1. Наркотики. Радость, или смерть

Любовь Горбатенко
«Если ты смерть - отчего же ты плачешь сама,               
Если ты радость– то радость такой не бывает».
                Из двустиший Анны Ахматовой.

СОДЕРЖАНИЕ
1. От автора.
2. Цель написания данной книги. Основные идеи книги.
3. Мифы наркомании. На кого они работают?
4. История употребления и распространения наркотиков.
5. Причины и условия возникновения наркомании.
6. Физико-химические аспекты наркомании.
7. Физиологические и биофизические аспекты наркомании.
8. Психологические аспекты наркомании.
9. Математическое описание статистики наркомании в России. Законы развития эпидемий наркомании, ВИЧ и гепатита С и В.
10. Социологические аспекты наркомании.
11. Биохимия старения при наркомании.
12. Смертность, обусловленная наркоманией. Прижизненные и патоанатомические исследования мозга больных наркоманией.
13. Общие закономерности действия наркотических веществ. Три синдрома и три стадии развития наркомании.
14. Единый механизм и специфика действия отдельных наркотиков. Фрагменты рассказа Михаила Булгакова "Морфий".
15. Ухищрения маркетинга в распространении наркотиков. Музыка и наркотики, курение и наркотики, выпивка и наркотики.
16. Иллюзии, мистицизм, оккультизм и наркотики.
17. От первого лица (почти документальный очерк). Крепко подумай, прежде чем попробуешь первый раз! Предостережения для подростков.
18. От первого лица (продолжение). Косвенные признаки употребления наркотиков. Предостережение для родителей.
19. Основные принципы и методы лечения наркомании и токсикомании. Этапность лечения. Возможные рецидивы. Прогноз.
20. Зарубежный опыт борьбы с распространением наркотиков и профилактической работы по предотвращению наркотизации молодежи. 
21. Правовые аспекты наркомании.
22. Рекомендации к администрации городов по мерам борьбы с предложением и спросом на наркотики.
23. Педагогические рекомендации по закреплению антинаркотической агитации.
24. Обратная связь. Анализ мнения молодых о наркотиках и наркомании.
25. Темы по различным проблемам наркомании, рекомендованные для классных занятий.
26. Российский менталитет. Философские и культурологические аспекты наркомании.
27. Литературная часть книги.
28. Заключение.
29. Литература.


1. От автора.

Когда учителя и родители замечают изменения поведения подростка, вызванные употреблением наркотика, они думают, что это - трудности переходного возраста. Когда становится ясно, что это связано с приемом наркотиков, подросток уже перешел зачастую рубеж первой стадии болезни, получил наркотическую зависимость. И бороться с уже сформировавшейся болезнью очень трудно, так как 95% наркозависимых после лечения опять начинают принимать наркотики. Наши дети не знают, какую страшную "игрушку" они запускают, какой "дьявольский" механизм приводят в действие.
Во всех антинаркотических программах мира на первое место ставят проблему повышения уровня осведомленности населения в вопросах механизма действия наркотиков. Важно донести до каждого подростка, его учителей и родителей знания об этой страшной болезни. Человек, знающий, как быстро и глубоко начинаются патологические процессы при этой "добровольной" болезни, никогда не станет пробовать наркотик. Лучше заранее в семье, в школе разобраться с возможными последствиями.
Психиатры-наркологи имеют разные точки зрения на проблемы наркомании. Тем не менее, многие практикующие врачи успешно занимаются лечением наркомании. Зачастую для успешности лечения важен не метод, а личность  врача. А еще важнее -  контакт между врачом и пациентом, умение врача «достучаться» до человека, принимающего наркотик, и с помощью любых аргументов заставить его отказаться от дальнейшей наркотизации. Потом провести правильное реабилитационное лечение.
В одном из лучших руководств, посвященных практической наркологии (авторы - Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю.), написано о недостаточном знании первопричин развития наркомании. Для объяснения сути этой болезни нужны совместные усилия специалистов многих научных направлений. Особенно важно участие тех специалистов, которые могут разобраться в первопричине развития болезни.
Это - ученые, разбирающие в вопросах действия наркотических веществ на молекулярном уровне, занимающиеся изучением динамики межмолекулярных взаимодействий в органической среде. К их числу относится один из авторов книги. Еще - биологи, биохимики, биофизики, патологоанатомы, работающие с электронным микроскопом.
Действия наркотических веществ на уровне органов, физиологических систем и всего организма расшифруют физиологи, врачи практически всех специализаций, в первую очередь - психиатры-наркологи, но и терапевты, невропатологи, иммунологи и т.д.
"Притормозить" процесс распространения наркомании смогут усилия психологов, культурологов, философов, правоведов, писателей и поэтов, и просто людей, которых молодежь уважает. Нужны усилия педагогов, к числу которых относятся все авторы.
Но главное, нужны усилия самой молодежи. Математический закон роста заболеваемости наркоманией, установленный на основе статистических данных молодым математиком нашей авторской группы, гласит, что скорость вовлечения молодежи в процесс употребления наркотиков (число вовлекаемых в употребление наркотиков в единицу времени, например, за год) пропорционально числу уже вовлеченных в данный процесс подростков. Отсюда следуют соображения по повышению эффективности первичной профилактики наркомании. Так как молодежь лучше всего воспринимает рекомендации сверстников, важно донести сведения о механизме действия наркотиков хотя бы до самой активной части молодежи. Самая эффективная первичная профилактика наркомании будет проводиться самой молодежью! Только тогда можно надеяться, что удастся остановить эпидемию наркомании.
Эта книга нужна в любой семье, где растет ребенок. Пусть Вас не пугает присутствие медицинских терминов. Старайтесь «ухватить» суть прочитанного. Первым тревожным симптомом должно стать для Вас немотивированное изменение поведения ребенка, изменение его отношения к Вам, и вообще в семье. Одно это уже должно стать поводом для беседы с психологом. Возможно, это вызвано употреблением наркотика.
У авторов есть опыт педагогической работы и знание специфики преподавания в школе. Один из авторов имеет 32 года научно-педагогического стажа работы в институте и в школе. Книга построена так, чтобы преподаватели любого школьного предмета могли, развивая по своему усмотрению основные положения книги, обсуждать с учениками те или иные аспекты наркомании. Поэтому эта просветительская антинаркотическая программа является универсальной, постоянно действующей.