Старец земли Кузнецкой. Глава 1. Часть 1

Нина Богдан
               
                Начало:   
                http://www.proza.ru/2012/10/17/682


По благословению Высокопреосвященнейшего АРИСТАРХА,митрополита Кемеровского и Прокопьевского.

Авторы-исследователи: иерей Александр Зленко, настоятель Храма святого апостола Андрея Первозванного,села Андреевка Кемеровского района.
Лопатин Леонид Николаевич-доктор исторических наук, профессор.
Лопатина Наталья Леонидовна-  кандидат культурологии,доцент.

В научном жанре «устная история» в книге описывается молитвенный подвиг С.Е.Евстигнеева, совершаемый им в деревнях Промышленновского района и г. Ленинске-Кузнецком в 40-е годы ХХ в. Представлена картина его глубокого почитания людьми в условиях борьбы коммунистической власти с православной духовностью и Церковью.


                Дорогие читатели!

 
             5/18 марта 2012 г. исполнилось 60 лет со дня блаженной кончины одного из подвижников благочестия XX столетия, известного и любимого современниками – Сергея Емельяновича Евстигнеева, освятившего своими подвигами Кузбасскую землю.
             Авторы книги исследовали земной христианский подвиг С.Е.Евстигнеева, подвизавшегося в Промышленновском и г. Ленинске-Кузнецком. В представленной книге авторский коллектив описал основные обстоятельства жизни старца Сергия в условиях богоборческой власти. Публикуемый материал воссоздаёт образ боголюбивого, духовно образованного, проницательного аскета, которого люди не просто любили, но и глубоко почитали, как своего духовного наставника. Народное почитание сохранилось и после его смерти, о чём свидетельствует массовое паломничество на могилу старца.
Надеемся, что работа по сбору материалов о жизнеописании С.Е.Евстигнеева будет продолжена. Это поможет узнать многие моменты его жизни, которые пока остаются не ясными.
             Получилась книга не только о старце. Издано произведение об угоднике Божием, просиявшем в шахтёрском регионе в военное и послевоенное время. Учёный, писатель или режиссёр не способны передать колорит и содержание эпохи так, как это сделали сами люди, пережившие тяжелейшее время и рассказавшие об этом исследователям.
             Настоящая книга является выражением благодарности Самому Богу за дарованного земле Кузнецкой дивного старца-молитвенника, совершившего свой тихий, неприметный для мира, но яркий для жизни Церкви, подвиг исповедания Православной веры. Хочется верить, что после прочтения этой книги, людей, соединённых любовью Христовой, будет ещё больше.


                Предисловие.

