Паломничество в Израиль на Пасху 2015. Продолжение

Вадим Гукало
Паломничество в Израиль на Пасху 2015. Продолжение.

13 апреля. Понедельник Светлой седмицы.
Мы выехали на автобусе из гостиницы РДМ( Русской Духовной Миссии) в Вифлееме в 06.30 и направились в Галилею. К нам присоединился священник – молодой батюшка, который  служил в одном из московских храмов при монастыре и работал там над  каким-то своим теологическим трудом.
Примерно в  09.00 приехали в Назарет. Этот городок дал Иисусу второе имя Назарянина, как это было принято в Иудеи. Это имя  было употреблено  в надписи Понтия Пилата - Иисус Назарянин Царь Иудейский  на  кресте. Наш автобус остановился возле большой сувенирной лавки, которая имеет оплаченную парковку на улице, и бесплатный туалет внутри. Я  был в этом магазине в 2013г, когда я с моим хорошим приятелем из Хайфы  взяли тур «Христианская Галилея» и приехали сюда. Цены в том магазине явно завышены и кусаются. Рядом есть другие лавки, где более-менее приемлемые цены на сувениры.  Я не стал ничего покупать, вышел из магазина и грелся на солнышке. Довольно долго наша группа  занималась шоппингом. Наконец, мы пошли в Базилику Благовещания.
 Базилика Благовещания – это  святыня Христианства. Она является главным символом и духовной доминантой преимущественно арабского Назарета. Огромное здание храма создано итальянским архитектором в 1969 и полностью принадлежит католикам. Наш гид - сестра Силуана из Горненского монастрыря ввела нас  во внутренний двор Базилики, которая построена на месте дома Святого Семейства. По периметру внутреннего двора справа от входа на стене установлены мозаичные пано Богородицы с Младенцем, которые были подарены  от католиков из Италии, Литвы, Венесуэлы, Бразилии, Таиланда, Сингапура, Филлипины, Грузии,  Румынии, Украины и др.  Последним пано на стене представлена Греция – копия иконы Владимирской Божьей Матери.
 Мы зашли во внутрь Базилики Благовещания – в ее Святая Святых нижнюю церковь, хранящую останки прежних церквей, построенных на месте дома Святого Семейства. Сюда Иосиф, Мария и 3-х летний Иисус возвратились после бегства в Египет и после смерти царя Ирода. Как прошло детство Иисус? В  апокрифических Евангелиях сказано о том, что Иисус  в детстве творил разные чудеса. Несомненно, что это  фантазии первых христиан.  А иначе бы слава о необычном феноменальном ребенке из Назарета  быстро распространилась бы по Галилеи и Палестине в то время. 
 Детство Иисуса  протекало обычно и не было необычных чудес. В провинциальном Назарете спокойно и тихо вырос Иисус. Он ходил по субботам учиться в местную синагог,  читал Тору и книги пророков. Рано утром Иисус вставал и молился вместе с отцом Иосифом главной молитвой евреев: «Слушай Израиль». По древней традиции из поколения в поколение в еврейской семье каждый новый день начинался и заканчивался  этой молитвой: «Слушай  Израиль: Бог наш, Господь наш един есть. И  люби Господа бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И напиши их знак на руку твою, и да будут они повязками над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих». ( Второзаконие 6;4-9) 
Это торжественное обращение к народу: «Слушай, Израиль!»  - Иисус использовал как Мессия, когда отвечал на вопрос книжника: « Какая первая из всех заповедей?» (Мр. 12-29) 
В основе как иудаизма так и христианства лежит глубокая религиозность, духовная дисциплина и этическая идея как   нравственный кодекс жизни заключенная в Десяти заповедях Моисея и главной заповеди - возлюби  Бога и ближнего, как самого себя. Иисус говорит, что в Его и в Божественном понимании ближний – это человек, который нуждается в помощи вне зависимости от национальной принадлежности и вероисповедания. Все люди равны перед единым Богом. Иудеи считают себя Богоизбранными, а своими ближними только иудеев или людей, исповедующих иудаизм. 
 Вернемся в Назарет. Археологи рисуют нам следующую картину жизни: дом Святого семейства был одноэтажной постройкой. Перед входом снимали сандалии и входили босиком.  У входа стоял кувшин с водой для омовения и прохлады, для приятного запах в воду клали ароматические цветы. На полу лежали циновки и плетеными рогожами. Под потолком висела лампа светильник. Вдоль стен стояли лавки, в нишах располагались полки с кувшинами и запасом пресной воды. Вдоль стен были лежанки со стеганными одеялами, а в углу находилась полка, где лежали свитки со Священным писанием. К дому примыкала мастерская, рядом был небольшой сарайчик для древесины или готовой продукции. Отец Иосиф был плотником, делал деревянные детали упряжи - орала,ярма, а также мебель – кровати, лавки  и пр. Конечно, он научил Иисуса своему ремеслу. Отрок Иисус послушно помогал своему пожилому отцу, старался и учился плотницкому ремеслу. Древесину как сырье, видимо приходилось покупать, так как в Назарете кроме пальм  очень мало больших деревьев. Караванный путь проходил мимо  Назарета через соседний город Афула, поэтому о Назарете практически ничего не известно историкам. Население Галилеи было очень смешанное, среди иноплеменников было много язычников, поэтому правоверные благочестивые иудеи презрительно относились к жителям Галилеи и сложили унизительные поговорки:
 « Пророк не приходит из Галилеи» и  «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1-46; 7-52) До сих пор иудеи не признают Иисуса не только Спасителем и Мессий, но и пророком Божьим, потому что Мессия должен прийти из Вифлеема, но никак не из языческого Назарета. Ну, да Бог им судья!
Эти люди  законсервировали себя и свой разум в Ветхом Завете.
Канонические евангелия, практически ничего не сообщают нам о годах жизни Иисуса  с 12  до 30 лет.
 Согласно апокрифам праведный Иосиф умер, когда Иисусу было 19 лет. Что было потом? Из различных источников нам известно, что  молодой Иисус  покинул Назарет и вместе с караванами стал путешествовать. Существует «Тибетское Евангелие», которое опубликовал русский журналист Николай Нотович  в 1910 году. В нем говорится, что Иисус посетил Индию и Непал.  Между прочим мы знаем, что апостол Фома проповедовал и закончил свою жизнь в Индии. О далекой и богатой  Индии было известно в Палестине. Из Индии везли специи, пряности, кашемирские шали и другие товары. Торговые пути шли с караванами из Индии в Вавилон, через Сирию, Палестину и дальше в Италию или Египет.
