жизнью, чтобы присыпать землёй, вопреки запрету, тело брата, она  перестаёт жить, не согласная с правилами, по которым эта жизнь устроена. «Я здесь для того, чтобы ответить вам «Нет» и умереть!» Перед казнью возникшие сомнения пугают Антигону, вдруг в мыслях появляется лазейка – «просто жить». Но воспользоваться ею поздно, и она кончает собой, доказывая всему свету на все века, что победа одного в поле воина нужна не «ни для кого, для себя».
          Все остальные, кроме возлюбленного Антигоны, живут «просто». В пьесе Хор недоумевает, почему она согласилась стать женой Гемона, а он… не красавице Исмене, а невзрачной Антигоне сделал предложение. Антигона и Гемон одинаковые по сути. Гемон также не способен мириться с недостатками жизни, поэтому и уходит из неё вслед за Антигоной, чтобы не быть одиноким.
          «Просто» живёт Креонт. Ему суждено было стать царём, и он управляет Фивами, «не желая этого», выполняя свой долг. Принято считать, что Антигона и Креонт (каждый по-своему) делают выбор... Нет у них никакого выбора! Они оба делают «то, что должны». И «тут ничего нельзя поделать».
           Нянечка хорошо заботится о домочадцах. Царица Эвридика, безропотно подчинившись слепоте, вяжет, чтобы быть полезной беднякам. Она добровольно покидает жизнь, потому что со смертью сына её миссия на Земле окончена.
           Исмена. Вот, кто легко бы мог стать счастливой. Не Гемон, так другой юноша обратил бы внимание на её красоту. Но рядом с Антигоной ей не комфортно. Та вынуждает быть сильной и благородной, а Исмена хочет «просто жить».
           Что касается стражников. Вот вам ещё один образец «простой» жизни. Можно взять для подражания: служат, получая зарплату, едят, пьют, развлекаются и не страдают «по пустякам». Дома их ждут жёны и дети. А в области идеалов, принципов и тому подобного «их дело – сторона».
          Главное лицо пьесы и спектакля – Хор. Он – рассказчик. Он и история, и объективность. Он – старание понять, что происходит и почему. Он – попытка вмешаться в жизнь людей и помочь им. «Но тщетно, - как бы говорит нам автор пьесы, - Люди сами должны разобраться во всём».
          Сценографическое, звуковое и световое решения спектакля – сдержанные. Чтобы ничего не отвлекало от размышлений. Спектакль идёт в неторопливом темпе, чтобы  зрители успевали оценить происходящее. Именно это - главная задача, преследуемая театром. То, что и через многие дни после спектакля, возникшие мысли не оставляют нас в покое, означает, что постановка удалась.
          Актёры играют для себя и для пришедших на спектакль. В лицах представляют историю Антигоны, начиная с момента, когда она ночью возвращается домой, предав земле тело брата. Не став рассказывать правду нянечке, она всё же обращается к ней с «посмертными» просьбами. Антигона пытается спорить с сестрой, доказать свою правоту и жалеет её за боязнь наказания. Потом в последний раз нежно и страстно объясняется с возлюбленным,прощается с ним, оставив в недоумении. Стражники хватают Антигону, когда тело брата, «которое эти люди опять раскопали», она снова пытается похоронить, нарушив категорический запрет Креонта. Долго, всеми способами царь Креонт пытается переубедить племянницу. Но не он, а она вынуждает его казнить себя за  поступок, который не могла не совершить. Гемон, узнав о приговоре возлюбленной, требует от отца спасти девушку. К этому же подталкивает Креонта и Хор. Но уже ничего нельзя изменить, и Антигона ждёт смерти. Она пишет жениху прощальное письмо. Гемон его не получит. Он проникает в пещеру, где замуровали  Антигону, и умирает вслед за ней. После того, как Креонт догадался о кончине сына, он узнаёт о самоубийстве жены… Но идёт на заседание совета, как велит ему служебный долг.
          Вновь собравшиеся на сцене исполнители в образах своих героев, молча сидят и думают о том, что случилось. Театр показывал этот спектакль в солдатской аудитории. Сильнее, чем где-либо, волновались актёры.
 
          Как исполнительница роли главной героини истории об Антигене, я высказала здесь лишь своё мнение. Оно может не совпадать ни с мнением Всеволода Ковыркина (царь Креонт), Евгении Максаковой (Эвридика), Максима Матвеева (Гемон), Ларисы Акулиничевой (Исмена), Ларисы Сосниной (кормилица), Ивана Хазова, Валерия Миронова и Александра Морозова, (стражники), Олега Полякова (постановщика света), Людмилы Аничковой (костюмер), ни даже Виталия Личидова (Хор и постановщик спектакля). Этим и хороша дошедшая до наших дней пьеса Софокла. Важно мнение каждого, к ней прикоснувшегося.
          Интересно, что  выбор пьесы Ж.Ануя «Антигона» для постановки не столь оригинален. Наверное, что-то сейчас витает в воздухе в нашей стране. Именно «Антигону» после долгого забвения включили в репертуар многие театры. Почему? Тут тоже есть о чём подумать…