Развалины

Апишев Владимир
Воспоминание беспризорника

Я те развалины засёк,
И шел теперь на огонёк,
Мерцающий в оконной раме.
Как в дверь войти, на миг я замер.
Вздыхала жалостно гармошка,
И пахло жареной картошкой.

Спустился на огонь костра.
С мокрицами напополам
На стенах там мелькали тени.
Ногой нащупал я ступени
И оказался в комнатушке,
Услышал уркину частушку:

-Мне милиция знакома,
В уголрозыске родня,
Получил четыре года,
Отсидел всего два дня.

- С дороги сброд, навоз плывёт –
Услышал крик я от ворот.
Потом удар был больно в спину,
Который со ступенек скинул.
Жиган проник блестящей змейкой
В намокшей, женской кацавейке.

- На нём же чистое лаве –
Парнишка в рваном галифе,
Меня увидев, громко крикнул.
И я в душе чуть-чуть поникнул.
- Эй! Пацаны, ну что за харя,
Такую точно не видали,

Ведь, мама не горюй, свежак -
Сказал «поношенный пиджак».
- Поспать, наверное, хотите?
Ну, что ж конечно отдохните.
Не много, правда, заплатите,
Пардон, вы нас уж извините. –

Ответил честно я в ответ,
Что, хоть убей, но денег нет.
Сказал и вывернул карманы.
Давно они поют «романы».
- Бесплатно значит вы хотели?
И шутовски дуэтом спели:

- Эх, яблочко,
Куды котишься?
Уркам в рот попадёшь,
Не воротишься! –

- Бесплатно хочешь проживать?
Так тебя надо «прописать» -
Окурком руку мне прижгли,
Сказав при этом: - Не ори!
Мы сразу видим – ты не местный,
Такой обряд здесь повсеместно. –

Чернели в хохоте их рты,
Но были помыслы чисты.
Шутейно, вроде бы, вертели,
Свистели, прыгали, галдели…
- Ша! Хватит, пошумели!
Считайте вы своё пропели,

Вы задолбали пацана,
"Прописка" с ним завешена! –
Донёсся голос «кацавейки»
Все разошлись по компанейски.
- Ищи местечко – подсказали.
Они ещё не знали,

Что через миг произойдёт,
И планы мне перевернёт.
В углу на топчане с азартом,
"Бурился" поединок в карты.
Вор говорил: - Зачем садишься?
Нет фарта, значит пробуришься! –

«Копчёный» - речь велась о нём,
О чём-то думал о своём.
В глазах был холод душегуба,
Набычился, кусая губы.
Картуз, пиджак, свои ботинки
Он проиграл в том поединке.

Был проигрыш, как в горле кость,
Хотел на ком-то сорвать злость.
И взглядом он искал кого-то.
В нём прочитал: - Да, вот – он! –
Он бросил щепок для огня
И обошёл вокруг меня.

- Побиться об заклад готов,
Он стоит 25 хрустов.
Послушай, Амба, вот босявка.
В буру он будет вместо ставки.-
Тот подошёл. – Ну, дай покнацать –
Потрогал ткань. – Даю пятнадцать! –

- Зануда, ладно, обдирай,
Пошли на место. Ты сдавай. –
И крепко взяв меня за хлястик,
Мне дал понять какой я «масти»
Опять он также проиграет,
- Маруха по тебе страдает! –

Тут пОнял, что произошло.
- Пацан, снимай-ка барахло. -!
Обдал парами он спиртными
Я вздрогнул. – Неужели снимет?
Ударить? Не босяк с рогожей,
А всё же вор, хоть с пьяной рожей. –

Бесцеремонно был лишён
Я своей куртки и штанов.
- Побудешь без портков – тепло!
Валяется в углу тряпьё,
Бери себе, считай, задаром. –
Дыхнул он винным перегаром.

И стал ботинки мне снимать,
Нагнулся, чтоб расшнуровать.
Шнурки от грязи закорузли,
В тот миг не знал, что сам замыслил…
- Копыта подними повыше! –
Но я его уже не слышал.

Удар ботинка был в лицо.
Я чуть не выпрыгнул с кальсон.
И голова вора мотнулась,
И дверь железную боднула.
Произошло «землетрясенье»,
Все замерли от удивленья.

Стрижом нырнул в проём окна,
Светила тусклая луна.
Я приземлился на колена,
Что делать дальше, совершенно
Не знал. Мозги как будто бы  взорвАлись,
Укрылся в кирпичах развалин.

За мной Копчёный прыгнул в грязь,
Упал в канаву матерясь.
Кричал, когда он в яму падал:
- Меня ногой! Зарежу гада! –
Я в кирпичах побыл немножко,
В проём стены шмыгнУл как кошка.

Потом проходов лабиринт
В нагромаждение руин.
Там, где поднялся, где спустился –
Не знаю, где я очутился.
Маячил свет. К нему я вышел,
Знакомый голос вновь услышал:

-…Старый товарищ бежать пособил,
Долго я звонкие цепи носил… -

И мне дошло, где нахожусь,
Не думал, что опять вернусь
Туда – откуда только смылся.
«Копчёный» точно б удивился,
Но я во мраке притаился,
И слышал как он возвратился.

Как был вопросом огорчён.
- Ты знаешь воровской закон,
С тебя должок есть за «колёса»! –
- Поймаю завтра без вопросов! –
Дружки сказали дружелюбно:
- Не будет хода. Кинем в бубну. –

Пораньше утром убежал,
И припустился на вокзал.
Там подождал совсем совсем немножко,
И прыгнул в поезд на подножку.
Ребята ехали псковские,
- Куда  карета?
- Едим в Киев!