В альманахе «Северные цветы» в 1831году было опубликовано стихотворение
«Талисман». Автором была Евдокия Сушкова, будущая графиня Ростопчина. В этом альманахе блистали такие имена, как Пушкин, Баратынский, Языков, Козлов, Жуковский.
Публикация прошла незамеченной и не сыграла существенной роли в литературной судьбе поэтессы.
Её семья была возмущена , барышне неприлично заниматься сочинительством, а печатать и вовсе постыдно!
И лишь после замужества её стихи стали появляться в журналах и альманахах.
В 1841 году читатели впервые познакомились с творчеством Ростопчиной.
Евдокия Петровна Сушкова родилась 23декабря 1811года в Москве, на Чистых прудах, в доме своего деда по матери И. А. Пашкова.\
В 1812году при приближении к Москве наполеоновского войска, Пашковы перебрались в своё поместье в Симбирской губернии, в деревню Талызино.
В возрасте 27лет умирает её мама.
Евдокия была очень впечатлительной девочкой. Дни детства в стихах Растопчиной неизменно назывались «Грустными», «полными страдания», она вспоминает горькие ощущения сиротства, пренебреженья».
Обучалась Евдокия дома, изучала французский и немецкий языки, арифметику, географию, историю, рисование и танцам. Танцам обучал её танцмейстер Иогель, на балах которого бывал Пушкин. Русский язык преподавал Раич, он был учителем Тютчева, Лермонтова.
Круг чтения Евдокии Сушковой был широк, из русских авторов, с особым впечатлением читала:
Карамзина, Дельвига, из зарубежных авторов- Мольера, Бальзака, Шиллера, Байрона.
Книги заменили ей близких людей, как она писала о героине своего романа «Счастливая женщина». Она читала тайком ночью. Вот как она пишет о библиотеке в дедовском доме.:
Здесь библиотека богатая, она
Давно составлена, полна старинных
И редких книг на разных языках.
История, науки и записки
С поэзией, с романами сошлись.
В своём неудачном романе в стихах «Дневник девушки», она с большим чувством описывает свои походы в домашнюю библиотеку.
В открытом доме Пашковых бывали многие литераторы: Жуковский, Тургенев, Вяземский, бывал Пушкин, посетил их живший на Чистых прудах Мицкевич.
Её отец писал, был заметным в литературных сферах, писал её брат Дмитрий.
Первый круг людей, кто бывал у них ,познакомились с её первыми стихами. Юному Огарёву она подарила тетрадку со своими стихами, и его друг Герцен цитировал их в своих письмах. Знал её первые стихи и Ю.М. Лермонтов.
Прежде всего в стихах о любви; и такие в общем-то расхожие строки:
Он полюбил её!... Восторженно, безумно,
Как любят юноши, как любят в двадцать лет!...-
Вскоре детские балы, где она прыгала и скакала, как настоящая девочка, сменились на взрослые.
В первую зиму выезда в свет , когда ей исполнилось 18-ть лет, на бале у графа Голицына, она встречается с Пушкиным. Остались от общения очень хорошие воспоминания.
Пушкин часто бывал с женой в доме Пашковых. Она пишет в стихотворении «Две встречи» :
В тот вечер прекрасный весь мир озлащался,
ОН с нежным приветом ко мне обращался,
ОН дружбой без лести меня ободрял…
Евдокию влекло светское общество, девичьими мечтами о новой интересной жизни.
Но высший свет встречал её равнодушно и чопорно, духовной пустотой.
Ноты разочарования и неприятия окружающего часто звучат в её строках:
Ты знаешь свет лукав, безжалостно насмешлив.
Язвит в отсутствии, в присутствии приветлив.
Боюсь двусмысленных допросов и речей !
Она с большой теплотой относилась к декабристам, свободолюбивые строки поэтессы , звучавшие открытой крамолой, соседствовали с её любовной лирикой.
Евдокия вышла замуж за богатого графа носившего известную в России фамилию, Ростопчин. Вот что она говорила в стихах за два года до замужества:
Любя его… принадлежать другому!
И мне в удел сей тяжкий долг набрать…
Жестокие! Они не понимают.
Что буду я, их воле покоряясь!
Судьбой моей они располагают.
Со мною, с бедным сердцем не спросясь.
Молодой Ростопчин был повеса, всё богатое состояние промотал, всё исчезло как дым.
28мая, 1833года, состоялось венчание, молодожёны едут в воронежское имение, затем живут в Москве.
В сентябре 1837года у Ростопчиных родилась дочь Ольга, через год Лидия, а ещё через год , в декабре сын Виктор.
С 1834года её стихи начинают появляться в альманахах и журналах. До 1938года она печатается под псевдонимами, то подписывается инициалами, то вовсе без подписи.
Но обширный круг друзей и знакомых знали чьи это стихи.
Имя Ростопчиной становится известным, её стихотворения печатают в «Московском наблюдателе», в «Библиотеке для чтения», в « Современнике».
Переехав в Петербург , Ростопчина зажила оживлённо жизнью столицы, посещая балы, светские гостиные. Её больше занимал Петербург литературный, музыкальный.
На обеды к ней приходили Жуковский, Пушкин, за день до своего смертельного ранения обедал у графини.
Два стихотворения Ростопчиной – «Эльбрус и я» и «Месть»- были опубликованы в пушкинском «Современнике».
