попугай

Александр Слащёв
    Вроде бы наукой давно доказано, что у животных нет сознания, не говоря уже о сознании у птиц. У них одни инстинкты, рефлексы – условные, безусловные… Им не знакомо понятие совести, стыда… Однако никто не станет отрицать, что животным, в том числе и птицам присуще: и любовь, и привязанность, и даже чувство вины.

    У моей знакомой жил попугай. Обычный такой попугайчик¬-неразлучник. Звали его Хрюша. Он так любил свою молодую хозяйку, что без нее не мог заснуть.

Когда дверь в квартиру открывалась Хрюша буквально замирал и сидел тихо-тихо (по утверждению девушки Хрюша слушал: кто это входит) и только тогда, только тогда, когда хозяйка делала два шага по прихожей, Хрюша тут же начинал чирикать, безмерно радуясь. Это значило, что попугай узнал того, кто пришел.

Он отчаянно пытался протиснуться сквозь прутья клетки, сходя, если можно так сказать, с ума. Хозяйка, ее зовут Галя, открывала клетку и Хрюша садился ей на палец. Та подносила палец с попугаем к лицу, и он беззастенчиво рассматривал со всех сторон предмет своей страсти. Когда же Галя удаляла палец от лица Хрюша вытягивал шею пытаясь быть как можно ближе к своей богине.

    Галя любила подольше поспать и вставала поздно. Но Хрюше было плохо без общения. С начало-то он чирикал громко на всю квартиру, пытаясь всех разбудить, но видя, что это не действует, придумал другое: он заметил, что хозяйка встает на звонок телефона и начал подражать этому звонку, да так ловко, что девушка бросалась к аппарату и только потом замечала, что звуки-то доносятся из клетки. Сердиться же на Хрюшу за прерванный сон она не могла. Она понимала птицу и любила её.

    Каждый день женщина меняла в клетке подстилку. Она клала туда листики старых газет, которые попугай своим клювом, как рассказывала Галина, “компостировал” (пробивал дырочки), а после этого легко отрывал от газет узкие, ровные полоски бумаги. Когда полосок скапливалось, по мнению Хрюши, достаточное количество он махал крыльями, и бумага разлеталась по всей комнате. Вот за этот каждодневный бардак он и получил ласковое прозвище “Хрюша”.

Но эта, казалось бы невинная шалость, довела однажды хозяйку до слез. Попугай всегда свободно летал по квартире (если конечно все форточки были закрыты) и делал все что ему заблагорассудится. В один из таких дней и случилась “трагедия”. Войдя на кухню женщина увидела свою только что полученную (крупными купюрами) зарплату “прокомпостированную” попугаем, а тот сидел рядом и уже готовился из крупных банкнот делать полоски, как бы говоря: “Деньги  это что? Ерунда, мусор…”.

 Понятно виновник был водворен в клетку, а Галя тут же позвонила в сбербанк и заикаясь, со слезами на глазах, попыталась объяснить служащему как ее буквально все купюры оказались в мелких дырочках. В банке долго смеялись, но обменять “прокомпостированные” деньги все же разрешили.

   В один из праздников, когда в доме Галины собралось множество гостей, кто-то попросил: “Галя, выпусти Хрюшу полетать!”. “Выпусти! Выпусти!!!” – раздалась дружная просьба. Хрюшу выпустили. Он, полетав немного, уселся, конечно, на поднятый бокал хозяйки. Раньше он часто пил воду из подобного бокала и даже умывался, опуская голову в воду. Теперь в бокале было вино.

“Пусть Хрюша выпьет за праздник!” – хором закричали гости. Попугай наклонил голову, набрал в клюв вина и начал с клёкотом полоскать горло, как бы дегустируя, а после выпил. Все с замиранием сердца ждали результата. Хрюша взлетел, но никак не мог выбрать направление полета. Он метался из стороны в сторону, а потом рухнул.

Но этим дело не кончилось. Хрюша просто возненавидел бокалы. Он научился самостоятельно открывать стеклянные дверцы шкафа, залезал внутрь, находил бокал, подталкивал его к краю и ударом клюва сбрасывал вниз. Тот, конечно разбивался о кафельный пол. Та же участь ждала любую посуду сделанную из тонкого стекла. “Вот так наш Хрюша боролся с пьянством” – с улыбкой рассказывает Галя.

    В доме у нее жила еще и персидская кошка. Звали ее – “Лёля” и Лёля, может это покажется странным, боялась попугая, а тот ее нет. Наоборот, летая по квартире, он явно выслеживал Лёлю и если та не успевала спрятаться под диван, он, как орел, камнем пикировал вниз и, вцепившись в густую шерсть кошки, начинал яростно долбить клювом голову несчастного представителя кошачьих, как бы говоря: “Это всему вашему роду за всех погубленных птиц! Получайте!!!”. Лёля отчаянно мяукала, но даже и не пыталась проявить хоть толику агрессии по отношению к маленькому попугайчику.

    Однажды Галя уехала из города надолго. На третий день Хрюша отказался есть и пить. Он сидел, нахохлившись в клетке, ни на кого не обращал внимания и ни на что не реагировал. С виду он походил на человека, потерявшего смысл жизни. Только приезд женщины спас попугая от голодной смерти. А вы говорите, что у животных все просто. Всё, да не всё. И недаром, в ряде стран, принят закон, запрещающий оставлять домашних животных, птиц более чем на полчаса одних (включая даже аквариумных рыбок).

Как писал Антуан Де Сент Экзюпери: “Мы все в ответе за тех, кого приручили”.