Усадьба Поленово

Алина Алексеева-Маркезин
Большой дом в музее-усадьбе Поленово. Заокский район Тульской области.


Искусство  должно  давать 
счастье и радость…»
                Василий Дмитриевич Поленов.

             Недалеко от Тарусы, на высоком холме над Окой, более ста лет стоит красивый трехэтажный белый дом с крутыми скатами кровли. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Он построен в 1892 году Василием Дмитриевичем Поленовым, выдающимся русским пейзажистом.
               Знаменитый «Дом над Окой» строился по проекту самого художника как музей и мастерская для работы живописцев — товарищей Поленова и его многочисленных учеников.

                Вся его жизнь была отдана искусству и просветительству. Верный демократическим традициям, Поленов стремился сделать искусство, которому бескорыстно служил, доступным, понятным и полезным широким народным массам. Просветительство было давней традицией семьи Поленовых.
               Еще в 1887 году Поленов мечтал о Доме-музее в деревне, в котором он мог бы сосредоточить все ценности, собранные, как он говорил, четырьмя поколениями. В 1892 году мечта его осуществилась.

                В восьмидесятых годах прошлого столетия на крутом берегу Оки, над зарослями орешника, в зелени вязов, дубов и кленов, чуть виднелись соломенные кровли приютившегося здесь небольшого села Бехово со старой деревянной церковью и заброшенной усадьбой обедневшей помещицы Саблуковой.

                Это живописное и глухое место привлекло внимание Василия Дмитриевича Поленова, проплывавшего мимо на пароходе осенью 1887 года. Здесь он задумал исполнить свою давнишнюю мечту — приобрести уголок земли и построиться на нем по своему вкусу.

               
   "Мечтал я об домике на берегу Оки, об том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть и сбудутся…»
                В конце апреля 1889 года вместе с одним из своих любимых учеников — Константином Алексеевичем Коровиным — он проплыл на пароходе от Калуги вниз по течению до Тарусы и побывал в Бехове.

                Совсем особенная приокская природа, ее флора, близкая к горной, в эти дни ранней весны с ее «свежим духом березы» очаровали художников, придав их деловой поездке характер выезда на этюды.

 
       «Россию Бог обидел горными красотами, но что хорошо — это реки». И здесь, на Оке, центром жизни должна была сделаться «целебная» и питавшая его творчество большая русская река.
 
     В июне 1889 года, еще более вдохновленный весенней поездкой с Коровиным и художественной работой на берегах Оки, Поленов снова побывал в Бехове с женой для окончательного решения о покупке саблуковской усадьбы и выбора места для своей будущей стройки.
             В начале 1890 года дело о покупке усадьбы и принадлежавших к ней 81 десятины лесной, луговой и пахотной земли было закончено.

             Местом для новой усадьбы был выбран песчаный бугор, Борок, пустырь, покрытый зарастающим паром бывшего ржаного поля. Поленов выменял его у крестьян села Бехово, за одну десятину бугра давая двойное количество пахотной саб- луковской земли.

            Открытый склон Борка выходил на юг и запад, с севера его защищали березовая роща и смешанные поросли орешника, липы, дуба, осины. Пологий спуск в тени этой чащи приводил к песчаной отмели беховского речного переката. С востока, удаляясь от реки по оврагам и ее мелким притокам, тянулся старый Деляновский лес.
            С южной и западной стороны бугра открывался вид на долину реки, на озера старого русла, заливные луга, речку Скнижку с заводью Кривушей, на глушняки прибрежных зарослей, обвитые хмелем и куманикой.

                Влево, за сосновым бором, вид замыкали лесные пространства, справа — речное крутогорье, взрытое каменоломнями; за лугами — уездный город Таруса, расположенный на северном склоне высокого берега Оки. Здесь была переправа и паром из Алексинского уезда Тульской губернии, где находились Бехово и Борок, в заречную Калужскую.

