8. Психологические аспекты наркомании

Любовь Горбатенко
В этом разделе рассмотрены концепция нормальной психики человека, сознания, различных элементов психики, их задачи для нормальной жизни человека. Далее, рассмотрена утрата владения человеком своими психическими функциями по мере развития наркомании. Впоследствии, при формировании наркотической зависимости - невозможность владения своими психическими функциями без действия наркотика, задержка развития высших форм мышления и выработки этических, нравственных категорий, утрата уже развившихся способностей. То есть, рассмотрены основные психические функции и их патология при наркомании.
Основные понятия психологии наиболее удачно, на наш взгляд, сформулированы в последних работах А. С. Горбатенко. В его теории предложена новая концепция психики, в которой удалось реализовать целостный подход к этому понятию. Эта концепция задает логику изучения общей психологии, проведена деполитизация науки психология, пересмотрен ряд ее положений, касающихся вопросов деятельности и «отражения».
"Психика - открытая функциональная система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью индивида, имеющая в качестве образующих ее элементов психические явления и процессы, связанные прямыми и обратными связями. Психика имеет свою внутреннюю, присущую ей логику и может рассматриваться как с точки зрения функционирования отдельных систем организма, так и с точки зрения функционирования системы в целом.
Психология - наука о самоуправлении целенаправленной жизнедеятельностью организма, и может быть структурирована в соответствии с внутренней логикой психики, обусловленной ее системным характером".
Развитие психики обеспечивается открытостью системы самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущей живому организму, избыточностью функционирования каждого элемента психики, которая сама порождает новое содержание жизнедеятельности.
Говоря о возможностях психического развития, автор использует традиционный термин «задатки». Важными компонентами задатков являются особенности строения организма, в том числе и врожденные свойства нервной системы, а также мозга. Не меньшую роль играют объективные социальные возможности - «факторы окружения». Важнейшим аспектом психического развития является его динамика. Говорят, что способный индивид - это тот, который быстро развивается, использует свои потенциальные возможности - задатки.
"Способности - динамический аспект развития, а само развитие - особенность системного функционирования психики". Высокие общие способности - это высокая динамика общего развития психики. Высокие специальные способности - это высокая динамика развития психики в определенной сфере. При обучении развитие  ускоряется. В других ситуациях (например, при систематическом приеме наркотиков) - замедляется.
Сознание - особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе и на контроль функционирования самой психики. Управление процессами жизнедеятельности может осуществляться и бессознательно, автоматически. Таким образом, сознательное и бессознательное могут быть представлены как два параллельных контура управления. Они связаны друг с другом и могут функционировать  по отдельности, или совместно, заимствуя друг у друга отдельные элементы.
Функционирование психики может быть рассмотрено с точки зрения функционирования отдельных элементов психики и их взаимосвязи.
Функция потребностей и мотивов как одного из элементов психики состоит в постановке цели и активизации психики для ее достижения. Потребности и мотивы являются одним из элементов психики, связанным с другими элементами как прямыми, так и обратными связями. То есть, мотив выступает одновременно как причина активизации психики и как предмет, на который направлена деятельность индивида.
Функция внимания состоит в том, чтобы из множества возможных целей зафиксировать психику на такой цепочке целей, в которой наиболее актуальная цель занимает высшую позицию, и сохранять фиксацию психики до тех пор, пока данная цель остается наиболее актуальной.
Функция ощущений и восприятия в неосознанном (для ощущения), или осознанном (для восприятия) получении (отражении) с помощью органов чувств информации, необходимой для формирования психического образа, соответствующего цели и способу ее достижения.
Функция эмоций и мышления состоит в оценке и выработке чувственного (эмоционального, неосознанного) или рационального (основанного на знаниях, осознаваемого) отношения к различным аспектам психического образа.
