Семь радуг детства. Часть 16

Ирена Панченко
   " Память человеческая избирательна. Из множества событий она выхватывает порою незначительные, но бережно сохраняет их в своей кладовой долгие годы почти в первозданном виде."
    Такой фразой начала я свою повесть о ранних годах моей жизни, совпавших с  военым лихолетьем, и о событиях из жизни моей семьи в последующие годы, неожиданных и трагических, повторившихся в той или иной  степени в судьбах даже не тысяч – миллионов советских людей.
     В сутолоке повседневья не нашлось времени сразу заверить повествование, память и сегодня – а с годами в, чем дальше в прошлое уходят годы, тем ярче и зримей проступают события далёкого прошлого, оно не уходит, оно как бы требует выхода, требуют глубокого осмысления. Найду  ли время вновь окунуться в воспоминания – не знаю.
     Но в разные годы эти воспоминания будоражили сознание,  выливались в  короткие отвлеченные   житейские  в зарисовки или или в  эмоциональные стихиотворные строки.  Они тоже отразили в какой-то  мере события жизни, но главное в них – взгляд автора на прошедшее через призму времени. Потому сочла уместным включить эти стихи как отдельную главу повести. А .читателей, у которых хватило терпения и интереса прочесть всю повесть - искренне благодарю.

           ДЕТСТВА НЕСКЛАДНАЯ ПЕСНЯ

              Светлой памяти моей мамы посвящаю


Детство, детство,
Нескладною песнею
Ты на сердце моём лежишь.
В ней – двинская волна поспешная,
Даль, где плавно течёт Иртыш.

Годы, годы – суровые вёрсты,
Сколько б вас ни исчезло вдали,
Не забыть, как детей и взрослых
По этапу в Сибирь везли.

В полутёмной тряслись теплушке,
Задыхаясь от смрада тел,
Из окна, словно воду из кружки,
Выпить воздуха каждый хотел.

За оконцем – земля без края:
Волга, степи, Урал, леса…
Здесь, в теплушке – беда людская,
Там – раздолья земная краса.

Это было, это не чудится –
Горький путь всей семьёй на восток…
Даже странно: зелёной улицей
Для меня в мир открытий он лёг.

Позади – тихий город латышский
У двинской говорливой волны…
В трёх верстах виден берег иртышский –
Страхом души людские полны.

Но надежда – услада живущих!
Не убиты – не надо тужить.
Хоть деревня – не райские кущи,
Всё уладится, будем жить.

Детство – радость моя босоногая:
Лес, поляна, цветы у воды…
Ну чего, мам, грустишь у порога,
Если нет никакой беды?

Что тогда понимала, беспечная, -
Лишь бы хлеба ломоть,
                солнца круг!
А на свете есть истина вечная:
Край, что Родиною зовут.

Есть деревня, есть где-то улочка.
Горько ль, сладко ли там жилось –
Память держит любой закоулочек!
Есть красивей, родней - не найдёшь!

Детство, детство,
Босое, звонкое,
Шаг твой где-то вдали затих.
Словно волосы делишь гребёнкою:
Признаёшь лишь врагов и своих.

Этот – красный, а этот – белый.
Свой – чужой.
А иначе – никак.
Всё ты судишь решительно, смело:
Если высланный –
значит, враг

Если выслан…
Что я понимала?!
Разве в чём-то моя вина?
Тот же галстук – торжественно алый,
В сердце – песни, что пела страна…

Годы стёрли следы огорчений,
Детство скрылось в сибирской дали.
Юность – время надежд и
                Свершений,
Всепрощения и любви.

Не искать, не понять причины
В быстроте тех наивных годов…
Всё тесней обнимают морщины
Материнскую скорбную бровь.

Не деревней, не улицей малой
Слово «Родина» в сердце вошло,
Выше горькой неправды стало,
Всё понять и простить помогло.

Всё простить
И за далью увидеть
Всё величье прошедших годов.
Я – твоя, моя Родина, слышишь?
Позови – я откликнусь на зов!

Давней и невозвратной порою
В светлом слове навеки слились
Прибалтийской сосны прибои,
Прииртышских берёзок высь.

Возвращаться к родному порогу
Научилась с годами и я,
Но, как в детстве, - ни мало, ни много –
Моя Родина – вся страна.

       ***
Юность искренне строки писала,
Юность крепкою верой жила.
И лихую годину прощала –
Лишь бы Родина наша цвела.

Что ж теперь не даёт мне покоя –
Словно в рану насыпали соль?
Наплывает – как волны прибоя –
Материнская давняя боль?

Подступает и бьётся упрямо,
Каждый день отравляя житьё.
 Я теперь понимаю, мама,
Всё былое бессилье твоё.

Бьётся, жалит упрямое слово,
Ударяет по нервам моим.
Почему?
Отголоски былого
Проплывают и тают, как дым.

Почему же поверившей силе,
Богатырству великой страны
К материнской добраться могиле
Сквозь заставы мне визы нужны?!

И душа вновь рыдает от боли, -
Не за то, что осталось в былом, -
За страну, где подонкам раздолье
К власти скопом идти напролом.

И былое величье державы
Продаётся на наших глазах.
Процветанье магнатов столичных
На народных вспухает слезах.

Всей душою любя нашу землю,
Я костром на распутье горю:
Латышей я за спесь не приемлю,
Русских за всетерпимость корю.

Только вера растёт ежечасно,
Помогает с достоинством жить:
В жизни вечной за наши несчастья
Власть имущим придётся платить.
1966 –1997 гг.

      ***
Прости меня, родная Латвия!
                Прости!               
Меж нами пролегла давно граница.
И пусть не раз в году – к тебе мои пути,
А по ночам ты снова будешь сниться.
                Прости!

Я от тебя ушла уже навек.Навек.
И прикипела я душой к Руссии,
А древний Псков, что встал на стыке рек,
В устройстве жизни для меня – всесилен, -
               

Прости, родная Латвия!Прости!
 В твоей земле -  родительские кости!
И кровь земли – навек в моей груди,
И бремя этой крови не отбросить, -
               

Мне не понять тебя сегодня.Не понять.
 И не смириться с нынешнею  явью:
Меня, латышку, на Руси смогли принять,
Своим сынам ты дарствуешь бесправье.

Навек родная, Латвия моя,
Край детства, я хочу тобой гордиться!
Но сердце вновь спешит за правду биться,
Терзает дух бесславье бытия.

Восстань же, Латвия, пред светом и людьми,
Живи не по указке сильных мира!
И пусть в веках возвышенная лира
Слагает песнь свободе и любви.
2003 - 2008гг.