История села Палищи

Николай Скулов
История села Палищи
(Гусь-Хрустальный район Владимирской области)


                Село Палищи расположено в юго-западной части Гусь-Хрустального района, на расстоянии 35 км от районного центра, в той части Владимирской Мещеры, которую географы называют «приозерной» - за близость к  знаменитым мещерским озерам на границе трех областей: Московской, Владимирской и Рязанской. Отличительной чертой местности вокруг Палищ  является обилие низовых и переходных болот и значительные площади безлесных пространств - заливных лугов и  полей, за что Приозерную Мещеру еще называют «мещерским опольем». Ученые – ландшафтоведы считают, что «ополье» - рукотворный ландшафт, созданный в результате многовековой деятельности  человека – земледельца.
      Земли вокруг села в 12-13 веках были границей Владимирского и Рязанского княжеств, которая проходила по среднему течению рек Гусь, Колпь, Бужа. Известно, что между деревнями Сивцево и Уляхино, археологи обнаружили следы рязанского сторожевого пункта.  Это место и теперь в народе называют Рязань-гора.               

     Интересным документом в этой связи является договор между Дмитрием Ивановиче Донским и Олегом Ивановичем Рязанским 1382 г. о разделе земель с упоминанием проданных незадолго до этого Москве части владений мещерского князя Александра Уковича, где в числе прочих упоминаются земли по реке Пре… Поэтому во второй половине 14 века Приозерная Мещера относилась к Рязанскому княжеству.   Древней столицей Мещерского края был Городец – Мещерский, небольшой городок, основанный Юрием Долгоруким в 1152году, который был полностью разорен и сожжен до тла  в 1376 году ордынцами булгарского царевича Араб-Шаха (по кличке Арапша) .   
      В середине 15 века эта часть Мещеры относилась к Касимовскому царству, просуществовавшему в составе автономии в Московском государстве до конца 17 века. Столицей Касимовского царства стал город, возникший на месте павшего Городца-Мещерского. Город был назван Касимов, в честь татарского царевича Касима, перешедшего на службу Московским князьям.

                Глухие леса и непроходимые болота надежно скрывали жителей Мещеры от нашествия врагов, да и княжеским дружинам сюда было тоже нелегко добраться. Поэтому в Мещере намного дольше, чем в других местах сохранялся древний уклад жизни. Христианство пришло сюда лишь спустя четыре столетия после крещения Руси.
               
               До прихода христианства местные жители были язычниками. Поклонялись идолам, делали им жертвоприношения в особых священных местах. Рядом со святилищами находились места торговли – погосты, где звероловы, бортники, рыболовы, гончары, плотники собирались для "гостьбы" – то есть для торгового обмена.
              Так на древнем холме возник погост ПАЛИЩИ.
  Первое достоверное упоминание о Погосте Палищи относится к 1637 году, согласно списку с писцовых книг боярина В.Кропоткина: «В Суловской кромине погост подле Тюшинского болота, а не погосте церковь Илья Пророк, древена, клетцки, а в церкви образы и книги и ризы, и на колокольнице колокола и клепало, и все церковное строение мирское – приходных людей на погосте – ж: двор поп Дмитрий Семенов, двор дьячек Ерошка Иванов, двор просвирница Анница. Пашни церковные пахотные середние земли 6  четвертей, да лесом поросло 6 же чети в поле, а в дву потомуж, сена около Поль 20 копен». 

             Существует легенда о том, как появился Ильинский храм на месте древнего поселения, названного впоследствии погостом Палищи:

           «…Давно это было, еще до Батыева нашествия. Послал Великий князь Всеволод – Большое Гнездо своего меченошу Кузьму Ратшича с малой дружиной на реку Пру за данью. Плыли они на княжеских стругах. И воевал Кузьма Ратшич Пру и взял большую дань. А когда возвращался -  настигла его буря великая посреди озера у устья Бужи. Чудом спаслись воины от неминуемой гибели в небольшом мелководном заливе, где ветер был потише…
 
               Переночевал княжеский меченоша со своими воинами на небольшом пологом холме не далеко от берега, а когда проснулся, то за свое чудесное спасение решил поставить на этом месте часовню посвященную Пророку Божью Илье – повелителю грома и молнии, вод небесных и вод земных… И было это в лето 1210 года… ».

