10. Социологические аспекты наркомании

Любовь Горбатенко
В ХХ веке наркомания переходит в разряд социальных проблем.
В последних работах известного психолога А.С. Горбатенко рассмотрена теория малых групп. Оказывается, что в любом «коллективе» имеется некоторое количество малых групп, которые, формируются и распадаются в зависимости от задач, стоящих в настоящее время перед отдельным человеком и перед коллективом. В каждой группе имеется свой лидер, она является первой ячейкой социализации общества.
С какого возраста начинается вовлечение подростков в наркотизацию? Как в процессе обучения изменяется состав малых групп? Проследим за этими процессами.
Имеются статистические данные о том, что наркотизация начинается с 10 - 11 лет. Дети получают начальное образование, начинается сложный период социализации и адаптации к новым условиям учебы. Расширение круга общения, желание произвести впечатление на новых друзей может привести к рискованным экспериментам.
Рассмотрим упрощенную схему развития эпидемии наркомании с точки зрения малых групп. Лидерами уличных групп чаще бывают подростки более старшего возраста, приобщающие младших к употреблению алкоголя и наркотиков. Это – первый этап в развитии эпидемии наркомании. Естественно, таких «детей» 10-ти - 11-ти лет, уже пробующих наркотики, в обычной школе не так много. Может быть, он в классе – один.
Но каждый в своем классе может вовлечь в процесс употребления наркотиков ближайшего друга (подругу). Это – второй этап в распространении заболеваемости наркоманией. Теперь в классе два подростка употребляют наркотики.
В 12 – 14 лет начинается период половой зрелости. Он проходит индивидуально, прежние малые группы распадаются, и формируются новые на основе общности взросления. У двух подростков, употребляющих наркотики, появятся новые друзья, которые тоже начнут употребление наркотиков. Это – третий этап в распространении наркомании. В классе теперь четверо подростков употребляют наркотики.
В 15 – 16 лет дети заканчивают 9 классов. Часть учеников уходит в колледжи, в другие школы. Снова распадаются малые группы. Новые друзья, новые подруги. Опять происходит удвоение, так как каждый подросток, уже употребляющий наркотики, вовлекает в этот процесс нового друга (подругу). Теперь их становится восемь.
В 17 – 18 лет большинство поступает в университеты, колледжи, институты. Новая смена состава малых групп, и очередное удвоение числа подростков, принимающих наркотики. Из-за наличия больших студенческих потоков, глобального увеличения круга общения идет обвальное приобщение молодежи к процессу употребления наркотиков.
Вспомним, что вовлечение других происходит на ранней стадии развития наркомании у самого индивида, во время “медового месяца”. Это очень важно!  Обыкновенный домашний ребенок не будет общаться с наркоторговцем. Наркотик он получит от своего друга вместе с рассказами о необыкновенном его действии. Схема упрощена, но в ней есть доля истины. Да и период удвоения получается  - 2 года.
Далее используем указанные в 12 разделе сайты Научного центра психического здоровья РАМН. Большую библиографию по вопросам психологии и социологии наркомании вы найдете на сайте: http://region.ulsu.ru/ru/pu09.htm.
Мы уже писали, что психологические факторы, свойственные периоду становления личности, усугубляются сейчас обстановкой социальной неопределенности, размытостью общественных ценностей. Это мощный социальный фактор роста числа приобщаемых к приему наркотиков. На этапе первых проб нет признаков психической и физической зависимости. «Аддиктивное поведение» подростка — это бессистемное употребление в больших дозах различных психоактивных средств (в том числе алкоголя и табака) с целью  изменения своего состояния, испытания неизвестных ощущений, освобождения от скуки. 
"Поисковому наркотизму" присущи единичные случаи употребления психоактивных веществ при отсутствии четкой мотивации, ритма приема, избирательности, характерной чертой которого для подростков является его групповой характер, который А.Е.Личко и В.С.Битенский (1991) обозначали как феномен "групповой психической зависимости". Риск перехода аддиктивного поведения в болезнь зависит от социальных, психологических и биологических факторов.
К социальным факторам можно отнести то, что у больных с ранним началом наркотизации отмечается наследственная отягощенность алкоголизмом и психическими заболеваниями, они воспитываются в неблагоприятном семейном окружении или в условиях неполной семьи, и наблюдается широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности. Оказывает влияние пропаганда в СМИ направлений молодежной субкультуры, связанных с употреблением наркотиков, клубная культура, музыка, завуалированная пропаганда легализации наркотиков. В среде друзей наблюдается негативное отношение к учебе, ограниченность интересов, примитивность увлечений, низкий интеллектуальный уровень. К этому присоединяется неадекватная молодежная политика, отсутствие программы досуга, занятости несовершеннолетних, проживание в районах с низким имущественным цензом (районы городского дна).
К биологическим факторам относится то, что среди больных с ранним началом наркотизации много лиц с отсутствием эмоционально-волевых установок, с признаками психического инфантилизма, характерными чертами которых являются повышенная внушаемость, подражание лицам более старшего возраста. Имеется наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.
К психологическим факторам относится то, что подростки подчиняются обычаям значимой для них группы, пытаются снять отрицательные эмоции приемом алкоголя или наркотика, подчиняются давлению и угрозам. Сюда же относятся аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, неустойчивость характера). Еще имеются протестные реакции (назло), направленные против старших (родителей, педагогов), самодеструктивное поведение, любопытство.
В социологическом плане непосредственным результатом наркотизации является также резкое снижение трудоспособности. Другим последствием злоупотребления наркотиками является искажение семейных связей. Наркоманы значительно реже вступают в брак, чем здоровые лица того же возраста, их семьи быстро распадаются.
Начиная с желания социализироваться, подросток в результате развития наркомании приходит к полнейшей десоциализации.