 Многие исследователи с большой долей уверенностью предполагают, что Иисус посетил и какое-то время жил в кумранской общине ессеев на берегу Мертвого моря. Сохранился даже апокриф Евангелие от ессеев. Возможно, что покинув общину ессеев, Иисус пришел  на Иордан к Иоанну, чтобы креститься  у него...Когда Иисус вернулся после долгого отсутствия  в языческий Назарет и стал проповедовать  Его Учение, то местные  жители не только не поняли и не приняли Его слова, но возмутились и возненавидели так, что решили Его убить и попытались сбросить Иисуса вниз с горы. Это гора Низвержения находится в 3 км от Назарета. Там построен небольшой храм русской благотворительницей М.Киселевой.
Здесь в Назарете Иисус сказал знаменитую фразу: « Истинно я говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк.4 -16)
Самая древняя часть Базилики Благовещания представляет собой грот высеченный в скале. Там расположен алтарь. Здесь произошло таинственное явление Архангела Гавриила и Благовещание Девы Марии, которой было тогда всего 14 лет. Под алтарем на мраморной плите написано по латыни: Здесь слово стало плотью. Огромное помещение нижней церкви украшают уникальные, очень красивые витражи из яркого цветного стекла.  В верхний храм Базилики мы не поднимались  и сразу направились в греческий храм Архангела Гавриила и Святого Источника. Было два Благовещания, согласно Протоевангелия св.Иакова: « Взяв кувшин, Приснодева Мария пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. И стала Она оглядываться, чтобы узнать откуда этот голос. И испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал пред Нею Ангел Господень и сказал: « Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнешь по слову Его». Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: «Неужели я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» И сказал Ангел: Не так, Мария, сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рожденное тобой Святое наречется Сыном Всевышнего. И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет народ свой. И сказала Мария: Я раба Господня, да будет мне по слову твоему».
В греческом храме Архангела Гавриила и Святого Источника шла служба, поэтому мы тихонько прошли  к источнику, помолились, набрали воду в бутылки и вернулись к автобусу.
 Вскоре мы выехали из Назарета, наш автобус прибыл в город Кана, и мы посетили католический храм Чуда в Кане. Здесь Иисус сотворил  чудо – претворил воду в вино на свадьбе в этом небольшом городке. Во дворике было много народа. Сюда приезжают католики со всего света, чтобы заключить брак. Когда мы зашли во двор, там была группа филиппинских  паломников и новобрачные. Две башни фасада церкви символизируют двух пара новобрачных. Во время археологических раскопок были обнаружены большие водоносы  и цистерна для хранения воды.  Мы вышли из Храма и зашли в местную лавку, дегустировали и купили местного довольно хорошего и недорого вина.
Дальше наш путь лежал на очень заметную издалека как огромный стог сена - гору Фавор, высота которой 588 метров.  Наш автобус прибыл к подножию горы, а затем мы пересели в микроавтобусы, которые быстро доставили нас на вершину ко входу греческого православного монастыря. Во дворе монастыря много цветов и находится величественная сосна, а в стороне установлена большая, железная, очень необычная  колокольня. Она  сделана в виде арок  и состоит из трех этажей. Если обойти храм вокруг, то с тыльной стороны можно увидеть три стилизованные кущи (шалаш-палатка) – Христу, Моисею, Илии.  С плоской вершины горы открываются прекрасные панорамные виды на окружающие поля пшеницы и  холмы Галилеи.
 В храме Преображения находится большая каменная баптистерия для обряда крещения. Там очень красивый иконостас золотистого, зеленого и красного цвета. Глаза радуются! Румынские монахини нас напоили кофе, угостили хлебом и яйцами в трапезной, которая примыкает прямо к помещению храма. И вскоре мы уехали с этого Благословленного и святого места вниз к подножию горы Фавор. Только я сожалел, что не смог посетить великолепную католическую базилику Преображения.
Следующая остановка была на берегу озера Кинерет или Галилейского моря в русском женском монастыре Марии Магдалины.  Нас уже там ждали и стол был накрыт. Трапеза была обильной и проходила  на свежем воздухе. В числе прочего нас угостили жареной рыбой Святого Петра – местным видом телапии, которая в изобилии водится в озере. Это была очень вкусно. Всем понравилось. Интересно, что этот вид рыбы телапии водится еще только в Ниле.  На территории монастыря есть радоновые целительные источники, особенно полезно там окунаться женщинам с разными гинекологическими болезнями, но я не стал там купаться.  Помочил ноги и посидел на берегу озера, которое после сезона дождей поднялось на несколько метров, так что береговые пальмы стояли в воде. С берега озера открывается замечательный вид. Прямо перед нами местные рыбаки стали выбирать сети.  Сытые и очень довольные мы попрощались с монастырем Марии Магдалины, сели в автобус и направились к пограничному переходу между Израилем и Иорданией. Сестра Силуана передала нас Ольге – нашему гиду по Иордании. Без проблем прошли пограничный и таможенный контроль. На иорданской стороне нас уже ждал автобус. Примерно в 21.00 мы прибыли в Русский странноприимный дом или дом паломника, который находится на месте Крещения Иисуса Христа на реке Иордан. Нас уже там ждали, быстро разместили в двухместных номерах и накормили очень вкусным ужином. После ужина я вышел на свежий воздух и наслаждался теплом и тишиной. Дом Паломника построен в 2011 году, после официального визита в Иорданию нашего президента Владимира Путина. Он встретился с королем Иордании и договорился с ним о выделении России участка земли.  Дом паломника построен по оригинальному проекту: в центре комплекса на 2-м этаже находится церковь, а под ней арочный проход в виде туннеля, который выводит через 50 метров к реке Иордан. С двух сторон к храму примыкают жилые корпуса. Оттуда со второго этажа можно попасть прямо в храм.
14 апреля. Светлый Вторник.
