Их имена соединены вензелем их утопила Елизавета К

Дмитрий Георгиевич Панфилов
Их имена … соединены вензелем…
Императрица Елизавета Петровна и Разумовский… Их брачный союз остался тайной для истории.
Императрица Екатерина II и князь Потемкин-Таврический… И здесь их венчание тщательно скрывали от постороннего взгляда, чтобы не породить кровавую смуту престолонаследия.
Мало кто знал, что в конце 1774-начале 1775 годов состоялось тайное бракосочетание императрицы Екатерины II и Григория Потемкина. За дьячка был племянник князя Александр Николаевич Самойлов, не только родственник, но и боевой соратник дяди, первым ворвавшийся в Очаков, отличившийся при штурме Измаила. Посвященный в самые сокровенные дела Потемкина, он вспоминал, что когда священник произнес фразу; «Жена да убоится своего мужа», то вздрогнул, все же женой была императрица. Но та мягким жестом показала ему, что, мол, «все правильно».
Еще до венчания   Екатерина II тайно родила дочь от Григория Потемкина. Нарекли ее Елизаветой, а отчество дали по отцу – Григорьевна. Вот с фамилией вышла неувязка: долго выбирали, пока не остановились на укороченной фамилии отца – Темкина.
Воспитывалась Е.Г. Темкина у сестры Потемкина Марии Самойловой и с детства знала тайну своего происхождения.
Венценосная мать обеспечила дочь на всю жизнь, дав несколько богатых имений на Украине, денежный пансион, несколько десятков тысяч крепостных.
Е.Г. Темкина в юности жизнь вела привольную и очень быстро прокутила и промотала все свое богатство.
Уже после смерти отца она стала женою Херсонского губернатора Ивана Христофоровича Калагеоргия.
Родственник Потемкина Василий Осипович Энгельгардт хранил в семейном архиве альбом с фотографиями брачных венцов  Екатерины II и  Потемкина. Венцы были украшены их миниатюрными портретами в обрамлении бриллиантов. Энгельгардт своею рукой оставил запись в альбоме, подтверждающую брак  Екатерины II и своего родственника.
Позже он передал в дар Казанскому университету свои архивы, откуда они таинственно и бесследно пропали.
Александра Энгельгардт, любимая племянница Потемкина, присутствовала при бракосочетании Екатерины II и  дяди, подробно описала это событие в своих записках.
Позже эти записки перешли в семейный архив графа Строганова, одного из ее родственников, проживавшего в Одессе.
Незадолго до смерти он погрузил свои архивы на корабль, вывез в море и затопил. Что послужило поводом к этому – осталось тайной.
Поговаривали, что сделано все было по просьбе жены наместника края графини Елизаветы Ксаверьевны  Воронцовой, в которую был влюблен Строганов. Среди архива было много писем, записок, стихов, рисунков, компрометирующих графиню Воронцову и указывающих на ее близкую связь со Строгановым.
Пойди теперь, разберись, так это было или не так, когда сундук с бумагами лежит на дне Черного моря!
Как ни старались  Екатерина II и Потемкин  скрыть свой морганатический союз, но шила в мешке не утаишь, и об этом факте в свое время писали: де Сегюр, Кабенцель, де Кастер, позже – русские исследователи: Бартенев, Кобека.
Для нас, пушкинистов, потемкинская история имеет еще одну интересную грань.
Венчались Екатерина II и Потемкин в храме Вознесения на Большой Никитской в Москве.
После свадьбы Потемкин пожелал украсить этот храм, пригласил архитектора В.В. Баженова, желая перестроить скромную церковь в прекрасный собор.
Пройдет чуть больше 50-ти лет, и в этой церкви будет венчаться А.С. Пушкин с Натальей Гончаровой, а после венчания за свадебным столом будет кричать «Горько!» граф Строганов, близкий родственник Натальи Николаевны, из того самого «гнезда Строгановых – Энгельгардтов – Потемкиных».
После свадьбы на одном из балов худенькая стройная девочка с лицом Мадонны – Наталья Николаевна, будет представлена светской львице Е.К. Воронцовой, которая, похоронив свои письма в Черном море, воспитывала дочь А.С. Пушкина  Софью.
В лицее, где учился А.С. Пушкин, директорствовал Егор Антонович Энгельгардт, тоже дальний родственник Потемкина.
26 мая 1820 года, будучи на юге, А.С. Пушкин вместе с Раевским посетил дом И.Х. Калагеоргия, в то время Екатеринославского губернатора. Состоялся праздничный обед, хозяйкой стола была Е.Г. Темкина, дочь Потемкина.
Так в один клубок переплелась судьба А.С. Пушкина с Потемкиным, а через него со Строгановыми, Энгельгардтами, Воронцовой, Темкиной, Калагеоргием.