Размышления после просмотра мини-сериала Бесы

Нина Ватрушкина 2
Телевизионный четырех-серийный фильм «Бесы» поставлен одним из лучших современных кинорежиссеров Владимиром Хотиненко по мотивам одноименного романа Ф.М. Достоевского.

Роман экранизирован не впервые. В 1915 году знаменитый русский Мастер Немого кино Яков Протазанов вывел на экран первого Николая Ставрогина. Были и другие киноверсии, но переводы языка Достоевского на язык кино, можно сказать, не удавались.

Считается, что роман воспроизводит события деятельности организации под названием «Народная расправа», возглавлял которую С.Г. Нечаев.

Хотиненко, мне кажется, рассказывает о другом. О человеке, который во всем доходит до края. У каждого из нас в глубине души притаились или бушуют страсти. Обычный человек старается совладать с ними, управлять собой, оценивать состояние души. Но это обычные герои, герои Достоевского не обычные люди.

Владимир Хотиненко, оставив героев в XIX веке, приблизил их к современной ментальности. Он считает, что «сегодняшний мир доходит до края». Вместе со сценаристом Натальей Назаровой он подчинил сюжет современным популярным формам.

В город (скажем №) приезжает столичный следователь Горемыкин (Сергей Маковецкий), потому что произошло убийство некоего студента Шатова на фоне нескольких странных смертей, связанных с главным пострадавшим. У Достоевского, как мы помним, такого хода не было. Но в жизни «Народная расправа» существовала и расследовавший дело Нечаева человек был.

На первом месте мини-сериала «писаный красавец» 25-летний Николай Ставрогин. Актер Максим Матвеев и правда красив, а, чтобы казаться при этом еще и «отвратительным», прилагает немало усилий. Думаю, что это ему скорей удалось, чем нет. У Достоевского Ставрогин жил первые полгода в № нормально, и «вдруг зверь показал свои когти».

Но главный дух у Хотиненко все-таки Петр Верховенский, по словам Ставрогина, «полупомешанный энтузиаст», организатор странного кружка. Его роль исполнил, на мой взгляд блестяще, Антон Шагин. Хотя религиозная критика считает его работу наиболее слабой. Вероятно, смущает текст Достоевского, где выведены многие неприятные стороны внешности. А этого у Шагина действительно нет («словно болезненное выражение лица», «невежда», «дуралей»).

Зато он передает самую суть характера по Достоевскому: «законченный негодяй", появляющийся всегда в «нужный момент в нужном месте», когда требуется кого-либо смутить, искусить. Плотно запакованный во все клетчатое с неизменными черными перчатками, ввинчивающийся в любой разговор герой Шагина воплощает образ вседозволенности, когда «цель оправдывает средства».

Это серо-клетчатое въедливое и вкрадчивое существо тем не менее уступает устойчивой нравственной личности – студенту Шатову, порвавшему с индивидуалистическим тайным обществом. Бес не властен над подобными людьми.

Верховенский схватывается с Шатовым не потому что последний когда-то плюнул ему в лицо, а потому что Шатовы способны плодить в обществе себе подобных, не оставляя почвы для бесов. Не случайно так много в фильме уделяется времени рождения чужого и уже любимого Шатовым ребенка вдруг вернувшейся спустя три года жены.

Верховенский уезжает, но Зло, посеянное им, проросло. Ставрогин еще мечется, зреет для покаяния, но слишком много негатива вызрело в глубине его души. С этим грузом он добровольно уходит из жизни.

Конец скорей позитивный, чем безнадежный. Следователь Горемыкин в духе фильмов о Пуаро Агаты Кристи объясняет, как совершались преступления, кем, в какое время и зачем.

Но главная мысль фильма, запрятанная между кадрами, обращена к нам, читателям и зрителям. Способны ли мы, каждый из нас устоять перед искушениями, умеем ли различить Добро и Зло в мире, где все перепуталось и почти «все дозволено»? Владимир Хотиненко утверждает: «Более актуальной книги, чем «Бесы», на сегодня не существует». На мой взгляд, эта киноверсия романа великого писателя удалась.