Подъем в 0600 и на утреннюю службу в храм Странноприимного дома. В иконостасе красивые мозаичные иконы. В алтаре храма очень светло из-за большого окна. После службы был крестный ход вокруг храма. Я шел первым в крестном ходе и нес фонарь, внутри которого горела лампада. Когда священник окроплял нас святой водой и говорил: « Рцем все: Христос воскресе!», мы все довольно дружно, громко и радостно отвечали: «Воистину воскресе!» 
 После крестного хода завтрак. В 07.30 мы выехали на эксурсию. Ольга –наш гид по Иордании. Она примерно 20 лет назад еще при Союзе вышла  замуж в Москве за иорданца, приехала сюда и стала работать здесь гидом. Мне она очень понравилась за энциклопедические знания, хорошую память, доброжелательность и тактичность.
 Наш автобус немного проехал вперед, мы вышли и  направились к археологическим раскопкам на месте крещения Иисуса. В Евангелии сказано:
" Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему Небеса, и увидел Иоанн духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас, с Небес глаголющий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое  Благоволение". (Мф.3-13)
 Брод через реку Иордан называется Вифавара - дом перехода. Он находится недалеко от Мертвого моря и имеет всего только десять метров в ширину. Река здесь делала поворот и убыстрялась. На берегу растет густой тростник и  кустарник, который образует рощи и буреломы. Сквозь ветви деревьев и кустарников виднеются пустынные горы, взобравшись на которые можно увидеть Мертвое море и древний Иерихон. Вода Иордана - это единственный источник влаги, поэтому здесь  много птиц, насекомых и зверей. Именно здесь в Вифании за Иорданом напротив Иерихона жил Иоанн Креститель.
 Иоанн Креститель был суровым аскетом и обличителем греха. Он носил грубую одежду из верблюжьего волоса, которую подпоясывал кожаным поясом. Иоанн употреблял в пищу акриды-саранчу и мед диких пчел. По мнению Иосифа Флавия: "А лицом был как дикарь"  (Иудейские войны стр.132)
Этот человек был абсолютно независимым от общества и был его суровым обличителем как ветхозаветные пророки.  Иоанн прославился во всей Иудеи как пророк, который проповедовал слово Божие, призывал народ к покаянию. К нему шли люди со всей Палестины.
 Он говорил иудеям: "Сотворите достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Лк.3-8)
Как ветхозаветные пророки, Иоанн был страстным хулителем пороков властей. Он говорил царю Антипе: «Зачем жену брата взял, беззаконник?! Как брат твой умер жестокой смертью, так и ты пожат будешь серпом небесным. Не умолкнет Божий промысел. Но уморит тебя злыми печалями в иных странах за то, что не семя восстановил брату своему, но похотью исполнился плотскою и прелюбодействуешь с  детьми, рожденными от него». (Иудейские войны. С. 142-143)  За такие слова Иоанн заключен в тюрьму на долгое время, но имел возможность разговаривать со своими учениками.
  Иродиада, внучка Ирода Великого, была красивой, гордой, честолюбивой, страстной, злой, хитрой и мстительной женщиной. От брака с тетрархом Филиппом, который был лишен права наследства, у Иродиады была красавица дочь Саломея. Иродиада не любила иудейство и презирала его законы. Она была не только невесткой, но и племянницей Антипы. Ее отец был казненный сводный брат Антипы - Аристовул.  Ирод Антипа страстно влюбился в нее и хотел на ней жениться. Если в Египте такой родственный брак был нормой, то в Израиле этот союз считался беззаконным. Для этого Антипе нужно было каким-то образом избавиться, убить свою первую жену - дочь Арета, властителя Петры. Арабская царевна решила бежать, узнав об этом. Ей удалось бежать в крепость Махеро на берегу Мертвого моря и с помощью отца в конце концов прибыть в Петру. Тогда и совершился почти кровосмесительный союз Антипы с Иродиадой, который сурово обличал Иоанн. Антипа велел схватить Крестителя и заключить его в крепость Махеро. Он хотел, чтобы Креститель замолчал и перестал осуждать и подрывать его авторитет. Он не желал смерти Иоанну, в отличии от Иродиады.  Иродиада ненавидела Иоанна. Представился случай, и она им воспользовалась. Она виновна в смерти пророка.  В крепости Махеро Антипа праздновал очередную годовщину своего восшествия на престол. На великолепное пиршество были приглашены все военно-начальники и важные персоны. Перед гостями исполнила танец юная, стройная 14-летняя Саломея дочь Иродиады. Она доставила удовольствие всем своим танцем. Ирод Антипа был так  восхищен, что поклялся  ей дать все, что она пожелает, в награду за танец. Девушка побежала к матери просить совета. Иродиада сказала своей дочери просить у Антипы,  принести голову Иоанна Крестителя. Слабовольный царь омрачился, но оказался не в силах отказаться от своего слова и совершил страшное преступление – приказал убить пророка. Он приказал обезглавить Иоанна Крестителя и принести его голову на блюде, которое отдал Саломеи, а та передала его матери.
 Блаженный Иероним приводит придание, что Иродиада издевалась и глумилась над головой пророка. Она золотой булавкой и иголкой проколола язык Иоанну, утоляя жажду мести, а затем приказала закопать голову отдельно от тела. Иродиада считала, что если голова будет захоронена вместе с телом, то Иоанн может чудесным образом воскреснуть. Тем временем царь Петры Арет начал войну с Иродом Антипой за честь своей дочери.
 «На этой войне в одном из сражений, говорят, погибло все войско Ирода: это было ему наказание за смерть Иоанна». (Евсевий Кесарийский)
«Ирод написал об этом Тиберию. Тот разгневался на действия царя Ареты, послал  приказ объявить ему войну и представить ему Арету либо живым в оковах, либо прислать ему его голову. Такой приказ отдал Тиберий сирийскому наместнику». (Иосиф Флавий)
 «Что  касается Саломеи, то, по преданию, она погибла ужасной, но заслуженной смертью. Идя по льду, она провалилась, и сдвинувшимися льдинами ей отрезало голову. Поистине не осталась без отмщения кровь праведника!» (А.Лопухин)
 Я возвращаюсь к описанию своей поездки.