Функция деятельности состоит в том, чтобы с помощью целенаправленной активности достичь цели, состоящей в удовлетворении определенных потребностей и мотивов. Специфической практической деятельностью является речь, основная цель которой состоит в удовлетворении потребности в общении.
Функция памяти состоит в осознанной и неосознанной координации функционирования всех элементов психики и достижения цели индивида. Память является центральным элементом психики, единственным непосредственно связанным со всеми другими элементами системы.
Необходимо также выделить индивидуальные и личностные, в том числе и характерные проявления психики как системы.
Темперамент и индивидуальные свойства психики безразличны по отношению к социальным ее проявлениям. Понятия личности и личностных свойств, то есть таких свойств, которые обнаруживаются в межличностном общении. Для описания социально-психологических проявлений личности используют понятия характера и характерных свойств и проявлений личности. Одним из типичных, характерных проявлений личности является воля. В подростковом возрасте особенно хочется проявить свою волю в преодолении какого-нибудь своего комплекса. И это естественное желание подростка используют иногда распространители наркотиков, подогревая любопытство и азарт подростка.
При исследовании психических расстройств нужен анализ психической деятельности в норме и при патологии. При любом психическом расстройстве (например, при галлюцинациях) речь идет не только о расстройствах восприятия, но и о помрачении сознания. То есть, изменения всех психологических функций при патологии взаимосвязаны.
Как же влияет прием наркотика на психику, ее развитие, на способности, на сознание? Не страдают ли при этом системные элементы психики (потребности и мотивы, внимание, ощущение и восприятие, эмоции, мышление и воображение, деятельность, речь, память)? Как при этом изменяется проявление психики как системы, ее темперамент, личностные свойства и свойства характера? Страдает ли при этом воля? Как изменяются межличностные отношения?
Ответим кратко. Под действием наркотика страдает вся психика в целом, так же, как и все ее отдельные элементы. Возникновение же синдрома психической зависимости уже говорит о том, что психическое состояние человека определяется наличием или отсутствием в его организме наркотического вещества.
Блокирование рецепторов приводит к блокированию тех отделов мозга, в которые от них поступает информация. Это приводит к нарушению сознания. То есть, эйфория сопровождается сужением, а иногда и более тяжелыми расстройствами сознания.
Первым признаком помрачения сознания является отрешенность больного - затрудненность или невозможность восприятия окружающего мира. События, происходящие в окружающем мире, не привлекают внимание больного, что характерно для состояния оглушения.
Одним из видов отрешенности является загруженность. При частичном (фрагментарном) восприятии мира или при полном отсутствии восприятия наблюдается интенсивный наплыв иллюзий, бреда, галлюцинаций. Это тоже предмет вожделения наркомана.
Вторым признаком помраченного сознания является дезориентировка в месте, времени, окружающих предметах, а иногда, и в собственной личности. Человек не может назвать своего имени, не может назвать даты или своего адреса.
Третий признак - бессвязность мышления, сопровождающаяся слабостью и невозможностью суждений, а также различными видами речевых расстройств.
Четвертым признаком является полная или частичная амнезия периода помраченного сознания, что требует срочной госпитализации. Может начаться сопор, кома и смерть.
Человек, который систематически принимает наркотик, почти ежедневно вызывает нарушение своего сознания. Подумайте, может ли это пройти бесследно для организма?
У человека должна быть мотивация жить нормальной жизнью. Ведь мотивации - это эмоционально окрашенные стремления человека к удовлетворению ведущих потребностей. Биологические мотивации - мотивации голода, жажды, страха, агрессии, половые, родительские, температурные и др. Они названы И.П. Павловым основными влечениями организма. Эти мотивации являются врожденными и формируются на основе наследственных механизмов.
В организме все время идут процессы обмена энергией и метаболизма, то есть существуют физиологические сдвиги гомеостатических показателей, которые определяют в данный момент биологические потребности организма. Из нескольких потребностей организм выбирает основную, наиболее важную для выживания. Она и лежит в основе поведенческого акта, направленного на ее удовлетворение.
