На крючке достигаторства или свобода достижения?

Наталья Финогеева
Вы когда-нибудь задумывались, каким образом вы достигаете поставленных целей? В наши дни одна информация очень быстро сменяется другой, но смысл, как правило, похож: достичь, поймать, узнать, сейчас, лучше, быстрей. Лидерство социально-поощряемо и возведено в ранг первичных стремлений. Однако, с недавних пор на первый план вышло мое личное психологическое благополучие взамен достигаторства и конкуренции с сомнительной наградой в виде одобрительных кивков тех людей, которым это выгодно и зависти оставленных позади.

Раньше я всегда была уверена, что по жизни хожу в «желтой шляпе». Вся такая оптимистка. А тут что-то и клиентов поубавилось и в карманах купюры все меньше шуршат. Оказывается, в последнее время я в первую очередь предполагаю самый худший вариант развития событий! И как вы думаете, какой результат чаще получаю? Тот, куда инвестировала больше энергии. Поэтому я решила разобраться, как можно изменить эти «пророчества», чтоб чаще быть в выигрыше.

Вы тоже приходили к выводу, что при своих талантах и энергичной активности сбиваетесь с курса? Либо карта сокровищ не та, либо компас неисправен. Еще можно палец облизать, ветер поймать и идти, куда глаза глядят. И этот способ я устала испытывать, поэтому буду рада, если мои новые раскопки помогут Вам в достижении целей и осуществлении планов.

Представьте процесс обучения или свой жизненный путь в виде путешествия на лодке по реке. Согласитесь, плыть можно по-разному. Например, научиться в процессе управлять плавсредством: щупать дно веслами, маневрировать, любоваться растительностью на берегах. Извлекать максимум из процесса. Или держать в голове только результат (пункт назначения) и как-то барахтаться в этой лодке, не замечая препятствий и поворотов. Выпасть вообще из нее или оказаться вдруг на краю водопада. Тогда уж точно не до цветущих берегов. Тут вопрос, как бы выжить!

Давайте для начала разберемся, как выглядит карта. Если изобразить себе маршрут в виде ладони, то запястье – это пункт «А», потом какое-то время идем прямо по ладони и где-то в середине пути встречаемся с пальцами – это варианты дальнейшего развития событий. Вы можете выбрать любой. Они все наилучшие и они все – Ваши. Вот только вариантов несколько. Их даже может быть больше, чем пять.
Как практикующий психолог-коуч в терапевтических сессиях я регулярно прошу своих клиентов придумывать несколько вариантов интерпретации событий. А не только два самых очевидных: налево пойдешь – молодец, направо пойдешь – всё потеряешь. Нормальная полярность для мира, где есть только черное и белое. А реальность куда шире и богаче.
Почему же так происходит?

В школе и ВУЗах мы усваиваем, что победа – это выполнение плана на 100% (а то и120%). Хотя, деятельность, выполненная больше, чем на 50%, уже считается выполненной. То есть «троечники» уже были победителями, ведь они удовлетворили требования учителя. Не прилагая особых усилий, не стараясь. Спору нет, нельзя перепрыгнуть пропасть на 99%. Но есть разные ситуации: невозможно быть немножко беременной, а вот немножко влюбленной – можно. Даже лампочки не всегда однозначно включены или выключены, потому что есть реостат: светит едва -> чуть больше -> светит ярко -> в глаза бьет, да еще и мигает. И в разных деятельностях можно балансировать. Усвоить материал на 70% и успокоиться, либо приложить усилия и переплюнуть всех.

Ежедневно интернет предлагает кучу рассылок от невероятно умных и талантливых тренеров, бизнесменов, мастеров и учителей. И когда мы выбираем своего ментора, то встает вопрос о цели этого обучения: выиграть (стать лучшим в классе) или научиться новому?

«Я хочу воплотить свою мечту в реальность под руководством наставника. Хочу узнать, как использовать правила, вместо того, чтобы находить 9999 способов того, как не надо делать электрическую лампочку. Я могу быть сразу в центре событий, но часто выбираю смотреть уроки в записи и двигаться со своей скоростью. В это же время часть информации оказывается устаревшей, потому что придумали новый, более эффективный способ. Вот и в телефоне ПО каждый день обновляется. В итоге я торможу и не делаю вообще ничего».
Знакомо?

