Моя маленькая трагедия

Татьяна Кырова
          Депутат от коммунистической партии читал Пушкина. Выбор стихотворения был понятен и ничуть не удивил. Удивили слова ведущего, который перепутал название произведения. Впрочем, ошибки в эфире российских телеканалов случаются. Слава Богу, что Александра Сергеевича ещё помнят и даже учат наизусть. Хотя!? Было бы интересно услышать стихи в исполнении молодежи. Как бы то ни было, посвящение декабристам депутат с гордостью продекламировал на всю страну. Давно знакомые слова зацепили.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремление.

          Начало лета самое подходящее время для школьных воспоминаний. Я сдавала экзамен по литературе и читала именно это стихотворение. Волнения  не было, подготовилась прекрасно, могла бы отвечать сходу, но, как истинная комсомолка, воспитанная на чувстве товарищества, считала своей обязанностью прийти на выручку менее подкованным одноклассникам. Не почувствовала надвигающейся опасности и тогда, когда в класс вошла завуч. Да хоть бы и директор, мне, что за дело. О, как я ошибалась!

          Нашей Полине не придётся краснеть, мелькала мысль в голове  самоуверенной юной особы. До этого с завучем близко общаться не приходилось. Она вела литературу, но в других классах.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придёт желанная пора:

          С чувственным пиететом летели знаменитые строки из моих уст, но угнездившаяся за последней партой завуч с таким вдохновением опустошала тарелку с пирожными и бутербродами, прихлебывая чаем с лимоном, что при словах бодрость и веселье, я невольно заулыбалась. Она напряглась и продолжила трапезничать не так азартно. Я перевела взгляд на стол с закусками, который по заведенной в нашей школе традиции были обязаны накрывать родители, дабы экзамены проходили с большим позитивом. Выдержала секундную паузу и постаралась отвлечься от рассмешившей меня картины халявного чаепития.

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

          Облегченно вздохнув, закончила стихотворение, ответила на вопросы и ждала решения экзаменационной комиссии. Полина собралась меня пожурить, от её чуткого уха не ускользнула легкая заминка, но взгляд педагога говорил о том, что всё отлично. Триумф был преждевременным. Покончив с последним пирожным, завуч вынесла убойный вердикт: «Девочка переволновалась, не хотелось бы судить строго, но, увы, твёрдая тройка. В целом неплохо, но до четвёрки немного недотягивает. Жаль». Полина так и осталась сидеть с открытым ртом, я, залившись краской с головы до пят, гордо направилась к выходу, оглушенная и опустошенная маленькой трагедией.

          Одноклассники решили, что я их разыгрываю. Как это три!? Следом вышла Полина, и виноватым голосом стала утешать. Сочувствие бывает горше поражения.

          Возможно, если бы стихи читал не депутат от коммунистической партии, я бы и не вспомнила об этом. Завуч была секретарём партийной организации школы. На фоне последних событий вокруг России подумалось: «О каких братьях говорил Пушкин, когда мечтал, что они отдадут свой меч?». Да разве же получили простые люди свободу после Октябрьского переворота. Один красный террор чего стоит и последующие репрессии. Даже в относительно мирное время правления Генсека Брежнева, никакой толпы из содружества братьев не наблюдалось. Подношения были и, говорят, немалые, но делалось всё на правительственном уровне, то есть в тайне от народа. Что уж говорить о сегодняшнем дне.  Пойманные за руку мздоимцы годами благополучно живут, уходя от справедливого возмездия. И не братья они нам, даже если и вышли из «глубины сибирских руд».

          Отвлеклась, напоминаю редакторам российских телеканалов:  стихотворение было письмом декабристам, а «К Чаадаеву» совсем другой текст.





Акварель автора.