После формирования наркотической зависимости постоянное присутствие в организме наркотических веществ становится первейшей внутренней потребностью этого человека, такой же потребностью, как основные влечения организма, например,  голод или жажда. Сигналы об этой потребности, формируя мотивацию каждого поступка, приводят к принятию решения, т.е. проходят через мозг человека и определяют все его поведенческие акты (рис. 2). Этой потребностью во что бы то ни стало принять наркотик, определено отныне все поведение наркозависимого человека.
Вещества пептидной природы - меседжеры информируют специальные зоны мозга о конкретной потребности организма. Возбуждение мотивационных центров осуществляется ритмически - по типу так называемых триггерных механизмов. Клетки начинают посылать ритмические разряды вплоть до момента удовлетворения соответствующей потребности.
Эмоциональный механизм функционирует параллельно с мотивационным механизмом. Первичным в работе эмоционального механизма являются изменения активности в мотивационных зонах. Эмоции возникают за счет первичной активации эмоциогенных структур мозга. Возбуждение одних структур вызывает появление положительного эмоционального состояния (положительные эмоции), которое организм стремится усилить или повторить. Активизация других структур сопровождается появлением отрицательного эмоционального состояния (отрицательные эмоции), которое организм стремится устранить или ослабить. Выполняя функции положительного или отрицательного подкрепления, эмоции способствуют выработке, закреплению и сохранению биологически и социально целесообразных форм поведения. Эмоции лежат в основе процесса приобретения индивидуального жизненного опыта (обучения) и являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей организма.
Вызывая с помощью приема наркотика искусственную патологию эмоций - кратковременный (всего несколько минут) всплеск положительных эмоций - эйфорию, наркоман потом обречен на длительный период (сутки и более) отрицательных эмоций - глубокую депрессию. В дальнейшем эйфория сходит на "нет", а депрессия без лечения останется на всю жизнь. Наркоман со стажем не испытывает положительных эмоций.
Известно, что отрицательные эмоции в отличие от положительных могут складываться и принимать застойную стационарную форму, что приводит к формированию эмоционального стресса. "Воспитание" отрицательных эмоций состоит в умении переводить уже сложившиеся гнев, обиду или неудовлетворенность на другое, полезное дело. Достижение необходимого результата в этом деле равносильно положительным эмоциям, которые нивелируют отрицательные с их нежелательными последствиями.
Эмоциональное опустошение имеет основой определенные биохимические изменения в ЦНС. Наркоман как бы сжигает запас своей эмоциональности в частых эйфориях. Первыми исчезают тонкие чувствования, связанные с высокими представлениями, нюансировка переживаний. Депрессия, дисфория со злобой и агрессией, самоагрессией - это архаические чувства, выраженные и у животных. Этим объясняются особенности совершаемых ими особо кровавых, излишне жестоких преступлений.
Гипотимия (депрессивный синдром) - пониженное настроение, тоска, тягостные ощущения в области груди или живота (предсердечная тоска), снижение двигательной и психической активности. Характерно снижение самооценки, будущее теряет смысл. Мыслительные процессы  затруднены, доминируют лишь отдельные мысли о своей неполноценности, бесперспективности жизни. Чувство тревоги и страха часто без объективных на то причин приводит к самоубийству.
Гипертимия (мания, маниакальный синдром) - повышенное настроение, усиленное двигательной и психической активностью. Ради этого состояния люди принимают наркотики.
Нет проблем, превосходное настроение,  радость, оптимизм, постоянный избыток энергии. Повышенная самооценка, говорят много и громко, но непоследовательно. Суждения поверхностны. Внимание отвлекаемо. Мимика живая, движения быстры и порывисты, жесты и позы выразительны. Легкую степень гипертимии называют гипоманией. Такая атмосфера царит на дискотеках, в ночных клубах. Там мало знакомые люди общаются именно так. Возбужденные, многоречивые. Такое состояние - часть психических болезней, таких, как маниакальный синдром или маниакально-депрессивный психоз, которые при неблагоприятном развитии могут вылиться в криминальные, вплоть до маниакальных убийств, поступки.