                В 1892 году к вечеру 2 октября Поленов с двумя старшими детьми перешел по сухой осенней тропинке из старого Бехова во вновь отстроенный, еще не оштукатуренный и не вполне законченный дом Борка.
Их встретили ранее приехавшая мать с младшей сестрой.

 
            В доме было светло, пахло смолистыми бревнами новостройки. Поленов после перенесенного горя — смерти первого сына Феди, — долго подавленный тяжелым нервным заболеванием, на этом месте вновь почувствовал себя бодрым и жизнерадостным. «Василий в восхищении от Бехова... очень оживлен и весел. Дети разделяют вполне его увлечение», — писала Елена Дмитриевна при устройстве новой усадьбы.

                В течение зимы 1892-93 года продолжалось строительство усадьбы. Двухэтажный временный флигель был перенесен из старого Бехова и поставлен около дома. В нем расположились служебные помещения и кухня, соединенная с домом крытым коридором. Двор был обнесен оградой из местного тарусского камня.
               
                Подпочвенный родник нашелся на краю усадьбы близ огорода, где и сделан был полноводный, непересыхающий колодец.
                Вокруг двора, окаймляя его, шли постройки: деревянный че­тырехскатный погреб, каменный сарай для повозок и конюшня, коровник; в центре был поставлен деревянный одноэтажный дом для рабочих с квартирой для главного, преданного и талантливого сотрудника Поленова — Павла Илларионовича Ларионова, крестьянина Смоленской губернии, самоучки и тонкого мастера на самые разнообразные поделки.

        Федор Дмитриевич Поленов, внук художника, в своей дивной лирической книге о Поленово «Хранители родников» пишет: «Старый лодочный сарай был неотделим от всего окского мира, - мира дамбы, лодок, уключин, удочек и верш, от впервые вошедших в детское сознание таких понятий как ванты, бушприт, краспицы, эрекс-баштаг, шкотовый узел, - заманчивых и зовущих на иные глубины, к иному простору, широко открытому ветрам всех компасных румбов…».Внук Поленова стал капитаном, и в этом есть заслуга обычного лодочного сарая.
 
                Белое кирпичное здание с красной крышей, прозванное за архитектуру «Аббатством» (мастерская Поленова), и маленькая избушка для детей были построены позднее, в начале 1900 годов. В 1897 году бревенчатое здание основного дома в Борке было оштукатурено.

                Поленовы любили речной спорт. В Имоченцах они совершали парусные прогулки при благоприятном   западном ветре и далекие экскурсии по Ояти на распашных веслах в четыре гребца.

                Все лодочное   хозяйство находилось в ведении Василия Дмитриевича. И в Борке, где привлекала его большая река, он занялся лодками. В «Адмиралтействе», куда на зимнее время убиралась его «флотилия»,летом был склад весел, уключин, парусов, необходимых столярных и слесарных инструментов, рыболовных принадлежностей.

                «Как мне хотелось бы показать тебе нашу Оку с ее окунями, налимами, судаками и даже стерлядями, — писал он Коровину, — а шересперы такие храбрые, так на тебя одним глазом и смотрят.

                Ведь мы с тобой первые открыли ее красоту и выбрали место для жительства... В этот промежуток, т.е. двадцать один год, я много кое-чего понаделал: построил усадьбу и назвал ее по местному названию Борок. Еще построил две школы, одну церковь, мастерскую и много лодок, а я самолично устроил дамбу, вышло сто восьмое чудо света».

                Поселившись в Бехове, Поленовы внимательно присматривались к жизни окружающей деревни. Их поразило жалкое состояние школ и безрадостная жизнь материально не обеспеченного учительства. За дело горячо и убежденно, с мужской энергией взялась Наталия Васильевна Поленова.

     «Я занята школой и так мне симпатично это дело и так много можно сделать, что сердце радуется... Жизнь идет и не видишь времени, и не хватает его на все задуманное, и только радуешься на то, как много в жизни интересного, как много можно сделать!»

                Поленова принимала меры к улучшению бытовых условий учителей, к повышению их культурного уровня: знакомство с музеями, театрами и передовыми школами Москвы, включала их в учительские коллективы для путешествий.