             В России есть немало мест, куда непрерывным потоком стекаются православные верующие. Эти богомольные места освящены молитвенными трудами и подвигами благочестия таких великих святых, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Ксения Блаженная и Иоанн Кронштадтский, Феодор Томский и Матрона Московская. Кузнецкая земля таких мест, как будто, не имеет. Хотя она и пропитана  кровью новомучеников, нашедших в наших сибирских краях последний себе приют в советские годы гонений на Церковь.
             Кузбасские историки не занимались прославлением имён подвижников Церкви. Они немало потрудились в описании боевых и трудовых подвигов своих земляков: героев Гражданской войны и фронтовиков Великой Отечественной, шахтёров и металлургов, доярок и машиностроителей, полеводов и директоров, секретарей парткомов и стахановцев, победителей социалистического соревнования и ударников коммунистического труда, учёных и конструкторов, и даже врачей и учителей.
            В меру своих возможностей и способностей историки описывали их вклад в дело социалистического и коммунистического строительства, создание мощнейшего регио-нального промышленного комплекса.Правда, далеко не все прославляемые кузбассовцы прошли проверку «суда времени». Скажем, некоторые герои Гражданской войны оказались лапидарными бандитами; хвалёные стахановские рекорды «ударников» оказались результатами работы целой бригады, а то и шахты; заслуги ряда секретарей парткомов даже не сталинского периода теперь и вовсе смотрятся сомнительными.
           Но никому из советских историков  и в голову не могло прийти, что странствующий в военные и послевоенные годы по деревням Промышленновского района «какой-то» старик по имени Сергей Емельянович Евстигнеев станет объектом исторического изучения. Тем более что по советским понятиям, этот человек вёл странный, если не сказать, асоциальный образ жизни: нигде не был оформлен на работу, не имел собственной семьи и постоянного места жительства, верил в Бога, организовывал моления в крестьянских домах, крестил детей, питался людским подаянием.
           Однако, когда 5 марта 1952 г. по старому стилю  (по новому – 18 марта) этот человек умер в г. Ленинске-Кузнецком, на прощание с ним «почему-то» пришло столько народу, сколько, по свидетельству очевидцев, не «сгонялось на похороны начальства». «Люди чувствовали в нём духовную силу и свет, – объясняла послушница Свято-Серафимо-Покровского Кольчугинского женского монастыря Елена, – потому и шли к нему. Судя по тому, сколько пришло на его погребение, в народе он был очень почитаем, кто-то бы сказал, легендой» (док. № 9).
          «Очевидцы говорят о двух, примерно, сотнях человек, – говорила журналистка С.Л.Борисова. – Там было много и молодых, которые в 90-е годы были ещё живы. Гроб всю длинную дорогу  несли на руках. Хотя в то время и машины грузовые были, и подводы» (док № 13).
          В Кузбассе немало памятников, где в определённые дни чиновники и политики устраивают манифестации и митинги с возложением цветов и высказыванием торжественных слов. Много пышных могил. Однако трудно отыскать такую, куда бы люди самостоятельно зимой и летом шли и ехали, клали цветы и зажигали свечи, молились и просили помощи. Но именно это и происходит у скромной могилы с простой надписью на кресте: «Сергей Емельянович Евстигнеев, отец Сергий».
Этого человека при жизни люди звали «старец Сергий», «батя Сергий», «батька Сергий», «отец Сергий». Сказать, что он был священником, доподлинно мы не можем. Об этом нет письменных документальных сведений. Хотя по некоторым признакам можно предположить, что он таковым являлся, о чём и пойдёт речь в раз-деле «Священник? Монах?»
         «Мы все его звали отец Сергий, – вспоминала 93-летняя А.Я.Лукьянова. – Некоторые говорили, почему вы его отцом зовёте, он же не батюшка. Но у нас он был как батюшка. И посейчас, когда его вспоминаем, зовём отцом Сергием. Никто его фамилию не знал, не называли его и по отчеству. Молитвенником большим был отец Сергий. Когда я заказываю молитвы за упокой, отца Сергия упоминаю впереди своих детей» (док. № 11). «Батьку Сергия я, конечно, хорошо знала, – говорила его односельчанка по д. Звонково Е.И.Белова (Звонкова) (1924 г.р.). – Это наш деревенский дедушка. Мы его так и звали «батькой». Это потом, в церкви, его звали «отец Сергий». Даже мама моя его звала «батькой», хотя они ровесниками были» (док. №  54).
          Собирательное отношение к старцу на уровне трепетной святости проявилось в словах С.М.Носовой (1957 г.р.) – дочери долго разыскиваемого нами Михаила Тишкевича, чья фамилия проходила чуть ли не через каждый рассказ людей, лично знавших С.Е.Евстигнеева: «Моя бабушка Елена Михайловна… почитала его, не знаю как! У неё была его фотография и даже волос. Она мне не раз говорила, чтобы я  положила этот волос ей в гроб» (док. № 35). «К батьке Сергею, – говорила В.С.Казанцева (1935 г.р.), на глазах которой однажды арестовали С.Е.Евстигнеева, – я относилась не просто, как к человеку, а как к человеку Божиему!» (док. № 67).
          Старцами на Руси было принято называть духовных наставников, достигших высот христианской жизни и имеющих для людей значительный авторитет. Старчество – одно из самых ярких явлений православной духовности, имеющее очень древнее происхождение и своими корнями уходящее к византийской и египетской традиции. И хотя в наше время оно стало явлением редким, мы сохраняем в своей духовной жизни понимание того, что старчество – это проявление богатого духовного опыта, который передавался через века.
          Старчество – это особое явление, и не только сугубо монашеское. Оно связано с духовным устроением человека. И если благо-дать Божия почиет в сердце такого человека, если около него люди ощущают особую радость, если общение с ним даёт особое ощущение присутствия Божия, то к нему люди тянутся сами. Преподобный Серафим Саровский говорил, что нужно спастись самому, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи.
          Старцем нельзя кого-то назначить, старца нельзя выбрать. Это тот человек, который невидимым, неявным образом собирает вокруг себя сотни и тысячи людей. В нём действительно дар Божий, который Господь дарует избранным. Дарует тому, кому благоволит Его сердце.Именно таковым старцем для народа и являлся горячо ими любимый их духовный наставник Сергий Емельянович Евстигнеев.

Продолжение следует. http://www.proza.ru/2015/06/09/1837