Выделяют особые формы гипертимии: эйфорию, рауш-мания, мория, экстаз.
Эйфория - повышенно беспечное состояние, сочетающееся с пассивностью, отсутствием или слабостью речевого возбуждения. Снижены уровни суждений и критики.
Рауш-мания - повышенное настроение, сочетающееся с обнубиляцией сознания - легкой степенью помрачения сознания.
Мория - веселое возбуждение, сочетающееся с дурашливостью, паясничеством, склонностью к неуместным и грубым шуткам. Часто сопровождается интеллектуальной слабостью.
Экстаз - состояние восторга, исступленного восхищения с ощущением прозрения. Часто сочетается с состояниями помраченного сознания.
За все формы гипертимии наркоман расплачивается утратой и извращением эмоций.
Скорбное бесчувствие - утрата эмоциональных реакций на все окружающее с мучительным переживанием своей душевной опустошенности.
Эмоциональное обеднение - слабость эмоциональных реакций, недостаточность откликаемости, оскудение чувств, эмоциональная холодность. Наблюдается уже на второй стадии болезни.  Полное равнодушие и безразличие говорит об эмоциональной тупости.
Паратимия (неадекватный аффект) - аффект, не соответствующий или противоречащий содержанию ситуации, например, смех в ответ на сообщение о постигшем несчастье.
Господствующий аффект, например, повышенное беззаботное настроение (эйфория) или повышенно-дурашливое настроение (мория), подчиняет себе действие наркомана, а  сужение уровня суждений влекут за собой совершение социально опасных поступков. Ограничение круга интересов, невозможность осмысления  ситуаций, нарушение высших эмоций приводят к эмоциональному равнодушию больного.
Рассмотрим важные для человека психологические функции ощущения, восприятия, мышления и памяти, которые в каждодневной деятельности человека трудно разграничить, так как они следуют зачастую при выполнении организмом одних и тех же физиологических актов.
Ощущение, являясь отражением свойств  явлений и предметов, воздействующих непосредственно на органы чувств. При воздействии внешних раздражителей на рецептор возникают сигналы, которые передаются через систему проводящих путей в кору головного мозга. Между рецептором и мозгом существует не только прямая, но и обратная связь, то есть механизм ощущения представляет собой целостный рефлекс, рефлекторное кольцо.
Наименьшая интенсивность раздражения, вызывающая едва заметное ощущение, носит название "нижний абсолютный порог ощущения". Слабые раздражения не воспринимаются человеком, но на них могут основываться условные рефлексы. Ощущения могут быть получены как суммарный эффект от одинаковых изменений большого количества клеток или рецепторов, или от изменения работы целого органа, всего организма.
Если на организм подействовать раздражителем, интенсивность которого выше верхнего абсолютного порога ощущения, возникает болевое ощущение.
Ощущения тесно связаны с потребностями. Благодаря этому ощущения приобретают эмоциональную окраску. Особенности эмоционального тона (положительный, отрицательный, нейтральный) зависит от развития потребностей организма. Вкусовые, обонятельные, температурные и болевые ощущения обладают устойчивым эмоциональным тоном.
Восприятие - сенсорный процесс, включающий в себя поиск, обнаружение, различие и опознание сигналов, информирующих об окружающем мире. Процесс восприятия связан с задачами, стоящими перед человеком, с мотивами и целями его дальнейших действий. При восприятии воздействие раздражителя на рецептор передается в ЦНС, а оттуда эфферентные импульсы опять поступают к рецептору и изменяют его возбудимость. Это очень важно для понимания того, как обычные рецепторы перерождаются в рецепторы наркотической зависимости, и того, как вообще начинается наркотическая зависимость.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Познание, начинаясь с чувственного образа и продолжаясь отвлеченным мышлением, представляет единый процесс. При восприятии человек опирается на процессы памяти. Так, опознание образов основывается на сличении непосредственно воспринимаемых объектов с образами памяти - обобщенными эталонами, хранящимися в памяти. Каждый образ восприятия включает в себя прошлый опыт человека.