               С помощью мужа она построила две школы: деревянную в Бехове и большую кирпичную в соседнем селе Страхове. Раздвижная перегородка между двумя классами открывала большой зрительный зал для самодеятельных спектаклей, для которых в 1912 году была оборудована разборная сцена. В план школы были включены удобные помещения для учителей.
               
       Исключительная скромность личного быта Поленовых рядом с их большими затратами на культурную помощь народу создала то глубокое уважение, благодаря которому вся округа единодушно охраняла их усадьбу во время гражданской войны.

                Нижний этаж музея в основном сохранен в том виде, как устроил его Поленов, экспозиции верхних этажей, посвященные его творчеству, его ученикам и сестре Елене Дмитриевне, устроены в последующие годы после смерти художника.

            Эта комната первоначально была предназначена детям Поленова и называлась «Игральной». После смерти матери (1895 г.) и жившей с ней сестры Елены Дмитриевны (1898 г.) Поленов перевез принадлежавшие им семейные портреты, часть обстановки и в память матери устроил в Борке «Портретную».
     .   
                Против окна над диваном находится портрет Марии Алексеевны Поленовой (1816—1895), написанный ее сыном в 1885 году. Мария Алексеевна была художницей-портретисткой. Она брала уроки у одного из учеников К.П. Брюллова — академика К.А. Молдавского (1810—1855).

                В.Д. Поленов говорил, что «страстную любовь к живописи» он унаследовал от матери, унаследовал ли он ее талант — «скажет потомство». Мать Поленовых создавала ту художественную атмосферу, в которой развивалось дарование ее старшего сына и младшей дочери.

                Под портретом Марии Алексеевны висят ее карандашные рисунки — портреты ее пятерых детей. Справа — старший сын Васи­лий Дмитриевич восьмилетним мальчиком, дальше по порядку — его сестра-близнец Вера Дмитриевна, в замужестве Хрущова, два брата — Алексей (1845—1918) и Константин (1848—1917) и на руках у няни Аксиньи Ксенофонтовны младшая сестра Елена (1850—1898), впоследствии известная русская художница-аква- релистка; тут же влево от портретов детей карандашный рисунок М.А. Поленовой — портрет ее мужа, сделанный в год их свадьбы.

                Над шкафом с фарфором висит портрет матери Марии Алексеевны, бабушки художника — Веры Николаевны Воейковой, рожденной Львовой (1792—1873), написанный в 1867 году И.Н. Крамским (1837—1887), дававшим уроки в семье Поленовых.
 
               Одновременно с ним писал бабушку и молодой Поленов, тогда ученик Академии художеств, пользуясь случаем поучиться мастерству у замечательного портретиста. Портрет В.Н. Воейковой он считал одной из лучших работ Крамского и высоко ценил эту работу как художественное произведение.

             В так называемую Семейную витрину перед маленьким окном Поленов клал вещи, связанные с его личными и семейными воспоминаниями. Здесь: визитная карточка с автографом Ивана Сергеевича Тургенева, посетившего мастерскую В.Д. Поленова в Париже, когда он там работал как пенсионер Академии художеств; бумажные птички, машущие крыльями, сделанные Львом Николаевичем Толстым для детей Поленова в вагоне по пути из Борка в Москву в середине девяностых годов;
                бисерные сумочки рукоделия Веры Николаевны Воейковой; значки и медали Поленова — сербский «Таковский крест» и медаль «За храбрость», полученные им во время сербско-турецкой войны 1877-78 гг., и другие семейные мемориальные предметы.

                На тяжелом деревянном буфете сразу бросаются в глаза три тяжелых глиняных статуэтки: «Павлин», «Слон» и «Козёл». Эта керамика (подсвечники) была сделана на Мамонтовском гончарном заводе и подарена Поленову.
               В Столовой много красивых деревянных резных вещей, в центре стоит стол с обязательным букетом по центру.