  В результате землетрясений, которые часто случаются здесь, река Иордан несколько раз менял свое русло, поэтому место крещения Иисуса находится на территории Иордании. Археологи обнаружили здесь руины пяти церквей на этом святом месте. Интересно, что главный храм построен был крестообразно не имел алтаря. Его алтарем служил сам Иордан, к которому можно было спуститься по ступенькам для крещения. Мы пропели праздничный тропарь: Во Иордане крещающегося Тебе Господи, Троическое явися поклонение...» и прошли дальше вперед к греческой церкви с красивым куполом золотого цвета, которая построена в 2005 году. Недалеко от храма протекает река Иордан. Там с израильской стороны оборудован спуск к реке для омовений. Со стороны Иордании под навесом веранды скучал один пограничник. Я с ним сфотографировался на память.
Я потрогал воду в Иордане. Она тогда была прохладная и очень мутная желто-серого цвета. Желание окунаться не было, я еще кашлял и  до конца не восстановил свое здоровье.
Иисус после  крещения в Иордане и общения  с Иоанном полюбил это место. Он вернулся сюда в  последний год Его служения  «Опять хотели с хватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него». ( Ин.10; 39-42)
После посещения места крещения на реке Иордан наша группа отправилась на холм пророка Илии, который расположен неподалеку. С этого холма по библейскому преданию пророк Илия на глазах пророка Елисея вознесся на небо. На этом пологом холме остались только фундаменты древних храмов и руины монастырей.
 Мы недолго там были и  поехали дальше в столицу Иордании город Амман. По дороге наш автобус обогнал грузовик, до верха груженный спелыми арбузами. Это было необычно видеть в начале апреля.
Амман очень необычный город. Он раскинулся на склонах холмов. Двух или трехэтажные однообразные дома характерного светлого канареечного цвета очень плотно построены друг к другу.  Издали это выглядит как огромный светлый пчелиный улей, где каждый дом похож на отдельную пчелиную ячейку. В Аммане мы посетили музей под открытым небом Цитадель. Оказывается, город Амман в набатейский, римский и византийский периоды назывался Филадельфия ( переводится - любящий брата) Этот город располагался на перекрестке торговых путей и был очень известен в древности. В римский период  (63г дон.э. – 324г н.э) здесь был построен огромный храм, посвященный Геркулесу и огромный амфитеатр. Языческий храм был разрушен в результате землетрясений. В настоящее время восстановили лишь пару колонн с перекрытием, от огромной статуи Геркулеса сохранились лишь небольшие фрагменты. А вот городской амфитеатр на пять тысяч человек хорошо сохранился. Мы зашли в здание археологического музея. Там собраны разные экспонаты в основном римского периода. Удивила мозаичная икона какого-то византийского святого. Он изображен в молитве с поднятыми вверх руками. Внизу на его епитрахили были изображены два знака свастики как прямой так и обратной. Наш гид объяснила мне,что свастика – это название пришло из Индии; а этот знак назывался герметический крест в Византии. Но это еще раз показывает, что древняя Индия и Византия имели общую символику. Также в музее запомнился экспонат – стеклянная рыба. Дело в том, что крест был символом позорной казни и стал символом христианства только в 3-4 веках, после того как Крест Господень был обретен  царицей Еленой в Иерусалиме.  До этого в раннем христианстве символом Христа была рыба. По первым буквам слова «рыба» - I –CH-TH-U-S. В переводе с греческого значит - Иисус Христос Единый Бог. Вскоре мы покинули Амман и вернулись назад в Дом Паломника. Перед ужином мы собрались на обустроенных купальнях прямо возле реки Иордан. Батюшка совершил молебен, после которого многие из нашей группы совершили омовение. Потом был ужин. Все было очень вкусно, так как было приготовлено с молитвой. А после ужина мы наслаждались спокойствием, тишиной и теплом на скамейках перед домом.
15 апреля Светлая среда.
Позавтракали и в 08.00 выехали с вещами из гостеприимного Дома Паломника. Наш автобус ехал по пустыне. Редкие колючки неожиданно зацвели, и пустыня местами окрасилась приятным желтым цветом. Наш автобус прибыл на гору Нево. Именно с этой горы Господь показал пожилому пророку Моисею землю обетованную после сорокалетнего скитания по пустыне. Действительно с горы открывается панорамный вид на долину реки Иордан, которая впадает в Мертвое море, а вдали виден зеленеющий оазис города Иерихона. На этой горе пророк Моисей умер. Местонахождение его гроба неизвестно. На вершине горы был построен греками монастырь. Там выставлен огромный камень в виде диска диаметром около 2.5 метров. Оказывается, этот тяжелый камень-«голел» служил дверью, перекатив камень, монахи закрывали вход в монастырь. Он был расположен в желобе. Утром и вечером монахи поливали желоб маслом для уменьшения силы трения, а затем его приваливали и отваливали от входа в монастырь.
После горы Нево наш автобус прибыл в город Мадаба. В этом городе находится греческая церковь с уникальной мозаичной картой Святой земли. Эта мозаичная карта была найдена случайно. Она служила своеобразным путеводителем по Святой земле. Там изображен во всех деталях Иерусалим, Вифлеем, Иерихон, река Иордан, Мертвое море. Мозаичная карта восхитительна. К сожалению она не полностью сохранилась. Город Мадаба является центром мозаичного искусства в Иордании. Мы заехали в богатый магазин. Там на входе мы наблюдали как рабочие создают мозаику. Куски разноцветных каменных пластин были предварительно тонко нарезаны. Рабочие подбирали нужные куски камня и  по нарисованной матрице выкладывали мозаику. Магазин был очень дорогой, мы ходили там как по музею, но было интересно.
После этого мы посетили   археологический центр Умм Ар-Расас.  Там найдены развалины византийских храмов 7-8 веков. Мозаичные полы удивительно хорошо сохранились. На полу можно там разглядеть  название и главные   достопримечательности разных древних городов, а также изображения животных и птиц.  После Умм Ар-Расаса мы посетили башню столпника. Столп – башня выстроен из камня высотой примерно 5-6 метров. Он служил трибуной для проповедника, который поднимался и спускался по приставной лестнице. Столпничество – это особый вид аскетизма и затворничества. Столпник в любое время  дня и ночи находился на столпе. Он молился и проповедовал людям. Некоторые проповедники-столпники прославились своей святостью, как основатель столпничества Симеон – столпник. Столпник Алипий в 7 веке провел на столпе 66 лет. Столпник Лука в 10 веке провел на столпе 45 лет. Подобный духовный подвиг мне невозможно представить. Мы помолились неизвестному столпнику и отправились на автобусе назад в Израиль. Без проблем прошли  пограничный контроль. На границе мы расстались со священником и гидом Ольгой, которая передала нас сестре Силуане. Мы пересели в наш автобус, и поздно вечером наша группа прибыла в гостиницу в Вифлееме.