Восприятие развивается в процессе деятельности человека. При этом укрупняются  единицы восприятия, изменяется "алфавит" сигналов (полного набора системы образов), используемых человеком. Это позволяет усовершенствовать любую деятельность.
При наркомании происходит процесс дезорганизации восприятия, когда человек начинает путать действительные образы и образы галлюцинаций, пропадает способность к обобщению и наращиванию "алфавита" сигналов. Происходит снижение способности охватить ситуацию целиком. Нарушение памяти и восприятия  связаны с ухудшением внимания и ориентировки вначале в окружающем, а затем - и в собственной личности.
Мышление преобразовывает чувственное познание, позволяя получить такие знания, которые недоступны ощущению и восприятию. Мышление расширяет познавательные возможности человека, повышает его интеллект. Механизмы мышления исследованы И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и нашли отражение в учении о второй сигнальной системе.
Остановимся на нарушениях мышления при наркомании. Психолог Зейгарник выделяет следующие виды патологии мышления:
Нарушения операционной стороны мышления могут быть сведены к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения. В первом случае больные не могут из совокупности признаков выбрать наиболее существенные и обобщающие. Во втором - воспринимается случайная сторона явления.
Нарушение динамики мышления приводит к тому, что больные не могут изменить способ своей работы, ход суждений, переключиться с одного вида деятельности на другой.
Обнаруживается замедленность, малая подвижность интеллектуальных процессов. Возникшая  ассоциация получает отражение в речи больного. Эти нарушения логического хода рассуждений, проявляющиеся в форме скачка идей, часто наблюдаются у больных наркоманией.
Нарушения мотивационного компонента мышления, такие как резонерство и снижение самокритичности приводят к потере устойчивости объективного знания явлений.
При наркомании в структуре измененного мышления есть сочетания разных  нарушений.
Воображение - психический процесс создания человеком новых образцов на основе имеющихся (старых) путем их преобразования. Воображение бывает произвольное и непроизвольное, а также воссоздающее и творческое. При творчестве происходит создание новых образцов. Процессы воображения фактически являются процессами образного мышления. Их физиологической основой является формирование новых функциональных систем.
Патология процесса воображения наблюдается при ряде психопатологических состояний, в том числе и при наркомании, при которой страдают творческие возможности воображения. Воображение становится мозаичным, непродуктивным.
Память - свойство живой материи, благодаря которому живые организмы, воспринимая воздействия извне, способны закрепить, сохранить и воспроизвести полученную информацию.
Основным устройством хранения памяти считается синапс. Со временем жизни образуется большее число синапсов, увеличивается толщина постсинаптической мембраны нейрона. Увеличение числа нервных клеток расширяет возможности памяти, уменьшение их числа при наркомании, например, ведет к частичной потере памяти.
В зависимости от времени удерживания информации выделяют кратковременную и долговременную память. Каждая из них реализуется на основе различных механизмов, обладает различной емкостью и хранит особую форму информации.
Самая кратковременная память - это так называемый непосредственный отпечаток, характеризующийся очень большой емкостью, но длительность хранения информации не превышает долей секунды. Смысл этой памяти в продлении коротких внешних сигналов на время, достаточное для их обработки в ЦНС, отбора наиболее нужной информации и перевода ее на следующий уровень кратковременной памяти, чувствительной к внешним воздействиям. Здесь обеспечивается хранение информации в пределах 30 - 60 секунд, т.е. на время, достаточное для интерпретации полученной информации.
