Портрет, как зеркало души...

Алексей Анатольевич Карпов
Это можно назвать мистическим совпадением или счастливой случайностью, но спонтанный визит к художнику Ивану Золотухину позволил мне стать свидетелем маленького чуда -  рождения картины, а, точнее, замечательного портрета!
Только одному художнику ведомо, какой из мазков окажется финальной точкой произведения... Кисточка, как дирижерская палочка, взлетала в руках Ивана, расставляя то здесь, то там  оживляющие картину цветовые акценты. Зрелище завораживающее, но Иван, неожиданно отложив кисть, тихо, будто про себя произнес: «Ну, кажется, и все...».
ИВАН-ВОЛШЕБНИК
Вот так мне довелось оказаться первым зрителем портрета музыканта и певицы Натальи Зубаревой. В течение недели Наташа пребывала в статусе модели, и конечно же, видела создание портрета на всех этапах. Но сейчас, любуясь законченным произведением, она не сдерживая восторга, осыпая мастера комплиментами:
 - Иван, ты волшебник! Не знаю, как тебе это удалось, но ты, словно заглянув мне в душу,  изобразил ее сущность и состояние! Ни одна фотография не сможет передать такое! Это не картина — это зеркало души...
Портрет и вправду оказался - чудо, как хорош! Можно не сомневаться, что теперь на протяжении долгого времени он будет источником притяжения и восторгов его обладательницы. А потом приобретет статус главной и самой ценной семейной реликвии.
Сам художник своей работой, как мне показалось, тоже остался доволен. Портрет получился с летним изящно-легким настроением, без пафоса и статичности. На мой вопрос по поводу неожиданного финала картины, Иван улыбнулся.
- Главное, суметь вовремя остановиться, - признался он. За мной водится такой грешок: всегда хочется довести работу до совершенства, но эти мелкие поправки можно вносить до бесконечности, а они, зачастую губят самые удачные места и интуитивные находки. Словом, лишают картину зрительной легкости. Поэтому важно на пике настроения поймать этот момент, и поставить точку, а вернее многоточие, оставив некую недосказанность.
КАК АГРИППИНА ИВАНОВНА
 В БРАТИСЛАВУ СЪЕЗДИЛА
Рассказывая о свои первых серьезных удачах в портретном жанре, Иван Золотухин вспомнил историю, связанную с его бабушкой Агриппиной Ивановной.
Будучи студентом Суриковского училища, я приезжал на каникулы в город Балашов. Там много писал с натуры, в том числе и портреты земляков. Но бабушка была моей самой любимой моделью. Она терпеливо позировала мне часами, а во время сеансов рассказывала о своей жизни. Так, в 1991 году я написал масляными красками ее портрет, который назвал «Вдова фронтовика». Увидев законченный портрет, бабушка очень растрогалась, признавшись, что на картине будто отразилась вся ее трудная судьба.  Овдовела Агриппина Ивановна рано, муж погиб в боях под Москвой, а точнее на Волоколамском шоссе. Бабушка больше замуж не вышла, детей поднимала в одиночку.
«Только, Ваня, ты уж больно темным лицо мне сделал! Чай, люди потом будут смотреть, скажут: ну, какая-то бабка темнолицая...» - наводила критику бабушка. И как будто в воду смотрела — многие тысячи людей увидели ее портрет. В преддверии юбилея Победы картина «Вдова фронтовика» экспонировалась на московской выставке, организованной на Поклонной горе. Оттуда выставка переехала в словацкий город Братиславу, а сейчас портрет стал достопримечательностью саратовской выставки.
ДА КТО ЖЕ ИХ СЧИТАЛ!
Зная с какой самоотдачей Иван относится к работе над портретами, я поинтересовался количеством  портретных работ, которые он написал за четверть века.
Вот это ты задал вопрос! - засмеялся Иван, - кто же их считал?! Даже приблизительно не могу сказать! Может быть сто, а может и больше... Вообще, портрет — очень ответственное дело, в котором важно показать не только внешнее сходство, но и психологический стержень, характер модели.
Кстати, в отличие от европейских художников, у многих представителей русской художественной школы это получалось гораздо удачней. Если европейцы больше уделяли внимание эффектности позы или нарядам, то российские живописцы акцентировали внимание на передаче внутреннего мира модели. Даже провинциальным художникам удавалось, изображая купцов или помещиков, передавать их человеческую суть с гоголевской меткостью. Смотришь на такие портреты и понимаешь: вот этот был самодур, этот эпикуреец-обломов, а тот прохвост... Портреты, пережив своих создателей и моделей, стали культурным наследием и визитной карточкой того времени. Поэтому работа над портретами ко многому обязывает.
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО ПРИЗНАНИЕ...
Вспоминая восторг Натальи Зубаревой в момент, когда она увидела свой портрет, я поинтересовался у Ивана, какие чувства испытывает он. К примеру, жаль ли расставаться с картиной, в которою вложено столько труда и эмоций... И по затянувшей паузе  стало понятно, что однозначного ответа не будет.
Чисто по-человечески, конечно, иногда бывает и жаль, но с профессиональной точки зрения это показатель востребованности, к которой стремится любой живописец. Для людей творческих профессий очень важна обратная связь  в виде профессиональных оценок, обсуждений, визуальных эмоций или хотя бы доброго слова. Когда видишь, что человеку искренне нравится  написанная тобой картина, то это окрыляет, добавляет веры в себя.
Осенью в Москве состоится выставка художников, которые являлись учениками  профессора Вячеслава Николаевича Забелина. Будучи его учеником, я тоже послал  на конкурсный отбор фотографии своих работ. Вскоре по электронной почте пришло письмо от председателя отборочной комиссии академика Николая Алексеевича  Визжилина, в котором он в комплиментарном тоне отзывался о моих картинах, прошедших конкурсный отбор. Особенно тронули слова, что «преподаватель В.Н. Забелин, мог бы гордиться такими учениками, как Вы Иван». Говорю об этом искренне и без кокетства, так как для меня это действительно - наивысшая оценка и стимул к дальнейшей работе.

Заказ портретов 8-903-023-35-21