Урок Памяти

Наталья Вялкина
Вальс плывёт над шумной танцплощадкой,
Сумерки из-за кустов ползут,
На скамейке женщина украдкой
Смахивает с глаз свою слезу…

Что ей этот вальс напоминает?
Чем она взволнована сейчас?
В Венгрии на подступах к Дунаю
Есть могила и её сынка.

Проводила сына мать в солдаты,
Полыхала заревом война.
Он погиб в бою за город Тата,
За свободный голубой Дунай.

В этом парке мирном, как на сборе,
Захотелось вдруг ей рассказать
О тяжёлом материнском горе,
Что пришло к ней много лет назад.

Захотелось этой молодёжи
Рассказать про страшную войну
И о том, что сын недаром прожил
Молодость короткую свою.

Напоён теплом весенний воздух,
Волнам ветер не даёт уснуть,
Небо все свои большие звёзды
Радо приколоть себе на грудь.

Спит боец, но он не забываем,
Памятью народною храним,
Девушки цветами закрывают
На могиле воина гранит.

До чего всё это человечно!
Видно, так уж повелось у нас:
Будет память о герое вечна,
Как свободный голубой Дунай.

                Автор неизвестен


Прозрачная синь бескрайнего неба и наполненные весёлым щебетом птиц мирные и спокойные дни нашего сегодня — бескорыстный дар живущему ныне человечеству. Лишённая болезненных стонов и криков смертельного отчаяния, страна была подарена нам теми, кто с ожесточением боролся с нечистой силой, которая некогда держала в своих железных тисках многие народы и государства. Благодаря славной Победе миллионов людей, любящих свою родную землю, мы можем сейчас радоваться и наслаждаться окружающей тишиной, слышать смех своих детей и видеть спокойствие на лицах старшего поколения.
«Чем дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, тем полнее и яснее раскрывается смысл и значение огромного ратного подвига советского народа и его вооружённых сил. Время не властно над памятью человечества. Память — это свойство души хранить сознание о былом. Вот почему мы вновь и вновь вспоминаем тех, кто заплатил непомерную цену во имя нашей Победы, вспоминаем живых и погибших. Для поколений людей, вступающих теперь в жизнь, минувшая война — это уже история, которую надо знать и изучать. 21 год. Цифры порой звучат громче миллионов других слов. Ему было только 21 год. С фотографии на нас смотрит молодой, красивый парень, но оборвалась ветвь его жизни! Нет потомков, которые могли бы быть. Только память, светлая, добрая память поколений продлит жизнь его в веках», — с этих, отнюдь не пафосных слов начался урок Памяти в Липицкой средней школе 26 мая 2015 года.

Чуть более месяца до того мной была опубликована небольшая работа «Память говорит» на двух родственных сайтах «Проза.ру» и «Стихи.ру» о поиске родственников Героя Советского Союза Евгения Петровича Тарасова.

http://www.proza.ru/2015/04/06/1951

http://www.stihi.ru/2015/04/07/6001

 Дело в том, что администрация расположенной в моём селе школы, педагогический коллектив и совет учащихся выступили с инициативой присвоить ей имя погибшего земляка. Однако выяснилось, что сделать это отнюдь не так-то просто. Существует целый ряд бюрократических барьеров, миновать которые не представлялось возможным. Казалось бы, чего проще, ведь через подобную процедуру школа уже проходила однажды. Но… В далёкие советские времена имя героического односельчанина было увековечено на старом здании школы. В январе 1970 года, после того, как ветхое строение было окончательно разрушено, а для сельских детишек распахнулись двери новой школы, на фасад учреждения была перенесена мемориальная табличка с памятной надписью.
В музее, который был основан учительницей русского языка и литературы Тамарой Михайловной Санголовой, и по сей день хранится собранная по крупицам информация о детских годах Жени и его боевом пути. В те времена было достаточно иметь разрешение районного начальства, поэтому до поры до времени вопрос законности не поднимался. Школа с честью несла имя героя. Пионерская дружина была названа именем Тарасова. Каждый год 24 марта, в день рождения Жени, и 9 мая около его портрета выстраивался почётный караул и возлагались цветы к памятнику воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
После того, как вышло новое постановление губернатора Московской области, на поверхность всплыла необходимость иметь одобрение министерства образования. Немаловажным пунктом данного указа было и упоминание письменного согласия родственников героя. Погиб Женя в 21 год, в день своего рождения. В лучшем случае мы могли рассчитывать получить разрешение от его двоюродных и троюродных родственников. Но вот вопрос: где их искать? Вскоре после того, как состоялась первоначальная церемония присвоения имени героя старой школе, семья Тарасова уехала из села в неизвестном направлении. Едва видимая ниточка вела в Грузию, но новый адрес ограничивался только названием государства. Непростые отношения между нашими странами не позволяли надеяться на успешный поиск в этом направлении.
Являясь выпускницей Липицкой средней школы, очень хорошо помню, как свято и бережно относились мы к памяти этого юноши, с какой любовью и почтением ухаживали за всеми памятниками в селе, поэтому решение принять участие в общих поисках стало абсолютно естественным. Я очень благодарна многочисленным друзьям, которые помогли осуществить задуманное. С этой проблемой, особенно актуальной накануне празднования 70-й годовщины Победы, мы обратились 16 апреля к президенту нашей страны. Увы, но ни на устное обращение по Прямой линии, ни на письменное, оставленное на соответствующем сайте, ответа так и не поступило. Обратились мы также на сайт Пушкинского (ныне Рыбинского) танкового училища, в котором в течение года обучался курсант Тарасов. Однако и тут нас ждало разочарование, руководство училища так и не ответило. Ссылки на мою публикацию на литературных сайтах были помещены во всех социальных сетях, а также в акции «Георгиевская ленточка».
Школа также активно вела поиски. Директор Тамара Александровна Туфекчи обратилась за помощью в адресный стол, имея в наличии координаты последнего места проживания Тарасовых. К сожалению, ни там, ни в военкомате, с которого призывался Евгений Тарасов, помочь ничем не смогли. Регистрация и последующее обращение на сайт программы «Жди меня» также остались не услышанными. Соответствующие объявления о розыске были разосланы в прессу, в частности, в «Учительскую газету», а также в региональную — «Ока-инфо». Липицкая школа является официальным партнёром прошедшей Всероссийской акции «Бессмертный полк», и на одном из портретов, который несли в день Победы, был изображён Евгений Петрович Тарасов.

