Воды Сейма дышат историей

Владимир Кулагин 2
ВОДЫ СЕЙМА «ДЫШАТ» ИСТОРИЕЙ

Замечательный курский краевед и писатель Михаил Лагутич «извлек» из тихой водной глади древнейшей реки соловьиного края ярчайший, даже драматический факт – осуществление грандиозного проекта по обустройству Александринского водного пути по Сейму от Курска до Киева и далее к черноморским портам.
А, осмыслив этот факт, он написал интереснейшую книгу «Плыл по Сейму пароход». Объемом в 128 страниц книга вместила в себя значительный пласт истории Курской губернии первой половины XIX до первой половины XX веков. Книга читается легко, с нарастающим интересом.
В писательском деле, пожалуй, самое трудное – художественное обрамление архивных источников. Опытнейший краевед, прекрасно владеющий русским словом, в том числе и на бытовом уровне, М.Лагутич умело выстроил и композиционное пространство книги, и диалоги, и образный ряд своих героев. Именно этот сплав и сделал книгу «Плыл по Сейму пароход» не только увлекательной, но и познавательной. Важно также и то, что  автор сохранил предельную точность исторических дат, событий, биографий и судеб героев повествования.
В центре книги три курских губернатора: Павел Николаевич Демидов (из знаменитой, богатейшей династии Демидовых, сподвижников Петра Великого, родоначальников горно-металлургического дела в России); Степан Федорович Паскевич, личность заурядная, почти не оставивший доброго следа на курской земле;  Михаил Николаевич Муравьев, яркий представитель радетелей за Отечество, широко образованная личность, дружил с поэтами П.Вяземским, Ф.Тютчевым, Н.Некрасовым и учеными (был близок к курскому астроному Ф.Семенову), был ранен в сражении под Бородино.
П.Демидов тоже был умен, сражался с Наполеоном на Бородинском поле, дошел до Парижа. Однако характером слаб, прожектер, беспечен, хотя и добродушен, но и самолюбивый. Не против был день начать со стопки крепкого вина. Крупный, даже тучный. Автор в характеристиках начальников Курской губернии умело опирается на высказывания о них других сановных чиновников, скажем, шефа жандармов А.Бенкендорфа.
Такие подробности о губернаторах неслучайны. Ведь центральной фигурой книги является чиновник Министерства финансов империи, действительный статский советник, тоже участник войны с Наполеоном Михаил Александрович Пузанов. Человек энергичный, цельный, широко образованный, настойчивый, в высшей степени порядочный. Именно ему было суждено заняться смелым по тем временам проектом обустройства Сеймского водного пути, и именно при этих губернаторах, от которых во многом зависел успех дела.
Идея эта витала в научных и экономических кругах России еще в начале XIX века. Ее горячо поддержали князь Барятинский, графы Шереметьев и Потемкин, князья Юсупов и Голицын.
М.Пузанов, суммировав всю информацию о проекте с момента его зарождения, в подробной Записке изложил свое видение реализации проекта с необходимыми расчетами,  тактикой и даже сроками освоения выгодного для Курской губернии и Империи водного пути по Сейму. Губернатор П.Демидов согласился с его доводами и дал «добро» на начало работ.
М.Пузанов решил изучить русло реки на всем ее протяжении. И автор книги отправляет нас в увлекательное путешествие по Сейму на парусной лодке. С небольшой командой из слуг и двух «вёсельников». Здесь М.Лагутич проявляет себя знатоком и сплавного дела, и красот присеймских равнин, его прибрежных окрестностей, и быта помещиков и крестьян, и прекрасным лириком.
Попутно мы узнаем подробности о Коренной ярмарке, прославившей наш край во многих странах мира. И нравы дворянства. И об интригах при императорском дворе. И об извечной беде России – бюрократизме, казнократстве, продажности сановных чиновников, олицетворением которых стал герцог Виртембергский – с «лисьими повадками», окруживший себя доносчиками и подхалимами. От него тоже во многом зависела судьба водного пути.
И в этом смысле книга во многом современна. В отдельных диалогах и монологах главных действующих лиц, включая и монарха Николая I, автор поднимается до философских высот в осмыслении жизни, предназначении человека, его духовной сущности. Так, устами М.Пузанова писатель подмечает, что «работа духа одна из тех работ, на которые никто не может наложить цепи, и которая не может быть связана ни с идеологией, ни с довлеющей властью, ни с определенным  временем».
Пройдя через все козни высшего чиновничества губернии и империи, впадая в полное отчаяние и вновь поднимаясь, М.Пузанов все же доводит дело до конца. Суда с грузами успешно начали курсировать по Сейму и приносить и купцам, и помещикам, и губернии в целом выгоду. Более того, именно по этой водной артерии впервые в Европе прошло паровое судно «Людиново».
Однако с увеличением авторитета железнодорожного сообщения и снижения объема грузов на Александринском водном пути, в 1856 году новый российский император Александр II – реформатор освободил весь водный путь от правительственной опеки и передал его губернии.
Потом губернатор тоже отказался от этой «обузы» и отдал все имущество на откуп предводителям дворянства – курскому, льговскому, рыльскому и путивльскому. А те весь персонал речного судоходства распустили, а содержать и охранять шлюзы доверили местным помещикам, которые сочли их не нужными.
А осенью 1857 года по указанию губернатора  Бибикова все сооружения водного пути были проданы и растащены.
М.Пузанов через три года окончательно поселился в своем имении. Написал несколько полезных книг по сельскому хозяйству. Умер в 1869 году. К сожалению, могила этой незаурядной личности неизвестна.
Владимир КУЛАГИН,
журналист.