Долговременная память обеспечивает хранение информации практически на протяжении всей жизни. Но до сих пор неясны способы избирательного извлечения информации из этой памяти. Даже через несколько лет после лечения и реабилитации наркозависимых из глубин их памяти вдруг всплывают объединения функциональных систем во время приема наркотиков, и человек снова переживает симптомы наркомании. Это даже нельзя назвать памятью на события. Это – память на физиологические состояния. Это – как раз то, что не дает человеку возможности раз и навсегда избавиться от наркомании. Поэтому наркотики лучше не пробовать!
Наиболее ранимой является кратковременная память, когда человек забывает только о событиях ближайшего прошлого, но сохраняет в памяти события, более отдаленные во времени. Чем более отдаленные, тем более устойчивы воспоминания. Это свидетельствует о постепенности перехода кратковременной памяти в долговременную и о существовании промежуточных форм памяти.
Психологи подразделяют индивидуальную память на различные виды. Образы предметов запоминаются благодаря образной памяти. Образы могут быть зрительными (зрительная память), слуховыми (слуховая память), вкусовыми (вкусовая память) и т.д.
Особое значение имеет словесно-логическая, или смысловая форма памяти, характерная для человека. Это -  сохранение мысли, выраженной словами. Память человека терпит перегрузки при попытке запомнить не связанную логически информацию.
Основным устройством хранения памяти являются синапсы. При наркомании происходит  проникновение комплексов с участием молекул наркотических веществ в биомембраны, в том числе и в синаптические, их грануляция, распад и грубое нарушение контакта в этом участке головного мозга. Так как синаптические мембраны являются местом хранения информации, то, естественно, что при разрушении этой мембраны происходит потеря той информации, которая там хранилась. Начальные изменения мембраны организм может восстановить с помощью своих приспособительных реакций, и нарушение   памяти  будет   временным.   При полном разрушении синаптической мембраны такие расстройства памяти - необратимы.
Нарушение памяти у человека различаются в зависимости от локализаций поражений мозга. Расстройства памяти - нарушения запоминания (фиксации), хранения (ретенции) и воспроизведения (репродукции) фактов окружающей жизни и личного опыта. Это - количественные расстройства памяти. В случае сочетания этих расстройств с ложными воспоминаниями, смешение настоящего и прошедшего, реального и воображаемого говорят о качественных расстройствах памяти, или парамнезиях.
Количественные нарушения памяти делятся на амнезии, гипермнезии и гипомнезии.
Амнезии выражаются в невозможности воспроизведения прошлых навыков.
Гипермнезии (обострение памяти) проявляются в форме наплыва воспоминаний. Следом идут скачки идей, нарушение мышления. Часто бывает в начальных стадиях опьянения.
Гипомнезии (та или иная степень ослабления памяти) неравномерно поражает отдельные функции памяти (хранение и воспроизведение). Нарушается память на текущие события. Страдает память на имена, даты, термины. Отчетливые и (или) нарастающие в своей интенсивности расстройства памяти - свидетельства утяжеления психического заболевания.
При сильных наркотических отравлениях проявляются все расстройства памяти. Так как при наркомании нет четкой локализации поражения мозга, вернее, очаги поражения разбросаны по всему мозгу, то наблюдается прогрессирующее ослабление памяти. Сначала забываются наиболее свежие факты, потом - ранее приобретенные.
Эмоционально окрашенные события забываются позже и в меньшей степени, что говорит о существовании эмоциональной памяти. При наркомании сначала возникает небольшой структурный след эмоциональной памяти. При возникновении наркотической зависимости возникает целая матрица эмоциональной памяти на состояние эйфории. Наркомания трудно излечима, так как независимо от воли человека в его памяти «всплывают» эмоционально окрашенные воспоминания о состоянии эйфории.
Воля - особая форма активности человека, которая состоит в осуществлении действий, направленных на осязаемую цель и связанных с усилиями, требующимися для преодоления  препятствий на пути к достижению цели. Исторически возникновение воли связано с трудом.
