Не нам, не нам, а имени твоему!

Николай Скулов
                НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ!
                (К 200 – летию битвы при БОРОДИНО).
         Эти простые, но до боли проникновенные  слова были выбиты на медали, выпущенной к столетнему юбилею Бородинского сражения в 1912году. С тех пор прошло еще 100 лет. Не смотря на страшные, судьбоносные события, какими был полон весь 20 век для нашей страны, имена героев Отечественной войны 1812 года к счастью не были забыты.
         Современником и свидетелем событий 1812 года  был Сергей Акимович Мальцов – старший сын  Акима и Марии Мальцовых. Четырнадцатилетним подростком, по старинной  дворянской традиции, он был отдан на военную службу, но особо в ней не преуспел и в 1798 году, в возрасте  двадцати шести лет  уволился в отставку  в небольшом чине корнета лейб-гвардии конного полка. Известно, что в 1802 году он женился на вдове Анне Сергеевне Мещёрской – представительнице высших кругов Российской знати.  В 1811году, став распорядителем богатейшего наследства своей падчерицы Александры Ладыженской, он покупает у родного брата Ивана  Акимовича всё стекольное производство во Владимирской губернии и становится крупнейшим стеклопромышленником России. О вкладе Мальцовых в дело спасения Отечества можно только догадываться: это, без сомнения, денежные пожертвования, выделение лошадей, повозок, помощь продукцией производства и людьми. Но документальных подтверждений этому пока не найдено. Хотя доподлинно известно, что на территории Владимирской губернии в августе 1812 года  было сформировано народное ополчение под командованием князя Голицина. И какая квота была определена по территориям губернии в наборе ополченцев, ещё предстоит выяснить.
           Но, не смотря на это, хоть и косвенно, история нашего города связана с событиями 1812 года через последнего хозяина  всего Мальцовского производства  графа Павла Николаевича Игнатьева (1870-1946), построившего в Гусь-Хрустальном гимназию. Павел Николаевич родился в  Константинополе в 1870 году, в известном роде Игнатьевых, давшем России немало видных военачальников и политических деятелей.
           Его дед, тоже Павел Николаевич (1797-1880), женатый на Марии Ивановне Мальцовой – племяннице С.А. Мальцова, прапорщиком первой роты Преображенского полка вступил в Париж в 1814 году, а прадед Николай является подлинным героем Отечественной войны 1812года. И об этом нам гусевчанам надо помнить!
           Шли первые дни  и недели войны. Прекрасно вооруженная и выученная  600 - тысячная армия  Наполеона Бонапарта всеми силами старалась воспрепятствовать соединению разделенной на  части 200-тысячной Русской армии, обязанность главнокомандующего которой исполнял М.Б. Барклай де Толли.
         Понимая, что разделенная на части  армия станет легкой добычей для Наполеона, Барклай отдает приказ о начале отступления с целью  соединения с частью русских войск возглавляемых  П.И. Багратионом. Первоначально предполагалось объединить  части армии под Витебском, но войска Багратиона, измотанные в сражениях с превосходящими силами французского корпуса под командованием маршала Даву,  не успели к установленному сроку.  Отягощенные большим обозом с больными и ранеными, они  нуждались хотя бы в кратковременном отдыхе и пополнении боеприпасов.

         Наполеон, предвкушая скорую победу, приказал Даву пересечь
князю Багратиону путь из Слуцка к Березине и Днепру и разгромить остатки русских войск.  Но этому восприпятствовал семитысячный гарнизон Бобруйской крепости под командованием генерал -  майора артиллерии   Николая Павловича Игнатьева.  19 июля Багратион уже был в Бобруйске и дал трёхдневный отдых своей армии. Оставив в крепости больных и раненых, пополнив свои поредевшие войска шестью батальонами личного состава гарнизона крепости, 22 июля он выступил в направлении Смоленска. Соединение русской армии произошло под Смоленском 3 августа, а 4-6 августа произошло первое крупное сражение  с войсками Наполеона, предопределившее Бородинскую битву.
          После ухода войск Багратиона, комендант Бобруйской крепости Николай Игнатьев стал готовиться к осаде, взвалив  на себя обязанности военного губернатора всей Минской губернии. Были изданы указы, «под страхом смертного наказания», о наборе рекрутов, об уходе населения с дорог в леса и уничтожении огнём оставшихся в домах запасов провианта.  Взбешенный Наполеон направил для уничтожения крепости двенадцатитысячную дивизию маршала Домбровского, укреплённую батальонами осадной артиллерии и конницей.
           Положение осложнялось тем, что после ухода армии Багратиона в крепости остались только военно-строительные части, состоявшие, в основном, из мало обученных солдат и казацкая сотня. Всего -  около пяти тысяч человек, включая больных и раненых. Не хватало артиллеристов.  Комендант Игнатьев заставил обучаться артиллерийскому искусству сапёров и рекрутов. С конца июля 1812 года крепость находилась в осаде в глубоком тылу неприятеля. Осадные орудия не прекращали пальбу даже ночью. Яростные атаки шли одна за другой. В крепости начались пожары. Любую передышку в боях осаждённые  использовали  для восстановления разрушенных укреплений, не смотря на свист картечи и грозящие смертью разрывы шрапнели. Три сотни крепостных орудий, дерзкие вылазки защитников крепости под командованием Николая Игнатьева нанесли большой урон войскам Домбровского.  Он был вынужден отказаться от мысли взятия крепости штурмом. Блокада Бобруйской крепости длилась до ноября 1812 года. В начале ноября русские войска под командованием генерала А.П. Тормасова, прикрывавшие от армии Наполеона  юг России, освободили крепость от блокады и совместно с её гарнизоном  разгромили корпус Домбровского.
          Защитники крепости, среди которых были будущие декабристы М.П. Бестужев-Рюмин, С.И. Муравьёв – Апостол, В.С. Норов и другие овеяли себя неувядаемой славой.  Комендант крепости  генерал-майор артиллерии Н.П. Игнатьев был навечно занесён в списки героев Отечественной войны 1812года.

           Между событиями  Отечественной войны 1812г. и Великой Отечественной войной 1941-1945г.г. к удивлению можно провести множество параллелей. Описанная история – еще одна такая ниточка, связывающая оба этих великих драматических события в  истории России. Фактически, подвиг защитников Бобруйской крепости был повторен защитниками крепости-героя Бреста в 1941 году!