За стеклом. Глава 10

Вихлюн
Глава десятая.

«...Может просто, даже не надолго
 Посидеть в полнейшей тишине
 И подумать что угодно Богу
 От тебя, на жертвенной земле...»

Выйдя из комнаты я был несколько озадачен. Мы проговорили так долго, но я совершенно ничего не вынес из нашего разговора, кроме общих ощущений. Безусловно некоторая ясность в общей картине присутствовала, и теперь мне хотя бы понятна стала мотивация такого типа людей. Но это вовсе не объясняло общей ситуации в городе.
- Ну как? - спросил меня Игорь, - вынесли для себя что-то полезное?
- Разве что-то, — ответил я несколько смущенно.
- Кеша любит иногда пригрузить, таков уж философский склад ума.
- Да уж, ум штука хорошая. Но боюсь с таким умом есть одна небольшая проблема.
- Какая?
- Чтобы его понять, нужно обладать умом похожего уровня, а я видимо ещё далек от этого.
- Возможно что Андрей вам расскажет что-то более понятное.
- Это ваш второй друг?
- Да. Кстати хочу вас сразу предупредить, что он не только мыслитель но ещё и верующий.

- А чем верующий мыслитель отличается от философа?
- А это вы сами у него узнаете.
- Вы кажется упоминали о том что он йог?
- Да, все так и есть.
- То есть, он увлекается Индуистской религией, медитирует в разных позах и все такое?
- Не совсем. Пока мы идем, я могу кратко рассказать что такое йога на самом деле, чтобы вы понимали о чем идет речь.
- Вы сказали пока мы идем? А как же велосипеды?
- Мы возьмем их с собой. Он живет недалеко, а мы пока прогуляемся а заодно кратко побеседуем. Итак, постараюсь рассказать о йоге довольно кратко. Как я понимаю, ваши знания о ней ограничиваются общими представлениями?

- Верно. Я как и большинство что-то слышал об этом, но в подробности не вдавался.
- Хорошо. В общем в Индуизме существует одна из наиболее почитаемых книг, которая называется «Бхагават-Гитта». Она имеет для Индуизма тоже самое значение как Библия для Христиан и Иудеев. Эта книга, является вольным пересказом одного из очевидцев, присутствовавших при исторической беседе между воплощенным на земле божеством Кришной, и его преданным другом из царского рода Пандавов Арджуной, которая состоялась накануне великой битвы между двумя многотысячными армиями. Кришна объяснял Арджуне, почему тот должен принять участие в сражении за царский пристол, где основными противниками являлись его собственные родственники. Он рассказал ему о влиянии кармы на жизнь каждого живого существа, о Боге - творце вселенной, о других Богах, о влиянии трех гунн материальной природы на тело и сознание человека, о свойствах души и о йоге. Йога является ничем иным как определенным образом жизни, направленным на служение Богу. Существуют несколько основных методик йоги, каждая из которых усложняется по мере духовного роста самого йога. Все эти позы и медитации, являются лишь отдельными практиками, они — инструменты, необходимые для достижения определенных целей йога. Тот йог, который пребывает в осознанности, всю свою жизнь посвящает единой практике йоги, включающей в себя массу нюансов. В конце-концов чем бы он не занимался, он занимается йогой если пребывает в состоянии полной осознанности.

- Что значит пребывать в состоянии полной осознанности?
- Это значит, иметь полное представление о причинах и следствиях своих мыслей и поступков. Если ты что-то делаешь, то ты делаешь это осознанно зная о том к чему это приведет. Никакого автоматизма в поступках, только чистое сознание. Если наоборот, то ты обрекаешь себя на постоянные страдания. И вот мой друг этим как раз и занимается. Он можно сказать йог высшей ступени.
- А у него есть работа?
- Да. Он работает инструктором по йоге в одном из спортивных центров.
- Я должен был догадаться.
- Ну естественно его работа, ограничена лишь физическими практиками. Для многих йога это всего лишь одно из приятных развлечений для тела. Но с другой стороны, даже такой вид деятельности, может помочь человеку обрести некоторую целостность и умиротворение.

- А вы сами занимаетесь йогой?
- Лишь отчасти. Мне нравятся данные идеи, но я пока не готов к чему-то более серьезному. У меня есть с кого брать пример, а там как говорится видно будет.
- Интересно, а каким образом вы познакомились со своим другом?
- Здесь и познакомились. Андрея я узнал когда записался к нему на курсы йоги. А с Кешей мы однажды разговорились в библиотеке. Он кстати действительно хороший спец в философии. Переехав сюда, я решил что пора наконец заняться собственным развитием. Естественно я решил заполнить некоторые пробелы в знаниях, и решил начать с изучения психологии и философии. А выбирать книги по философии самостоятельно, без рекомендаций эксперта довольно сложно. Вот тут Кеша и помог мне.
- Да, но помощь помощью, а как вы стали друзьями?
- Сам не знаю. Кеша и Андрей по сути являются одиночками. Понятно что им тоже иногда хочется поговорить, а не с кем. Не каждый способен слушать то что они говорят. Вот даже вы с трудом что-то восприняли, а я без проблем, с одинаковым удовольствием слушаю все что они говорят.
- И не скучно?

- Ну что вы. Меня искренне восхищают эти люди, поэтому я слушаю их с большим удовольствием а заодно учусь у них понемногу. Они очень разные, но тем и привлекают. Именно благодаря мне они познакомились друг с другом, и возможно именно в этом мое предназначение, налаживать связи между интересными людьми. Поэтому я не зря обратился именно к вам. Вообще я хотел встретится с вами ещё в день приезда, но потом посчитал что вы наверно будете очень заняты в первые дни, поэтому подошел только вчера. Тут никакой тайны нет. Я человек довольно простой, поэтому наверно мне так просто находить общий язык и знакомится с другими. У меня нет барьеров, и нет причин для обиды. Если мне отказывают, я ищу того кто не откажет и т.д.
- Да, возможно вы правы Игорь. Ваши слова натолкнули меня на мысль, а ведь и в самом деле, все эти барьеры мы строим себе сами. Иной раз думаешь, почему такой интересный человек отказывает тебе в общении? А ведь дело как раз именно в тех барьерах, которые он ставит перед собой. Даже Иннокентий, когда я задал ему неудобный вопрос, спросил меня, а стоит ли отвечать на него, если я все равно не пойму? Можно не общаться с другим только на основании того убеждения что он просто не поймет о чем ты говоришь, а разве это не барьер?