                Вызывает интерес происхождение названия погоста – Палищи.
Существует три варианта объяснения происхождения этого топонима:
         Первый связан с тем, что местность эта на протяжении многих лет была заселена  племенем мещера, которое некоторые ученые относят к культуре поволжских финнов, поэтому слово это, по их мнению, происходит от корня  финского происхождения «pala» или «pulo», что переводится как «горелый».  Следы пребывания людей этого племени на территории, где находится село и в его окрестностях обнаружены  мной во время археологических экскурсий:
                - каменная бусинка от женского украшения;
                - каменный «амулет» с древним символом  солнца;
                - фитильная трубка для разжигания огня в очаге;
                - кусочек  лепной керамики красного цвета с характерным 
                «текстильным» орнаментом.


          Второй вариант по смыслу схож с первым, но русского происхождения и связан с подсечно-огневым земледелием: «паль», «паленина» - лесной пожар, пожог (словарь Даля), т.е. большая паль -  палищи. Какой вариант наиболее правильный - судить трудно, однако устраивать «палы», расчищать лес под пашню могли или славянские первопроходцы или перенявшие у славян приемы земледелия татары-мещеряки или буртасы. Именно они привнесли «чоканье» и «цоканье» в мещерский диалект, который до сих пор можно услышать в некоторых селениях, особенно в стороне Великодворья. Тогда и окончание  «ищи» мог звучать как «ици» или «ичи». Деревень с таким окончанием в ближайшем окружении две: Овинцы и Часлицы. 

          Третий вариант связан с существованием здесь когда-то так же пограничного оборонительного поста (как и на р. Гусь) огороженного частоколом из заостренных бревен – «палиц»,  уничтоженного, сожженного дотла впоследствии. В русском словаре много слов с корнем «пал»: палец, палисадник и т.д. От этого корня и древнее слово «паленица» - богатырь, наездник, товарищ удалой вольницы (словарь Даля). По всей вероятности так называли воинов, защищавших пограничные заставы, обнесенные частоколом.
          В пользу третьего предположения свидетельствует тот факт, что недалеко от восточной окраины села, экскаватор, копавший песок для дорожных работ, на глубине 80 - 100 см, под слоем почвы и песка,  на большой площади вскрыл слой (мощностью до 45 см ) сплошного древесного угля, в котором встречаются фрагменты керамики   7-10 веков. Это явно следы сгоревшей деревянной постройки внушительных размеров, а не лесной гари, которую перепахивали плугом.
      
             После того, как мимо Палищ был проложен торговый тракт Владимир – Рязань погост постепенно стал разрастаться и превратился в большое село. В селе уже были купеческие дома, амбары, лавки, трактиры, постоялые дворы. После исчезновения Касимовского царства в конце 17 века, Палищи стали относится к стану Муромского сельца Владимирской епархии.
             Вместо обветшавшей и упоминаемой в 17 столетии Ильинской церкви в 1773 году была построена новая деревянная церковь того же храмонаименования.
 Кроме того, для зимнего времени была построена другая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая в начале 19 века была разобрана и продана в село Казанское (Шеино)
              В 1779 году погост Палищи  был отчислен от Владимирской к Рязанской Епархии.

             В начале 19 века на деньги прихода была заложена каменная Ильинская церковь с зимними отапливаемыми Крещенским и Покровским пределами построенными в 1818 году.

            Главный же  Ильинский предел, который не отапливался и на зиму закрывался, был построен в 1841 году. Трехъярусная колокольня была построена в 1853 году.

