Честь имею! Часть 23

Александр Ковалёв 7
Командующий 63-й армии Маршал Советского Союза В.И. Чуйков впоследствии вспоминал: «Сумеют ли бойцы и командиры в установленные сроки выполнить поставленные задачи (к 3.00 15 сентября переправиться на правый берег и нанести удар по противнику, прорвавшемуся в центр города), которые казались выше сил человеческих? Если не выполнят, то свежая 13-я гвардейская ордена Ленина стрелковая дивизия может оказаться на левом берегу р. Волги в роли свидетеля печальной трагедии».
Положение было как никогда сложным. В своей книге «На стремнине века» первый секретарь Сталинградского обкома, член Военного совета фронта А. Чуянов писал: «Фашистские войска усиливают натиск. Наступая вдоль р. Царицы, они скрытно пробрались к железнодорожному мосту и пытались его захватить. На помощь защитникам города пришли курсанты Орджоникидзевского училища, которым удалось вырваться из окружения. Они заняли позиции у центральной переправы через Волгу...»
А вот вспоминания генерал-лейтенанта Б.П. Юркова об этом периоде боев: «В начале сентября стрелковый батальон под командованием старшего лейтенанта Д.К. Орлянского, в состав которого входили курсантские роты старших лейтенантов Б. Юркова и С. Киселева, получил боевую задачу по обороне центральной переправы на Волге. Курсанты с честью выполнили поставленную задачу, создав условия для переправы в Сталинград частей 13-й гвардейской стрелковой дивизии А.И. Родимцева. Отражая по 8—12 атак в день, батальон в течение четырех дней успешно обеспечивал ее переправу. Утром 25 сентября противник силами до батальона пехоты атаковал позиции курсантов. Д. Орлянский приказал роте, под моим руководством, контратаковать врага. В результате гитлеровцы были отброшены, потеряв десятки убитыми и до 40 человек пленными. Потом батальон временно вошел в состав этой дивизии. И здесь также курсанты показали примеры героизма, стойко обороняясь против превосходящих сил врага и нанося ему большие потери». В этом бою Б. Юрков был ранен и ночью переправлен в госпиталь на восточный берег Волги. Впоследствии за боевые успехи он был награжден орденом Красной Звезды.
В своих воспоминаниях Анатолий Михайлович Субботин, кавалер орденов Александра Невского и Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, пишет: «Дрались наши курсанты как настоящие герои, нанося проклятому врагу большие потери в живой силе и технике. Многие курсанты были ранены и убиты. В разное время были ранены и мы, однокашники училища Юрков, я и Орлянский».
Гвардейцы успешно справились с поставленной задачей. Под прикрытием передового отряда основные силы дивизии переправились в течение 15 и 16 сентября. Только в первую ночь переправилось более 6 тысяч бойцов. Подразделения дивизии с ходу вступали в бой, внезапно атаковав прорвавшегося в центр города противника. Уже к исходу 15 сентября от него был очищен район города восточнее железной дороги, а два батальона двинулись на штурм Мамаева кургана. Так был предотвращен прорыв врага к Волге в центре города.
В связи с этим Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал: «13, 14, 15 сентября для сталинградцев были тяжелыми днями. Противник, не считаясь ни с чем, шаг за шагом прорывался через развалины города все ближе и ближе, приближаясь к Волге. Казалось, вот-вот, и не выдержат люди. Но стоило врагу броситься вперед, как наши славные бойцы 62-й и 64-й армий в упор расстреливали его. Руины города стали крепостью. Однако сил с каждым часом оставалось все меньше. Перелом в эти тяжелые дни и, как временами казалось, последние часы был создан 13-й гвардейской дивизией А.И. Родимцева... Ее удар был совершенно неожиданным для врага. 16 сентября она отбила Мамаев курган».
В своих воспоминаниях о боях за Сталинград военком 2-го батальона старший политрук Б.Л. Тараненко пишет: «Особенно памятно время, когда наше славное училище в полном составе сражалось на дальних подступах, а затем у стен Сталинграда, а часть наших курсантов (рота под командованием старшего лейтенанта Д. Орлянского. — Прим. авт.) принимала непосредственное участие в уличных боях в центре города. В этих тяжелых кровопролитных боях держали экзамен на зрелость не только наши курсанты, но и мы, командиры, политработники, преподаватели». В боях за Родину Б.Л. Тараненко был награжден тремя орденами и многими медалями.
Курсанты сыграли важную роль в удержании позиции у Центральной переправы через Волгу. А. Субботин пишет в своем письме: «15 сентября 1942 г. именно на этом участке переправлялась знаменитая 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала Родимцева. В состав этой дивизии вошел наш батальон, который в дальнейшем сражался на левом фланге дивизии».
В ходе этих кровопролитных боев полк понес серьезные потери, в связи с чем он был пополнен за счет личного состава пехотного полка Винницкого училища, командир которого полковник Мельдер и возглавил вновь созданный сводный курсантский полк.
В начале октября 1942 г. сводный курсантский полк был отведен в район высоты 141,1, где занял оборону. К этому времени из госпиталей вернулись многие выздоровевшие раненые. Было немало случаев, когда курсанты досрочно выписывались или же просто уходили из госпиталей и возвращались в родной полк. Так, курсанты Пантелеев, Федоров, Козлов и другие вернулись в 1-й батальон с еще не зажившими ранами и уже на второй день пошли в бой.
Весь октябрь полк сражался на южных окраинах Сталинграда. К концу месяца обстановка резко осложнилась. Враг овладел центром Сталинграда. Велись ожесточенные бои за заводы города. Полку вместе с другими частями были поставлены задачи: активной обороной сковывать силы противника и не позволить перебросить войска для ведения боевых действий в центральных районах города. И эту задачу сводный полк с успехом выполнил. О том, насколько были упорными и кровопролитными эти бои, красноречиво говорит то, что, несмотря на поддержку танков и артиллерии, в том числе и гвардейских минометов, подразделения полка в отдельные дни продвигались вперед всего на 50—60 метров.
Так, военный комиссар 1-го батальона Тараненко писал: «Ночью командир полка вызвал командира 1-го батальона старшего лейтенанта Самойленко и меня. Кратко объяснил нам, что завтра рано утром полк должен перейти в наступление. Полку придается взвод танков, на который нужно будет посадить десант с целью нанесения удара по высоте 145,5 с тыла. В десант, который возглавил заместитель командира роты лейтенант Мишин, отбирали только добровольцев.