Психологическая структура волевого акта включает в себя следующие моменты: постановку цели, актуализация одного или нескольких мотивов. Принятие решения, его осуществление, волевое усилие как при принятии, так и при исполнении решения, переживание свободы выбора решения, связанное с осознанием ответственности за свои действия. К волевым качествам относят самостоятельность, решительность, настойчивость, умение владеть собой.
Патология волевых процессов входит в ряд   психопатологических состояний. Выделяют абулию - отсутствие волевой активности, гипербулию - чрезмерную волевую активность, гипобулию - понижение волевой активности, парабулию - извращение волевой активности.
Кратко остановимся на патологии процессов деятельности при наркомании.
Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Деятельность обязательно осознана. Существует много различных типов и форм деятельности. Это - духовная и материальная, производственная, трудовая и т.д. Деятельность может быть репродуктивной, направленной на получение известными средствами уже известного результата, и продуктивной или творческой с выработкой новых целей с помощью новых средств. Человек, находящийся при наркомании в состоянии затуманенного сознания, не может планировать свою деятельность, поставить цели, найти средства для их исполнения. Наркомания приносит вред любой деятельности, особенно, если эта деятельность связана с опасностью, с ответственностью.
Интеллектуальная деятельность при наркомании поражается по-разному: сначала страдают позднее приобретенные навыки, в то время как старые сохраняются долго.
Специфической деятельностью человека является его речь, удовлетворяющая его потребность в общении. Речь можно рассматривать как форму общения между людьми, при котором проходит процесс приема, переработки и передачи информации с помощью языка. Язык общения представляет собой систему кодов. Центральным звеном всего аппарата речи является кора головного мозга - преимущественно левого полушария. Помимо содержания устное сообщение имеет и эмоциональный аспект, который передается с помощью интонаций.
В единстве с речью у человека формировались мышление и сознание. Импрессивная речь, или речь как процесс понимания, включает в себя понимание устной речи и чтение. Экспрессивная речь, или речь как процесс высказывания, включает в себя активную устную речь и самостоятельное письмо. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, потом проходит стадию внутренней речи, в которой идеи высказывания кодируются в речевые схемы, и, наконец, завершается развернутым речевым высказыванием.
Процессы смысловой переработки полученного сообщения и порождения речевого высказывания обеспечиваются интегративной (совместной) деятельностью отделов коры больших полушарий, которая как раз и нарушается при употреблении наркотических веществ. Различных нарушений речи при наркомании очень много. Степень и характер нарушений меняется в зависимости от того, как давно был принят наркотик. Это может быть расторможенность и многоречивость сразу после приема наркотика. Наблюдается ускорение речи, появляются неоконченные фразы, происходит скачок идей. Потом - монотонность и повторение одних и тех же слов. Темп психических процессов обычно замедляется. Речь обеднена словами, часто состоит из словесных шаблонов. Больные легко застревают на одних и тех же представлениях, не могут сразу переключиться с одной мысли на другую, не способны в разговоре выделить главное, в связи с чем сосредоточиваются на несущественных деталях. Потом больной начинает отвечать только на вопросы. На лицо - явное замедление речи. Активный запас слов беднеет. Больной отвечает односложно ("да", "нет"). Иногда встречается дизартрия, т.е. неоднократное повторение больным ответа на первый предложенный вопрос, в то время как ему задают новые вопросы. Та или иная форма речевого нарушения сочетается со специфической мимикой, движениями, манерой поведения. По изменениям речи можно определить, что говорящий принимал наркотик.
Подытожим результаты нарушения наркотиками психических функций человека.
В начале наркотизации преобладают изменения структуры личности, приводящие к эмоциональной неустойчивости, к повышенной чувствительности, к появлению  истеровозбудимого реагирования на окружающее, к депрессиям. В процессе наркотизации постепенно происходят опустошение психики, снижение интересов и обеднение эмоций.
