Канадские зарисовки - V

Эльпарид Ходжаев
По Канаде на «Серой гончей»

Калгарийская зима суровая, затяжная. Правда, здесь много говорят о теплом и сухом ветре Шинук, который в зимние месяцы иногда устремляется с гор и спасает людей от холода. Он может всего за несколько часов резко поднять температуру. У индейцев сохранились легенды об этом ветре. По одной из них, это  дуновение прекрасной девушки, заблудившейся в горах, по другой - горячее дыхание огромного дракона, когда он просыпается в своей горной пещере. Ойпариду не посчастливилось наблюдать этот феномен, может потому, что приехал сюда в конце марта. Но убедился в том, что снегопады даже в мае в этих краях не в диковинку.

В редкие погожие дни дети вывозили Ойпарида за город, километров за 100-200 от Калгари: то в горы, то вглубь канадских прерий. Показали заснеженные горнолыжные курортные городки Банф, Канмор, свозили в городок Драмхеллер, где находится гигантский музей палеонтологии. Как рассказывается в буклетах, в нем хранится более 80 тысяч экспонатов, в том числе сорок полных скелетов динозавров. От детской кутерьмы было шумно, но глядя на то, с каким восторгом ребятня делится впечатлениями от увиденного, никто их не приструнивал. Ведь и взрослых впечатляли эти  гиганты.

Ойпариду особенно интересно было понаблюдать за работой специалистов музея, очищающих недавно найденные кости и подготавливающих новые экспонаты для выставок. Невольно подумалось, почему в Узбекистане нет музея, подобного этому, ведь и там останки доисторических животных не редкость. Понравился и Калгарийский зоопарк, в котором многочисленные звери содержатся не в клетках, а вольерах, где чувствуют они себя довольно вольготно. А чего стоит самый настоящий тропический лес в огромном павильоне – это было незабываемо!

К сожалению, такие поездки были не часты, ибо дети постоянно на работе, внуки – на занятиях. Погожие дни, чтобы можно было погулять, походить по городу, не баловали, так что Ойпарид немного затосковал и все чаще стал вспоминать разговор с Абуали в ташкентской лагманой. Американская виза была на руках, друзья, с которыми он был на связи по Скайпу, ждали его.

Посоветовавшись с детьми, решил ехать в конце мая. В начале того же месяца был приобретен в транспортной компании Greyhound билет на маршрут Калгари - Дейтон (Огайо) за 154 канадских доллара. Так дешево, потому что о путешествии позаботились заблаговременно, если бы все приобреталось накануне рейса, то это удовольствие стоило, может быть, вдвое дороже. В этом Ойпарид убедился, когда из Дейтона  попытался вернуться в Калгари автобусом. Там в кассе запросили на ближайший рейс 320 уже американских долларов. Хоть курсы этих двух валют не очень разняться, все же американская потяжелее. Так что оттуда возвращался самолетом, что оказалось даже немного дешевле, чем на автобусе.

Друзья и знакомые Лейлы и Ахмедa, с которыми успел познакомиться и Ойпарид и для которых уже не раз готовил плов, козон ковоб, димламу и другие узбекские блюда, переживали за него, за то, как пройдет путешествие. Никто из них, уже не один год живущих в Калгари, не ездили на такие дальние расстояния на автобусах. Лейла бывала по работе в Торонто, но летала туда самолетом. Так же и остальные. По их представлениям, автобусами пользуются люди ну совсем уже бедные, бомжи там и так далее. Ойпариду же, кроме желания сэкономить, было интересно посмотреть юг Канады, где в 300-километровой зоне, простершейся вдоль границы с Соединенными Штатами, проживает более 80 процентов населения страны.

В общем, днем 28 мая выехал в путь длиною, согласно данным, предоставленным в развернутом билете, в 2614 миль или 4206 километров. Это от Калгари (Канада) до Дейтона (США). Условия в автобусе, кстати, оказались не таким комфортными, как он себе представлял. «Серая Гончая», так переводится название Greyhound, бренд известный, поэтому, думалось, что машины у компании с какими-нибудь особыми удобствами, тем более на такие дальние расстояния.