           В 1879 – 83 г. была произведена накладка стен и потолок в пределах Богоявленском и Покровском был поднят на 2 аршина (1,4 м 22 см) Стены были отштукатурены и украшены живописью, устроены новые иконостасы, освященные 24 ноября 1884 года. Были сложены духовые печи и весь храм стал теплым. Колокола располагались на трех ярусах колокольни. Самый большой колокол  первого яруса весил 825 пудов (13678,5 кг). На втором ярусе были набатный и пурговой колокола, пурговой использовался во время пурги, чтобы путники на торговом тракте не сбились с пути. Весил он 365 пудов.
           В числе построек, принадлежащих церкви числились: дом, устроенный в 1878 году купцом Павлом Зайцевым для церковно-приходской школы (стоимостью 2000 рублей), дом, сдаваемый под гостиницу и ренсковый погреб, два дома, занятые постоялыми дворами, пекарня, кузница, пять хлебных амбаров, 14 лавок. Все эти здания были построены в период с 1879 по 1883 годы. В школьном музее д. Перово имеется интересный экспонат – классный журнал Земского начального народного училища, что в селе Палищи с февраля 1915 по март 1918 года. В феврале 1915 года в училище обучалось 32 ученика, в том числе 15 девочек. Обучение проводилось сразу в трех возрастных группах: младшей, средней и старшей одним учителем. Занимались по шестидневной учебной неделе. Ежедневно у младшей группы было не более четырех уроков, а в средней и старшей группе было по пять уроков…

                В начале 19 века в Палищенском округе начинает развиваться стеклоделие. В 1800 году появляется завод князя Мещерского, затем в 1804 году около села Нарма строится Бобровский завод Фомы Мальцова. В 1808 году строится Синтурский, в 1811 году – Курловский, в 1815 году – Перовский, в 1816 году – Земский и Великодворский стекольные заводы братьев Ивана Акимовича и Сергея Акимовича Мальцовых.

 В это же время  в 1810 году, на окраине Палищ, потомок рода мещерских князей,отставной гвардии поручик Николай Алексеевич Бахметьев, владелец Никольско-Пестровского хрустального завода в Городищенском уезде Пензенской губернии строит свой стекольный завод и одновременно начинает производство на купленных у надворного советника Петра Алексеевича Кусовникова Великодворской и Залесской стеклянных фабриках.
 Наибольшего расцвета стеклоделие в Палищах  достигло после Отечественной войны 1812 года.Однако производство вскоре стало сокращаться по неизвестным пока причинам.Скорее всего, из-за отсутствия соответствующих водных источников и рельефа местности, затрудняющего оборудование заводского пруда.

              Годовой оборот села в это время составлял 46 тысяч рублей. Здесь размещались дом-гостиница для священнослужителей, два постоялых двора, пекарня, кузница, паровая мельница, пять хлебных амбаром, 14 лавок. 

             К этому времени село Палищи стало волостным центром, относящимся к Касимовскому уезду Рязанской губернии, где ежегодно на Крещенье и Ильин день собирались богатые ярмарки. На ярмарки приезжали купцы из различных краев и областей, собирался народ со всей округи.
 
            Земли во владении Палищенского церковного прихода составляли: усадебные – около 8 десятин, пахотные и луговые – 144 десятины, под лесом – около 7 десятин, под болотами – 822 десятины. В состав Палищинского прихода входили деревни:


Старое название Современное название Расстояние от села Палищи в верстах Количество дворов
Старикова Старково В 7 верстах 110
Головарева Головари В 20 верстах 63
Тюрьвищи (Вырвищи, Шишкино) Тюрьвищи В 7 верстах 92
Перова (Даманцево) Перово В 3 верстах 70
Спудня Спудни В 2 верстах 91
Часлицы Часлицы В 2 верстах 57
Занутрена Занутрено В 3 верстах 24
Шивертни Шевертни В 7 верстах 40
Маклаково Маклаки В 6 верстах 26
Авинцы Овинцы В 6 вертах 43
Орлова Орлово В 10 верстах 46
Курлова Курлово (деревня) 10 45
Таинова Тальново В 4 верстах 85
Мокрая Мокрое В 6 верстах 55
Кузьмино Кузьмино В 15 верстах 41
Демидовская и Аристова Демидово и Аристово В 4 верстах 23

    «В коих числится муж. пола 4025, жен.пола  - 4253».      

            Во второй половине 19 века через наш край прошла Казанская железная дорога и торговый тракт постепенно утратил свое значение, в связи с бурным развитием железнодорожного транспорта.
 