Наркотическая эйфория ведет к сужению и помрачению сознания. Управление процессами жизнедеятельности осуществляется бессознательно, автоматически. Наркоман не может контролировать свою психику. Искажается восприятие не только сложных явлений (ситуаций, отношения людей), но и простых (времени, цвета, формы, расстояния, звука). Нарушается активное внимание. Мышление тоже расстраивается, становится непоследовательным, образным, чувственным. Изменяются мотивы и побуждения, поведение диктуется патологическими (внутренними) мотивами и может быть связано с содержанием иллюзий и галлюцинаций.
По мере развития заболевания поведение больных теряет индивидуальность и определяется психопатоподобными расстройствами. Наблюдается деградация личности и морально-этическое снижение. Вся деятельность больного связана с покупкой наркотика и с изысканием для этого средств. Развитие этих расстройств и формирование психоорганического синдрома наблюдаются при всех видах наркомании.
Интеллектуальная деградация наркомана особенно хорошо прослеживается в тех случаях, когда до заболевания уровень умственного развития был достаточен. Утрачивается интерес к умственным задачам, оценке, анализу ситуаций, слабеет способность к активной концентрации внимания, что еще больше затрудняет мыслительные операции, ухудшается память на то, что не заряжено эмоционально, то есть на то, что не связано с наркотиком.
Происходит утрата владения наркоманом своими психологическими функциями без действия наркотика. Происходит задержка развития высших форм мышления и выработки этических, нравственных категорий и этических понятий. Происходит утрата уже развившихся способностей. Поэтому среди наркоманов часто можно встретить личности низкого уровня интеллектуального развития (ограниченность интересов, эмоциональная бедность, нравственная   недостаточность,   ориентация   на   потребление   и развлечение).
Происходит истощение психики. Это выражается в глобальном снижении интеллекта, в нарастающем падении активности, влечений, потребностей, эмоций, нравственных чувств. Происходит утрата личностных и общественных интересов, трудоспособности и профессиональных навыков. Нарушаются здоровые микросоциальные связи, привязанности. Нарушаются семейные отношения, семьи у наркоманов часто распадаются.
О былом хорошем интеллектуальном развитии можно судить по запасу слов, достаточно богатому. Скудный запас, с преобладанием жаргона, стереотипных выражений, прибауток, говорит об изначальном низком интеллектуальном уровне. Это полезно знать, так как позволяет косвенно судить о давности болезни в первом случае не только по измененным венам.
Нарастание интеллектуальной деградации приводит к видимому слабоумию. На вопросы наркоман отвечает с паузами, что с трудом старается понять. Лицо расслаблено и тупо. С прогрессированием слабоумия исчезает способность виртуозно лгать.
Эмоциональное уплощение наркомана, его бесчувственность, опустошение его интеллектуальных возможностей, не позволяют ему предвидеть смысл ситуации, в которой он оказался, и последствия своих поступков. Все это вместе с волевым снижением приобретают особый криминальный смысл в контексте среды.
У детей наркоманов замечен низкий уровень психического и физического развития, высокая частота невротических и психопатических расстройств. Для них присуща затрудненность социальной адаптации. Если наркомания развивается в молодом возрасте, то побудительных мотивов к созданию собственной семьи не возникает. Одиночество, отсутствие работы - обычное социальное положение наркомана.
В заключение заметим, что наиболее серьезные, на наш взгляд, разработки в области психологии и социологии ранней  и школьной наркомании проводятся в Самарском государственном университете. Большое количество работ по этой тематике представлено на сайтах:
http://bookap.by.ru/genpsy/narc/oglav.htm («Психология ранней наркомании», С. В. Березин, К. С. Лисецкий, И. Ф. Мотынга, Самара, 1997 г.),
http://www.psycheya.ru/lib/podr_nark_lit.htm, http://glebland.narod.ru/nark.htm.