16 апреля. Светлый четверг.
В 06.30 я вышел из гостиницы и попал под ливень. Пока я добежал до храма Рождества Христова весь промок. Наша группа и сестра Силуана уже была там в ожидании начала службы. Несмотря на ранний час, там уже находились несколько групп паломников из России, которые стояли в очереди к входу в пещеру.
Базилика Рождества Христова – это один из немногих древнейших, хорошо сохранившихся храмов с уникальной судьбой. Обширная базилика с четырьмя рядами колонн была построена по распоряжению святой царицы Елены. Фрагмент мозаичного пола сохранился до нашего времени.  В 529 году самаритяне почти разрушили храм. Византийский император Юстиниан, восстановил храм на прежнем фундаменте. Большая часть современного храма сохранилась с эпохи Юстиниана. На фасаде храма было мозаичное пано, которое изображало поклонение трех персидских волхвов. Это изображение спасло базилику от разрушения. Когда персы в 614 году  захватили город, то они были поражены изображением своих соотечественников в национальных одеждах и шапках. Из-за уважения перед предками они сохранили церковь. Базилика сохранилась  при мусульманах. Халиф Омар захватил Палестину в 638 году. Он распорядился не причинять никакого вреда храму на месте рождения пророка Исы. Но не всегда было так. Перед пришествием крестоносцев храм был почти разграблен и опустошен мусульманами, которые хотели его разрушить. Крестоносцы чудом успели во время, и на этот раз церковь не была разрушена. После поражения крестоносцев в 1187 году, Палестину вновь захватывает мусульмане во главе с Салах-эд-Дином, но храм остается невредим. Храмом управляли  христиане–католики. Во время Оттоманского периода (1517-1917 г.г.)  мусульмане использовали обширное помещение базилики как конюшню и хлев и содержали в них свой  скот – лошадей, верблюдов, ослов. Как будто все повторилось опять: величайшее событие на земле, рождение Спасителя человечества  произошло  в яслях, в загоне для скота.  Святая святых в пещере Рождества охранялось от мусульманских глумлений, хотя рядом содержались животные. Храм утрачивает свое великолепие, фасад пришлось заложить, и центральный вход в храм пришлось заложить до высоты в 120 см, чтобы сарацины не смогли заехать в храм на лошадях и верблюдах по своему обыкновению. С того времени в одной из колонн  сохранились пять отверстий диаметром около 1-2 см. Отверстия расположены в виде креста. По легенде в этих отверстиях поселились осы, они жалили мусульманских всадников, которые заезжали в храм, наказывая их за неуважение к христианской святыни. Я вставил свои пять пальцев в эти пять отверстий, по традиции в память о том чуде. Наша группа стояла перед входом в грот и святую пещеру. Справа от  входа находится уникальная чудотворная икона Вифлеемской Божьей Матери. Её уникальность в том, что это единственная икона, на которой Богородица улыбается, а кисти рук у неё почему-то черного цвета.  Автор иконы неизвестен. По характерному типу лица предполагается, что автор иконы из местных арабов. Наконец, нас пустили в грот, началась служба на греческом языке. Лишь изредка священник на нашу радость произносил: Христос воскресе! Мы дружно отвечали: Воистину воскресе! Я стоял в нескольких метрах от места рождения Иисуса, которое отмечено серебряной звездой. Над звездой устроен алтарь. Греческий священник молился, на моих глазах происходило обряд-таинство приготовления причастия. Хлеб и вино становились Телом и кровью Христа. Обычно священник молится в алтаре и скрыт от глаз прихожан за иконостасом, а здесь гроте все происходило на наших глазах. В светлую седмицу можно принимать причастие без исповеди, что мы и сделали. Выйдя из грота мы собрались у двери в правом пределе храма. Подошел греческий священник, который нас провел через двор в пещерный храм убиенных младенцев. По преданию посланные царем Иродом воины убили в Вифлееме и окрестностях 14000 младенцев. Ужасное преступление! Это были мученики, пострадавшие за Христа. За стеклом витрины можно увидеть оставшиеся косточки младенцев. Запомнились яркая икона греческого письма, на   которой изображен Спаситель в окружении толпы младенцев, которые все имеют золотые нимбы над головой как признак святости.
Покинув пещеру, мы вернулись в гостиницу РДМ и отправились в дорогу после завтрака.
  Наш первый визит был в греческий монастырь Святого Симеона Богоприимца в Иерусалиме. Там были обнаружены остатки здания и захоронения семьи Симеона. Монастырь был основан крестоносцами  на развалинах грузинского монастыря. Современные строения относятся к 1879 году. Алтарь очень красивый, его главное украшение - икона Святого Симеона Богоприимца. В храме находится его гробница. Нам показали иконы с пулевыми отверстиями. В иконы стреляли еврейские солдаты во время 6 –дневной войны в 1967 году. Один из солдат украл церковную утварь, но потом вернул. Эта церковная утварь выставлена для обозрения.
 Из Иерусалима едем в Иерихон. Дорога ведет вниз к самой низкой точке на земле. Обычно когда края двух материковых плит сходятся между собой, то они наползают друг на друга, и возникают горы. Но на в данном случае плиты сошлись необычно и получилась впадина, в которой находится озеро Кинерет или Галилейское море, Иорданская долина и Мертвое море.
  На древней дороге Иерихон - Иерусалим одиноких путников поджидали разбойники. Помните притчу Христа про доброго самарянина, который оказал помощь незнакомому человеку. Его ограбили и избили разбойники, оставив едва живого на дороге из Иерихона в Иерусалим. Это замечательная высоконравственная притча. По вере иудеев ближним достойным милости мог быть только иудеи, единоверец. Иисус говорит любите ближнего как самого себя, а ближний – это любой человек, которому нужна помощь, милосердие и сострадание, независимо от его национальности и вероисповедания.
 Эта притча могла быть реальностью.  Такие случаи разбойных нападений действительно  случались на этой дороге во времена Христа, поэтому паломники старались не ходить в Иерусалим в одиночку. Они собирались в группы или ватаги, чтобы было легче вместе отбиться от опасных разбойников. Эта дорога называлась «Красный подъем» по цвету почвы.