- Конечно барьер. Но вы должны понять и того кто его поставил. Он видимо накопил большой багаж собственного опыта, и поэтому теперь ему легче закрепится на одном месте и в качестве защиты накопленного, он ставит перед собой соответствующие барьеры. Бывает видишь довольно мрачного человека, думаешь о его нелюдимости, но стоит с ним заговорить и понимаешь что это один из самых добрейших и интереснейших собеседников которых ты встречал. Главное в этом случае продемонстрировать свою открытость и отсутствие соответствующей угрозы. Многие люди бывают злыми вовсе не от того что им хочется такими быть, просто это происходит благодаря привычке жить именно в таком ритме. Сначала в нём проявляется любопытство и даже интерес к тому, кто отличается от него своим характером, но потом привычка берет свое, и человек поступает так как он привык поступать. А тот кто доверился ему, в последствии подвергнется разочарованию, и очень нелегко потом избавится от этого. Поэтому впереди у подобного человека будет идти подозрение, а уж потом искренность.
- А вы не так просты, каким кажетесь Игорь.
- Вам виднее.

В ходе беседы мы незаметно достигли своей цели. Многоэтажка была один в один с той, где проживал Иннокентий. Разница была лишь во внутренней обстановке самой квартиры. Она была практически пустой. Андрею как и Иннокентию было около тридцати лет. Правда при этом, внешне он выглядел как минимум лет на пять моложе. Несмотря на свою худобу, он обладал атлетическим телосложением, и представлял собой живую скульптуру из сухих мышц и жил. Голова была обрита под ноль, а одежда представляла собой что-то вроде свободной накидки из материала напоминающего лен. Игорь представил нас друг-другу, и познакомившись мы направились на кухню. Кухня была такого же типового образца, как и в квартире Иннокентия. Разве что на ней не хватало стульев. Стол был низким, в азиатском стиле, и Андрей пригласил нас к нему, объяснив что необходимо сесть на соответствующие циновки на полу, предварительно сняв обувь и оставив её у порога. Заварив чай, он разлил его по маленьким чашкам.

Для основной беседы, Андрей пригласил меня в гостиную. Ощущение было таким, словно хозяин квартиры либо собрался переезжать на новое место жительства, либо не успел ещё перевезти оставшиеся от переезда вещи. Гостиная была абсолютно пустой. Не было никакой мебели, никаких предметов интерьера, вообще ничего кроме самой комнаты, и расстеленной на полу широкой бамбуковой циновки. Выйдя в спальню, он вернулся с двумя ковриками в руках. Один он постелил для себя, другой протянул мне, приглашая присесть.
- Андрей, вы куда-то переезжаете?
- Вы про отсутствие мебели?
- Ну да. Непривычно видеть квартиру без мебели, особенно на фоне впечатления от квартиры вашего друга Иннокентия.
- В аллегорическом смысле каждый из нас находится в состоянии переезда, только мы меняем не квартиры а наши тела. Я предпочитаю минимализм, это позволяет не отвлекать собственное сознание на разные бытовые мелочи. Диоген говорил, что человеку нужно очень немного чтобы нормально существовать, и думаю он был прав.
- Но у Диогена насколько я помню, не было при этом особого выбора где жить. - Одно дело отказываться от того что ты не имеешь, и совершенно другое отказываться от возможностей которые доступны абсолютно любому.
 
- На самом деле именно цель оправдывает средства. Если ты отказываешься от привычных условий лишь для того чтобы блеснуть своим аскетизмом в глазах у нищих духом, то именно это ты и получишь — обычный блеск. Я отказываюсь по иным соображениям. Многие из нас являются в прямом смысле рабами собственных вещей, при этом полагая что они являются их хозяевами. Но они даже не догадываются о том, что у любого положения существует обратная связь, и очень может быть, что хозяевами человека становятся те вещи от которых он не в силах отказаться. Вы наверняка обращали внимание на один любопытный факт. В приключенческих фильмах, когда демонстрируют сцены с тайными хранилищами несметных сокровищ, часто показывают скелеты, лежащие между золотыми монетами и прочими ювелирными украшениями? Так вот, подобные сцены, наглядно демонстрирую то, о чем я только что сказал.
- Ну хорошо, вы отказываетесь от большинства вещей, используя в жизни только самое необходимое, но с какой целью?
- Чтобы обуздать силу неконтролируемого ума.
- Вы полагаете что это необходимо?
- В моем случае безусловно.
- А чем так опасен неконтролируемый ум?    
 
- О...ум это весьма коварная штука, так как его сила вполне сравнима с силой оружия. А оружие как вы наверно знаете, в неумелых руках, может причинить вред даже его обладателю. Вы наверняка обращали внимание на то, что буквально любую мерзость можно оправдать с помощью ума? И пострадавшая от данной мерзости сторона, логически будет вынуждена согласиться с неопровержимыми доводами чужого мнения, но при этом душа все равно будет протестовать против данных доводов. Яркими примером подобного парадокса служит атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. С одной стороны на лицо вопиющая жестокость Американцев, с другой стороны именно благодаря этой жестокости не было последующих бомбардировок. 