           Волостной центр село Палищи  к этому времени  процветал имея годовой доход 60 000 рублей в год и славился знаменитыми людьми. В первую очередь это основатель Палищинского стекольного завода Николай Бахметьев. Судьба рода Бахметьевых, связанная с историей Мещеры.
          В 1278 году ордынский князь Бахмет (Махмуд-Мухаммед) Усейнов сын Ширинский, поссорившись с ханом, ушел из Золотой Орды и завоевал
мещерские земли, где в это время жили буртасы. (Буртасы упоминаются в Мещере во 2 половине 16 века. Основная  их масса остается, как и прежде в Верхнем и Среднем Посурье. Перемещение буртасов в Мещеру, возможно связано с распадом Наровчатского княжества с центром в городе Мукшы. Само княжество создается в 14 веке, как зависимое от Золотой орды. Эта культура близка к культуре Волжской Булгарии домонгольского периода).

            После распада Золотой Орды, потомки Бахмета стали служить царевичу Касиму, основавшему Касимовское  царство под патронажем Великих Московских князей. В результате этого, на Руси была заложена основа  рода князей Мещерских, Бахметьевых и других.

           С середины 19 века в Палищах строят свои дома и ведут торговые дела знаменитые на всю Россию купеческие фамилии: Хитровы и Пономаревы.

          Кроме торговли Хитровы занимались разведением породистых лошадей, держали в Палищах конезавод, вывозили своих лошадей  на аукционы в Париж. Незадолго до революции 17 года Хитровы свернули все свои дела в России и уехали во Францию. Их потомки в настоящее время живут в США.

           Пономаревы в Палищах держали паровую мельницу, занимались мукомольным производством, однако перед самой революцией разорились, поэтому остались в России.  В 2001 году в Палищи приезжала Удовенко Галина Васильевна – внучка последнего  купца села Палищи Павла Васильевича Пономарева. Она – доктор экономических наук, живет в Москве, преподает в Академии Финансов.

            Палищи и близ лежащие деревни, жители которых до сих пор называют себя палищинскими, славились не только потомственными  купеческими фамилиями, но и фамилиями врачей и учителей. По всему Гусевскому району, особенно в Курловской его части, хорошо известен Кашкин Василий Сергеевич. Уроженец деревни Перово. Учился в Военно- медицинской академии в Ленинграде. Там и встретил начало войны. В 1942 году из блокадного Ленинграда вместе с курсантами академии был вывезен самолетом в г. Самарканд.
           Как рассказывает его дочь Вера Васильевна Шальнова – Кашкина : «…отец учился в Академии неистово, на «отлично», был оставлен в адъюнктуре – так учатся только деревенские мальчишки, впитав соки родной земли – за неграмотные поколения предков, за отход от беспросветной нищеты.  В 1944 году  снова попал на фронт. Работал в госпитале, не раз выносил раненых с поля боя. Дважды был ранен, контужен. Закончил войну в Кенингсберге начальником отделения госпиталя в звании гвардии майора медицинской службы. Награжден двумя орденами «Красной звезды», орденом «Отечественной войны 1 степени», медалями «За оборону Лениграда» и «За взятие Кенингсберга».
          После окончания войны в звании подполковника медицинской службы работал  в Кенингсберге, затем вернулся на родину. Работал главным врачом Курловского района и Курловской больницы, где проработал 25 лет до пенсии. Почетный гражданин №1 города Курлово, Заслуженный врач России, награжден орденом «Трудового Красного Знамени».

      Многие поколения сельских ребятишек учились у представителей славной фамилии Процеровых. Общий педагогический стаж представителей этой фамилии составляет более 800 лет!  Привожу небольшой рассказ только о двух его представителях:   
Процеров Евгений Григорьевич
родился в селе Таптыково Сарайского уезда Рязанской губернии 24 января 1889 года в семье священника Процерова Григория Васильевича. Мать - Вера Алексеевна Процерова ( в девичестве Воронковская) из дворян. Семья была многодетная – 3 брата и 7 сестер. В 1905 году  семья переехала в село Палищи Касимовского уезда Рязанской губернии.
      В этом же году Евгений Григорьевич поступает в Рязанскую духовную семинарию, которую оканчивает в 1909 году, оставшись преподавателем семинарии 
          В 1910 году  Евгений Григорьевич поступает на службу в  Кремлевский Гвардейский полк Государя-Императора Всея Руси Николая Второго.
         