  Мы прибыли в Иерихон. Автобус остановился по традиции возле большого магазина. Рядом был источник пресной воды, в котором я с удовольствием помыл ноги и охладился. Иерихонский оазис  с плодородной почвой известен людям очень давно. Считается, что это древнейший  (10000 до н.э.) и самый низкий (250 метров ниже уровня моря) город на земле.
Для древних евреев оазис Иерихона –  символ земли обетованной.  Именно с Иерихона древние евреи начали завоевание ханаанской земли после 40-летнего скитания по пустыне. После смерти пророка Моисея на горе Нево евреи, руководимые Иисусом Навином перешли Иордан и встали под стенами Иерихона. Евреи сделали подкопы под крепостные стены, а чтобы осажденные не слышали шума происходящего, евреи трубили в трубы. Когда подкопы были сделаны, евреи построились в колонну шесть раз обошли город, а в седьмой раз дружно затрубили в трубы, да так громко, что в результате стены рухнули. С тех пор вошло выражение «труба иерихонская» по отношению к громко говорящему человеку. 
  После Своего Крещения в Иордане, Иисус идет в Иерихон. На западе города находится гора, которая носит название «гора Искушений» или «Сорокодневная гора», высота ее 380 метров. Примерно на половине горы видны многочисленные пещеры. Именно здесь в одной из этих пещер, Иисус Христос скрывался от зноя пустыни, постился и молился в течении сорока дней и ночей. За водой ему приходилось, видимо, спускаться в Иерихон к источнику.
 Автобус нас подвез к подножию горы Искушений. Прямо в скале и на  ее склонах  располагается греческий монастырь Искушения.  Мы поднялись к нему по широкой тропе. К монастырю можно подняться также на канатной дороге.  Из монастырского балкона открывается прекрасный, великолепный панорамный вид на Иерихон и долину реки Иордан, видна гора Нево. В монастыре есть небольшая часовня, в ней находится камень, на котором по преданию молился Иисус Христос. Над камнем располагается алтарь. Камень длинной около 1 метра имеет необычную форму в виде стула с круглым подлокотником.  Там я довольно долго стоял и молился с благоговением в этом святом месте. На душе было хорошо, спокойно, тихая благодать была на сердце. На память я взял с собой небольшой камень.
 Удивительное место духовной силы - монастырь Искушений! Здесь ангелы Божии невидимые нашему глазу служили Иисусу Христу. Здесь невидимые нашему глазу темные, бесовские силы во главе с дьяволом искушали Спасителя. Невозможно не прийти искушениям, но когда человек проходит искушения и не попадает в лукавые, бесовские сети греха, он становится сильнее, выше, чище, лучше.
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его». ( Мф. 11-12)
Спаситель прямо прошел через  все искушения, ибо решил в Своем сердце, в Своем Духе подвиг. Иисус Христос вышел  победителем в незримой битве с силами  Тьмы на земле. На протяжении двух тысяч лет христианской эры, начиная с царя Ирода Великого против  Христа, против Его учеников, Его Учения и против христианской церкви шли разные люди. Они пытались убить, уничтожить, опорочить, подменить, разделить и подменить истинное христианство; многие клеветали, восставали на Христа.Где они сейчас?  Великие властители, императоры, цари и правители выступали против Христа, но все они терпели поражение в конце концов. Христианство восставало, как птица Феникс из пепла.
 Своим бессмертным жизненным подвигом Христос показал путь и дал человечеству пример твердости Духа; непоколебимой воли, которая не является своеволием, но согласована с Высшим сердцем, Высшим умом и Высшей Волей; пример огромного, гигантского, сверхчеловеческого терпения и мудрого самопожертвования; пример бескорыстного и преданного служения Богу, во имя Истины, Любви, Милосердия, Сострадания и спасения всего человечества, так и каждого отдельного человека, поверившего Ему и принявшего Его Учение.
 Иисус Христос неоднократно посещал Иерихон, исцелил здесь двух слепых и посетил дом Закхея.
  Вскоре мы прибыли в греческий монастырь пророка Елисея,  на территории которого когда-то находилось дерево Закхея. От упомянутого в Евангелии дерева, который называется сикимора, остался большой пень. Начальник мытарей - сборщиков налогов Закхей был малого роста и залез на дерево, чтобы только увидеть Христа. Когда Иисус проходил мимо, Он остановился, обратил внимание на Закхея и сказал ему, что бы он слез, ибо надлежит быть Ему у него дома. Закхей был богатым человеком и несказанно обрадовался.
 Сбор налогов располагал к тому, что мытарь мог злоупотребить своим служебным положением. Эта должность продавалась и покупалась. Когда-то Закхей купил право собирать налоги в римскую казну, а затем получил прибыльную должность начальника мытарей. Закхей был богатым человеков, но его профессия была особо презираемой в Иудеи. Слово мытарь был синонимом большого грешника. Евреи, принимавшие такую должность были отлучаемы от храма; их кружка считалась проклятой, и законники запрещали менять их деньги. В сборщиках податей видели прислужников римлян, врагов Израиля. Фарисеи отступали в сторону, чтобы не вдыхать даже воздуха, которым дышал мытарь. Свидетельства сборщика пошлин не принималось в иудейских судах. Было запрещено сидеть с ним за столом и вкушать у него хлеб. Мытарь был фактически социальным изгоем в иудейском обществе.   Иисус Христос смотрел не на должность и на лица, а на духовную сущность и его сердце. Он был другом мытарей и грешников. Одним из 12 Его избранных учеников - апостолов был Матфей, который работал и был простым мытарем.  Это не укладывалось с предубеждениями фарисеев, которые спрашивали апостолов: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?».  По их понятиям, если человек так близко общается с мытарями и грешниками, то он сам становится грешным и нечистым. Иисус отвечал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы».  Закхей принял с большой радостью и гостеприимством Господа и апостолов в свой богатый дом, накрыл щедрый стол и, встав из-за стола сказал: «Господи, половину имения моего отдам нищим, и если кого обидел воздам вчетверо» (Лк.19-8) Не это ли плод покаяния?
«Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
По древнему преданию Закхей стал последователем Христа; был потом спутником апостола Петра в его путешествиях, и посвящен им в епископа Кесарии Палестинской 
После греческого монастыря мы заехали на подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне и зашли в храм святого Иоанна Предтечи. Это подворье было приобретено архимандритом Капустиным в 1880 году. Этот святой человек сделал так много для России и православия на Святой земле!  С его именем связывают все приобретения православной церкви в Израиле и Палестине. Там очень много цветов, к храму ведет симпатичная виноградная аллея в виде зеленного коридора - арки. В начале аллеи служители прикрепили слова: Христос воскресе!
Одна из монахинь обратилась к нашей группе с проповедью. Мне запомнились её возбужденное эмоциональное состояние и слова: «Вы посетили величайшие святыни христианства и уже не можете  остаться такими же как прежде».
Покинув подворье, мы отправились в греческий монастырь святого Герасима, который расположен в 2 км от Иордана. Он был основан в 445 году. Монастырь выглядит как крепость. Возле центрального входа стоит бронзовая скульптура льва в натуральную величину. В этих местах раньше обитали львы. Святой Герасим уединенно жил и молился на этом месте. Однажды он увидел льва. Лев хромал и сильно страдал, одна его лапа сильно распухла. Святой Герасим без страха подошел ко льву, вынул из его лапы занозу, промыл и обработал рану. Вскоре рана зажила, и лев полюбил святого и подружился с монахом. Лев выполнял его поручения. Одно из которых было загонять ослика вечером в монастырь. Однажды лев проспал, и ослика забрал с собой проходящий караван. Святой Герасим долго укорял льва за пропажу ослика. Лев исчез, а на следующий день он пригнал в монастырь не только ослика, но и весь караван с перепуганными людьми. Когда святой Герасим, лев был безутешен, он лег на его могилу и вскоре тоже умер. 
Монастырский двор запомнился. Он был изящно украшен флагами. На колокольне были установлены часы. Во двор была вынесена икона святого Герасима и празднично украшена тканью красного цвета и лентами с  надписями на греческом языке: Христос воскрес! На втором этаже под колокольней была выставлена икона Спасителя в белом хитоне, которая также была празднично украшена.
Под притвором церкви святого Герасима находится пещерная церковь Святого Семейства. Считается, что именно здесь праведный Иосиф, его сын Иаков, Мария с младенцем Иисусом  скрывались во время бегства в Египет. В ней находится редкая икона Божьей Матери – Млекопитательница. На иконе Богородица кормит грудью Младенца Иисуса. Ее грудь неестественно изображена почти под плечом.
Запомнилась также икона скорбящей Божьей Матери с крещенными руками. Икона была завешена золотыми и серебряными дарами.
В иконной лавки монастыря большой и богатый выбор различных икон, сделанных в монастыре.
Монастырь активно выступает против абортов. На одной из новых икон изображен Иисус Христос, который скорбит о нерожденном ребенке, которого держит в своей руке.  К сожалению запретить аборт в нашем обществе невозможно... Эта тема для отдельного разговора.
Мы покинули  монастырь и поехали назад в гостиницу в Вифлеем. Я успел из нашего автобуса, после того как мы проехали  границу Израиль-Палестина, сделать фото оригинального рисунка: Голубь мира изображен в полете. Расправив крылья, он держит в клюве оливковую ветвь.  На голубе мира надет бронежилет, а его сердце находится под прицелом в перекрестие снайперской винтовки.
  Мир между Израилем и Палестиной в принципе невозможен. Израиль находится в постоянной боевой готовности, а временное перемирие рано или поздно заканчивается, очередной военный конфликт вспыхивает в этой горячей точки мира. Голубь мира здесь всегда под прицелом.
17 апреля Светлая Пятница и день отъезда.
В 07.00 выехали в Горный монастырь на праздничную службу в честь Рождества Иоанна Крестителя.
 Наконец, погода улучшилась  в Иерусалиме потеплело. День выдался прелестным, теплым и солнечным. Когда приехали в Эйн-Керем или селение «Горняя», который находится на склоне холма в западной части Иерусалима, то  густой и красивый туман лежал внизу. Туман медленно и постепенно прямо на глазах таял в небольшой долине или лощине. Это было очаровательно и прекрасно! Солнце сияло на голубом небосклоне. Золотые купола главного храма Всех святых в земле российской  просиявшей ярко блестели на солнце. Это был настоящий праздник!
Здесь в этом живописном месте и жили  первосвященник Захария и его жена Елизавета, родители будущего Иоанна Крестителя. Католический монастырь «Посещения» находится на месте дома, где жили Захария и Елизавета, и где родился Иоанн Креститель. К нему вплотную примыкает Горний монастырь. После Благовещания  Дева Мария пришла сюда из Назарета, чтобы навестить свою старшую двоюродную сестру Елизавету. Елизавета была уже несколько месяцев беременной, несмотря на преклонный возраст.
 « Мария вошла в дом Захарии, и приветствовала Елизавету. Когда Елизавета услышала пришествие Марии, взыгрался младенец во чреве ее; и Елизавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала:
« Благословенна Ты между женами, и благословлен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». И сказала Мария ей: « Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем, что призрел на смирение рабы Своей, ибо ныне будут ублажать Меня все роды. Пребыла же Мария с ней около трех месяцев, и возвратилась в дом свой» ( Лк. 1-40)
В 1871 году архимандрит Антонин Капустин купил в селении Эйн-Керем обширную плантацию оливковых деревьев на склонах холма. Через три года на этой территории образовалась женская обитель – Горненский монастырь. В 1880 году на пожертвования из России был заложен небольшой храм в честь Казанской иконы Божьей Матери.
 Отец Антонин направил в Синод ходатайство об особом празднике посещения Божьей Матерью праведной Елизаветы. Так был установлен праздник Целования в память о встрече и 3-месячном пребывании Девы Марии в гостях у Елизаветы.
   Монахини читают в небольшом Казанском храме по праздникам 12 акафистов Царице Небесной. Эта традиция в память о страшной эпидемии холеры, возникшей 1898г спустя четыре года после кончины о.Антонина.
В монастыре установлены бюсты начальникам Русской Духовной Миссии о.Антонину Капустину, о. Порфирию Успенскому, о. Леониду Сенцову.