Умом обладает любой человек в мире, просто далеко не каждый осознает его возможности, скрытую внутри самого себя силу и мощь. Ведь именно благодаря уму и нашим естественным природным ограничениям, мы во многом превзошли собственные пределы. Сами подумайте, умел бы человек летать, и ему не понадобилось бы изобретать летательные аппараты. Умели бы мы бегать с высокой скоростью как гепарды, и отпала бы нужда в скоростном транспорте, а все усилия упирались бы в развитие уже существующих навыков. Вы знаете, характерным атавизмом нашего агрессивного прошлого является спорт. Сам по себе спорт в условиях технического прогресса, по сути является бесполезным занятием. Он полезен ровно на столько, насколько полезен, а все что выходит за рамки полезности, похоже на ту самую гонку за развитием бесполезных навыков. Как бы быстро ты не бегал, многие хищники бегают гораздо быстрее тебя. Какие бы тяжести ты не поднимал существует масса животных более сильных, причем они способны эти тяжести ещё и переносить на большие расстояния, чего атлет сделать просто не в состоянии. Безусловно в спорте присутствует своя степень эстетики. Но эта эстетика отлично демонстрируется на примере так называемых звезд культуризма. Все эти горы мышц, не более чем само украшение. Не знаю чем больше восхищаются в данном случае созерцающие все эти живые горы клеток, силой упорства спортсменов, либо ненормальностью демонстрируемых параметров? В жизни все это не только бесполезно, но и приносит ощутимый вред здоровью.

И ведь именно ум, играет в подобного рода соревнованиях и мудрствованиях, довольно значимую роль. Попробуйте спросить профессионального бодибилдера о том как он добился таких впечатляющих параметров, и он вывалит на вас гору соответствующей информации. Но если ты спросить — зачем ему все это нужно? То он ответит коротким предложением, смысловое содержание которого понятно только ему самому.

Уму в принципе все равно чем именно заниматься и какую ситуацию обдумывать. Надо ли что-то делать вообще или нет? На эти вопросы отвечает только разум. Разум в этом случае является универсальным штурманом, прокладывающим верный маршрут по общей карте человеческой жизни. Ум лишь выполняет грубую работу. Ему все равно куда двигаться, главное реализовать свои возможности. Когда мы считаем своего собеседника глупым, то лишь подчеркиваем отсутствие у него правильного направления на его жизненном пути, но это вовсе не означает что у него отсутствует ум. Нужно признать что тело это не только вместилище для души, но ещё и машина. Машина, которая потребляет определенное количество ресурсов, в последствии трансформируемых в в различные типы энергии. А эту энергию помимо личных нужд, необходимо куда-то девать. Поэтому, если оставить «корабль» без рулевого, он пойдет прямо в неизвестном ему направлении и не остановится перед возникшим впереди препятствием до тех пор пока не врежется в него, или не заглохнет по причине отсутствия необходимой для движения энергии. Роль разума заключается не только в определении основного направления движения, но и в способности задавать правильные вопросы. Взять к примеру организацию соревнований на гоночных автомобилях. С точки зрения тех кто участвует в этих гонках, включая и зрителей, сама организация заездов со всеми соответствующими ей затратами выглядит вполне логичной. Зрителей не смущает стоимость билетов, которые они готовы купить для того чтобы увидеть данное зрелище, а армию многочисленных механиков и прочего обслуживающего персонала включая самих гонщиков, даже обязывает личное участие в виду оплаты их труда. Однако если посмотреть на ситуацию иным, независимым взглядом, окажется что в общей массе это совершенно бесполезная трата времени, ресурсов, сил и прочего. Поэтому разум и задает вопрос — зачем все это нужно? Какая польза от подобных трат? Какова результативность данной организации?

Проблема социального мира не в недостатке умных людей. Проблема в недостатке тех, кто умеет пользоваться своим разумом, подчиняя свой ум его контрою. Ещё раз повторю что ум способен найти любое оправдание и довод в защиту своей деятельности. Стало быть не так уж важно, какую задачу ставят перед тем или иным ученым или изобретателем. Главное чтобы труд над этой задачей был щедро оплачен, даже если его результаты будут никому особо не нужны.    

- В этом вы безусловно правы. Но как насчет данного города? Ведь идея его строительства, многим до сих пор кажется абсурдной. Но благодаря деньгам его все же построили.
- Самым лучшим экспертом правильности человеческих идей является время. Если идея проходит проверку временем, она становится от этого только сильнее. Думаю, что тоже самое произойдет и с этим городом. Иногда непонимание, зависит лишь от масштаба мышления, и способности мыслить на далекую перспективу. Лично я считаю, что данный город был задуман как раз с расчетом на далекую перспективу, и если сейчас он представляет собой нечто непохожие ни на одно другое место мира, то можно лишь гадать какие перемены произойдут с ним в будущем.
- Интересная мысль. Но, если вы утверждаете что контроль над умом, дает разуму ясность будущего маршрута, а значит и идей с ним связанных, каким образом возникла идея строительства данного города? Неужели вы полагаете что его основатель использовал похожие с вашим методы?

- Не обязательно. Дело в том что у нас с ним изначально существуют разные цели. Он мечтал построить город для других, а я мечтаю построить идеальный город для самого себя.
- Как это «для себя»?
- Если хотите, то я могу вернутся к этой теме немного позже. Смысл в том, что в этом мире ничего не происходит просто так, даже идея о строительстве города. Не исключено, что основатель города был в поиске этой идеи, а поиск это всегда труд и это всегда в некотором роде контроль. Если полагаться в этом вопросе только на ум, он будет послушно искать идею среди тех идей, которые уже были реализованы. Так сказать доказали свою жизнеспособность в практическом смысле. Но если поиск, предполагает наличие ещё не реализованной идеи, то он требует присутствия разума. Недостаточно только самого наличия идеи, нужно понимать для чего она нужна и нужна ли она вообще? Мне же, для своей цели, не требуется таких ресурсов, достаточно не отвлекать свой ум по пустякам.

