11 часть. Танькино детство. Клубника

Сиеккинен-Сумарокова Татьяна
В середине июня начинаются заготовки на зиму. Первой поспевает клубника, и тут-то хозяюшки начинают суетиться над вареньями, компотами, джемами. Хороша свежая клубника с сахарком, с молоком, со взбитыми сливками. Особое лакомство в моей Ниновке - вареники с клубникой.

Однажды ранним июньским утром  мама разбудила меня:

- Таня, просыпайся! Пойдём к бабушке Дуне в Песчанку. Бабушка Дуня - это племянница моей бабушки Паши

- В Песчанку? - обрадовалась я. Вскочив с постели, на ходу надела платьице, сандалии.  Выбежала во двор. Умывшись прохладной водой из ведра, которое стояло на траве, я почувствовала освежающую  бодрость.

- Мам! А мы там долго будем? - спросила я.

- Клубники нарвём и домой! До обеда должны вернуться, корову доить кто будет? - ответила мама. Мы быстро позавтракали. Мама  взяла приготовленные с вечера творог и банку молока, положила всё в корзину, и мы отправились в путь.

Дорога на Песчанку идёт через Хуторок - это одна из  улиц Ниновки, расположенная на берегу реки Оскол. Свернув к речке, узкой тропиночкой взяли курс на Песчанку. Освежающий воздух, утренние трели соловья,  запах травы, речной воды и однообразное кваканье лягушек сопровождало нас на протяжении всего пути.

- Почему лягушкам не спится? Мам?

- К дождю квакают, вот им и не спится. Дождь будет! Бог даст справимся побыстрее и назад! - с волнением добавила мама.

Вдали, на противоположном берегу реки, виднелись церковные купола.

- Мам, долго нам ещё идти? - поинтересовалась я.

- Нет, дочь, скоро придём.

Вот и мост. Держась за перила, мы осторожно перехшли на другой берег и сразу оказались в Песчанке.  Всё кругом было чужим, мне казалось, что я попала в другой неуютный мир.

- Мам, смотри какая большая церковь! – удивлялась я.

- Да... Песчанские ходят на службу.

- А Ниновские? - спросила я у мамы.

- Ниновским далековато, не все могут с больными ногами так далеко ходить. - с грустью добавила мама. - Да и времени мало, работа всё забирает! – рассуждала мама.

Узкая песчаная дорожка вывела нас на большую широкую улицу.

- Ну вот и пришли. - облегчённо сказала мама.

Завернув за угол дома, мы подошли к калитке. Калитка была ещё закрыта на засов. Войдя в палисадник, мама постучала в окно. На крыльцо вышла бабушка Дуня.

Бабушка Дуня небольшого роста, крепкая, быстрая во всем женщина.

- Ой, Лида?! Молодцы, что пришли! Клубники в этом году - море! – радостно встречала нас бабушка Дуня. - Чаю хотите?

 - Нет! Спасибо, тётя Дуня! - поблагодарила мама. - Нам бы побыстрее управиться с клубникой и домой, а то вдруг дождь пойдёт.

- Да, сегодня хмарит, Ну, ладно, пойдём на Берлин, там у меня огород побольше!

Берлин - это одна из улиц Песчанки.

Клубники, и правда, было много – целое море! Крупная, спелая ягода лежала повсюду!

- Таня, кушай ту, которая почище. – улыбаясь, предложила бабушка Дуня.

Я выбирала самую красивую, спелую клубничку. Откусив, рассматривала её и думала:

- Какая сладкая ягодка!

Мы быстро наполнили нашу корзину. Бабушка Дуня угостила нас чаем с вишнёвым варением и печеньем! Поблагодарив её, мы распрощались.

- Тётя Дуня, приходите к нам в гости! – пригласила её мама.

Обратный путь показался мне длинным и скучным. Возможно от жары или от усталости.

- Я устала, мам? Хочу поскорее домой! - чуть ли  не плача, жаловалась я маме.

- Идём, идём уже!- успокаивала меня мама. - Вот ты хнычешь, хотя прошла не так далеко, а мы в войну за солью ходили пешком за много десятков километров и ничего! А тут, вон уже и Ниновка видна!

Проходя по переулку, мы поздоровались с Трофимом Стефановичем и его женой тётей Шурой.

- Лида? Вы никак в Песчанке были?

- Да! За клубникой ходили.

- Варенье будешь варить? - поинтересовалась тётя Шура.

- Да надо и варенья сварить на зиму, да и так дети пусть покушают. - ответила мама. - А коров ещё не пригоняли на обед?

- Нет! Ни коров, ни коз! Вот сидим, ждём.

- Ну,  слава Богу! – облегчённо, вздохнула мама. - Успели.

Войдя в дом, я сразу же завалилась на диван.

Бабушка Паша хлопотала на кухне. Отложив в сторону все свои дела, принялась  перебирать клубнику:

- Хорошая какая! Крупная! Варенья сварим, с сахаром перетру, а к ужину вареников сварю.

Я лежала на диване, слушала бабушкины рассуждения и успокаивалась. Мне было хорошо и уютно. Усталость быстро ушла, и я подсела поближе к бабушке. 

- Танька, отдохнула? Сбегай очередь займи за керосином! Сегодня должны привезти! - улыбнулась бабушка, давая мне работу.

Я любила бабушку, поэтому с радостью побежала выполнять её поручение.

Раз в неделю керосин привозила специальная машина. За клубом глубоко в земле находилась большая ёмкость, которая наполнялась керосином из этой машины. Задолго до её приезда за клубом собирались ниновцы, занимая очередь.

В ожидании своей очереди, я присела на десятилитровую металлическую канистру. Керосин разливала тётя Катя, продавец нашего магазина. Она быстро орудовала металлической литровой кружкой с длинной ручкой, отмеривая нужное количество горючего. Воздух был наполнен  запахом керосина. У меня закружилась голова и слегка подташнивало. Но вот подошла моя очередь, мне налили полную канистру.

-Таня, ты донесёшь? - спросила тётя Катя.

- Лёнька придёт за канистрой! - уверенно ответила я тёте Кате.

Вскоре пришёл Лёнька, и мы благополучно доставили керосин домой.

- Молодцы! - похвалила нас бабушка. - Теперь есть, на чём варить вам вареники.

Я вышла посидеть на скамеечке у дома, а в это время мимо проходили мои подружки Лариска, Таня и Анька.

- Пойдём купаться, Тань?! - позвали они меня на речку.

Быстро переодевшись, я догнала подружек. Мы направились на наше любимое место купания – «камни». Вода была тёплая-тёплая. Мы ныряли, прыгали с обрыва, плавали, играли в «Салки». Время пролетело стрелой.

Вечером бабушка замесила тесто для вареников.

- Бабуш, можно я помогу лепить вареники? - спросила я у бабушки.

- Можно! Сейчас, сейчас начнём лепить!

Мы с ней налепили вареников. Бабушка варила их и в большой глубокой миске подавала к столу. Пышные, аппетитные, пересыпанные сахаром, вареники быстро исчезали...

-Колхозные получились в этот раз! -  улыбалась бабушка.

                Продолжение тут http://proza.ru/2015/06/13/1298