Все в памяти моей... Гл. 66. Все было, как было...

Светлана Компаниец
     Все  шло  своим  чередом,  и  все  было,  как  и  должно  было  быть.

    Теперь  я  понимаю,  что  тяжелее  всего  пришлось  самым   младшим  –  Глебу  и  Антону.   Их,  как  котят,  бросили  в  совершенно   незнакомую,  порой  даже  враждебную,  среду.   Ведь  известно,  что  дети  очень  жестоки,   особенно  к  новичкам, а  тем  более -  к  чужакам. Антон  был  еще  мал и  был  среди  таких  же  малышей,  где  отношения  складывались проще. И по  складу  своего характера он часто  замыкался  в  себе  и  наблюдал  за  всем  со  стороны.  Хотя  язык  и  учеба  у  него  сразу  же  пошли  довольно  хорошо. Глебу же, с  его   лидерскими   задатками   и  амбициозностью,   доставалось  прилично.   С  языком  и  учебой  тоже  проблем  не  было,  но  почти  каждый  день  приходил   с   синяками  и  в  разрисованной  на  спине  футболке:  не  спускал   и   не   прощал   ни   одному обидчику,  сразу  бросался  в  драку. А когда  однажды  услышал  оскорбительное  слово  в адрес  своей  мамы, -   тут  уж  держитесь  все!  Он  не  жаловался, но  мне  было больно  на него смотреть. Боялась – задолбают  парня, пока  освоится...   И  возраст-то  самый  опасный – двенадцатый  год,  самая  ломка  и  характера,  и  физиологии.

     А  я  вечерами  учила  иврит  в  ульпане.   Занятия  проводились  в  классах  религиозной  школы-шестилетки  в  центре  “Рамбам”.   И  каждый  день  я  видела  детей,  ровесников  Глеба – раскованных,  веселых,   каких-то   доброжелательных,  что-ли,  в  отношениях  между собой  и  к  нам, совершенно посторонним  и  чужим.  И  преподавателей,  в  основном  женщин, –  не  орущих  на  детей,  а  спокойных,  с  тихими  голосами,  в  скромных  одеждах,  с  приветливыми  лицами  и  легкими  улыбками  на  них.
 
   В  класс  к  нам  частенько  забегали  два  молодых  человека,  Женя  и  Саша,  приглашали  на  экскурсии.   Для  нас  они  были  конечно  молодыми  –  лет   по  сорок  с  небольшим.  Оба  рослые,  красивые,  умные, -  они  много  рассказывали  нам    об  Израиле,  его  истории,  религии,  войнах.  Я  слушала... -   раскрыв  уши!   Было  очень  интересно.   И  оба  они  напоминали  мне  моих  сокурсников  по  институту – Гарика  и  Александра,  которым  “пятый  пункт”  перекрыл  дорогу  в  институт  низких  температур  в  Харькове.

    Чувствовалось,  что  наши  новые  наставники  -  ярые  сионисты.    Как-то  в  ноябре   они   предложили   нам   поехать  на   экскурсию  в   Самарию. Из  нашей  группы  поехали  только  мы  с  Машей.
 
   Как  потом  выяснилось,   мы  были  участниками  сионистской,   поселенческой,  акции!  Нас, в  основном,  молодежь, -  мы  с  Машей  были  одними  из  немногих   представителей  нашего  поколения,  -  долго  везли  автобусом    по  серпантину  узкого,   по  всей   видимости  совсем  недавно  проложенного   шоссе,   которое  неожиданно  закончилось  на  одной  из  горных  вершин,   упершись  в  площадку,  примерно  пятьдесят  на  пятьдесят  метров.  Здесь  стояла  совершенно  новенькая  небольшая  водонапорная  башня, пара-тройка бетонных  столбов с  электропроводкой  и  два  белых  вагончика,   так  называемые  караваны,  -   для  жилья.   Между  вагончиками   ярко  зеленел  ковер  из  густой  свежей  травы.  И  на  нем  уже  высились  спортивные  брусья  и  турник.    На   крыше   одного   из   вагончиков  развевался  на  флагштоке  израильский  бело-голубой  флаг.  К автобусам  подошли  три  молодых  человека  в  рабочей  одежде. Здоровались за руку с нашими  гидами.  Тут  же  подъехали  два  шикарных  легковых автомобиля  и из них вышли  несколько  мужчин  в  темных  костюмах,  белых  рубашках  и  галстуках.