- А как насчет книг?  Не поверю в то что вы их не читаете.
- Читаю, но для этого существует библиотека.
- Разве удобно ходить в библиотеку для чтения?
- Это более чем удобно. Ты приходишь в библиотеку чтобы читать, иначе зачем ты тратил время на путь? Если книга находится у тебя дома, она будет лежать очень долго, пока ты не найдешь более серьезную причину для чтения чем поход в библиотеку.
- Я так понимаю вы используете принцип некого самоограничения?
- Мою практику сложно назвать ограничением, так как она предполагает наличие свободы от мелочей. Однако с вашей точки зрения, это может выглядеть таковым.
- Выходит что без ограничений никуда?
- Выходит что так.
- Но о каком тогда общем прогрессе можно говорить если он предполагает наличие ограничений даже для местных жителей?
- Ограничения это стимул для их преодоления.
- Хорошо, я попробую зайти с другой стороны. Мне сказали что вы верующий, это правда?

- Да, я верю в Бога.
- Как вы наверно знаете, в городе существует ряд правил насчет религии?
- Разумеется. Причем я был одним из тех кто вносил свои предложения в их формулировку.
- Но разве эти правила не ограничивают религиозную свободу верующих?
- Неужели? Насколько я могу судить из истории, любое ограничение свободы, которое активно насаждалось государством для своих граждан, было связанно в первую очередь с ограничения доступа к информационным ресурсам. Множество полезных книг тут же объявлялись «запретными», а образовавшийся вакуум, тут же заполнялся избытком наиболее «правильной» с точки зрения государства литературы. В средневековье, основными идеологами информационных ограничений служили сами служители тех или иных религиозных культов, так как отсутствие знаний опровергающих церковный догматизм, здорово способствовало укреплению пошатнувшегося церковного авторитета. Когда же влияние науки на развитие общества в целом, оказалось неизбежным, на смену церковному догматизму пришел догматизм образовательный. На смену традиционным кострам по сжиганию книг пришла цензура. Теперь вместо прямых запретов, появились запреты косвенные, смысл которых в том, чтобы отвлечь внимание учащихся от процесса самостоятельного познания мира в сторону, текущей образовательной идеологии. В этом смысле мне всегда нравился один из самых идеологически верных предметов школьной системы образования — литература. В сущности, школьникам демонстрируют краткие обзоры весьма объемных по содержанию литературных произведений, из которых практически ничего нельзя узнать толком. А для того чтобы навсегда отбить желание у детей эти произведения читать, и вообще иметь любимых авторов и произведения, школьников заставляют читать под страхом плохих оценок. А там где существует принудительная система, нет места добровольному удовольствию от выполнения того или иного процесса. Так вот если вернутся к так называемому ограничению религиозной свободы, то насколько я знаю, оно упирается лишь в один серьезный пункт — запрет на строительство храмов, не так ли?
- Именно.

- Следовательно человек склонен чаще всего говорить о том что его больше всего волнует. В данном случае верующих волнует не Бог и не вопросы связанные с доказательством его бытия. Их волнуют сугубо материальные вещи в которых они чувствуют недостаток, в частности здания храмов и церквей для организации общих сборов, иначе как они ещё узнают друг-друга? А между тем, если зайти в общественную библиотеку, и побродить между стеллажами религиозного раздела, вы сами удивитесь насколько он переполнен Богом и письменными свидетельствами в его пользу. Я ни в одном книжном магазине не встречал столько книг, посвященных всем имеющимся религиям мира. Казалось бы, зачем они нужны в городе где не приветствуют религию? А кто собственно сказал о том что её не приветствуют? А сказали об этом сами верующие и знаете почему они так сказали? До потому что они привыкли верить в Бога только в рамках самих религиозных правил и никак иначе. Если храма нет то он должен стоять и все тут! И никакие книги о Боге их не переубедят, вот и все. Кто собственно мешает им искать Бога напрямую?

Городская система напротив ратует за новый тип верующего, который преодолел в себе старые и неработающие более религиозные приоритеты, и теперь ищет Бога собственными силами. А это уже как говорится огромный простор для индивидуальной фантазии и возможностей. И надо отдать должное городским организаторам, их новый подход во всем, распространяется и на религию в том числе. Пора нашим верующим по новому взглянуть на свою веру, и остаться наконец наедине с Всевышним. Примеров подобного общения довольно много, хотя на общем фоне многомиллионной армии обычных верующих, они конечно минимальны. Но это как раз очевидно, так как общие пути и подходы могут привести только к общим результатам. А результаты в религии, славятся своим отсутствием как таковым, кроме разумеется исключительно практической стороны, измеряющейся в количестве прочитанных молитв, поклонов, пожертвований и прочего. Все это ничем не отличается от организации спортивных состязаний. И не так уж важно по большому счету, кто из участников побил новый мировой рекорд по поклонам. Его новое звание будет интересно только в рамках узкого круга единомышленников, а для остальных жителей земли, это будет не более чем факт. Религиозные традиции всегда были очень сильны, и в этом основа любой религии — продолжать бесконечную поддержку тупиковых ветвей собственного развития. Любые инновации в этом вопросе, всегда встречают жестким натиском древних традиций, чья суть опровергать любые попытки изменить текущий уклад.

Характерным примером подобных попыток стал Будда, учение которого в сущности сводилось к  возможности освобождения от оков религиозных традиций. Будда никогда не упоминал о Боге, только потому, что не хотел превратить свое учение в очередную религию, что по иронии судьбы и произошло. Никто не захотел идти своей дорогой используя основные принципы Буддийского учения, поэтому последователи предпочли не отклонятся от уже известного им маршрута. Бога не стало, но его место было занято самим Буддой против его собственной воли. В последствии, Буддизм приняли на вооружение другие религии, адаптировав его под собственные нужды. Одного Тибетского примера достаточно для того чтобы увидеть к чему привела подобная трансформация, обросшая многочисленными учителями, их трактовками и новыми традициями. А все потому что Буддизм в том виде, в котором он присутствует в настоящее время, был сформирован не конкретно Буддой, а теми кто записывал его якобы личные высказывания и наставления.