Первая книга стихотворений Евдокии Ростопчиной, которая вышла 1841года включала стихи 1829-1839годов. Было много рецензий положительных, отмечены недостатки её музы. Многие стихотворения она писала вдалеке от суетной жизни. Её стихи очень напоминали стихи Лермонтова. Она действительно училась у него, его творчество было близко ей по духу.
Весной 1843года Ростопчены всей семьёй отправились за границу. Они посетили: Германию, Италию, Францию и Швейцарию.
В стихотворении «Песнь возврата», написанном по приезде в Петербург, она говорила:
Теперь- я дома… в городе бывало.
Любимом мой и полном для меня.
Где пусто мне и неприятно стало.
Где , как пришелица, оглянулась я
Болезненно и робко…
Вскоре Ростопчины переселились в Москву.
Она пишет всё больше стихов, но в них нет той лирики.
Евдокия пишет прозу, драму, небольшие комедии.
В 1850году в « Москвитянине» печатается её роман в стихах «Поэзия и проза жизни.
Дневник девушки».
Много надежд она возлогала на драму «Нелюдимка», её героиня разочаровалась в свете и уезжает в деревню и там пытается помогать мужикам, строить школу и богадельню. Но драма успеха не имела.
Плетнёв писал Жуковскому в феврале 1850года : «Ростопчина расписалась». Недавно напечатана её драма «Нелюдимка». Тут много хороших мест, но драмы совсем нет».
А в мартовском письме сообщает: Ростопчина очень хлопочет, чтобы её драма… была поставлена в театре. Ещё она прислала мне комедию какого-то Островского, под заглавием «Свои люди- сочтёмся». Ростопчина поддерживала молодого драматурга, оценив его самобытный талант.
На «субботах» в её доме появлялись начинающие поэты, артисты. Постоянно бывали: Григорович, Тургенев, Майков и др. Бывало, что у Ростопчиной сходилось довольно пёстрое общество, об одной из творческой встречи она заметила :
Какая смесь стихов и прозы!
Различных мнений и начал!
В пятидесятые годы она действительно чувствовала себя растерянной среди чуждых и непонятных ей «мнений и начал».
Разойдясь и с западниками, чуждая входившим в литературу демократам- разночинцам, поэтесса невольно оказывалась на консервативных позициях. В стихотворении «Моим критикам» (1856) она искренне говорит о себе:
Я разошлася с новым поколеньем,
Прочь от него идёт моя стезя
Понятьями , душой и убежденьем
Принадлежу другому миру я!...
Иных богов я чту и призываю,
И говорю иным я языком…
Я им чужда, смешна, я это знаю…
В 50-ые годы Ростопчина пишет роман «Счастливая женщина» (1851-1852), повесть
«Палаццо Форли» (1854), роман в письмах «У пристани» (1857).
Её романтическая проза является не ко времени. Особенно считался неудачный роман «У пристани».
Позже она увлеклась сатирой «Дом сумасшедшего в Москве в 1858году». Используя форму известного «Дома сумасшедших» Воейкова, она создаёт галерею хлёстких карикатурных портретов своих современников от Хомякова , даже задевает Герцена.
Неприятие настоящего делало прошлое более светлым, желанным.
Уже смертельно больная она встречается с Александром Дюма, многие годы они состояли в переписке.
Евдокия пишет по просьбе Дюма о творчестве Лермонтова, очень проникновенные слова. Посылая их Дюма, она пишет в своём письме : « Когда Вы получите мои заметки, я буду мертва или очень близка к смерти. И действительно, когда Дюма читал её письмо, Ростопчиной на свете уже не было. Она умерла в доме на Ново-Басманной 3декабря 1858года, забытая своими современниками.
Уже после смерти Ростопчиной вышли третий и четвёртый тома её собрания стихотворений.
Евдокия Ростопчина писала много и зачастую слишком легко, обладая счастливым даром импровизации. В 4-х томах, итог всей её поэтической деятельности.
Красивая , проникновенная лирика соседствует со стихами на случай, с вялыми многословными поэмами.
Главное в творчестве Ростопчиной -описание женской души, где главное смыслом является существование женщины это любовь .
Безусловно Ростопчина незаурядная женщина, современница Пушкина и Лермонтова, с её светлыми порывами и заблуждениями, в сущности поэтесса с трагичной женской судьбой.
Лирическую повесть через свои стихи писала в меру своих сил всю жизнь.
Начну, и мой лепет безумный,
Бессвязный прорвётся тот час;
И речи неловкой стыдясь,
Молчу я… в сердце так шумно
Забьется от тайной мечты,
Что жизни святой полноты
Не выразит лепет безумный…
Из романа в стихах «Дневник девушки».
* * *Из романа в стихах "Дневник девушки".
Душою пылкой, ненасытной,
Бывало, счастье я звала…
Его просила и ждала
В порывах думы любопытной…
И тосковало по любви,
И билось сердце молодое…
И было нас когда-то двое,
И рай предстал мне на земли!...
Загадка жизни объяснилась,
Очарованье совершилось,
И я доверчивой душой
Благословляла жребий свой,
Но, ах!... недолго!! На помине,-
Когда молюсь о счастье ныне,-
Я говорю: «за упокой!».
Июнь, 2015год.