Прохожий-plus

Саша Валера Кузнецов
Сценарийп\м фильма

Авторы
сценарий - Саша Валера
режиссер-постановщик Саша Кузнецов

                " П Р О Х О Ж И Й "


                Николай Соколов-Данелия (1959-1986, псевдоним      «Гудвин»), режиссёр, поэт, художник, написал ироническое стихотворение, предположительно посвящённое другу юности Аркадию Славоросову

    "...ХОТЬ УМРИ, ХОТЬ ОБОССЫС - ТЫ НЕ ГУРУ, ТЫ НАРЦИСС... СЛИТ С ОТРАЖЕНЬЕМ - ЛЕГКИЙ МИГ ОДИН. ЭТО ПРИТЯЖЕНЬЕ МЫ НЕ ПОБЕДИМ. И ИСЧЕЗНОВЕНЬЯ МЫ НЕ ИЗБЕЖИМ. ОТ НАРЦИССА ГУРУ МЫ НЕ УБЕЖИМ."


1
КАФЕ “Mistrale” (Paris)
Бармен открывает кафе… Утро.

2
Титр
                ЧЕРЕЗ 2 ГОДА ПОСЛЕ СОБЫТИЙ
               
3
Ранним утром, Автор, а ему теперь на вид лет под пятьдесят, стоит у стойки ПАРИЖСКОГО кафе "Мистраль", берёт рогалик, смотрит на улицу через стекло, ест.

Рука бармена ставит перед ним маленькую, белую чашку кофе с пенкой.



Окрестности метро Журдан (Париж)
Автор идёт вниз по улице, вдали над городом видна Эйфелева башня, проходит окно выдачи покупок в стене, поднимает голову:

                «Mega kebab»



ФЛЕШБЭК-АЗИЯ (кадры из фильма "Мираж" 1992 года)



ПАРК ЖУРДАН ПАРИЖ
Автор-Персонаж входит в парк, у ручья моет ноги клошар, в скалах ИСКУССТВЕННЫЙ ВОДОПАД на месте шахты, где когда-то повыше Монмартра добывали уголь, а теперь в брызгах мелкой водной взвеси - прогуливается Девушка.

О чём они говорят с Автором – не слышно за шумом воды, да и целуются они четыре раза - по-парижски. Девушке можно дать и тридцать и двадцать с небольшим - она стройная, небольшого роста.

5
Автор-Персонаж с девушкой медленно уходят по дорожкам - вниз по склону – в сторону изгороди парка, за которой к остановке подходит большой зеленый городской автобус…

6
ТИТР               

                1 9 9 4 год 
                Москва


7
МОСКВА

Катрин входит в кафе, где её уже ждёт Макс (Максим Шевченко, в ту пору просто молодой поэт. Начитанный)

-Catherine, salut!

-Salut.

- J'arrive, je prends un jus de fruit - Макс приносит жОлтый сок в высоком стеклянном стакане и уверенно ставит на столешницу высокого, "стоячего" столика между ними.

Катрин пьёт сок и они оживленно беседуют о новом, недавно вышедшем журнале, с романом Гуру «Рок-н-ролл».

- Tu sais, c'est trеs classe!

-Oui.

- On a editе un journal. Tu te rappelles, je t'en et parlе ?

- Oui.

 MAX.  Je vais te le montrer. Je l'ai apportе avec moi.

- Oh, quel journal !

 MAX.  Oui, c'est un journal vraiment tout а fait nouveau. C'est notre bеbе.

- Oui, naturellement.

 MAX.  Tu at dit qu'; la Sorbonne quelqu'un s'intrеressait au russe. Et si on le lui montrait. Dans le journal il y a un texte de mon ami Gourou. - говорит Макс.

Макс просит показать журнал "Ъ" в Париже, называет его ребёнком новорожденным и вновь просит показать в Сорбонне славистам. Когда он размахивает журналом - это видит Автор-Персонаж, проходящий по улице - через витринное стекло.

Он на ходу заглядывает через стекло на своих персонажей.


9
Актёр П., чем-то неуловимо похожий на Автора, через видеокамеру наблюдает за окном напротив, через колодец двора.