 Ведь одними словами сыт не будешь, а так называемое духовное просветление не дает человеку того, к чему он стремится исходя из своих текущих запросов и желаний. Вообще каждому из нас свойственно желать того, чем он не обладает в настоящий момент. Но мало того, одно желание ещё не является доказательством наших действительных целей, ведь опыт его реализации может обогатить нашу жизнь только в результате его истинной реализации. Так как ложная реализация, приводит человека к тому типу опыта, к которому он стремится, ошибочно полагая что конечная цель, полностью соотносится с его ложными представлениями о ней. Освободись он от желаний, и страдания больше нет. Но в том вся и соль, что многим нравятся их страдания, и нравятся они в первую очередь тем что  позволяют усилить чувство экстаза от их прекращения. И именно ради этого чувства экстаза люди готовы, строить какие угодно религии и прибегать к каким угодно жертвам.

Христос тоже не избежал подобной участи. Причем я сейчас говорю о том Христе, образ которого является во многом  печатным, благодаря письменным свидетельствам четырех апостолов и самобытным мнением о произошедшем, пятого само провозглашенного апостола Павла. Это все равно что говорить о неком литературном персонаже, опираясь лишь на те факты его истории, которые изложены в самой книге. Так вот, если исходить из изложенных в откровениях апостолов фактов, Иисус тоже был новатором, призывая своих соплеменников, отречься от многовековых традиций, навеянных не только вековым страхом, но и окропленных кровью многочисленных жертв. Естественной реакцией на такой провокационный жест с его стороны, было устранение причины самой провокации путем лишения жизни. В последствии его сторонники, превратили новатора в очередного Бога, а его учение в очередную религию, которая как и любая другая подверглась различным адаптационным трансформациям благодаря особенностям той или иной культуры.

Эти примеры ясно доказывают нам невозможность подобного подхода в дальнейшем. На каждого такого «спасителя» найдутся определенные группы «спасаемых», и все что они поймут в этой ситуации, учитывая тот факт что именно понимание рождает идентичность опыта, они передадут в виде заветов другим желающим «спастись», и вновь силу обретет новоявленная культура преемственности очередных традиций. Отсутствие традиций это лишь первый шаг к вере нового поколения. Отсутствие соответствующих примеров со стороны новоявленных мессий это шаг номер два,  а широкий доступ к литературе духовного содержания, это шаг номер три.

- А каким будет шаг номер четыре?
- Я думаю им будет появление верующих нового типа.
- Что вы имеете в виду?
- Тоже самое что до этого можно было наблюдать в науке. Благодаря появлению новаторов занимающихся исследованиями природных явлений, чья цель была в том чтобы разобраться в их сути, развивалась и сама наука как явление. Эти люди, учитывая влияние того времени, были рождены в рамках религиозных догм. Но это моральное препятствие вовсе не помешало им возвысится над собственными рамками развития. Так, что мешает тоже самое сделать в рамках веры, нашим современникам? Они уже стали верующими, теперь достаточно сосредоточится на поиске. А поиск как известно не терпит никаких ограничений или узости кругозора.  Пора наконец подойти к вопросу духовных исследований более серьёзно.

- Это как?
- Для начала необходимо исследовать примеры прошлого, потом найти в них общие нити для практической пользы, создать новые методики, и в последующем труде над собой добиться новых результатов, которые затем, опубликовать в помощь исследователям будущих поколений. Здесь должен присутствовать похожий с научным подход. Недостаточно только веры, нужна и принципиально новая философия, основанная не на трудах прошлого, а на трудах самопознания настоящего. И тогда кто знает? Может общий результат подобных усилий превзойдет все возможные ожидания. Сложно ждать каких то перемен там, где все построено на их отсутствии. Но здесь, в отличии от религиозных догматов, ты ничем не ограничен, в том числе и понятием самого Бога.

- Как это? Получается что для успешного поиска Бога вы предлагаете отказаться от его существования?
- Вот именно отказаться, причем отказаться раз и навсегда! Речь конечно идет не о самом Боге конкретно, а о его выдуманном образе, навеянном верующими и их духовными надзирателями из прошлых веков. Ведь Бог как таковой не нуждается не только в определенном имени, но и во внешности.  Все эти имена, Богам дали сами люди, по вполне банальной причине — с целью различать их и хорошенько запомнить данные различия. А эти Боги в свою очередь, давно уже себя дискредитировали, отсутствием какого либо прогрессива.

- Я что-то не совсем понял. О каком прогрессиве идет речь?
- Как о каком? Давайте вспомним чему именно учат религии? Любви к ближнему, доброте и массе других полезных черт человеческого характера? Но где эти черты? Покажите мне тех верующих, которые нашли в себе силы изменить свой характер согласно религиозных предписаний? Есть такие? Вот это я и называю, отсутствием надлежащего прогрессива. Вероятно Иннокентий вам рассказывал о том что любая система имеющая в своей структуре скрытые ошибки или дефекты, обречена на саморазрушение? И религия в этом случае, не является исключением, так как любая религия это та же система, сохраняющая свое устойчивое положение благодаря многочисленной поддержке её пользователей. Исчезнет соответствующая поддержка, исчезнет и сама религия.

Мы имеем перед собой абсолютно чистый лист, позволяющий любые эксперименты с верой в Бога. Никто больше не в праве вмешиваться в ход данного эксперимента, а главное нет ровно никаких препятствий, для невозможности его осуществления. Этот город наиболее энергоемкий из всех, которые я встречал на своем пути.