Но все было функционально, даже можно сказать, аскетично. Жестковатые сидения, туалет в конце салона представлял собой огромный чан без крышки, так что можно было видеть его содержимое, а запах такой, что и сейчас вспоминать не хочется, к тому же  в рукомойнике не было воды. За трехдневное путешествие больше Ойпарид туда не заглядывал, терпя, когда приспичивало, до очередной остановки. На автостанциях туалеты благоустроенные, причем бесплатные. Не было в салоне и Интернета, хотя рекламными проспектами такая услуга предусматривалась.

Вскоре также выяснилось, что Greyhound кроме перевозки пассажиров выполняет и функции курьерской службы. Еще когда только покидали автостанцию в Калгари, Ойпарид обратил внимание на крытый прицеп, прикрепленный к Greyhound. Как оказалось, он был забит разными посылками. Поэтому автобус то и дело съезжал с основной трассы и ехал иногда километров за 40-50 до очередного населенного пункта, сдавая и принимая груз в местных отделениях Greyhound. Причем эти филиалы зачастую  расположены в довольно узких улочках и огромному автобусу приходилось маневрировать, прежде чем достичь искомой точки. Там иногда сходили одни  пассажиры, подсаживались другие.

Первое время такие отклонения от основного маршрута были по душе, развлекая новыми картинками, проскакивающими за окном автобуса. Потом стали утомлять. Городки были однотипные, не запоминающиеся, однообразие бескрайных канадских прерий нарушали лишь стада тучных коров, табуны лошадей да множество качалок, поднимающих из недр нефть на поверхность.

Первоначально Ойпарид настороженно присматривался к попутчикам, внутренне готовый к разного рода неприятностям. Взять хотя бы такой факт, как его слабый английский: вдруг кто-нибудь спросит о чем-либо, а он не поймет, не сможет ответить. Но потом успокоился, никому из пассажиров не было до него дела. Во всяком случае, никто не докучал вопросами, разговорами. Тем более что рядом с ним никто не сидел. Ойпарид разместился в передней части  вместительного салона и расставил вещи так, что они заняли еще одно место. С такими удобствами он доехал до самого Дейтона, хотя по пути раз пять менялись автобусы, водители же еще чаще.

Когда подавали новый Greyhound, приходилось выходить из старого с вещами. Это было тем более досадно, если происходило ночью. Перед ужином, а Лейла с Ахмедом снабдили Ойпарида разнообразной едой, он, как можно незаметно для окружающих, делал несколько основательных глотков из баклажки, которую перед поездкой заполнил водкой. Жидкость эта, во-первых, способствовала, по его убеждению, процессу пищеварения, а во-вторых, благодаря ей он быстрее засыпал. И этот сон вот так безжалостно прерывали, только вроде смежишь веки, а тут надо выходить, ждать другой bus. Перед каждой посадкой повторялась процедура досмотра, но нужно отметить, что только в Регине, центре провинции Саскачеван, придирчиво осматривали содержимое багажа и карманов брюк и куртки. На других автостанциях, включая Калгари и Торонто, досмотр проводили только, что называется, для галочки.

Про качество североамериканских дорог слышал каждый, что и говорить, мчаться по такой глади одно удовольствие, ни кочки, ни выбоины. Однако, как говорят узбеки: «Аяган кузга хам чуп тушар», то есть, и в береженый глаз попадает соринка. Это произошло уже под вечер, когда  выехали из Sudbury, и до Торонто оставалось километров 200. Автобус вдруг резко встряхнуло, видимо угодил в яму, и что-то произошло с амортизатором. Машина потеряла плавность движения, ее стало раскачивать.

Водитель резко сбавил скорость и, доехав до одной из зон отдыха, обустроенных на всех скоростных трассах - хайвеях (Highway), остановился. Вышел, посмотрел что-то там внизу, потом зашел в салон и виноватым голосом сообщил, что автобус не в порядке и что он не может рисковать, и так за последнее время уже произошло несколько аварий, связанных с Greyhound. Остается одно из двух: либо им заменят машину, либо придется  возвращаться обратно в Sudbury. Позвонил диспетчеру. В общем, в течение полутора часов пришел другой автобус. Он оказался чище, новее прежнего, с мягкими сидениями, с Интернетом и так далее. Попутчики Ойпарида даже высказали предположение, что этот bus предназначен для иностранцев. Значит не только в родном Узбекистане, но и тут действует принцип – все лучшее гостям, подумалось ему тогда.


Пассажиры, состав которых постоянно менялся, были самые разные. Молодежь кучковалась в задней части салона, оттуда доносилась музыка, изредка заглушаемая громкими возгласами, смехом. Люди в возрасте кто дремал, кто читал книгу или журнал, кто общался по сотовому, в общем, каждый был занят собой. Никто не навязывал своего общения, но если возникали вопросы, охотно отвечали на них, объясняли и были снисходительны к ущербному английскому Ойпарида.

Так он разговорился с пожилым человеком, которого вначале принял было за бомжа: одет тот был во все старое, потертое. Движения были неуверенные, при ходьбе сильно прихрамывал на одну ногу. Потом Ойпарид обратил внимание на то, что старик много читает, даже глубокой ночью, когда все остальные дремали, он сидел с книгой в руках и тусклый свет индивидуального освещения не были для него помехой. У него были внимательный, все понимающий взгляд, доброжелательная улыбка. Когда разговорились, оказалось, что он работал юристом в правительстве провинции Онтарио. В свое время много поездил по свету, три раза побывал в Советском Союзе, в том числе и в Украине. Поэтому его живо интересовали нынешние события в этой стране. Рассказал, что едет на какое-то озеро, где находится его коттедж. Он несколько раз повторил, но Ойпарид так и не запомнил название озера. Оказалось, что ему 78 лет.

Другой собеседник оказался выходцем из Северной Африки, из Туниса. Ему 74 года, более тридцати из них живет в Канаде, в основном в Торонто. Работает фотографом, ездил в Ванкувер на съемки семейного торжества знакомых, думал остаться в этом городе, но оказалось, что и там жизнь не сахар. Аренда жилья выше даже, чем в Торонто, с работой проблемы, вот возвращается обратно. Когда Ойпарид спросил его о пенсии, ответил, что еще не оформил ее. По его словам, государственные пенсии небольшие, для ее получения надо в течение всей трудовой жизни отчислять долю от своей зарплаты. Если бы он  вышел на пенсию в 68 лет – таков в Канаде пенсионный возраст для мужчин, то получал бы мизерную сумму. Но есть здесь еще и пенсионная накопительная страховка, которую тунисец купил в свое время. Она более выгодная, причем, деньги, потраченные на оплату такой страховки, не облагаются налогами.

Собеседник сказал, что со следующего года начнет оформление пенсии, вот тогда и заживет, попутешествует, побывает, наконец, на родине, в Тунисе. Когда Ойпарид спросил,  не думает ли посетить Узбекистан, тунисец честно признался, что не слышал об этой стране. Когда же узнал, что находится она в Центральной Азии, рядом с Афганистаном, то зауважал Ойпарида. Афганцы, по его словам, народ боевой, прямолинейный, резкий. Уже когда подъезжали к автовокзалу в Торонто, он вдруг вытащил из своего рюкзака пакет с арахисом и изюмом и подарил его Ойпариду, объяснив, как он открывается. Тот порылся в своей сумке, и ничего не найдя более достойного передал ему пакет с быстрым супом.

Что нам стоит дом построить

Проехав тысячи километров с запада на восток, Ойпарид имел возможность полюбоваться красотами канадской природы. И если величественные Rocky Mountains - горный массив, являющийся частью Тихоокеанских Кордильер - напоминали отроги Тянь-Шаня, а  бескрайные прерии провинций Саскачеван и Манитоба пейзажи Голодной степи, то увиденное в Онтарио сравнить ему было не с чем. Леса там бесконечны, а живописные озера, реки и пруды бесчисленны.

Как известно, проблема пресной воды на нашей планете становится все более актуальной. Число землян увеличивается, растет и количество промышленных производств, а значит, возрастает и потребление пресной воды. А её восполнения не происходит. И проезжая мимо этих водоемов, Ойпарид думал о том, что канадцам эта мировая проблема вряд ли будет грозить. Тем более что они бережно относятся к драгоценной влаге. В населенных пунктах расценки на водопроводную воду такие высокие, что заставляют людей беречь каждую каплю, чтобы сэкономить. То же самое наблюдается и в сельском хозяйстве. Берега рек и озер постоянно расчищаются. Правда, в самом Калгари в реках Боу и Элбоу, особенно в их притоках, еще можно увидеть полузатопленные стволы деревьев, вырванных с корнем во время наводнения 2013 года. Но их уборка это вопрос времени. 

Из Торонто выехали по расписанию в час ночи. Автобус впервые был забит так, что не было ни одного свободного места. Неужели так много людей едет в Штаты? Но оказалось, что конечным пунктом назначения для большинства пассажиров был Лондон, ничем не примечательный городок недалеко от американской границы. Достигнув в шесть утра Детройта, автобус свернул в тоннель, по которому ехал довольно долго. Остановился в каменном мешке, вокруг одни небоскребы, только высоко вверху был виден кусочек неба, чуть розоватого в лучах восходящего солнца.

Американская таможня, заспанные лица таможенников, проверка паспортов и багажа, на все про все уходит около часа. Наконец автобус трогается с места, и через некоторое время выскакивает на поверхность уже с другого, американского конца тоннеля. Из окна автобуса видны высотные здания даун-тауну Детройта, типичные для любого крупного города. Никаких следов запустения, разрухи, о которых постоянно упоминают местные СМИ. Видимо микрорайоны-призраки, заброшенные дома можно увидеть только на окраинах Детройта, еще в недавнем прошлом центра автомобилестроения, а ныне банкрота, не имеющего перспектив. 

Здесь уже настоящее лето, солнце светит вовсю. На Абуали, который встретил Ойпарида на автостанции в Дейтоне, только майка, лёгкие брюки, на ногах сандалии. В общем, одет так, как в это время года ходят ташкентцы. Экипированный еще в Калгари Ойпарид, в своих теплых рубашке, брюках, куртке, выглядел совсем уж не по сезону. Хорошо, что в машине есть кондиционер. Еще на автостанции Ойпарид предложил другу распить на двоих водку из баклажки, но Абуали отказался, сказав, что тут строго с выпивкой за рулем. Даже если полицейский увидит в салоне  бутылку с алкоголем в открытом виде или учует запах, то могут быть крупные неприятности. Допили оставшуюся водку из горла при подъезде к дому и уже затем зашли в гостеприимный дом, где их ждал щедро накрытый достархан с узбекскими яствами, основными из которых были самса и норин. Но сначала Ойпарид принял душ, смыв с себя трехдневную пыль дорог. Что же, первая часть путешествия благополучно завершилась.

Жилые дома, что в Канаде, что в Штатах не сильно отличаются друг от друга. Одно, двух, редко трехэтажные постройки внешне имеют, конечно, свои особенности, разными бывают окна, расположение застекленных балконов, какие-то другие архитектурные изыски, но принцип один – каркасное строительство. Эта технология возведения домов из панелей трехслойной конструкции дает возможность построить жилище в короткие сроки.

В Калгари, в микрорайоне, где находится детский сад внука, в нескольких местах возводили новые жилища. И Ойпарид, приезжая туда за Акромом, мог наблюдать, как буквально за полтора месяца был поднят и заселен двухэтажный коттедж площадью примерно в 300 кв. м. Легкость конструкции не требовала сооружения массивного фундамента. Причем при всей простоте строительства  дома имеют низкую теплоемкость стен и перекрытий, для создания комфортной температуры в помещении достаточно нагреть только воздух.

В чем Ойпарид убедился, живя в доме у детей: на улице -20, а внутри ходишь в майке и шортах. В Ташкенте, к счастью, такие минусовые температуры редкость, но все равно зимой чапан всегда держишь под рукой, а уж когда сидишь вечерами перед телевизором без него никак. Пора бы и в Узбекистане начать использовать эту технологию каркасного строительства. Во всяком случае, вряд ли такой дом обойдется дороже кирпичного, но уж точно, возводиться и заселяться будет намного быстрее.