               В чине подпоручика с 1914 года принимает участие в сражениях Первой мировой войны. После революции 1917 года работает счетоводом в колхозе «16 партсъезда» и учителем физики Палищенской семилетней школы.
        В 1941 году в возрасте 52 лет мобилизован в ряды Красной Армии. На фронте служил в штабе 3-ей Гвардейской дивизии Западного фронта под Старой Руссой недалеко от озера Ильмень. Имел офицерское звание капитана Советской армии. Награжден медалью «За боевые заслуги». В 1944 году после Тегеранской конференции глав трех держав (СССР, США и Великобритании), его часть была переброшена в Иран в город Казвин в 100 км от Тегерана. В конце 1944 года после перенесенной лихорадки по состоянию здоровья был демобилизован. С 1945 года работал учителем начальных классов в Часлицкой семилетней школе. Умер 2 декабря 1950 года. Его дети так же стали учителями:
                Процеров Вячеслав Евгеньевич, учитель немецкого языка и истории проработал в школе более 40 лет, сейчас на заслуженном отдыхе.
                Процеров Николай Евгеньевич, учитель физики, педагогический стаж 40 лет, работает до сих.
                Крутова Галина Евгеньевна, учитель русского языка и
литературы, педагогический стаж 38 лет.


      Процеров Борис Сергеевич  родился 3 июля 1915 года в селе Новая Пустынь Спасского р-на Рязанской области в семье священника. Окончил семь классов Тумской 9-летней школы и в 1930 году поступил на работу в совхоз им. Буденного чернорабочим. По направлению совхоза поступил учиться на курсы учителей начальных классов, которые окончил в 1932 году. С 1932 по 1936 год работал заведующим и учителем. Смекаловской начальной школы Скопинского района Рязанской области и  заочно учился в Скопинском Пед. Училище. После окончания пед. Училища  в 1936 году работал в Спас-Клепиковском р-не Рязанской обл. сначала учителем, а потом и заведующим Тамышевской нач. школой . В 1938 году откомандирован Клепиковским районо в г. Калинин для учебы в учительский институт при Калининском Гос. Унивирситете.
         В 1941 г. мобилизован на фронт. Воевал в передовых частях Волховского фронта под Ленинградом в составе 1-ого стрелкового полка 3-ей Гвардейской дивизии. Во время первого за всю историю войны контрнаступления Красной Армии под городом Волховым  три раза участвовал в штыковой атаке, был тяжело ранен в голову. Пуля на излете пробила левую височную кость и легла на серое вещество мозга, вызвав контузию. Хирурги не стали вынимать пулю, опасаясь ухудшить состояние раненого. По причине ранения Борис Сергеевич был демобилизован из армии в начале 1942 года. С 1942 по 1945 годы проработал завучем и директором Семено-Ошнинской семилетней школы Рязанского района. В 1945 году переехал в село Палищи Тумского р-на Владимирской области. Работал учителем, завучем Мезиновской средней школы, где в 1956 году встретился и был в дружеских отношениях с А.И. Солженицыным. Он же, с помощью своего брата Анатолия Сергеевича Процерова, учителя математики одной из школ Рязани, помог Александру Исаевичу найти работу и перебраться на жительство в Рязань. В последующие годы Борис Сергеевич работал заведующим начальной школы в д. Демидово, учителем Овинцевской и Часлицкой восьмилетних школ.
 



1 сентября 1994 года, во время приезда А.И. Солженицына на палищенскую землю на поклон  могиле Матрены – героине его рассказа «Матренин двор», у Ильнского храма состоялась встреча двух бывших школьных коллег Александра Исаича и Бориса Сергеевича.
 