- Любой город является таким.
- Не совсем. Здесь речь идет об особом виде энергии, энергии душевного характера. Другие города словно вампиры, выпивают из душ своих жителей, всю вырабатываемую ими энергию, чтобы у них не осталось возможности как следует задуматься над абсурдностью своего текущего положения. Разум выключен, а ум находится в рамках обще-целевых направлений. Работу необходимо найти только потому, потому что все работают, а ещё, она необходима для выживания в искусственных условиях. Женится нужно потому что все женятся и т.д. Ты привыкаешь к тому, что твоей жизнью управляют из вне, причем таким хитроумным способом, что ты даже не замечаешь этого. Ты считаешь свою жизнь — нормальной и в этом вся проблема. Редкий сумасшедший признает себя ненормальным. А ведь  именно избыток душевной энергии, дает нам возможность прикоснуться к тому что выше всех этим материальных условностей.
- А разве такая энергия существует?
- А в мире вообще кроме энергии ничего не существует. Все мы так или иначе состоим из неё.
- Какая энергия может быть в камне например?
- Энергия атомных связей, которая держит их вместе и не позволяет камню рассыпаться на составляющие его атомы. А каждый атом содержит в себе силу своих ядер, протонов и электронов. Любая материя это энергия в законсервированном виде, и тот факт что все в этом мире стремится к своему разрушению, свидетельствует о том, что материя всегда стремится к своему изначальному состоянию. Материя начинается с водорода, им же и заканчивается, но за водородом находится тот вид энергии, который этот водород создал. Лично я склоняюсь к мысли, что энергия души, находится за пределом материи как таковой.
- Разве это возможно?
- Хотите очередной пример?
- Не откажусь.

- Представьте себе обычный персональный компьютер. Как вы думаете, что является  душой данного компьютера?
- Возможно речь идет о комплектующих.
- Наше тело тоже состоит из комплектующих, но не один из наших органов не претендует на роль души или её отдельного вместилища. Даже мозг, представляет из себя не более чем хитроумный процессор с возможностью апгрейда. На заре развития научной медицины, первые патологоанатомы, потрошили трупы в надежде найти в них остатки души. Однако их поиски не увенчались успехом, зато они узнали функциональное предназначение комплектующих тела. В компьютере душой является главная программа — операционная система. Именно она оживляет комплектующие. Выключи компьютер, разбери его на мельчайшие транзисторы, но ты не увидишь в нём наличие программы. Хотя она есть, но её существование обусловлено лишь наличием соответствующего ей оборудования. Причем заметьте, что программа, с её невидимыми свойствами, есть плод человеческой души, который имеет похожие свойства.  Вот вам наглядный пример свойств души, выходящих за пределы материального мира. В природе нет ничего похожего, нет и косвенных признаков подобной похожести хотя с другой стороны, все что растет, растет согласно строгой программе — информационному коду. А душа это та же информация, которая может трансформироваться в любой носитель.

Однажды у одного мудреца спросили, каким образом можно увидеть ветер? Он немного подумал, а потом ответил — ветер можно увидеть по тем следам, которые он оставляет на зреющем поле пшеницы, заставляя волноваться множество колосьев. Плоды человеческих душ это информация, и если таковая информация, в конечном итоге привела человека к определенным достижениям в области материальных трансформаций, то почему она не может привести его к трансформациям духовного характера? Что собственно может помешать ей? А помешать ей может только религиозная вера в невозможность подобного. С точки зрения религии Бог именно тем и хорош, что его нельзя отыскать будучи живым, так как в противном случае нужда в религии просто отпала бы за ненадобностью. Но в том и дело что Бог познаваем, через косвенные признаки своей деятельности.  Мы уже смогли освободить себя от множества повседневных забот, и в этом плане данный город идет впереди планеты всей. Раньше бытовало мнение что технический прогресс должен способствовать увеличению свободного времени человека и сокращению рабочих часов. Так оно в принципе и должно было быть, если бы технический прогресс не встал на коммерческие рельсы. Его направление подчинили строгой логике математических законов, забывая о том что математика, это всего лишь инструмент, как и ум. Математика не может нас никуда привести, она может лишь выполнять поставленную задачу до бесконечности. Это все равно что заставить калькулятор непрерывно считать, и он будет это делать  ровно до тех пор пока не закончится заряд в батарейках. Калькулятор не будет задавать вопрос — зачем это нужно? Тоже самое происходит и с умами миллионов граждан, поэтому любые нелепости вроде увеличивающейся продолжительности рабочего дня воспринимаются умом как вполне само-собой разумеющееся явление.

Я не исключаю что у создателей города могут быть иные планы. Но если существует благоприятная среда для развития нового направления человеческих поисков, наличие самого поиска это вопрос лишь времени. Трудно искать нового Бога, когда его место уже занято десятком, или сотней других Богов, старого образца. Любая идея хороша лишь для того промежутка исторической эпохи, где её можно реализовать с максимальной отдачей. Идеи Богов прошлого уже устарели, поэтому настало время Богов будущего. Я не исключая возможности того, что это будет вовсе не один Бог. Пусть их будет много, таким образом выбор будет гораздо шире.

- А вы сами уже нашли Бога?
- Нет, но я уже имею опыт его многочисленных потерь. Продираясь сквозь бесчисленные заросли религий, я то и дело чистил свой ум от налипших на него образов.
- Тогда как вы можете быть уверены в том что стоит продолжать поиски?
- Потому что я обрел верное направление. Тот кто нашел Бога уже ни за что его не потеряет. Он просто не сможет отказаться от идеи его существования, как не сможет отказаться от факта наличия вселенной, в которой он живет. Все остальное не более чем идеи. От них отказываются также легко как и принимают. Мне повезло, более десяти лет своей жизни, я потратил на духовные поиски.

- А в чем вы видите свое везение если результата пока нет?
- В том что я наконец понял ошибочность направления своих поисков. А принять свои ошибки, тем более такие, на которые потратил немало времени и сил, очень нелегко. Гораздо проще все бросить и вернутся к тому откуда ты начал свой путь. Даже в этом городе это не составляет проблемы. Но тогда я не был уверен в своих силах, поэтому и искал его там, где ищут и искали многие до меня. Именно благодаря своей неуверенности я в последствии обрел знание в том что именно необходимо делать.
- Да вы я вижу больший философ чем Иннокентий!
- Нельзя быть большим или меньшим философом. Нельзя быть менее или более верующим! Можно быть только собой, да и то, только в том случае если обретешь свое «я».
- А каким образом его можно приобрести?
- Проснуться.
- Проснуться?