http://moypolk.ru

Надежда на успех пусть и была, но очень маленькой. Найти родственников Жени, когда миновало не одно десятилетие, представлялось чем-то из разряда невероятного.
И чудо случилось! Однажды утром, открыв свою почтовую программу, я обнаружила в ней письмо от некоего Игоря Овяна. Мужчина писал, что является внучатым племянником Евгения Тарасова, внуком его родной сестры Зинаиды. Я очень эмоциональный человек, а потому с превеликим волнением восприняла эту информацию. В сообщении был указан номер телефона, и мне стоило огромной силы воли не позвонить ему тут же, в шесть часов утра. На счастье, Игорь Александрович уже на следующий день планировал деловую поездку в Тулу, а село Липицы расположено по пути. Мы договорились о встрече, и 14 мая на порог моей школы впервые ступил родственник «нашего Жени».
Как говорится, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Так и в нашем случае. Теперь нужно представить доказательства, что найденные родственники действительно являются таковыми, а также письменное свидетельство того, что Евгений Тарасов на самом деле был учеником Липицкой школы в период 1937-1939 годов. Игорь Александрович взял с собой необходимые бланки документов, которые нужно будет ещё заполнить, и, что самое главное, образец заявления на согласие семьи присвоить-таки имя героического земляка  школе.
26 мая состоялась долгожданная встреча родственников Героя Советского Союза Евгения Тарасова с учениками школы. На встречу также была приглашена Марина Николаевна Миронова — руководитель танцевального коллектива «Подсолнушки». Именно её ребята, вместе с «золотой» победой на конкурсе в Будапеште, привезли на родину горсть земли с могилы Жени на кладбище советским воинам в городе Тата (Венгрия). Марина Николаевна рассказала подробности обнаружения братской могилы, в которой был перезахоронен советский танкист Евгений Тарасов.
Родственники Жени также поведали о том, что все эти годы свято сберегали память о своём отважном предке. До сих пор жива родная сестра Евгения — Валентина Петровна. Женщине уже 95 лет. Возраст и соответствующее состояние здоровья не позволили ей быть вместе с нами. Зато в Липицы приехали племянницы Жени —Лариса Николаевна Заварыкина, Лидия Иосифовна Овян со своим сыном Игорем Александровичем, а также Галина Александровна Пахомкина. Основная часть семьи живёт в Москве. Наше предположение относительно Грузии оказалось правильным, поскольку некоторое время родственники действительно проживали в этой стране, впрочем, там и поныне живут несколько из них. В семье многим деткам, появляющимся на свет, дают имя Женя в память о том Жене. Каждый год родственники приходят почтить память Евгения на Поклонную гору в Москве к могиле Неизвестного солдата.

Закончить публикацию мне хотелось бы высказыванием политика 19 века Отто Бисмарка: «Даже самый благополучный исход войны никогда не приведёт к распаду России, которая держится на миллионах верующих русских. Эти последние, даже если они впоследствии международных договоров будут разъединены, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как находят этот путь друг к другу разъединённые капельки ртути. Это неразрушимое государство русской нации сильно своим климатом, своими пространствами и своей неприхотливостью. Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут, не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть».