Поленов. Искусство должно давать счастье и радость

Алина Алексеева-Маркезин
Василий Дмитриевич Поленов.Московский дворик. 1878г.

            Василий Дмитриевич Поленов в историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока.

  «Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, - писал о нем Федор Шаляпин, - как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники - как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?»

О ХУДОЖНИКЕ

      Поленов Василий Дмитриевич родился 20 мая 1844 года в дворянской семье. Отец Василия по профессии был археологом, мать была художницей-портретисткой, бабушка увлекалась историей. Поэтому неудивительно, что у мальчика под их влиянием возник интерес к истории и археологии, что впоследствии проявится во многих его работах.

                От своей матери будущий художник перенял эстетические идеалы академического искусства, олицетворением которого были К.П. Брюллов и А.А. ИвановВ 1863 году Василий Дмитриевич поступает в Академию художеств.В 1869 году Поленов за картину «Иов и его друзья» получает Малую золотую медаль.

   В 1871 году за эту картину Вскрешение дочери Иаира художник удостаивается Большой золотой медали, а вместе с ней получает право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1872 году живописец посещает Германию, Швейцарию, Италию, затем едет в Вену на Всемирную выставку, а в период с 1873 по 1876 год живет и работает в Париже.Поленов в 1874 году пишет картину «Право господина», а в 1875 - «Арест гугенотки (Арест графини д'Этредеон)».

           Постепенно перепробовав многие роды живописи, художник понимает, что ему ближе всего пейзажный и бытовой жанры.
   В 1876 году Василий Дмитриевич возвращается в Россию и начинает работать в деревне. Лучшие картины художника этого периода - «Ванька с Окуловой горы», портрет Никиты Богданова.
   
    После начала русско-турецкой войны в конце 1876 года Поленов едет добровольцем на фронт. За участие в войне он получает сербскую медаль «За храбрость» и «Таковский крест». Летом 1877 года художник ненадолго приезжает в Ольшанку - имение своего деда, где пишет этюд «Пруд в парке. Ольшанка».

       В 1878 году Поленов возвращается в Россию и поселяется в Москве. Здесь Василий Дмитриевич пишет самые значительные свои произведения. Художник изображает непарадную, неофициальную, будничную Москву. На 6-й выставке Товарищества передвижников в 1878 году он выставляет картину «Московский дворик», не подозревая, какое место займет это произведение в русской живописи. Картина стала шедевром - такой чистоты тона русский пейзаж до того времени еще не знал.

Московский дворик.1878г(Иллюстрация вверху)

    В этой картине автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы - с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным стилем жизни. Утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям самого художника). Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени...

     Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки, вот-вот тронется в путь запряженная в телегу лошадь... Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины.

    Также значительное место в русской пейзажной живописи заняли картины «Бабушкин сад», «Заросший пруд», написанные в 1879 году. В этих произведениях Поленов сумел не только показать бесхитростную, щедрую русскую душу, но и влюбить в них как своих современников, так и далеких потомков.

Бабушкин сад.

    В рецензии на выставку Стасов назвал "Бабушкин сад" в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся "свежестью тонов" живопись. Она действительно, прежде всего, покоряет именно своей живописью.
               Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически сочетаясь, друг с другом, образуют единую колористическую гамму.

                Образ, созданный в картине художником, лишен одноплановости; в нем естественность и гармонично сочетаются разные аспекты восприятия жизни, ее осмысления. Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов показывает слияние человека с природой.

     В Москве Василий Дмитриевич Поленов тесно общается с известными русскими художниками, своими друзьями Репиным и Васнецовым. В абрамцевском кружке промышленника и покровителя искусств Саввы Мамонтова художник встречается с Н.В. Невревым, И.С. Остроуховым, К.А. Коровиным, М.М. Антокольским, В.А. Серовым.
              В 1878 году живописец вступает в ряды Товарищества передвижников, в деятельности которого принимал участие вплоть до 1918 года. Творчество передвижников было близко Поленову своим реализмом. Василий Дмитриевич, как и большинство художников-передвижников, по своим симпатиям принадлежал к «работникам с натуры».

Христос и грешница.

                Значительное место в творчестве Поленова занимает евангельская тема. Картину «Христос и грешница» художник задумал еще в 1873 году, находясь в Париже, а окончил работу в 1887 году. В евангельском сюжете Поленова привлекала не религиозная, а моральная сторона.

                Художник хотел показать Христа человеком — мудрым, чистым и справедливым. Сюжет картины давал Василию Дмитриевичу возможность показать обличение Христом лицемерия и ханжества. Также в произведении прослеживается идея торжества милосердия, веры в человека, любви и прощения.
     При написании картины Поленов проводит большую исследовательскую работу: он изучает исторические памятники, архитектуру и одежды Палестины.

   В серию «Жизнь Христа» вошло 68 произведений, большинство из которых – пейзажи. В картине «На Тивериадском озере» современники Поленова отказались признать Христа в сильной фигуре человека, спокойно идущего по берегу озера.

                Вообще Христос и другие человеческие фигуры в картинах серии «Жизнь Христа» всего лишь помогали связать пейзаж с определенной исторической эпохой. Сам пейзаж трактован реалистически. Изображая реальность природы, Поленов пытается показать Христа реальным человеком, а вместе с этим — отрицание мистической стороны Евангелия.

              В 1882-1894 годах Василий Дмитриевич Поленов преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были А.Е. Архипов, В.Н. Бакшеев, И.И. Левитан, С.В. Иванов, К.А. Коровин, В.К. Бялыницкий-Бируля, ставшие впоследствии известными художниками.
 
                Помимо занятий в училище Поленов устраивает у себя дома акварельные вечера. Художник умел создавать вокруг себя творческую атмосферу, воодушевлять молодежь. Многим своим ученикам Поленов оказывал материальную поддержку, другим помогал найти работу. Василий Дмитриевич был педагогом по призванию.

            После трагических событий 1905 года, Поленов вместе с Серовым, возмущенные тем, что во главе войск, расстреливающих мирное население, находился глава Академии художеств, пишут в Академию протест.
       В 1910 году Василий Дмитриевич организует народный театр — Секцию содействия фабричным и деревенским театрам при Обществе народных университетов. Главной цель секции являлось распространение искусства в массы.
 
           Для работы в театре Поленов привлекает своих учеников, своих друзей, среди которых И. Репин и А. Васнецов. Здание, в котором находилась Секция, называют Домом Поленова. Сам Василий Дмитриевич составлял сборники пьес, писал декорации и музыку для спектаклей. Также художник работал и в Русской частной опере Мамонтова.

                В дальнейшем развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Мечтая поселиться "на природе",
            Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение "Бехово" в бывшем Алексинском уезде, Тульской губернии. Там им был построен по собственному проекту дом с мастерскими для друзей-художников. Усадьба была названа "Борок".

                Выбор нового места для жительства счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 90-х годов и можно сказать, во многом способствовал успешности этих поисков.

             Природа района благоприятствовала развитию у Поленова влечения к эпическому пейзажу. Художник очень быстро нашел свою тему в пейзаже и с этого момента стал настоящим поэтом Оки.


                Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки, где были написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.

        Поленов был женат с 1882 на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858—1931), дочери московского купца и промышленникаВ. И. Якунчикова.
         Наталья Васильевна  была на 14 лет моложе своего мужа Василия Дмитриевича. Знакомство их состоялось в доме Мамонтовых, так как Наталья Васильевна приходилась двоюродной сестрой жене Саввы Ивановича – Елизавете Григорьевне Мамонтовой. Венчались Поленовы в 1882 году в Абрамцевской церкви, построенной по проекту Виктора Михайловича Васнецова, в котором принимал участие и В.Д. Поленов.

                Наталья Васильевна – художница-любительница. Но, выйдя замуж, она оставила живопись, всецело посвятив себя семье, дому.
                А вот ее младшая сестра Мария Васильевна, после замужества Якунчекова-Вебер, стала известной художницей. Но по мере того, как подрастали дети, а их было пятеро – Дмитрий, Екатерина, Мария, Ольга и Наталья, - Наталья Васильевна возвратилась к общественной жизни.

                По ее инициативе были построены школы в селе Бехово и селе Страхово. Причем последняя, по проекту В.Д. Поленова, была построена с таким расчетом, что ее быстро можно было переоборудовать из школьного помещения в театральный зал со сценой. Так возник первый народный театр.
               Роли в нем исполняла крестьянская молодежь, а первым режиссером была Наталья Васильевна Поленова.
Скончалась Наталья Васильевна 30 декабря 1931 года и покоится на старом Беховском кладбище.
 
                Поленов  скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест..


Текст с другими работами Полёнова,семейными снимками,можно посмотреть здесь.
http://maxpark.com/community/6782/content/3108895

Рассказ об усадьбе Поленово.http://www.proza.ru/2015/06/10/631