Наследие городоведа

Инна Коротаева
     В музей истории города пришел человек с двумя огромными чемоданами. Человека звали Сергей Антипов, а его багаж представлял собой отцовские бумаги и сотни уникальных старинных открыток и фотографий, запечатлевших давнишние черты нашего города. Исполняя последнюю волю своего отца, Георгия Ивановича Антипова, найдя предсмертную записку его, адресованную сотруднице музея Галине Бутаковой, он передал в фонды поистине бесценный дар.
 
     Родился Георгий Антипов в Ярославле в 1923 году, здесь окончил десятилетку, в августе 1941-го ушел на фронт. Сражался командиром пулеметного взвода, но в 1942 году попал в плен и прошел все круги ада в фашистских лагерях. Освобожден был в апреле 1945-го. Потом учился в техникуме, приобрел специальность электрика, а рабочий путь закончил директором «Ярпромэнергоремонта».

     Последние пятнадцать лет жизни он был страстным городоведом, знатоком истории Ярославля. А началось все с карты, изданной А. Я. Разродновым, где был запечатлен Ярославль 1913 года, – с обозначением всех улиц, домов, монастырей и церквей. Изучил Антипов карту и... не согласился: уже тогда он располагал сведениями, что, к примеру, церквей и монастырей в городе было значительно больше, чем в названном раритете. Начались скрупулезные исследования документов, свидетельств старожилов. Так на разродновскую карту был положен как бы новый временной слой. В подробных списках, привязанных к площадям и кварталам почти вековой давности, Георгий Иванович указал более сотни адресов и названий церквей и монастырей.

     Эта карта в 1990 – 1992 годах экспонировалась на выставке «Неизвестный Ярославль» и была высоко оценена специалистами. До последнего дня Антипов продолжал работу над ней. Сегодня директор музея истории города Владимир Извеков сделал уникальное издание этой карты, сопроводив указанные в ней адреса силуэтами утраченных и сохранившихся церквей и монастырей.


      Северный край, 20 августа 2003