Семья и дети в живописи Ван Дейка

Алина Алексеева-Маркезин
Ван Дейк. Семейный портрет.1621г

           Художники всегда с огромным желанием писали детские портреты. Ведь дети служили им вечным источником красоты и вдохновения, позволяли выразить самые яркие и правдивые эмоции. В их - подчас совсем не детских! - образах навсегда запечатлелись былые эпохи с их манерами и причудами, одеяниями и интерьерами, проблемами и страстями.

 Очень много картин голландского художника Ван Дейка посвящено семье и детям.
    Художник часто писал портреты королевских детей и отпрысков старинных аристократических родов. Совсем маленькие — трогательно прелестны, те, кто постарше, следуя придворному этикету, напоминают «маленьких взрослых». Но художник стремился подчеркнуть чистоту и обаяние их возраста.
 
Рассмотрим групповой портрет Детей Карла Первого.
 
        В центре, положив левую руку на голову  огромному мастиффу, стоит принц Карл (будущий Карл II). Справа от него принцесса Мария и принц Яков (будущий король Яков II; он еще очень мал и по тогдашнему обычаю одет в платье). Младшие принцессы Елизавета и Анна – слева. Несмотря на скованную этикетом строгую осанку, Ван Дейк прекрасно передал очарование  нежного возраста принцев и принцесс.

 Самое примечательное в картине – младшие принцессы. Новорожденная Анна, голенькая, но в чепчике и прикрытая пеленкой, тянется к старшему брату. Елизавета придерживает сестру, чтобы та не упала.  Это удачно подсмотренная житейская деталь оживляет портрет, который иначе смотрелся бы чересчур официально.

   Портрет королевских детей ван Дейк написал для их матери Генриетты Марии. Она хотела отослать картину своей сестре Кристине, герцогине Савойской, чтобы получить взамен портрет ее детей, - своего рода обмен семейными фотографиями на королевском уровне.
        Написанные художником дети - это принц Чарльз (впоследствии король Карл II), родившийся в 1630 году, принцесса Мери, родившаяся в 1631 году, и принц Яков (будущий король Яков II), родившийся в 1633 году.
 
      Детские портреты ван Дейк всегда создавал с теплотой и любовью, а этот еще и отличается прекрасным колоритом. Многие критики считают картину лучшим детским портретом ван Дейка. Правда, королю Карлу I он не понравился, возможно потому, что его наследник выглядит здесь похожим на девочку. Но художник в данном случае не виноват, просто в те времена было принято всех детей до семи лет наряжать в платье

Трое старших детей короля Карла I, 1637, Sir Anthony Van Dyck

(слева – в золотистом костюме будущий король Карл II, в центре – его брат – будущий король Яков II (одетый по традиции того времени в детское платье) и их сестра - Мария)

 Ван Дейк.Семейный портрет.(Иллюстрация вверху)

        В ранний антверпенский период Ван Дейк писал портреты зажиточных горожан, художников с женами, обогащая нидерландскую традицию XVI века изображения семейств и супружеских пар. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью.
       «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных.
           Вдумчивый, слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный — его молодой миловидной жены устремлены на зрителя. Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Иногда, как в данном случае, под влиянием Рубенса изображались архитектурные мотивы, драпировки, элементы пейзажа.
      
      Молодая мать, сидящая в кресле, держит на коленях ребенка, который, запрокинув головку, смотрит на отца. Супруги не демонстрируют зрителю свои чувства друг к другу, но картина создает впечатление доверительной близости и согласия между ними.

    В открытом, спокойном и приветливом взгляде женщины угадываются ум и достоинство. В облике мужчины с бледным, несколько болезненным лицом Ван Дейк подчеркивает сдержанность и серьезность.

      Вопрошающе и немного печально смотрит на нас мужчина из «Семейного портрета», спокойный и чуть лукавый взгляд устремила в нашу сторону его жена. Побуждая заглянуть в глаза тому или иному своему персонажу, создавая у зрителя ощущение как бы личного контакта с ним, художник вызывает тем самым активное сопереживание зрителя духовному миру человека, изображенного на портрете.
 
           Портрет становится более живым, более эмоционально напряженным и психологически более глубоким. Ван Дейк, воссоздавая с поразительной убедительностью живой облик позирующего ему человека, никогда не стремился к достижению простой иллюзии реальности. Его портреты — это, прежде всего, живописные образы, воплощенные на картинной плоскости в неразрывной с нею связи.

Портрет семьи Ломеллини.1625-27гг.

  Это один из лучших портретов, написанных ван Дейком в Италии. Не известно наверняка, кто именно позировал художнику, однако можно предположить, что это вторая жена и четверо детей Джакомо Ломеллини (1570-1652), который был дожем Генуэзской республики в 1625-27 годах.

     В те, времена в Генуе, как и в Венеции, избирали главу города-государства - дожа.   Правда, если венецианский дож мог оставаться на своей должности всю жизнь, то в Генуе его избирали всего на два года. Здесь существовал также закон, согласно которому во время правления дожа нельзя было изображать его на портрете, - это объясняет, почему па портрете семьи Ломеллини, написанном ван Дейком, отсутствует сам глава семьи. Портрет был создан именно в годы правления Джакомо Ломеллини, что подтверждает возраст детей дожа, чьи даты рождения хорошо известны.

     Двое его сыновей от первого брака, Николо и Джованни Франческа, родились в 1590 и 1601 годах, следовательно, одному из мужчин на полотне за тридцать, второму - за двадцать. Справа стоит вторая жена Джакомо, которая родила ему дочь и сына. Вероятнее всего, именно их мы и видим стоящими рядом с матерью. Этот портрет оставался в семье Ломеллини вплоть до 1830 года.

        Ван Дейк славится как мастер детского и семейного портрета. Никогда не впадая ни в кукольность, ни в слащавость, в своих портретах детей он тонко подчеркивал особенности детского возраста, умел передать всю свежесть и наивность детского восприятия мира.

Другие портреты о которых идёт речь, можно посмотреть здесь.
http://maxpark.com/community/6782/content/1630412