ГОЛОС.  Наблюдая за окном напротив, я думал о нем как об Ученом, работающим над секретным проектом. Когда на следующий день вдруг узнал от дворников о самоубийстве, просто  не поверил...

В окнах тени персонажей: Крюков, Макс, Полонский и Катрин, да пара девок.
Крюков распахивает окно и видит в окне напротив, плотно закрытом изнутри черным, блестящий объектив камеры. Мерно постукивавшие часы, но вдруг сбиваются с ритма. Через окрестности космоса, шуршит радио на поиске волны, пробиваются новости о курсе доллара: «сразу на 600 пунктов…»


10
В комнату К. входит Соседка в длинной жолтой майке до колен и с початой бутылкой шампанского в руке – диалог о её сожителе-Фотографе, что использует ее тело, снимая и продавая фотографии на Арбате.

СОСЕДКА.  Я чувствую себя с утра до вечера распятой в гинекологическом кресле… инженер-технолог, ****ь! - истерично матерится она - натянутым ржавой струной, голосом.


Титр                НАШИ ДНИ


11
П. проявляет и печатает фотографии, омывая их водой. Переворачивает одну из карточек, фотография плывёт в ванне изображением вверх.

Лицо Катрин плывёт и тонет, медленно опускаясь на белое дно старой ванны (ч/б фото)


12
Утром К. видит, как из комнаты Учёного (актер П.) выносят мебель и картину: мужчина в красной майке-безрукавке, испещренный ломаными жОлтыми линиями осциллографа.

К. поднимается в комнату и подбирает коробку из-под кинопленки, в ней куски пленки 35мм и срезки-слайды. Рабочий ворчит, мол, стреляется интеллигенция тухлая, а чо надо-то им? – комната была, говорят и жена где-то… зажрались,Ё!

12А
НОЧЬ-ДВОР-НАТУРА
На Чистяках прохожий выходит к Гуру (Аркадий Славоросов), сидящему у костра в проходняке под аркой с надписью по стене аэрографом "Ад закрыт - Все ушли в РАЙ,Ё+!"

Присаживается на вопросе:
- Всё ходишь, бродишь? - прямо на ящик из деревянных реек, которыми и топится костерок под окнами старого дома то ли бродягой, то ли философствующим прибитым жизнью персонажем этой киношки)) ведь нам показывают еще и субтитры на французском+!)))

- Похожий.  К покою хочется поближе...

ГУРУ. Это интересно/ C'est intеressant. Et moi, je pence pr;cis;ment ; la trancuillit;. Tu marches. Je suis assis. Toi tu panses que c'est cel; ta r;alit;, moi je pense que c'est cel; ma realit;. Int;ressant. Et d'alleurs toi et moi saia-tu qui nous sommes? Toi et moi nous sommes surement des personnages de quelque film stupid. Jamais on ne s'est senti ensi, n'est-ce-pas? ; l'id;e de ce que nous sommes devenus, tu comprends? Sur de la vulgaraie pelliqule. Toi. Moi. Nous sommes pris, des images sur un drap blanc.    

Sans libert;. Mets ; nouveau la satan;e pellicule en marche et nous, ; nouveau, allons r;pet;r ces memes paroles stupides , faire ces memes mouvements...
 
13
К. смотрит слайды, найденные в комнате. Видит женщину ассирийской внешности, похожа на ассистентку.
Приходит Света лет 23х, но они не находя понимания, расстаются, после откровенного разговора под «игру в правду», когда, зажигая спичку, передают огонек из рук в руки и тот, на ком гаснет пламя, отвечает только правду:
- Ты пойдёшь со мной?
- Нет.

14
К. «вспоминает» будущее и мы видим в том же кафе в Париже, теперь перед закрытием - актера П., (Племяша продюсера))
Молодой, высокий и дерзкий парень, присаживается с картой у стойки.
ПРОДЮСЕРУ: Автор, приняв облик нынешнего П. время от времени вспоминает кадры фильма «Прохожий-1994»


15
МОСКВА – 94
К. принимается искать женщину со слайдов с ассирийской внешностью, телефон даёт старушка из коммуналки У.
По приметам развалин старинной усадьбы, находит в Алабино развалины замка князей Мещерских. Во флигеле, обросшего и постаревшего Учёного на брошенной здесь кем-то фотографии,
Незамеченный, за ним следит тип, явно из КГБ. Он ходит за ним.