- Да, проснуться. Когда вы спите, вы принимаете ситуацию такой, какой она представляется в вашем сне, и действуете исходя из возникших против вашей воли условий, не подвергая её анализу.   Как только вы зададите себе вопрос — что происходит? Появится и тот кто этот вопрос задает, а именно ваше «я».
- Мне сложно понять то о чем вы говорите.

- Это от недостатка опыта. Если хотите я познакомлю вас с моим приятелем. Его зовут Вадим, он практикует необычную психологическую практику, погружая своих пациентов в мир своего «я». Речь идет о том самом внутреннем городе, который строю и я сам. Мы все его строим так или иначе, но часто делаем это неосознанно, отсюда все текущие проблемы связанные с ошибками по строительству. Иногда происходит так, что благодаря ошибке, то или иное здание, на которое ты потратил много лет, придется сносить. А это значит что все потраченные при этом ресурсы а главное время, были потрачены впустую. Говоря о здании, я имею в виду философский аспект той или иной идее, в том числе и религиозной, такой как здание храма например. Если замечали, во снах которые мы видим, мы находимся в тех местах, в которых уже бывали в реальной жизни. Но они  при этом все же несколько отличаются от своих изначальных прототипов, множеством различных деталей. Тот кто изначально испытывал проблемы в жизни, погружается с головой в этот внутренний мир, который он уже успел отстроить из кирпичиков окружающей его информации. И тогда пациент начинает понимать, что все его проблемы, имеют один источник — отсутствие осознанности своего «я». Вадим живет в Питере, и в свое время я был одним из его пациентов. Если возникнет желание я могу с ним договорится заранее, так как данная практика имеет нелегальный характер.

- Почему?
- Дело в том, что сам процесс погружения может быть вызван как минимум двумя способами, быстрым и медленным. Медленный, или как Вадим называет его «естественный способ», заключается в глубоком трансовом состоянии, в который человек погружает себя сам через долгий путь тренировок над сознанием и умом. В настоящее время, я уже овладел этим способом, и каждый раз находясь в очередном путешествии по своему «я», я строю город заново. «Быстрый» способ, включает в себя воздействие природных наркотических веществ психоделического характера. Поэтому в случае этой практики, всегда прибегают к способу номер два. Она называется «путешествие в мир Я»
- Да, но где гарантия что это действительной мой внутренний мир а не эффект наркотика?
- Что вы делаете когда просыпаетесь?
- Ну как что? Завтракаю, одеваюсь и т.д. В общем начинаю новый день.

- Это верно, но в первую очередь вы забываете о том что вам снилось, за исключением некоторых деталей. После погружения в мир вашего «Я», вы помните обо всем что с вами происходило. Это как сон наяву с полным сознанием происходящего вокруг вас. Наркотики не дают вам подобной картины, они просто крадут ваше время и память как это делают сны. Разница между сном и наркотиком только в том, что второй вам гарантирует удовольствие, да и то не всегда. Вот такие гарантии.
- И что вы увидели в своем мире?
- Как что? Собственное «Я». Конечно я не сразу привык к нему. Это все равно как увидеть свое отражение в зеркале, не имея возможности смотреть в него пару десятков лет. Зрелище не самое лучше, но именно оно позволяет увидеть себя без грима, который каждый день накладывает на нас наш ум. Это его работа, служить нашим приказаниям. А мы именно оттого и гримируемся, что не хотим видеть себя самих в истинном свете. В некоторых религиях это называют просветлением. Но именно за ним следует просветление куда более высшего порядка.
- Что вы имеете в виду?
- Возможность увидеть Бога. Душа ведь тоже плод, более высшего разума, как компьютерная программа является плодом разума своего создателя. И чтобы как следует изучить мир нашего создателя, в первую очередь необходимо изучить свое внутреннее «я».
- А как насчет внешнего «я»?

- Как я уже говорил, тело в некотором смысле является квартирой для души. Как только она придет в упадок, квартиру придется сменить. А чем больше она захламлена вещами, тем меньше остается возможности для самосозерцания, так как наше внимание крадут разбросанные где попало вещи. Но наше тело не является нашим внешним «я» по своей сути. Это всего лишь инструмент, хотя возможно и наиболее совершенный из всех, что имеются на данной планете. Когда мы говорим о своем теле как о самих себе, это говорит лишь о том что мы не знаем своего истинного «я». Все равно если бы виртуозный музыкант говорил о своей скрипке как о продолжении своей руки. Внешнее «я» это тот мир, который нас окружает. Можете называть его как угодно, вселенная, мироздание, бесконечность, реальность и  т.д. Лично я называю его Богом.
Но Андрей. Вы же только недавно сказали о том что ещё не нашли Бога.
Да, не нашел. Но это лишь от того что я ещё не до конца постиг внешнее «Я».  А тот кто ищет тот всегда найдет.

- Боюсь что другие верующие будут несогласны с вашим предположением.
- Когда верующие начинают спорить между собой на тему чья религия является более истинной, такой спор является главным признаком их собственных сомнений в её истинности. Тому кто не сомневается в своей вере, нет нужды и спорить о ней. Нет нужды доказывать что-то другому, так как он все доказал самому себе. Вера это не знак отличия, его не повесишь на самое видное место. Вы меня спросили, я ответил. Что вы будете делать с этой информацией дальше, это только ваше личное дело. Для меня важно что я буду делать с ней.
- А как насчет вашей работы?
- А что насчет работы?