                В Столовой на стенах  много расписанных вручную тарелок: слева от «Маков» висят «Камыши», это написал сам Савва Мамонтов. Есть тарелка «В оранжерее» - автор Коровин.

            Очень интересная серия небольших тарелочек под общим названием «Времена года». Художница – Елена Поленова, сестра хуожника .Всего их 12, каждая носит имя и сюжет очередного месяца. «Март» - это верба с набухшими почками, которая залита талой водой на фоне нежно-розового восхода солнца. «Апрель» - охотник с собакой в ярком весеннем лесу. «Май» - это сирень с черёмухой. «Июнь» - солнечный душистый сенокос с мужиками. «Август» - румяные наливные яблоки на ветках. «Октябрь» - рыжая лиса на рыжей опавшей листве.
Из портретной вход в Библиотеку. Интересно,что Полёнов знал 6 языков.

 
       Удивляют окна – мало того, что они огромные с необыкновенно красивым видом, так ещё наверху у них есть полоса-вставка из цветного витражного стекла.
       «В жаркие и длинные дни середины лета окна в Библи;теке распахнуты настежь. Через большое окно наплывает в комнату аромат спелых трав, смешанных с запахом цветущего шиповника – кусты его прямо под окном. А из маленького окна, выходящего на цветник – эспланаду, открывается вид на Окскую просеку – перспективу» (Ф.Поленов).


                Дальше  вход в Кабинет. Сразу привлекает внимание – огромный, тяжёлый, массивный, дубовый, готический шкаф с ножками в виде стеклянных шаров.
                Его по своему эскизу сделал сам Поленов, как, кстати, и дверные кованые ручки. А рядом с ним диван, накрытый ярким полосатым ковром, который ему подарил брат Алексей, владелец ковровой мастерской в Орловской губернии. У окна стоит фортепиано – все Поленовы были очень музыкальны.
                В стеклянном шкафу разместилась коллекция старинного оружия. Здесь в Кабинете висит картина Поленова «Арест гугенотки» - и там стражники написаны как раз с этими средневековыми алебардами и саблями. За эту картину художник получил звание академика.
Также в кабинете висит очень симпатичный этюд «Бабочки».


            Дальше от Адмиралтейства по аллее, через воротаможно выйти к берегу Оки. Это картина неимоверной красоты. Справа на холме поднимается  роскошнейший сосновый бор , а слева тропинка уводит к кустам, к ступенькам – там небольшой причал, песчаная коса.

       Есть что-то оскорбительное в том, что Поленов - первый, кто в СССР получил звание народного художника.Но в то же время , в 1937г. его дети были арестованы, а усадьба была отдана под дом отдыха сначала местной производственной организации, а потом - Большого театра. И уже внук художника, а точнее, его жена, позже  директор заповедника, проявив мужество "женщин русских селений" отвоевала (у Большого театра!!) помещения усадьбы.
 
         Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на      кладбище в Бехове.Ему было 83 года.Он хотел ,чтобы на могиле был простой деревянный крест.

                Написав однажды свое «Художественное завещание» (май 1906 года), он закончил его словами:

      «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное,а скорее радостное, — это есть отдых, покой небытия, а бытие его остается и переходит в то, что он сотворил».

                В 1939 году усадьба была передана государству вместе со всей художественной базой и фондами живописи.
             Сегодня Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова является одним из самых популярных музеев в России.

      Музей простирается на территорию в 870 га, включая в себя сам дом-музей (Большой дом), «Аббатство», Троицкую церковь, усадебный парк, сад. Коллекция музея является настоящей гордостью нашей страны, здесь есть и произведения Поленова и его знаменитых современников.
                Только живописных работ насчитывается около 700, а графических — более четырех тысяч.

По ссылке можно посмотреть иллюстрации усадьбы и вид внутренних помещений.
http://maxpark.com/community/6782/content/3105270

Рассказ о художнике Поленове и его творчестве.Искусство должно давать счастье и радость.
http://www.proza.ru/2015/06/10/611