16
Встречается с Ассистенткой ассирийкой, с ней девочка, говорит по-французски…

17
Заходит к девочке в детский сад и та говорит, что папа приходил вчера к ней, принес вот это – город, тонущий в падающем снегу у моря – стеклянный шар, игрушка-перевертыш.

18
Едет в зоопарк, к другу, сторожащему лемуров, сам замечает слежку на выходе ночью из зоопарка на Красной преснее, бежит по переходам ночного метро.


19
В комнате не обнаруживает своего  паспорта, собирает рюкзак и уходит, не заперев дверь.
 
20
Торжественный и недобрый Кремль за рекой, мертвое сверкание куполов.
В переходах обрывки предвыборных плакатов, мусор.

Кое-где в переулочках неподвижные, точно брошенные автомобили.

Перспектива пустой улицы.


21
Кафельная труба тускло освещенного подземного перехода, сильный сквозняк треплет обрывки газет и плакатов на стенах. Далеко в конце подземного туннеля появляются две фигуры, К. и СВЕТа, отбрасывающие длинную тень.

22
Железнодорожная станция Москва-сортировочная. Переплетение черных рельсов, проводов, слепые семафоры. Ветреное, холодное, абсолютно мертвое пространство.


23
К. с девушкой выходят из электрички, подходят к краю подмосковной платформы ПЕРЕДЕЛ (одна буква завалилась) КИНО и прыгают на рельсы.

Идут по железнодорожному полотну.

Спускаются к речке, через неё перекинуто дерево. Девушка переходит на другую сторону. Слышен её голос: "Как здесь тихо." Следом мужской: "Да. Как будто мы уже умерли".

23
По улице дачного поселка они подходят к мрачному деревянному дому с заколоченными окнами. Вокруг большой участок с частью соснового леса.

Он поднимается на крыльцо.

- Алькатрас... - говорит, открывая дверь.

Открывает форточку, окно и они влазят в комнату.

24
Задержавшись на пороге, он видит ободранный холодильник, а на столе массивную финку с выбитым у основания лезвия номером: А7326. Опускает ее в карман потертой шинели британских ВВС. Где-то за дверью орёт кошка, хлопает дверь. Она вопросительно оборачивается.

25
Девушка пытается обживаться. Купает в тазу рыжую кошку и та безумно орёт, выпучив глаза.

26
Он сидит, сложив ноги на табурет, и достав пакет табаку, да курительную бумажку, привычным движением скручивает сигарету. Наверху раздаётся какой-то неясный звук, будто что-то упало.

- Может это крысы? Мы думали, что здесь никого, а место уже занято, - говорит он.

27
Ночью они лежат на диване под стареньким спальником с обтрепанными краями. У изголовья табурет, горит свеча, вставленная в горлышко большущей бутылки.

28
На рассвете он проснулся от шума, прислушался. Кто-то ходил, уронили стул. Потом все стихло. Он встал и осторожно, стараясь не разбудить девушку, постоял, переложив нож из кармана шинели в задний джинсов и вышел босиком, стараясь не шуметь. Заглянув на кухню, прошёл к двери в соседнюю комнату. Из-за двери вновь доносится какой-то неопределенный звук. Он с опаской приотворил её и заглянул в образовавшуюся щель. Но тут же захлопнул, судорожно повернув ключ в замке, и замер, вслушиваясь.

29
Утро. Девушка открывает глаза, а он одетый сидит напротив верхом на табурете. Она спрашивает: "Ты что?" "Ночью кто-то ходил наверху", - отвечает он. Она вопросительно смотрит на него и долго молчит. "Да. И долго. Потом ушли. Дверь я запер".

Девушка смотрит напряженно: "Я больше туда не пойду".

- Это «дети ларька». Местные.

- Может, тебе всё-таки послышалось?

- У меня с головой всё нормально пока. Глюки от реальности отличаю. Да и курили мы немного вчера.