    Мы  с Машей  не  успели  осмотреться, как  в  руках  у нас  оказались  древка  с  большими  бело-голубыми  флагами,   а   на  головы  были   нахлобучены  белые  спортивные  фуражки  с  голубыми  шестиконечными  звездами.  И  все  вокруг  уже  тоже  стояли  в  таких  же  фуражках  и  с  флагами  в  руках. 

    И  сразу  же  начался   симпровизированный  митинг.   Выступали  наши  гиды,  к  чему-то    призывали  солидные  мужики-галстучники...

    Мы  с  Машей  не    слышали  их...   Хлопали  на  ветру  флаги,   из  ущелий  поднимался  туман,  утреннее  солнце  слепило  глаза,    освещало  склоны  гор,  поросшие   редким   кустарником   и   усыпанные   белыми,  а  сейчас  розовыми  в  утренних  лучах  солнца, - камнями-валунами.   И   было   впечатление,   что  на  склонах  этих  библейских  гор  пасутся  бесчисленные  стада  розовых  овец…
 
    После  митинга  нам  всем  раздали  кирки,   ведра  и  саженцы.  Оказывается,  багажники  наших  автобусов  были  заполнены  саженцами  оливковых  деревьев!  И  сейчас   мы  должны   будем  посадить   оливковую  рощу  у   будущего  еврейского  поселения  в  Самарии!

    Надо   было   кирками   выдолбить  на   террасе   каменистого   склона   горы  приличную  ямку,   насыпать  в  нее  уже  заранее  привезенную  сюда   (рыжую!)  землю,   посадить   в  нее   деревце  и  обильно  полить  водой.   Труд  не  из  легких,  но  нам  с  Машей  помогали  наши  гиды.   И  было  приятно,   что  на  меня  смотрят  еще  (пока  еще!) не  как  на бабушку… Попутно  они  рассказывали,  что  каждое  деревце  в  Израиле   (все  рощи  и  леса!!!!)   посажены   руками  израильтян.  Позже,  довольно  часто  проезжая  в  экскурсионном  автобусе  вдоль  границы   (проволочного  заграждения)  с  Ливаном,    Сирией  или  Иорданией  я  видела  контраст:  с  израильской  стороны    все  склоны  гор  покрыты  густыми  лесами,  рощами,  молодыми  посадками,  в  зелени  которых  просвечивают  белые  кубики  домов  под  красными  черепичными   крышами, - а  с  противоположной,  за  колючей  проволокой  границы  –  только  пустынные,  лысые,  словно  обглоданные,  усыпанные  белыми  валунами  невысокие  горы - холмы.  И  почти  всегда  лезли  в  голову  мысли: “Ну,  что  же ?  Вам  мало  земли?  Вон  сколько  пустует  ее  у  вас!  Что  же  не  облагородите  ее,  не  заселите, а  рветесь  к  нам?  Конечно,   этот  кусочек, на  карте – с  ноготок,- такой  ухоженный и  такой...  лакомый!"

   Как-то  одна  из  моих  бывших  сотрудниц  по  Барнаулу,   когда  мы  с  ней  разговаривали  в  Skype,  спросила:

-  Светка! Как  ты  там  живешь?  Там  же  пустыня, песок,  почти  нет  деревьев,  зелени!... И  такая  грязь...
   
   Я  потом  поняла, что  была  она  в  Палестине, в  каком-то городе  у  арабов,   
двухдневным  туром  из  Турции. Была  и в Иерусалиме, естественно - в  восточном.
И  вывезла  свое  впечатление...

   Когда  я  прислала  ей  свои  видеофильмы  о  Хайфе,  Иерусалиме,  Мертвом  море,  Галилее... - она  позвонила  мне  и  сказала:

-  Светка!  Я  обалдела!  Твоя  Хайфа  прямо  в  лесу!...

   ...Опять  отвлеклась.
   
   ...А  потом  нас  завезли  в какой-то  киббуц,  и  приветливая  пожилая  пара,  хозяева  маленького  медового  заводика,  угощали  нас  свежим  медом  с  сотами,  поили  вкусным  чаем  с  наной  (мятой)  и  пышными,  еще  горячими булочками  с  изюмом.  Хорошо  заниматься  политикой!…

   Но  вернусь  к  тому,  с  чего  начала.
 