            Александр Исаевич при этой встрече напомнил, что именно Борис Сергеевич принес ему долгожданную справку о реабилитации, пришедшую по почте из Москвы.
          Умер  Борис Сергеевич 8 июля 1996 года в возрасте 81 года, пятьдесят лет проносив в голове вражескую пулю, похоронен в ограде храма, вместе со своей женой – уроженкой села Палищи Клавдией Николаевной (девичья фамилия Харькова), проработавшей с небольшими перерывами 70 лет при церкви регентом (руководителем церковного хора). Отец Клавдии Николаевны Харьков Николай Александрович был дьяконом Ильинского храма, арестован в 1937 году, умер во Владимирском Централе.
 
            Продолжая рассказ о славном роде Процеровых  (от латинского proceros – длинный, долговязый – прозвище данное в греко-латинской школе отроку Никитке - основателю рода) следует отметить, что в 2002 году  в селе Палищи, в старинном доме Процеровых 1905 года постройки состоялся съезд представителей рода на который со всех концов России съехались около 60 человек.

               Исторически сложилось так, что  в селе жили люди образованные: священники, учителя, врачи, купцы. Многие из них знали толк в искусстве, хоровом пении, играли на музыкальных инструментах. Так постепенно сложился музыкальный театр: ставили оперы, музыкальные комедии…
 
                По рассказам Процеровой Клавдии Николаевны в селе и в близ лежащих деревнях местное крестьянство выращивало на своих земельных полосках: рожь, овес, гречиху, местные сорта льна. Из огородных культур кроме картофеля значительные площади занимала белокачанная капуста, дававшая на торфяных почвах неплохой урожай. Капусту  засаливали в бочках, заквашивали в пареном виде, а так же  и приготавливали  из свежей капусты знаменитую мещерскую солянку.  Кроме коров и лошадей в каждом дворе разводили овец романовской породы, коз и свиней.

                Однако на бедных мещерских почвах крестьяне собирали небольшой урожай, поэтому большим подспорьем была рыба озера Святого и реки Бужи, которую в старину называли речкой Полей.
                Целыми деревнями летом с верховых болот, копали лопатами длинные узкие каналы по которым вода текла в озеро. Зимой, когда подо льдом не хватало кислорода и начинался замор рыбы,  она шла в эти каналы. Оставалось только их перекрыть и вытащить рыбу на лед большими черпаками сплетенными из лозы. Зимой жители села и окрестных деревень, по установленной очереди на санях ехали на озеро за рыбой, намораживая ее целыми возами. Рыба считалась общественным достоянием и ее распределяли по дворам по количеству едоков. Рыбу складывали в досчатых клетях наподобие поленицы дров от пола до потолка. За рыбой как правило ездили женщины, т.к. мужчины еще осенью, обычно на Покров уходили в отхожий промысел. Мужиков с Палищенской округи называли  «красилями», т.к. они занимались перекрашиванием «обновлением» одежды. Позже, с середины 19 века появился промысел по набивке узоров на ткани с помощью нехитрых штампов. Узоры наносились типографской краской, которая разводилась керосином. После Великой Отечественной войны узоры и более сложный рисунок стали наносить с помощью трафаретов. Так появился знаменитый «коверный промысел», которым занимались целыми семьями. Изготовленные ковры продавали в южных областях России, разрушенных войной.
         В  40-х – 50-х  годах 20 века в Палищах были размещены: пекарня, молокозавод, чайная, почта, сельская библиотека, школа рабочей молодежи в доме священника Веселкина. Храм  никогда не закрывался и продолжал действовать все годы советской власти. В 1936 году с храма были сняты колокола. Летом 1944 года в шпиль колокольни ударила молния, отчего он загорелся и упал, пробив потолок предела храма. Шпиль после пожара был вскоре отремонтирован силами прихода, однако его внешний облик и размеры были изменены.

         В 70-х годах 20 века началось разрушение села. Закрылись чайная, почта, библиотека, пекарня, молокозавод. В 90-х годах закрылся даже магазин. Сейчас здесь проживает всего 6 жителей. Селу не дает умереть Храм, который является лучшим памятником минувшим поколениям русских людей, привыкших украшать свою землю, а не разрушать ее…

         История села Палищи является прекрасным примером великой жизни русского народа, народа- труженика, народа – творца. Именно поэтому Мещера является символом Центральной России, генетической матрицей прошлых и будущих поколений русского народа.