Снова противоречие: «всё» или «ничего». Отличие между людьми, которые стоят на месте и наблюдают за чужими успехами, и теми, кто решил сделать первые шаги, упал, отряхнулся и спросил совета у более старших товарищей, в том, что они рискнули попробовать. Проплыть по своей реке Вы сможете лишь самостоятельно: проверяя дно, аккуратно обходя все пороги, смотря по сторонам.

А если с собой не взять весло, то придется грести ботинком. За время жизненного
путешествия Вы побывали везде: вверху, внизу, в ямке, в дырке, в большом течении, на отмели. Вы обрели много опыта. Это было научение.
А кто-то может лучше? В их жизни, с их веслами - да. Но спросите себя, Вы хотите научиться или попасть в пятерку лучших?

Стремясь быть лучшими, мы накладываем свой опыт на те ситуации, где априори не можем быть лучше всех, потому что не были там никогда. Это возможно, но это сложно. Как проходит обучение, когда Вы сравниваете нынешнее состояние с тем, что было вчера? Только Вы определяете уровень своей экспертности и зону развития. И другой процесс, когда человек, который делает первые робкие шаги думает: «А что, если я оступлюсь? А что подумают другие? А не посмеются ли они надо мной? Они же всё знают и умеют».
Даже в тропиках невозможно вырастить ананасы за один день. Агроному в Сибири для этого придется построить какую-то невероятно-технологичную теплицу. Возможно, загубить первые два урожая. Риск есть даже с учетом удобрения почвы и при наличии крутой рыхлилки. Урожай может не взойти, если ухаживать за ним от случая к случаю или забывать полить. Тогда вопрос, действительно ли агроном настолько любит ананасы?

Здесь появляется разница между процессом освоения возможностей и реальным использованием. Например, при покупке кухонного комбайна, целесообразно прочитать инструкцию. Потому что в противном случае можно никогда не узнать, что, оказывается, он взбивает, а не только крошит.

Лишь от нас зависит, сделать «на тройку» или «на пятерку». А можно просто «хорошо». Не перенапрягаясь и не в разгильдяйском режиме. В каждой точке человек сам определят, насколько качественно изучать материал. В итоге, он закончит курс, соберет свой продукт, сформирует новые нейронные связи в коре головного мозга. В зависимости от той цели, которую стремился достичь.
Задача во время прохождения курса – научаться, наращивать скелет. А не фантазировать: «Придут люди или нет на мой продукт. А почему к Иванову пришли десять клиентов, а ко мне два?» Но если все время заглядывать к соседу, то собственный урожай может никогда не взойти без должного внимания и ухода.
А еще бывает так, что оказавшись у цели, путешественник говорит: «Знаете, товарищи, это не мое». И тогда, может быть, самым главным результатом пути явились связи, контакты, друзья, впечатления.

Главное, помнить, что «Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это четыре разных человека» (с). Это правда важный навык: объединять то, что нужно и разделять то, что разное. Полезно, когда человек получил результат, обучился, достиг цели и через сравнение с коллегами почерпнул что-то еще для своей работы, обогатил ее.

Еще полезно во время путешествия в лодке помнить про Ваши достоинства. Закройте глаза, представьте себе фонарик, которым светите внутрь себя, находите достоинства, таланты, ценности подсвечиваете их. Чтоб впредь замечать их всегда и опираться на уже имеющиеся достижения. Запишите всё, что увидите. Из моей практики, появляется такое чувство, что в организме, где каждая клеточка обучена достоинству и знает свою ценность, нет места страхам и сомнениям.

Современная Западная психология основывается на поиске ресурсов человека, а Постсоветская на поиск того, как возникла проблема. Мне нравиться находить вместе с клиентами их ресурсы, актуализировать знания, отыскивать веру в себя и укреплять ее. Создавать новую реальность, в которой они уверены в себе и достигают цели, осуществляют мечты. За это я и люблю свою профессию. Это дает мне вдохновение. У каждого из нас были травмы, однако мы выжили. Значит, полученный опыт уже способствовал успеху и процветанию. Без необходимости соревноваться и обгонять.

Успехов Вам на пути к достижению своих целей!