29
День. На веранде стоит большой старый комод. Девушка роется в ящиках, придерживая на коленях джинсы своего приятеля. На комоде древний, покрытый бархатным слоем пыли, телевизор. В дверном проеме видна часть комнаты, там сидит он, положив ноги на табурет, и с угрюмым видом чистит финкой ногти.

- Смотри, нитки, - говорит девушка, - не дом, а полная чаша... Ничего, я думаю, всё будет нормально. В любом случае, в городе теперь опасно, правда же? Отсидимся здесь потихоньку, как мыши. Какая штуковина, смотри, для чего это? Тише, мыши, кот на крыше... будем пить кофе, курить и смотреть в окно. На ночь ты будешь читать мне Де Сада... Вот, нашла, - достаёт из ящика лоскут джинсовой материи и прикладывает к прорехе на штанине, - я тебе здесь заплату поставлю. Смотри, пойдет?

Она оборачивается к двери: там никого нет. К. в одних трусах стоит на лестнице, ведущей наверх. Полная тишина. Он поднимается выше на цыпочках, к двери. Возится с навесным замком, запирая на ключ.

30
Вечер. Она стоит перед телевизором.

- Смотри, а он работает.

Ящик гудит и на экране появляется изображение без звука: диктор что-то долго объясняет, мудро улыбаясь. Затем идут хроникальные кадры военных действий в городе.

Парень входит в комнату, некоторое время напряженно смотрит, а потом выходит и возвращается с ломом в руке и гикнув, вонзает его в экран: взрыв, дым, грохот.

- Ну, что? Достали, уроды? Протоплазма взбродившая. Но я от вас всё-равно сбегу. Они - мне - предлагают свободный выбор. А мне моя иллюзия дороже вашей... кон-вер-ти-ру-е-мой реальности. Они ведь сожрать нас хотят. Лоботимировать. Я иногда мечтаю их ненавидеть и не могу. Некого.
     Он сполз на пол и прислонившись к стене, устало сложил руки на коленях.

     - Как хочется сесть в поезд и убраться отсюда к ****ой матери.

Он успокаивается, но внезапно свет от лампочки, висящей под потолком, мигает. Оба смотрят на лампу. Свет то разгорается, то тускнеет. Потом гаснет совсем. Голоса в темноте:

К.Черт.
СВЕТа.  Свечи там, в комоде.
- Сейчас, сейчас.
- Спички у тебя?
- В шинели... сейчас, погоди... тихо... что это?
- Где?
- Слышишь?

Умолкают. В тишине откуда-то доносится звук шагов, передвигаемого тяжелого предмета. Вспыхивает огонек спички, девушка зажигает свечку.

- Ты что-то слышал?
- А ты, нет?

31
Ночью они, полуодетые, сидят на диване. Её приятель достает из кармана шарик марихуаны и принимается финкой «кропалить» план на ладони. Поджигает косяк, затягивается и подносит папиросу к её губам. Она втягивает дым полной грудью, запрокинув голову.
- Еще... Хорошо, правда?
- Счастье лучше. Оно как неостывшее ружье.
- А раньше ты, кажется, был пацифистом.
- Угу. А ещё раньше у меня - кажется - были жабры. Мне и теперь всё время что-то кажется. Мне вот кажется, что мы лежим голые в каком-то старом доме в лесу на краю света, курим траву и... плевать я хотел на всю эту правду, потому что счастье лучше. Мне не нужна голая правда. Мне нужно голое счастье!
- А ты - мой Голый король, - она, взяв папиросу наоборот, вдувает ему дым в раскрытые, шумно втягивающие губы. Он длинно и легко вдыхает, прикрыв отяжелевшие веки.
- Я ничего больше не хочу. У меня все есть, - он откидывается на диван.
- Как хорошо-то, Господи! - она кладет голову ему на живот, - мы же дома. Шли-шли, уходили и нашли свой дом.
- Что нам стоит, дом построить. Домик-то нарисованный. А мы не даосы, чтобы жить в нарисованных дворцах.
- Даосы, даосы! И слушать ничего не хочу. Это наш дом. Никуда не пойдем, да и некуда нам...
- Вот это и есть свобода.

За окном ночь, где-то лает собака.

32
Днем он лежит на диване и смотрит в потолок, а подруга готовит бульон из куриного кубика на электроплитке, стоящей на полу. Она делит кубик пополам и размешивает в пиале с кипятком.
Они мирно прихлебывают бульон и парень время от времени прислушивается. Она старается неслышно отпивать свой супчик.

33
Ночь. Горит свеча. Они лежат под спальником, но глаза их открыты. Он смотрит в пустоту перед собой, а она уперлась глазами в стену. Сверху вновь раздаётся шум, звон стекла и кто-то даже взвизгивает. Парень нерешительно выбирается и подходит к двери, торопливо заперев её. Берёт лом, пытаясь вставить в дверную ручку. Девушка, всклокоченная, в  его рубашке на голое тело, подходит на цыпочках и неловко старается помочь. В косом свете свечи они выглядят перепуганно и жалко.
34
Утро. Парень раскрывает окно и тоскливо смотрит на верхушки сосен, пожёвывая спичку. Сплёвывает и принимается мочиться вниз, через подоконник.

35
Вечереет. Парень сидит на полу и бессмысленно, но ритмично играет на руках верёвкой, «колыбель для кошки». Раз - ещё раз - ещё. Девушка листает толстую книгу, разглядывает черно-белые фотографии. Парень выходит на веранду и пытается придвинуть комод ближе. Она помогает - баррикадируют дверь изнутри.

36
Ночь. Комод содрогается от ударов извне. Невнятный, омерзительный ор за дверью. Гулкие удары разносятся по всему дому. Девушка неотрывно смотрит на дверь и её губы шевелятся.

- Господи, спаси и помилуй. Матерь Божья, помоги, пожалуйста... куда бежать от них, Господи? Научи нас молиться... помолись во мне Сам ...

Её приятель склонился в другом углу над зеркалом, делает что-то, колдует, повернувшись к ней спиной.

Девушка оборачивается к нему.
- Что ты там делаешь?

Он поворачивает к ней лицо, неожиданно белое, накрашенное как у женщины и от этого, то ли надменное, то ли просто безжизненное. Подносит палец к губам.

- Тс-с!

Сначала девушка замирает ошеломленная, потом со слезами в голосе бросается к нему, хватает за рубашку, кричит.

- С ума сошел! Такое кругом творится, а ему всё игрушки мудацкие! Шизофреник! Придурок! Ведь страшно же... - она затихает и плачет.

- Ну всё, пошутил я. Шуточка.

Чуть забрезжил за окном рассвет и грохот за дверью стихает, уходит вверх. Девушка утыкается лицом ему в колени и он осторожно гладит её по голове, но взгляд устремлен в пространство. Так они и сидят, он поглаживает её, другой рукой проверяя, на месте ли финка.

37
Встаёт солнце, оба сидят бессонные и замёрзшие. Она собирает рюкзак. Он встает, открывает окно.

- И куда мы теперь?

- Куда глаза глядят. Мир большой.

- Сколько нам так тусоваться?

- Всю жизнь, детка.

Они выбираются через окно, плотно прикрыв его и не оглядываясь идут прочь.
Она бредет за ним, но останавливается и поворачивается к дому - то ли перекрестить его хочет, то ли прощается.

Он уходит в сторону станции.

Она идёт в сторону обратную, к шоссе, откуда можно уехать в Москву.

38
Песня продолжает звучат. В комнате К. - пустота и лишь пыль на полу, да следы рабочих ботинок, а на стене светлый квадрат на стене от висевшего здесь когда-то портрета. Молодой дворник, наверное, азиатский студент, сидит на полу и листает большую толстую тетрадь с его записями…


39
Париж. Кафе «Мистраль» закрывается, давешний Бармен заносит круглые небольшие столики внутрь. За стойкой сидит Автор с картой в руках.

40
К., подтягиваясь на руках под мостом переходит границу над рекой. Туман.

И это –


 КОНЕЦ/FIN

 - - - - - - - - - посвяшаю Аркадию \Гуру\ Славоросову  - - - - - - - - -