Классик русской мысли Михаил Михайлович Бахтин выдвинул много оригинальных идей, но его философский облик остается размытым в силу работы мыслителя на стыках многих наук –
культурологии, филологии, литературной критики, семиотики, языкознания. Но основной круг его идей, с которыми ассоциируется имя Бахтина, все-таки можно очертить.
В представленной ниже подборке мыслей и афоризмов философа, хоть и неполной, можно увидеть, что занимало мыслителя,
какие ответы он давал на волновавшие его вопросы, как он воспринимал конкретного человека в его отношениях с другими и как понимал ответственность человека перед жизнью и собой.
Двери смеха открыты для всех и каждого. Возмущение, гнев, негодование всегда односторонни: они исключают того, на кого гневаются и т.п., вызывают ответный гнев. Они разделяют, смех – только объединяет. Он не может разделять
***
В данной единственной точке, в которой я теперь нахожусь, никто другой в единственном времени и единственном пространстве единственного бытия не находился. И вокруг этой единственной точки располагается все единственное бытие единственным и неповторимым образом.
То, что мною может быть совершено, никем и никогда совершено быть не может. Единственность наличного бытия принудительно обязательна. Этот факт моего не-алиби в бытии, лежащий в основе самого конкретного и единственного долженствования поступка, не узнается и не познается мною, а единственным образом признается и утверждается
***
Все подлинно великое должно включать в себя смеховой элемент. В противном случае оно становится грозным, страшным или ходульным; во всяком случае – ограниченным. Смех подымает шлагбаум, делает путь свободным
***
Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения
***
Не может быть изолированного высказывания. Оно всегда предполагает предшествующие ему и следующие за ним высказывания. Ни одно высказывание не может быть ни первым, ни последним. Оно только звено в цепи и вне этой цепи не может быть изучено
***
Высказывание как целое не поддается определению в терминах лингвистики…
***
Осознавать себя самого активно — значит освещать себя предстоящим смыслом
***
Все слова для каждого человека делятся на свои и чужие, но границы между ними могут смещаться, и на этих границах происходит напряженная диалогическая борьба. Но при изучении языка и различных областей идеологического творчества от этого отвлекаются, абстрагируются, ибо существует абстрактная позиция третьего, которая отождествляется с «объективной» позицией как таковой…
Позиция третьего совершенно оправданна там, где один человек может стать на место другого, где человек вполне заменим … где целостная и неповторимая личность человека не требуется… когда он выступает не как я сам, а «как инженер», «как физик» и т.п. В жизни как предмете мысли существует человек вообще, существует третий, но в самой живой переживаемой жизни существуем только я, ты, он…
***
Человек может быть или выше собственной судьбы, или ниже собственной человечности
Печорин при всей своей сложности и противоречивости по сравнению со Ставрогиным представляется цельным и наивным. Он не вкусил от древа познания. Все герои русской литературы до Достоевского от древа добра и зла не вкушали
Поэтому в рамках романа возможны были наивная и целостная поэзия, лирика, поэтический пейзаж. Им (героям до Достоевского) еще доступны кусочки (уголки) земного рая, из которого герои Достоевского изгнаны раз и навсегда
***
Событие, которое имеет наблюдателя, как бы он ни был далек, скрыт и пассивен, уже совершенно иное событие
***
Психология — это унижающее человека овеществление души
***
Литература – неотрывная часть целостности культуры, ее нельзя изучать вне целостного контекста культуры. Ее нельзя отрывать от остальной культуры и непосредственно (через голову культуры) соотносить с социально-экономическими и иными факторами
***
Правда о человеке в чужих устах становится унижающей и омертвляющей его ложью
***
Человек со своим самосознанием не одинок. Смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого
***
«Евгений Онегин» создавался в течение семи лет. Это так. Но его подготовили и сделали возможным столетия (а может быть, и тысячелетия)
***
Идеи рождаются в диалоге и в нём же и умирают
***
Прагматизм, утилитаризм, позитивизм создают однотонную серую серьезность
***
Сознание — это комментарий, который всякий взрослый человек прилагает к каждому своему поступку
***
Когда мы глядим друг на друга, два разных мира отражаются в зрачках наших глаз
***
Безоценочное понимание невозможно. Нельзя разделить понимание и оценку: они одновременны и составляют единый целостный акт. Понимающий подходит к произведению со своим, уже сложившимся мировоззрением, со своей точки зрения, со своих позиций. Эти позиции в известной мере определяют его оценку, но сами они при этом не остаются неизменными: они подвергаются воздействию произведения, которое всегда вносит нечто новое
***
Смысл бытия, для которого признано несущественным мое единственное место в бытии, никогда не сможет меня осмыслить, да это и не смысл бытия-события
***
Мы думаем жанрами
***
Быть — значит общаться диалогически
***
…наиболее напряженная и продуктивная жизнь культуры проходит на границах отдельных областей ее, а не там и не тогда, когда эти области замыкаются в своей специфике
***
Все, что принадлежит только к настоящему, умирает вместе с ним
***
Античность сама не знала той античности, которую мы теперь знаем. Существовала школьная шутка: древние греки не знали о себе самого главного, что они древние греки и никогда так себя не называли
***
Творческое понимание не отказывается от себя, от своего места во времени, от своей культуры и ничего не забывает. Великое дело для понимания - это вненаходимость пони мающего – во времени, в пространстве, в культуре – по отношению к тому, что он хочет понять
***
… свою собственную наружность человек сам не может по-настоящему увидеть и осмыслить в ее целом, никакие зеркала и снимки ему не помогут. Его подлинную наружность могут увидеть и понять только другие люди, благодаря своей пространственной вненаходимости и благодаря тому, что они другие.
Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/mixail-baxtin-2/