 Чтобы как-то прокормить себя, сестры ходили на строительные работы, строли дорогу на Иерихон. Оттуда кто-то из сестер занес болезнь в монастырь. Чтобы остановить эпидемию санитары заливали умерших гашенной известью и хоронили. Сестры взмолились Пресвятой Богородице. Во время 12-го прочтения акафиста Казанской иконе Божьей Матери, произошло чудо – икона сошла со своего места и произнесла, что с этого момента обитель будет спасена от эпидемии. Так и произошло. Эпидемия холеры остановилась.
Эта чудотворная икона выносится из алтаря дважды в году, летом и осенью на праздник Казанской иконы Божьей Матери.
К территории монастыря примыкает израильский госпиталь. По промыслу Божию, как считают сестры в Горнем монастыре, часть его территории было отдано госпиталю. За это евреи провели водопровод и электричество сестрам. Въезд в монастырь через территорию госпиталя. Это также защита о непрошенных гостей. Однако в 80-х годах в монастыре случилась трагедия. Две инокини Варвара и Вероника – мама и дочь были убиты неизвестными прямо в их келье. Их могилы нам показала сестра Силуана на монастырском погосте. Мы помолились за их души.
Храм Всех Святых в земле российской просиявших был освящён святейшим патриархом Алексием 29 июня  2008 года. Этот новый храм с золотыми куполами виден издалека и является главным украшением этого селения под названием Эйн-Керем или Горняя.
На торжественный праздник прибыл греческий епископ из Иерусалима. После службы была праздничная обильная трапеза. В солнечный день на свежем воздухе все было очень вкусно! Я перестал кашлять, здоровье восстановилось.
Наша группа радостная, благостная, сытая и довольная покинула гостеприимную обитель. Мы поехали в Иерусалим в греческий монастырь Святого Креста. Монастырь принадлежал раньше грузинской церкви. На дороге к монастырю установлен памятник Шота Руставели казначея царицы Тамары, который пребывал в монастыре в 1185г.
 По преданию монастырь был основан святой царицей Еленой, матерью императора Константина Великого. Затем император Константин подарил его грузинскому царю Мириану, которого обратила в христианство святая Нина, просветительница Грузии. Сам монастырь выглядит как неприступная крепость. Внутри монастыря очень уютный дворик и загон для петуха с курами. Внутри храма необычные своды с фресками и расположение главного купола с четырьмя колоннами - прямо над алтарной частью. На одной из фресок изображен Шота Руставели – автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре» принимал сам участие в росписи монастыря и запечатлел свой автопортрет.
Царские врата заменяла простая завеса из черной ткани. Такие же черные завесы были под иконами. Как будто бы греческие и грузинские монахи продолжали Великий пост и не праздновали светлую седмицу. Контрастность  монастыря с всеобщим праздничным настроением меня удивила. Распятие было выполнено очень естественно в натуральную величину человеческого роста, в основании креста была  древняя колонна, а не символическая Голгофа с черепом. Богородица и апостол Иоанн были изображены в человеческий рост. Перед распятием не ставили свечей. Это было также необычно и натурально. Монастырь запомнился своей стариной и необычностью.
Наш автобус прибыл к Яффским воротам старого Иерусалима. У нас было несколько часов свободного время, чтобы  еще раз прикоснуться к святыням и докупить сувениры. Я собирался  пойти к Стене Плача, чтобы вложить записку. Со мной пошли еще две женщины из нашей группы. Когда я спускался вниз по лестнице меня схватил за кисть какой-то ортодоксальный еврей. Он заученной скороговоркой стал желать мне -  здоровья мне и моей семье, удачи, благосостояния, процветания, благополучия и прочего добра – одновременно с его словами он повязал мне красную нить вокруг запястья и тут же сказал: Надо заплатить – доллары, евро, шекели или рубли. Я махнул рукой и пошел дальше, но про себя отметил: Интересно, что  даже рубли принимают.  Перед Стеной Плача я расстался с женщинами. Стена Плача – это все что осталось от великолепного храма, который разрушили римляне в 70г нашей эры.
 Западная Стена имеет длину 156 метров. Она разделена на мужскую и женскую половину.  Женская часть стены значительно меньше, и там у стены было намного больше женщин чем мужчин на мужской части. Когда я прикоснулся к Стене Плача и стал молиться, то я  почувствовал, как ток пробежал по моему телу от руки. Стена намолена людьми на уровни человеческого роста. Я вложил записку с молитвой в Стену. Потом специальные люди все записки из Стены вынимают и закапывают на Елеонской горе.
Я довольно долго ждал женщин. Наконец, мы собрались и пошли назад в Храм Гроба Господня. По дороге зашли в Александровское  подворье. Храм освящен в 1896г. До объединения церквей это место принадлежало Русской зарубежной церкви, поэтому здесь свои порядки и традиции. В храме и служат женщины-послушницы, одетые в костюмы русских сестер милосердия на полях 1-ой мировой войны. С правой стороны от входа в храм устроена комната с интерьером начала прошлого века и с портретами царя Николая, его родственников и жены.
  Во время археологических раскопок, которыми руководил Антонин Капустин, были найдены врата Строго Иерусалима, порог Судных  врат и знаменитое «игольное ушко» - отверстие в стене старого города в виде игольного ушка. Отверстие служило для прохода овец и запоздавших путников. За воротами начинался пустырь, гора Голгофа с пещерными гробами.  Через эти врата выводили осужденных на казнь. Здесь объявлялся приговор, который еще можно было оспорить, но пересекая порог Судных врат, осужденный уже не мог быть помилован. Приговор должен быть принесен к исполнению.
Возле порога Судных врат установлено распятие, которое стоит на большом камне с горы Голгофа.  Сохранился портик храма Воскресения Христова, построенного еще при императоре Константине Великом.
Из Александровского подворье мы отправились в Храм Гроба Господня. Отсюда началось наше паломничество, здесь оно и закончилось. Как всегда  было много народа. Большая очередь стояла  на Голгофе и в Кувуклию. Я вставал в очередь и молился, а затем с благоговением  еще раз, надеюсь не в последний, приклонив колени помолился Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу.
Наш автобус привез нашу группу в аэропорт Бен Гурион. Мы тепло расстались с сестрой Силуаной. С небольшой задержкой, но без проблем прошли пограничный и таможенный контроль.
Все паломничество как удивительный калейдоскоп событий проносится перед глазами, оставляя в душе  воспоминания Пасхальной радости и удивительного благоговения от прикосновения к святыням!