   Маша  вскоре перестала  ходить  на занятия  в ульпан  и  я часто  возвращалась  домой  с  Женей,  одним  из  наших  “гидов”.  Вели  разговоры,  как  говорится – “за  жизнь”.  Я  рассказала  про  Глеба,  про  его  нелегкую  “судьбу”  в  школе.
 
 - А  вы  переведите  его  сюда,  в  школу  “Рамбам”, - сказал  он.
      
 – Как?  В  религиозную  школу? 
               
 - И  что?  Закончит  шестой  класс  здесь,  а  потом – куда  хотите!   У  меня  старший  учился  в  этой  школе,  а  в  седьмой  класс  пошел  уже  в  светскую.  И  младший  сейчас здесь, во  втором. В  этой  школе  им  не  позволено  драться,  оскорблять,  сквернословить,  этому  учат...  Если  сказал  плохое  слово –  иди  мой  свой  рот!  Школа    хорошая,  и  знания  дает  нормальные.  Ну,  религия...  Так  Танах   преподают  во  всех  школах.  И  не  меньше.   Особенно  в  младших   классах. И  это  полезно,- дети  учатся  логически  мыслить, учатся  воображению,  фантазии, - если  хотите.  Это  же  история...

    Словом,   с  моей  подачи ,   на  оставшиеся  полгода  шестого  класса  Глеба  перевели  в  школу  Рамбам.  И  все  было,  как  нам  казалось,  хорошо.

   Одноклассники  его  там  не  обижали,  преподаватели  приняли,  как  родного.  Мне очень  нравилась директор  школы, - пожилая, очень милая женщина.  Нравилось,  что  детей  приучают к  труду: каждую  пятницу  их  возили  автобусами  в киббуц,  там  они  собирали  овощи.  А  потом,  с  занятий,  гордый  Глеб  приносил  домой  заработанный  пучок  зеленого  лука,  пакет  с  морковкой  или  велок  капусты.

   Мы  смеялись:

-  Кормилец  наш!

   А  ребенок  страдал... Он  оказался  в двусмысленной  ситуации. Дома  обычный,  светский  образ  жизни,   далекий  от  какой  бы  то  ни  было  религии,   а  в  школе    требуют   соблюдения  всех   религиозных   традиций,   правил   и  догм.  В  школу   обязательно  надо   ходить  в  кипе,  и   чтобы   избежать   насмешек  своих  бывших  одноклассников,  Глеб  по  дороге  прятал  кипу  в  карман,  а  на  подходе  к  школе  Рамбам  быстро  надевал  ее  на  голову,  кое-как  приладив  с  помощью  выскальзывающей  из-под  пальцев  заколки.  И  ко  всему,  без  кипы! -  на  всем  пути  опасался    встречи  с  учителями  своей  новой  школы. (Он  сам 
как-то  рассказал  мне  об  этом,  и  сердце  у  меня  сжималось: -  что  же  я  наделала!)

  Но  все  это  представляло  собой  еще  полбеды… Свежий, чистый  мозг  ребенка,  как  губка,  впитывал  все,  что  ему  говорили  и  чему  учили,  -  теперь  уже  в  религиозной  школе - очень опытные,  внимательные,  ласковые  учителя,  умелые  завоеватели  детских  душ. Дома  порой  доходило  до  истерик: это  нельзя  есть!  Это  нельзя  хранить  вместе  в  холодильнике!  Этого  вообще  нельзя  делать!!!

   В тот год я  очень часто, почти  каждый  выходной, ездила  с  новыми  друзьями   в  экскурсиях  по  Израилю.  Брала  с  собой  и  внуков. Чаще -  Глеба,  так  как  Антона  в  автобусе  укачивало.   Мне  было  с  ним  хорошо.   Ему  так  же  все  было  интересно,  как  и  мне. Сохранилось много  фотографий  наших  путешествий.  Но  на  привалах,  когда  садились  обедать,  мне   приходилось   искать   самое  укромное  место,  чтобы  никто!,  особенно  религиозные!,  -  а  их  в  эти  дни  тоже    полно  в  местах  отдыха, -  не  смогли  увидеть,   что  и  с   чем   мы  едим!!

   И  с  облегчением  все  вздохнули,  когда  подошел  к  концу  учебный  год.  В  седьмой  класс  Глеб  уже  пошел  в  муниципальную,   светскую,  школу…