Кириллов Александр Иванович

Олег Каминский
Родился  22  августа  1908  года  в  городе  Орехово-Зуево  Орехово-Зуевского  района  Московской  области  (Россия).  Русский.
В  РККА  с  26  мая  1931  года,  был   призван  Московским  городским  военкоматом.
Окончил  1-ю  Военную  авиационную  школу  пилотов. 
В  звании  лейтенанта  командовал  звеном  в  12-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  111-й  истребительной  авиационной  бригады  Ленинградского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  31  мая  1937  года  по  28  января  1938  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.
В  одном  из  боев  сбил  три  бомбардировщика,  но  и  его  истребитель  был  подожжен  огнем  стрелков.  Раненный  в  плечо  летчик  спасся  на  парашюте.

     «…Кириллов  взъерошил  редеющую  прическу,  с  минуту  помолчал,  собираясь  с  мыслями,  и  стал  продолжать  рассказ:
     -  На  аэродроме  стоял  исправным  только  мой  самолет.  Я  сел  в  кабину  и  уже  через  четверть  часа  увидел  шесть  вражеских  бомбардировщиков,  готовящихся  к  новому  заходу  на  бомбежку  дороги.  Ярая  ненависть  заполнила  сердце  до  отказа.  Кажется,  если  бы  не  было  патронов  в  пулеметах,  бросил  бы  свой  самолет  в  стаю  хищников  с  черной  свастикой  на  крыльях.
     Их  шестеро,  а  я  один.  Но  думать  об  этом  -  значит  отдать  на  поругание,  на  верную  гибель  детей  и  стариков,  матерей  и  жен  республиканцев,  их  невест  и  сестер. Колебаться  коммунист  не  имеет  права.  Я  набрал  скорость,  выжав  из  своего  «ястребка»  все,  на  что  он  способен,  и  бросился  в  атаку  на  бомбардировщиков.  Они  огрызались,  яростно  огрызались,  скажу  я  вам.  Но  бортовой  огонь  не  остановил  меня.  С  максимально  короткой  дистанции  всадил  порцию  свинца  в  тушу  ближайшего  от  меня  бомбовоза,  и  крутым  разворотом  -  в  сторону.  Смотрю:  запылала  начиненная  фугасом  вражеская  машина  и,  чадно  дымя,  рухнула  вниз.
     Оставалась  еще  пятерка.  И  я  повторил  атаку.  Теперь  взял  в  прицел  флагмана  группы.  Длинная  очередь  -  и  головной  самолет  вспыхнул  факелом.  Если  бы  их  было  сто,  я  заходил  бы  на  них  сто  раз.  Да,  сто  раз!  Но  я  зашел  только  три  раза.  А  потом  -  резкая  боль  в  плече.  Боль  -  ерунда,  любую  можно  вытерпеть.  Дело  в  том,  что  рука  не  могла  держать  окровавленный  штурвал,  в  кабине  стало  жарко  от  огня,  и  мне  уже  было  не  догнать  бросившихся  наутек  фашистов.  А  так  хотелось  добить  оставшуюся  тройку. 
     Я  покинул  борт,  объятый  пламенем,  и  парашют  бережно  опустил  меня  на  знойную  землю  Испании.  Нет,  не  на  землю,  товарищи,  -  на  распростертые  руки  спасенных  от  гибели  людей.  Так,  на  руках,  они  донесли  меня  до  аэродрома,  -  закончил  беседу  Кириллов… 
     (Из  книги  И.  П.  Кургузова  «Звезды  над  Прибалтикой»)

Всего  в  Испании  совершил  более  100  боевых  вылетов,  сбил  5  самолетов.
После  возвращения  из  Испании  получил  звание  капитана,  и  был  назначен  командиром  эскадрильи.
В  1939  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  с  30  ноября  1939  года,  командовал  26-м  истребительным  авиационным  полком.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  апреля  1942  года. 
Воевал  на  Карельском  фронте,  командовал  полком,  в  составе  которого  произвел  67  боевых  вылетов,  участвовал  в  23  воздушных  боях,  сбил  6  самолетов  (лично  2  и  в  составе  группы  4  самолета).
21  апреля  1943  года  в  воздушном  бою  был  тяжело  ранен  в  правую  руку  и  левую  ногу,  по  16  августа  1943  года  находился  на  излечении  в  госпитале.
Со  2  октября  1943  года  был  штурманом  21-го  истребительного  авиационного  полка. 
Воевал  на  Калининском  фронте,  1-м  Прибалтийском  фронте.  В  1945  принимал  участие  в  боевых  действиях  над  территорией  Восточной  Пруссии.  В  звании  подполковника  был  инспектором-летчиком  по  технике  пилотирования  и  заместителем   командира  761-го  истребительного  авиационного  полка. 
Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  совершил  102  боевых  вылета,  провел  около  30  воздушных  боев,  сбил  6  самолетов  (лично  2  и  в  составе  группы  4  самолета).
Летал  на  истребителях  И-16,  «Харрикейн»,  Ла-5,  Як-9. 
После  окончания  войны  продолжал  службу  в  авиации.
16  августа  1948  года  вышел  в  отставку  в  звании  подполковника. 

Награжден  тремя  орденами  Красного  Знамени  (03.11.1937*,  02.03.1938,  29.04.1944),  орденом  Александра  Невского  (22.05.1945),  орденом  Красной  Звезды  (05.11.1946,  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  оборону  Советского  Заполярья»,  «За  взятие  Кёнигсберга»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими.

Примечание:
*     Орден  имел  порядковый  №  1336.