- Из слов Игоря я понял, что вы являетесь тренером по йоге. Но ваши личные практики йоги значительно отличаются от тех, которые вы преподаете другим. Как данная ситуация соотносится с вашими духовными принципами?
- Очень просто. Я даю людям ровно столько, сколько они хотят получить. Если для обычного посетителя общественного спортивного комплекса, понятие йоги умещается в стандартную практику различных позиций, я учу его правильно выполнять эти позиции, но не более. Если он захочет узнать больше, он может поговорить со мной вне рабочего времени, как вы в данный момент.

- Но не кажется ли вам, что такой подход рождает у ваших учеников ложное представление о самом занятии йогой?
- Нет не кажется. Пример подобной ситуации случился только что, когда я рассказал вам о своем видении «внешнего я». Вы спросили, я ответил. Вы вольны делать с этим мнением все что угодно, либо изменить собственное, либо подогнать его под личные нужды. Каждый выбирает сам, как поступать с тем или иным видом информации.  Я не зря рассказал вам о «внутреннем Я», о том мире, который мы строим ежедневно, ориентируясь на мир внешнего «Я». Фактически, мир «внешнего Я», является проекцией нашего внутреннего мира, а если быть точнее всех объединенных в один миров. По идее, мы могли бы скопировать его один в один, даже при условии так сказать новых дополнений, которые изначально в природе не существовали. Но человеческий ум так устроен, что ему всегда мало той картинки которая имеется, и он все время хочет перекроить существующую реальность под себя. Отсюда все эти города, и прочие конструкции. Но даже и в этом случае, ум продолжает отказываться от принятия мира,  и продолжает его перекраивать внутри себя. Отсюда все эти искривления и искажения в проектировке, которые мы потом обнаруживаем в собственных снах. И вместо того чтобы осознанно исправить ошибки допущенные собственным умом, мы только удивляемся этому созерцанию. Зная о данном механизме, стоит ли препятствовать его работе в другом человеке?

Если у моих учеников вдруг проснется жажда поиска истины, то поверьте, они найдут способ приблизится к ней, как это сделал я в свое время. Ницше говорил: «падающего подтолкни!», и был абсолютно прав. Нет смысла оттягивать неизбежный кризис! Пусть он настанет как можно раньше, ведь именно его наличие заставляет нас, хотя бы что-то менять в своей жизни. Человек хочет знать ровно столько, сколько он хочет. Взять к примеру вас. Уверен что вы уже успели пообщаться со значительным количеством интересных людей, так как у вас есть желание написать подробную книгу о городе. Другому, возможно хватило бы и тех сведений, которые можно прочесть на страничке городского сайта. И его труд во многом напоминал бы подробный пересказ уже существующей точки зрения. Тоже самое происходит и с моими учениками. Все что я делаю уже хорошо, так как эти тренировки приносят пользу на физическом уровне. Что касается духовного уровня, то для него необходимо духовно созреть. Если предложить неопытному новичку, который впервые посетил тренажерный зал, поднять большой вес, он наверняка причинит себе вред, и его посещение будет первым и последним. Тоже самое относится и к духовным практикам. Если бы они были такими же простыми как практика для основных Асан, я бы преподавал полный курс йоги с самого начала. Нет смысла требовать от других больше, чем они в свою очередь требуют от себя самих. И нет смысла, указывать им верное направление пока они не захотят его найти.

- Почему?
- Потому что в случае неудачи, у них всегда найдется внешний виновник, в адрес которого можно будет отправить все свои жалобы на себя самих. В случае  же успеха, они попросят снова направить их, привыкая двигаться по чужой указке. Такую помощь проще назвать «медвежьей услугой».
- Андрей а что привело вас в этот город?
- Идея его создания.
- Но ведь идеи часто бывают ошибочными.
- По сравнению с ошибкой данного строительства, ошибка переехать сюда, лично для  будет незначительной, чем для строителя. Тому кто не привязан к своим вещам, ничего не стоит переехать в другое место.   
- Это так, но здесь все же гораздо комфортнее жить.
- Уровень комфорта определяется нашим сознанием. Если мы убеждаем себя в том что этот уровень будет зависеть от внешних обстоятельств, то большую часть сил мы потратим на его достижение, причем как показывает практика, чаще всего этот воображаемый уровень недостижим. Тем кому нечем особо заняться, будут вынуждены маяться от безделья, и тогда никакие ожидания комфорта не помогут избавится от добровольных страданий. И напротив, человек который сильно устал от тяжелого физического труда, будет хорошо спать на любой кровати, было бы место где прилечь. Так что комфорт, это всего лишь иллюзия нашего воображения.

- Хорошо возможно я не так выразился. Возможно вы сможете отметить положительные стороны данного города куда лучше чем я.
- Что касается моих ощущений, то главным плюсом данного города является отсутствие необходимости притворятся кем-то другим.   
- Вы в этом уверены?
- Абсолютно.
- А как же насчет общественных правил? Скажем если жителю города захочется что-то разбить, или поругаться с кем-нибудь, наконец совершить что-то антиобщественное?

- А разве кто-то запрещает ему делать это в другом городе? Разве кто-то насильно удерживает нас здесь? Этот город рассчитан на определенный тип жителей, чьи взгляды определяются не уровнем материального благосостояния, а уровнем  личного желания жить в гармонии друг с другом. И потом, любой анти-общественный поступок просто не найдет соответствующей реакции. Никто не возмутится, никто не станет протестовать, наконец никто просто не обратит на него внимания.  Для этого есть соответствующая служба безопасности. Здесь любой протест не имеет никакого смысла, так как все упирается в свободу покинуть данное место. Это не благотворительная организация для обиженных жизнью, здесь не приветствуются «медвежьи услуги». Все довольно честно и прозрачно, а потому наиболее наглядно и понятно.
- Возможно вы и правы. Ну что-же, у меня больше не осталось вопросов.
- Рад был встретится с вами. Если захотите продолжить нашу беседу, вот моя карточка.